Провинциальные письма. Тверская литература 1990-х годов

Владимир Кузьмин

В 1990-е годы сотни новых авторов пришли в литературу Тверского края. Невероятный всплеск творчества сопровождался и издательским бумом.Под обложкой «Провинциальных писем» собраны статьи о творчестве тверских писателей и поэтов, с которыми были связаны художественные надежды этой «скудной», по выражению Анны Ахматовой, земли. «Скудной», но «просторной» и «спокойной». Перед вами уже ушедшая, часто вместе с ее героями, эпоха 1990-х – провинциальных споров, надежд и разочарований.

Оглавление

Оживление смысла

«Мысль и творчество отнюдь не враждебны друг другу: мысль есть главный и неизбежный фактор всех человеческих действий; творчество же есть воплощение мысли в живых образах или в ясном логическом изложении». Эта высказывание принадлежит нашему знатному предшественнику и земляку Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину, более известному своим современникам под именем Н. Щедрина. Оно кажется нам актуальным и для времен нынешних.

Впрочем, в России никогда не было недостатка в мыслящих людях, и подлинный русский писатель, художник, музыкант, артист, одним словом — человек искусства, всегда задавался вопросами с первого взгляда неразрешимыми и на поверхности, быть может, бессмысленными — «Что делать?», «Кто виноват?», «Что впереди?». Много ли ответов было найдено нашими предтечами на эти и другие вопросы. К счастью, не так мало. Другое дело, прислушались ли мы к их ответам, отнеслись ли с вниманием и пониманием, восприняли ли точно их думы. Вот сейчас в следующем прежде предложении я трижды говорил об одном и том же (словами, которые возникли от одного корня).…А вошла ли оттого в чьи-то головы эта мысль проще, или так и пролетела в словесной суете в никуда?

Собственно, я говорю о том, что мысль изреченная, конечно, ложь, но мысль сотворенная — вот она ближе к правде. И опять я всего лишь повторяю, например, Ивана Ильина или Александра Солженицына, уверенных в том, что сквозь подлинное искусство, прорекает себя сущность Бога и человека.

«Так что же делать, как быть?..» — по замкнутому кругу я воспроизвожу те самые вопросы. Выход — прислушиваться друг к другу, слышать друг друга. Наверное, именно этого качества в значительной степени не хватает современной тверской литературе. В последнее время тверские писатели дали друг другу понять, что в творчестве не может быть безликого объединения на основе подавления личной инициативы художника некими, будь то персональными или групповыми «авторитетами», или абстрактными ценностями.

Мы не должны объединяться вокруг кого-то или с кем-то… Присоединение к кому-то ради возможности издаться — лишь обманутая надежда быть услышанным, чтобы потом оказаться забытым, как это было уже не с одним тверским литератором — даже из тех, кто ушли совсем недавно. Конечно, не всякий выстоит и перед корочкой членского билета какого-нибудь СП, а, заняв место в каком-нибудь бюро, тут же почувствует себя наместником творческой интуиции на Земле. Главное, суметь сойти с порочного круга: не всякому это удается… Но мы можем быть объединены, мы уже объединены — одной верой, одной культурой, одной традицией. Трудно найти, разглядеть те пути, которые нас объединяют. Если отыщем их, то без труда отроем в себе способность к сопереживанию и к сотворчеству: к тому, что в отечественной традиции было осознано в понятие СОБОРНОСТЬ.

Известно, что подлинный художник всегда одинок. Художественное одиночество возвышенно и благородно, часто недоступно современникам. «Я птица. Ничейная птица…» — писала Галина БЕЗРУКОВА. Она не состояла не в каких союзах. Она полагала, что надо построить небольшой, но свой мир, свой домик.

Улитка умрет.

Но останется крохотный домик.

Пустяк, завиток.

Но ее он переживет.

И женщина эта умрет.

Но останется крохотный томик.

И время ни строчки уже

Со странички его не сотрет.

…Все это просто и сложно одновременно. Литература — как хорошее вино, в котором сокрыта та самая истина. Слив вместе два сосуда, истину не удвоишь, а только испортишь содержимое.

«НОВАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ТВЕРЬ» призвана, по замыслу литераторов, вошедших в ее общественную редколлегию, помочь тем художникам земли тверской, которые идут в литературе нелегким путем поиска истины. Они сомневаются, иногда допускают ошибки и учатся на них. Мы назвали наши страницы «мастерской… писателей». Это значит, что всякий раз, когда человек — читатель или писатель — касается слова, он оказывается один на один с самим собой… Перед ним открывается удивительная возможность почувствовать себя творцом, Мастером, влить дух в молчащее слово — оживить его смысл15.

Примечания

15

Впервые опубликовано — Тверская Жизнь. 2000, 28 янв.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я