Книги Притчей, Екклесиаста, Песни Песней и Плач Иеремии. Наука о Ветхом Завете

Андрей Евгеньевич Тихомиров

Книга Притчей Соломоновых представляет собой сборник изречений израильских мудрецов. В книге Екклесиаста, или Проповедника, изображается суета и бессмысленность всего земного. Книга Песни песней Соломона – любовно-эротическая поэма. Богословы приписывают ее царю Соломону и толкуют как выражение обоюдной любви между богом и его «избранным народом» (в иудаизме) или между Христом и церковью (в христианстве). Книга Плач Иеремии представляет собой поэму, посвященную гибели Иерусалима.

Оглавление

  • Книга Притчей Соломоновых

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книги Притчей, Екклесиаста, Песни Песней и Плач Иеремии. Наука о Ветхом Завете предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Редактор Андрей Евгеньевич Тихомиров

ISBN 978-5-4485-9646-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Комментарии и научные объяснения приведены в скобках после каждого стиха.

Книга Притчей Соломоновых

Глава 1

1 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, (Большая часть притчей, собранных в Книге Притчей, как видно из названия книги, по традиции приписывается царю Соломону. Считалось, что за свою жизнь он рассказал три тысячи притчей. Но притчи и изречения, собранные в книге, создавались в течение многих веков, а книга появилась лишь после возвращения евреев из плена, вероятно, около 200 г. до н. э. Конечно, приведенные в ней притчи частично могли быть созданы во времена Соломона (а возможно, и раньше). Остальные, независимо от времени их возникновения, приписывались Соломону).

2 чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; (Подавляющее большинство притч связано с повседневной жизнью, религиозных элементов мало, а то и совсем отсутствуют).

3 усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; (Подавляющее большинство притч связано с повседневной жизнью, религиозных элементов мало, а то и совсем отсутствуют).

4 простым дать смышлёность, юноше — знание и рассудительность; (Подавляющее большинство притч связано с повседневной жизнью, религиозных элементов мало, а то и совсем отсутствуют).

5 послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдёт мудрые советы; (Подавляющее большинство притч связано с повседневной жизнью, религиозных элементов мало, а то и совсем отсутствуют).

6 чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их. (Притчи были очень распространены в древности).

7 Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление. («Страх Господень» — религиозный элемент, связанный с воздействием жрецов, которым было выгодно внушать страх, исходящий якобы от бога).

8 Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, (Подавляющее большинство притч связано с повседневной жизнью, религиозных элементов мало, а то и совсем отсутствуют).

9 потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей. (Аналогия с элементами аксессуаров для одежды).

10 Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; (Грешники — то те, кто нарушает заповеди жречества).

11 если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережём непорочного без вины, (Грешники совращают).

12 живых проглотим их, как преисподняя, и — целых, как нисходящих в могилу; (Грешники совращают).

13 наберём всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; (Грешники совращают).

14 жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», — (Грешники совращают).

15 сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, (Грешники — то те, кто нарушает заповеди жречества).

16 потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови. (Грешники — то те, кто нарушает заповеди жречества).

17 В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, (Аналогия с охотой).

18 а делают засаду для их крови и подстерегают их души. (Аналогия с охотой).

19 Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им. (Грешники — то те, кто нарушает заповеди жречества).

20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, (Подавляющее большинство притч связано с повседневной жизнью, религиозных элементов мало, а то и совсем отсутствуют).

21 в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: (В людных местах часто в древности проходили общественные проповеди-обличения).

22 «доколе, невежды, будете любить невежество? [доколе] буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? (В людных местах часто в древности проходили общественные проповеди-обличения).

23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. (В людных местах часто в древности проходили общественные проповеди-обличения).

24 Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; (Проповедник — женщина).

25 и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. (Проповедник — женщина).

26 За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придёт на вас ужас; (Непослушных и упрямых пугали всевозможными ужасами и напастями).

27 когда придёт на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесётся на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. (Непослушных и упрямых пугали всевозможными ужасами и напастями).

28 Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня. (По-видимому, женщина — пророчица-проповедник).

29 За то, что они возненавидели знание и не избрали [для себя] страха Господня, («Страх Господень» — религиозный элемент, связанный с воздействием жрецов, которым было выгодно внушать страх, исходящий якобы от бога).

30 не приняли совета моего, презрели все обличения мои; (По-видимому, женщина — пророчица-проповедник).

