Что такое нарисованные скульптура, инсталляция или рисованная анимация-видео? Сегодня рисунок стал местом для визуального осмысления окружающего мира, территорией идей и лабораторией мысли, фиксацией внутренней пульсации и пространством для проектирования. Для создания рисунка используются новые приёмы: сгибание, приклеивание, сжигание, разрыв, соскабливание. Даже появился способ создания трёхмерного изображения рисунка в пространстве, сотворение рисунка через перформанс, акции, танец.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Современный рисунок предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Виды рисунка
Виды художественного рисунка возникли как ответ на потребность людей графически, через художественные образы изображать эмоции, идеи, истории, предметы, персонажей. Художественный рисунок — это форма выражения восприятия реальности (предметов, явлений, человеческих фигур…) с помощью чувств, которая может материализоваться в репрезентативно-реальной или абстрактной манере. Такая концепция использовалась и развивалась на протяжении тысячелетий и многочисленными являются признанные художественные экспоненты, выдающиеся художники. Например, к художественному рисунку обращался Леонардо да Винчи. Он создавал портреты и пейзажи, а также эскизы машин, различных аппаратов, которые группируются в особую разновидность рисунка — технический рисунок.
Портреты. Рисунки портретов обычно подразумевают изображения моделей в профиль, в трёхчетвертном повороте. Портреты пользовались огромной популярностью в ХV веке (Пизанелло, Ян ван Эйк, Дюрер — портрет императора Максимилиана). В работах Жана и Франсуа Клуэ и Ганса Гольбейна Младшего прослеживается исключительное предпочтение к портретному рисунку, особенно, когда портреты были выполнены цветными мелками. В ХVIII веке Квентин де ля Тур, Франсуа Буше и Жан-Батист Шарден были крупными экспонентами портретов пастелью. Затем художники начали выявлять на своих портретах психологические особенности моделей. В конце Х1Х и в ХХ столетии портретисты отдавали предпочтение более мягким карандашам, которые хорошо раскрывали их идеи, их концепцию портрета.
Пейзажи. Этот жанр рисунка возник в ХV веке, когда пейзаж также стал доступным жанром для автономного рисунка (наброски Якопо Беллини в ХV веке). Но только у Дюрера в конце ХV столетия пейзаж стал главной темой, без отсылок к другим жанрам. Его рисунки, созданные во время двух итальянских путешествий в Нюрнберг и в Нидерланды, являются примерами самых ранних чисто пейзажных рисунков. Прошли столетия, прежде чем такие «чисто пейзажные» рисунки вновь получили распространение.
В ХVI столетии пейзажные элементы также можно обнаружить в немецких и голландских рисунках и иллюстрациях, особенно у членов дунайской школы (Альбрехт Альтдорфер и Вольф Хубер). Представитель нидерландского Ренессанса Питер Брейгель Старший рисовал топографические виды и создавал свободные пейзажные композиции, как и автономные произведения. В ХV11 столетии в пейзажных рисунках художников-академиков (Доменикино) смешивались классические и мифологические темы с героическими пейзажами. А французские классицисты Клод Лоррен и Никола Пуссен создавали идеализированные пейзажные рисунки. В ХVIII веке в Италии появились топографически точные пейзажные рисунки ведуттистов — венецианцев Каналетто и Бернардо Беллотто и римлянина Джанбатисты Пиранези. Пейзажные рисунки получили второй расцвет в Англии в начале Х1Х столетия, благодаря работам Тёрнера и Александра Козенса. Во Франции эту традицию продолжил Камиль Коро, позже Ван Гог.
Фигуративные жанровые работы. Менее значимые для автономного рисунка, чем портрет и пейзаж, фигуративные рисунки тесно связаны с развитием живописи в целом. Так, например, рисунки с жанровыми сценами доминировали в голландской реалистической школе ХVII века, в ХVIII столетии — во Франции и Англии, в Х1Х веке — во Франции (Оноре Домье).
Рисунки с изображением натюрмортов, в которых доминировали цветы, как в рисунках амстердамского художника Яна ван Хейсена, пользовались популярностью с ХVII столетия. В некоторых подобных работах прослеживается сходство и близость с живописью как в пастелях Х1Х века французского художника Одилона Редона или в работах немецкого экспрессиониста ХХ века Эмиля Нольде, в которых нарушается граница между рисунком и живописью.
Фантастические рисунки. Рисунки с изображениями сюрреалистических, фантастических сюжетов, как в фантастических композициях Иеронима Босха, были популярны в течение длительного периода. В ХV1 веке появились гротески Рафаэля, аллегорические крестьянские сцены Питера Брейгеля Старшего. В ХV11 столетии возникли театрализованные офорты с фантастическими шествиями французского художника Жака Калло. Другие приверженцы такого направления — англо-швейцарский художник Генри Фюсли, влиятельный французский художник-символист Гюстав Моро и сюрреалисты ХХ века.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Современный рисунок предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других