Книга подробно разбирает, как создавать тексты песен. Подтекст, образы, глубина, рифма, темы. Разбираются и анализируется тексты русских легенд. Много примеров и практических заданий. Книга содержит нецензурную брань.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как писать песни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Место. Обстановка
Наряду с созданием образа героя следует уметь создавать образ пространства, места, пейзажа и т. п.
Многие лирические стихотворения и песни, как вы, наверное, уже заметили, вообще не содержат образов главных героев. Зато содержат описание, картинки места.
Место создается так же, как и образ героя — то есть деталями и подробностями. Без хотя бы двух-трех деталей места, происходящее как бы повисает в воздухе, и читателю очень сложно представить его.
Вернитесь к стихотворению И. Бродского и перечтите его. Вот так создается описание пространства. Можно действовать по-другому — см. стихотворение Гандлевского. Давайте, я приведу его снова.
Сигареты маленькое пекло.
Тонкий дым разбился об окно.
Сумерки прокручивают бегло
Кроткое вечернее кино.
С улицы вливается в квартиру
Чистая голландская картина —
Воздух пресноводный и сырой,
Зимнее свеченье ниоткуда,
Конькобежцы накануне чуда
Заняты подробною игрой.
Обратите внимание, как тонко, деликатно и тщательно Гандлевский создает зрительные образы — городской пейзаж, видимый из окна комнаты:
Сигареты маленькое пекло.
Тонкий дым разбился об окно.
Сумерки прокручивают бегло
Кроткое вечернее кино.
С улицы вливается в квартиру
Чистая голландская картина —
Воздух пресноводный и сырой,
Зимнее свеченье ниоткуда,
Конькобежцы накануне чуда
Заняты подробною игрой.
Конечно, требуется немного фантазии, чтобы это представить, а также некая осведомленность в живописи (опыт жизни должен включать созерцание голландских натюрмортов).
Далее действие переносится внутрь помещения, и мы видим дом изнутри:
Кактусы величественно чахнут.
К ночи глуше, к ночи горше звуки —
Лифт гудит, парадное стучит.
и так далее.
Рассмотрим еще одно стихотворение и роль деталей (и обрисовки обстановки, места) в нем.
«Любовь» Иосифа Бродского:
Я дважды пробуждался этой ночью
и брел к окну, и фонари в окне,
обрывок фразы, сказанной во сне,
сводя на нет, подобно многоточью
не приносили утешенья мне.
— ищем полный текст самостоятельно и читаем — —
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
руки не протяну уже, не вправе
оставить вас в том царствии теней,
безмолвных, перед изгородью дней,
впадающих в зависимость от яви,
с моей недосягаемостью в ней.
Бродский — автор сложный, продолжатель английских метафизиков, он иногда очень заковыристо выражается, пишет афоризмами, оперирует сложными понятиями, и если бы не было в его стихах двух-трех точных подробностей, конкретных предметов, его поэтику было бы крайне тяжело воспринимать. Но художник на то и художник, что умеет писать просто о сложном.
В самом начале, чтобы создать образ, картинку места, Б. пишет так:
Я дважды пробуждался этой ночью
и брел к окну, и фонари в окне,
обрывок фразы, сказанной во сне,
сводя на нет, подобно многоточью
не приносили утешенья мне.
Окно, фонарь. Лирический герой бродит по комнате, смотрит в окно, там фонари, похожие на многоточье. Время — ночь. Здесь а) создан пейзаж, б) задано время и место действия, в) показано внутреннее состояние героя
Первое дело сделано, можно продолжать.
Ты снилась мне беременной, и вот,
проживши столько лет с тобой в разлуке,
я чувствовал вину свою, и руки,
ощупывая с радостью живот,
на практике нашаривали брюки
и выключатель. И бредя к окну,
я знал, что оставлял тебя одну
там, в темноте, во сне, где терпеливо
ждала ты, и не ставила в вину,
когда я возвращался, перерыва
Герой пишет о своих чувствах, и нам, как читателям, интересно именно это, но чтобы не терять связь с реальностью, автор вынужден подбрасывать пару конкретных подробностей. Нам они не особо нужны и неинтересны, но нашему сознанию, воображению они необходимы.
Руки, живот, брюки, выключатель, окно — все эти прозаические вещи создают образ, они нужны.
Точно также, может быть менее изощренно сделаны некоторые тексты, в них угадывается определенное место, пространство. В тексте Виктора Цоя некая кухня.
«Перемен» песня группы «Кино»
Вместо тепла — зелень стекла,
Вместо огня — дым,
Из сетки календаря выхвачен день.
Красное солнце сгорает дотла,
День догорает с ним,
На пылающий город падает тень.
Электрический свет продолжает наш день,
И коробка от спичек пуста,
Но на кухне синим цветком горит газ.
Сигареты в руках, чай на столе —
Эта схема проста,
И больше нет ничего, все находится в нас.
Упражнение: Описать какое-нибудь место, так чтобы создавался образ. Городской пейзаж, природный пейзаж, любимый двор, комнату, квартиру, дом, улицу и т. п.
Короткий итог: образы создаются предметами и деталями, для восприятия читателем текста они необходимы.
_______________________
Теперь следующее упражнение.
Упражнение на эмоцию (также можно в прозе): описать эмоцию, не называя ее, но так, чтобы читатель понял, какая эмоция здесь заложена. Это может быть короткий рассказ или описание чего-то (дома, улицы, человека) и т. п.
Если непонятно, о чем речь, читайте следующую главу.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как писать песни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других