31 за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. (Непослушных и упрямых пугали всевозможными ужасами и напастями).

32 Потому что упорство невежд убьёт их, и беспечность глупцов погубит их, (Мудр тот, кто выбрал верный путь, он будет за это вознагражден, глуп тот, кто идет неверным путем, ибо рано или поздно будет за это наказан).

33 а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла». (Послушные и исполнительные будут вознаграждены).

Глава 2

1 Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, (Обращение к сыну, если исходить из того, что это обращение в виде притч к сыну от самого Соломона, то сын Ровоам не послушался отца, этот сын фактически способствовал распаду страны на Израиль и Иудею).

2 так что ухо твоё сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твоё к размышлению; (Древнее представление о том, что ухо может быть внимательным «органом», а сердце моет «размышлять», на самом деле эти функции решает головной мозг).

3 если будешь призывать знание и взывать к разуму; (Призыв к знаниям и разуму).

4 если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, (Сравнение разума-знаний с серебром и сокровищем).

5 то уразумеешь страх Господень и найдёшь познание о Боге. (Жрецам-царям выгодно держать людей в страхе, связанным с господином богом, чтобы ими легче манипулировать, бог представляется в качестве природы).

6 Ибо Господь даёт мудрость; из уст Его — знание и разум; (Якобы господин бог! даёт мудрость», познание жизни, опыт, умения в древности связывались с «божественным» воздействием, у бога есть уста-рот!).

7 Он сохраняет для праведных спасение; Он — щит для ходящих непорочно; («Праведные» и «ходящие непорочно» — верующие в Яхве, которых Яхве якобы оберегает и спасает).

8 Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих. (Яхве, в лице жрецов-священников иудаизма, всячески поддерживает ту правду, которая этим жрецам выгодна, всячески оберегает дороги «святых» иудаизма, то есть тех, кто беззаветно и преданно выполняет все указания иудаистских вождей-жрецов).

9 Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю. (Именно такая правда-матка и выгодна верхушке иудаизма, своих адептов и сторонников иудаисты всемерно поддерживают).

10 Когда мудрость войдёт в сердце твоё, и знание будет приятно душе твоей, (Древнее представление о том, что сердце может вместить мудрость, а знание войдёт в так называемую душу, по-современному сознание).

11 тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, (Жрецам выгодно, когда вожди-цари израильско-иудейского народа полностью их поддерживают, это даёт им хороший прокорм).

12 дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, (Все, кто не поступает так, как выгодно верхушке иудаизма — люди плохие, злые, лжецы).

13 от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; (Пути тьмы — неверие в Яхве).

14 от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, (Злые развратники не переводятся, а Яхве ничего с этим поделать не может! Значит, Яхве — не всемогущий бог, а просто представляет собой обыкновенных жрецов иудаизма!).

15 которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих; (Перечисление «нехороших» дел).

16 дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, (Перечисление «нехороших» дел).

17 которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего. (Перечисление «нехороших» дел).

18 Дом её ведёт к смерти, и стези её — к мертвецам; (Итог деятельности «нехорошего» человека).

19 никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни. (Итог деятельности «нехорошего» человека).

20 Посему ходи путём добрых и держись стезёй праведников, (Праведные и добрые — верующие в Яхве, однако и они рано или поздно умирают!).

21 потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней; (Праведные и добрые — верующие в Яхве, однако и они рано или поздно умирают!).

22 а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из неё. (Праведные и добрые — верующие в Яхве, однако и они рано или поздно умирают! Беззаконные и вероломные — неверующие в Яхве).

Глава 3

1 Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твоё; (Обращение к сыну).

2 ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе. (Если будешь поддерживать жрецов Яхве, то они будут поддерживать тебя).

3 Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего, (Аналогия с одеждой — платком; скрижали (слав.) — доски, плиты с письменами).

4 и обретёшь милость и благоволение в очах Бога и людей. (Если будешь поддерживать жрецов Яхве и их сторонников, то они будут поддерживать тебя).

5 Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. (Господин бог «посоветует» то, что выгодно жрецам иудаизма, так как Яхве — это есть коллективный жрец-священник, выражающий интересы верхушки иудаизма).

6 Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. (Господин бог «направит» туда, куда выгодно жрецам иудаизма, так как Яхве — это есть коллективный жрец-священник, выражающий интересы верхушки иудаизма).

7 Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: (Не показывай, что много знаешь, а бойся жрецов и не делай зла).

