Провинциальные письма. Тверская литература 1990-х годов

Владимир Кузьмин

В 1990-е годы сотни новых авторов пришли в литературу Тверского края. Невероятный всплеск творчества сопровождался и издательским бумом.Под обложкой «Провинциальных писем» собраны статьи о творчестве тверских писателей и поэтов, с которыми были связаны художественные надежды этой «скудной», по выражению Анны Ахматовой, земли. «Скудной», но «просторной» и «спокойной». Перед вами уже ушедшая, часто вместе с ее героями, эпоха 1990-х – провинциальных споров, надежд и разочарований.

Оглавление

Поэты «Русской провинции»

I

В начале века философ Иван Ильин в статье «Когда же возродится великая русская поэзия» в поисках свежего классического русского слова обращал свой взгляд в глубину России, в провинцию. Весной 1997 года журнал «Русская провинция» приступил к изданию серии поэтических сборников под общим названием «Поэты русской провинции».

Книги серии — литературные дебюты авторов разных поколений, художественных школ и традиций. Объединяющим началом задуманного цикла книг, как это не удивительно, стало свойство особого рода — провинциализм.

Авторы их — по корням и по внутренней сути русские провинциалы и провинциалки. Этим объясним и особый исповедальный тон их поэтического слова, который, сколько не прислушивайся, уже редко услышишь в поэзии столичной. Она давно «сто-лична», в ней нет индивидуализма. Исповедь в православной традиции — это, в первую очередь, мужество покаяния, не имеющее ничего общего с истерическим провозглашением на весь свет своих маленьких и больших грехов. Кстати, этим прибыльным «грехоискательством» нынче преимущественно и занимается большая часть «авангардных» московских «пиитов».

Изданы два первых поэтических сборника — «Заветный сад» Алексея Мальцева16 и «Сахарный снег» Юлии Гнатышак17. Для Алексея Федоровича Мальцева, крестьянина-плотника из тверской деревни Летнево — это итог жизни, для тверской студентки Юлии Гнатышак — это начало…

Над тихим омутом реки

Над ивами прибрежными

Кружились в танце мотыльки —

Поденки белоснежные.

И в брачном вальсе полном нег,

Рой белоснежный кружится,

Как белый снег, как белый снег,

Когда метель завьюжится.

Вдохни в нас, Боже, пыл и страсть

И дай нам легкокрылие…

***

Пьяная, красивая, глупая.

Смеется большим ртом.

Музыка речи нудная

Залита холодным вином.

Жесты небрежны, грубые.

Будто гоняет мух.

Нежно впиваясь в губы мне,

Просит любовных мук.

Я не хочу броситься

К пьяному телу в жар…

…Вводя читателя в заблуждение, цитирую из сборников анонимно, но не наугад. Интересно, на что вы полагались, пытаясь определить авторство? На мастерство слога, на тему или на что-то иное…

«Последний вальс» или «Гимн поденке» — из лучших стихотворений Алексея Мальцева, а «Пьяная, красивая, глупая…» — Юлии Гнатышак. И в одном и в другом — целый культурный пласт, принятый авторами по-разному: первым через страницы томиков некогда богатых сельских библиотек, второй из глубокомысленных лекций в университетских аудиториях. У них и к форме совершенно разные симпатии: Мальцев уверенно чувствует себя в жанре поэмы, Гнатышак пишет любовную лирику.

Конец ознакомительного фрагмента.

Примечания

16

Мальцев А. Ф. Заветный сад: стихотворения и поэмы. Тверь: Русская провинция, 1997, 128 с., 1000 экз., ISBN 5—87266—025—1.

17

Гнатышак Ю. С. Сахарный снег: стихотворения. Тверь: Русская провинция, 1997, 64 с., 1000 экз., ISBN 5—87266—026-x.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я