1. книги
  2. Языкознание
  3. Виктория Дядик

Слова, слова, слова… Тренажёр

Виктория Дядик
Обложка книги

Данный тренажёр представляет собой комплекс упражнений, направленных на формирование навыка грамотного письма и систематизацию знаний по основным разделам русского языка. Книга предназначена прежде всего для самостоятельной работы учащихся.

Автор: Виктория Дядик

Жанры и теги: Языкознание

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Слова, слова, слова… Тренажёр» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Справочный материал «Главные и второстепенные члены предложения»

Главные члены предложения

Главные члены предложения образуют грамматическую основу предложения. В предложении может быть одна грамматическая основа (простое предложение) или несколько грамматических основ (сложное предложение). Они опоздали из-за сильного дождя. Они опоздали, потому что шёл сильный дождь. (Грамота.ру)

Подлежащее.

Значение: указывает, о ком или о чём идёт речь в предложении.

Отвечает на вопросы: кто? что?

Подчёркивается: одной линией.

Сказуемое.

Значение: указывает на то, что говорится о подлежащем.

Отвечает на вопросы: что делает? что делал? каков? и др.

Подчёркивается: двумя чертами.

Второстепенные члены предложения

Определение.

Значение: второстепенный член предложения, обозначающий признак лица или предмета.

Отвечает на вопросы: какой? чей?

Подчеркивается: волнистой линией.

Дополнение.

Значение: второстепенный член предложения, обозначающий предмет.

Отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается теми же частями речи, что и подлежащее.

Подчёркивается: пунктирной линией.

Обстоятельство.

Значение: второстепенный член предложения, который указывает на способ совершения действия, время, место, причину, цель или условие протекания действия.

Отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

Подчёркивается: пунктирной линией с точкой.

Упражнение 4. Прочитай слова.

Шарф, торт, бинт, бант, герб, алфавит, досуг, каталог, порт, борт, шкаф

Образец: шарф — шарфа — шарфу — шарфом — о шарфе.

• Запиши слова, изменяя их по падежам. Расставь ударение. Проверь себя по словарю.

• Обозначь графически орфограмму «Парные согласные».

• Запиши данные слова во множественном числе. Поставь ударение. Проверь по словарю.

• Выпиши пары слов, отличающиеся одним звуком.

• Выполни фонетический анализ слов герб, досуг.

Упражнение 5. Запиши слова в столбик.

Ушиб, увёз, унёс, ползти, нёс, везти, принёс, нести, увяз, трясти, отнёс

• Определи, какой частью речи являются данные слова.

• Определи, если это возможно, время глаголов.

• Выдели окончания.

• Выдели суффиксы в глаголах неопределённой формы.

• Определи вид глаголов.

• Запиши данные глаголы в прошедшем времени во множественном числе.

• Подчеркни буквы, которые помогли проверить парные согласные.

• Выпиши группу родственных слов, выдели корень.

• Составь с данными глаголами словосочетания, подобрав зависимые слова.

Упражнение 6. Запиши слова в столбик.

Сугроб чём?

Снег — о чём?

Рукав — чему?

Флаг — чего?

Рыбак — кому?

Тулуп — чем?

Парад — чего?

Сад — о чём?

Мёд — чем?

Род — о чём?

• Измени слова так, чтобы они отвечали на поставленные вопросы. Определи падежи.

• Выдели орфограмму «Парные согласные».

• Определи и запиши общие морфологические признаки слов первого столбика.

• Выпиши слова на зимнюю тему. Составь с ними повествовательные невосклицательные нераспространённые предложения.

Конец ознакомительного фрагмента.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я