8 это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих. (Тогда будешь цел и сыт).

9 Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, (Почитай Яхве, приноси побольше и почаще пропитание жрецам Яхве!).

10 и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином. (Тогда и жрецы будут способствовать царскому процветанию. Точило (слав.) — давильня, специальное место, где выдавливают сок из винограда).

11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; (Жрецы имеют право критиковать царскую власть).

12 ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. (Жрецы наказывают тех, кто их поддерживает, но несколько ошибается в своих действиях, они подправляют и корректируют поведение царей).

13 Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрёл разум, — (Мудрый и разумный, с точки зрения религии — полное и беспрекословное выполнение указаний жрецов-священников).

14 потому что приобретение её лучше приобретения серебра, и прибыли от неё больше, нежели от золота: (Золото-серебро — не это главное, а главное — поддержка со стороны верхушки иудаизма!).

15 она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. (Золото-серебро — не это главное, а главное — поддержка со стороны верхушки иудаизма!).

16 Долгоденствие — в правой руке её, а в левой у неё — богатство и слава; (Золото-серебро — не это главное, а главное — поддержка со стороны верхушки иудаизма!).

17 пути её — пути приятные, и все стези её — мирные. (Золото-серебро — не это главное, а главное — поддержка со стороны верхушки иудаизма!).

18 Она — древо жизни для тех, которые приобретают её, — и блаженны, которые сохраняют её! (Золото-серебро — не это главное, а главное — поддержка со стороны верхушки иудаизма!).

19 Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; (Древнее представление о том, что господин бог создал землю и небеса).

20 Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою. (Сравнение природных явление с «действиями» бога).

21 Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность, (Бог — вседержитель, человек, с точки зрения религии, должен это постоянно помнить).

22 и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей. (Бог — вседержитель, человек, с точки зрения религии, должен это постоянно помнить).

23 Тогда безопасно пойдёшь по пути твоему, и нога твоя не споткнётся. (Бог — вседержитель, человек, с точки зрения религии, должен это постоянно помнить, тогда ему и станет безопасно).

24 Когда ляжешь спать, — не будешь бояться; и когда уснёшь, — сон твой приятен будет. (Бог — вседержитель, человек, с точки зрения религии, должен это постоянно помнить, тогда ему и станет безопасно).

25 Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придёт; (Бог — вседержитель, человек, с точки зрения религии, должен это постоянно помнить, тогда ему и станет безопасно).

26 потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления. (Бог — вседержитель, человек, с точки зрения религии, должен это постоянно помнить, тогда ему и станет безопасно).

27 Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. (Помогай страждущему и нуждающемуся).

28 Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе. (Помогай страждущему и нуждающемуся).

29 Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живёт с тобою. (Не делай зла ближнему!).

30 Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе. (Не делай зла ближнему!).

31 Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его; (Соревновать (слав.) — соперничать).

32 потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение. (Развратный — тот, кто нарушает «божественные» установления).

33 Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет. (Изрыгать проклятия и благословлять может только человек!).

34 Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным даёт благодать. (Посмеиваться и давать благодать может только человек!).

35 Мудрые наследуют славу, а глупые — бесславие. (Люди склонны уважать мудрого, подвергая насмешке глупость).

Глава 4

1 Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму, (Отец учит детей уму-разуму).

2 потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей. (Отец учит детей уму-разуму).

3 Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей, (Обращение от отца).

4 и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твоё слова мои; храни заповеди мои, и живи. (Отец учит детей уму-разуму).

5 Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих. (Отец учит детей уму-разуму).

6 Не оставляй её, и она будет охранять тебя; люби её, и она будет оберегать тебя. (Отец учит детей уму-разуму).

7 Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. (Отец учит детей уму-разуму).

8 Высоко цени её, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; (Отец учит детей уму-разуму).

9 возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец. (Венок и венец как символ величия и мудрости).

10 Слушай, сын мой, и прими слова мои, — и умножатся тебе лета жизни. (Отец учит детей уму-разуму).

11 Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым. (В книге мудрость противопоставляется глупости).

12 Когда пойдёшь, не будет стеснён ход твой, и когда побежишь, не споткнёшься. (В книге мудрость противопоставляется глупости).

13 Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно — жизнь твоя. (Отец учит детей уму-разуму).

14 Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых; (Долой нечестивых и злых!).

15 оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо; (Долой нечестивых и злых!).

16 потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения; (Злые очень коварны).

17 ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения. (Злые очень коварны).

18 Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня. (Мудр тот, кто в любой жизненной ситуации сумеет выбрать верный путь, глуп тот, кто постепенно теряет свой путь).

19 Путь же беззаконных — как тьма; они не знают, обо что споткнутся. (Мудр тот, кто в любой жизненной ситуации сумеет выбрать верный путь, глуп тот, кто постепенно теряет свой путь).

20 Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твоё; (Обращение отца к сыну).

21 да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего: (Обращение отца к сыну).

22 потому что они жизнь для того, кто нашёл их, и здравие для всего тела его. (Обращение отца к сыну).

23 Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни. (Сердце понималось как сознание).

24 Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя. (Долой лукавых и лживых!).

25 Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою. (Аналогия с глазами и ресницами).

26 Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. (Главное — твердость в пути).

27 Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла, (Иди так, как тебе укажут жрецы).

Глава 5

1 Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твоё к разуму моему, (Внушение мудрости).

2 чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание. (Внушение рассудительности).

3 ибо мёд источают уста чужой жены, и мягче елея речь её; (Имеются в книге притчи, которые предостерегают от нецеломудрия).

4 но последствия от неё горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; (Имеются в книге притчи, которые предостерегают от нецеломудрия).

5 ноги её нисходят к смерти, стопы её достигают преисподней. (Имеются в книге притчи, которые предостерегают от нецеломудрия).

6 Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни её, то пути её непостоянны, и ты не узнаешь их. (Имеются в книге притчи, которые предостерегают от нецеломудрия).

7 Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих. (Главное — твердость в пути).

8 Держи дальше от неё путь твой и не подходи близко к дверям дома её, (Главное — твердость в пути).

9 чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; (Возможны всяческие болезни).

10 чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома. (Возможны напрасные труды и хлопоты).

11 И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твоё будут истощены, — (Человек может быть в отчаянии).

12 и скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце моё пренебрегало обличением, (Человек терзается о том, что был непослушен).

13 и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим: (Человек терзается о том, что был непослушен).

14 едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!» (Человек терзается о том, что был непослушен).

15 Пей воду из твоего водоёма и текущую из твоего колодезя. (Аналогия с водой из колодца-водоёма).

16 Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод — по площадям; (Аналогия с водой из колодца-водоёма).

17 пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. (Один хозяин лучше!).

18 Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, (Благословение источника).

19 любезною ланью и прекрасною серною: груди её да упоявают тебя во всякое время, любовью её услаждайся постоянно. (Наслаждение любовью).

20 И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой? (Осуждение адюльтера).

21 Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его. (Бог якобы имеет очи-глаза, которыми «измеряет» пути человека).

22 Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: (Беззаконные — те, кто нарушают законы).

23 он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется. (Перед смертью жрецы-священники «давали наставления»).

Глава 6

1 Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, — (Поручение за другого человека).

2 ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих. (Поручитель попал в ловушку).

3 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего; (Рекомендация поведения в случае поручительства).

4 не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; (Вежды — глаза, очи, веки).

5 спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова. (Аналогия с охотой).

6 Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. (Аналогия с жизнью животных).

7 Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; (Аналогия с руководством).

8 но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. (Аналогия с работой хлебозаготовителя).

9 Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? (Повеление пробуждения от сна).

10 Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: (Повеление пробуждения от сна).

11 и придёт, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. (Аналогия с бедностью и разбоем).

12 Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, (Нечестивцы не дремлют!).

13 мигает глазами своими, говорит ногами своими, даёт знаки пальцами своими; (Нечестивцы не дремлют!).

14 коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. (Нечестивцы не дремлют!).

15 Зато внезапно придёт погибель его, вдруг будет разбит — без исцеления. (Нечестивцы якобы погибнут!).

16 Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: («Священные» цифры здесь предстают в негативном свете)

17 глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, (Нечестивцы не дремлют!).

18 сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, (Нечестивцы не дремлют!).

19 лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями. (Нечестивцы не дремлют!).

20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; (Сын должен слушаться наставлений отца и матери).

21 навяжи их навсегда на сердце твоё, обвяжи ими шею твою. (Сын должен слушаться наставлений отца и матери).

22 Когда ты пойдёшь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: (Сын должен слушаться наставлений отца и матери).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Книга Притчей Соломоновых

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книги Притчей, Екклесиаста, Песни Песней и Плач Иеремии. Наука о Ветхом Завете предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я