Иван Грозный. Как первый царь создавал великую Россию

Валерий Шамбаров, 2021

Эта книга известного писателя-историка Валерия Шамбарова необычная. Она специально написана простым и доступным языком, чтобы понять её мог любой школьник. Книга рассказывает о жизни и делах первого русского царя Ивана Грозного. Как он создавал и устраивал свою державу. Как присоединил к России Казанское, Астраханское, Сибирское ханства, осваивал Поволжье, Урал, расширил границы до Кавказских гор. Воевал за выход к Балтийскому морю. Отразил массированные нашествия врагов с юга – крымцев и турок, с запада – чуть ли не всей Европы. Как он боролся с предателями. Эта книга станет настоящим подарком и для детей, и для их родителей. Для всех, кому интересна героическая и славная история нашей страны. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Русская история

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Иван Грозный. Как первый царь создавал великую Россию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

Соседи нашей страны

Польские паны

Мы измеряем время часами, днями, месяцами, годами. В истории большие промежутки времени измеряют веками. Их принято обозначать римскими цифрами. Век — это 100 лет. Наша книга рассказывает о событиях, происходивших в 1500-е годы. Это XVI (шестнадцатый) век. То есть от Рождества Христова прошло пятнадцать веков и идёт шестнадцатый.

В те времена не только Россия, но и страны вокруг неё были другими. Самой северной её соседкой была Швеция. Она была больше, чем сейчас, ей принадлежала ещё и Финляндия. А рядом с ней, в Эстонии и Латвии, располагался Ливонский орден — немецкие рыцари-крестоносцы. И шведы, и ливонцы враждовали с нашей страной. Много раз пытались захватить соседние русские земли. Ещё одной соседкой была Литва, объединённая с Польшей, — у них был общий король. Это была огромная держава. Ей принадлежали и Белоруссия, Украина, западные области нынешней России: Смоленск, Вязьма, Брянск. Граница проходила совсем близко от Москвы — за Можайском.

Но порядки в России и у её соседей очень отличались. У нас основой всей жизни была Православная вера. А в большинстве европейских стран — католическая. Она тоже христианская, но во многом отличается от нашей. Православные признают, что глава Церкви — Сам Христос. Патриархи, митрополиты, епископы, священники только служат Ему. Церковные службы могут идти на любом языке — ведь Бог, конечно же, поймёт всех. Каждый может обращаться к Господу с молитвами. Каждый верующий в храме может получить Святое Причастие, как бы соединиться с Христом.

У католиков глава церкви — папа римский. Его считают «наместником Христа» на земле. Его надо слушаться, как Самого Бога. Папа может прощать любые грехи. Если богатый человек натворил какие-нибудь гадости, он платил папе деньги и покупал особый документ, индульгенцию, что у него больше нет грехов. В католических храмах служили только на латинском языке (на нём разговаривали в Древнем Риме). Обращаться к Богу и получать Причастие могли только священники. Остальным вместо Причастия давали маленькие лепёшечки, облатки. Хотя православные святые подвижники признавали такие правила ересью. То есть грубым нарушением христианства.

Были и другие отличия. В Ливонии государством был рыцарский орден крестоносцев. Им управляли не князья или короли, а католические епископы и великий магистр. Важное место занимали и богатые купцы, у них в городах была своя власть. Но полноправными людьми здесь были только немцы. Они же когда-то завоевали Эстонию и Латвию. А эстонцы и латыши прислуживали им. Были крепостными крестьянами. Трудились на рыцарей, как рабы. Хозяин мог продать их, выпороть, казнить.

Польшей и Литвой правил король. Но по здешним законам его выбирали, как президента. Настоящая власть принадлежала не ему, а богатым вельможам — их называли «паны». Не король им указывал, а они королю указывали, как править. Из панов состояло правительство — сенат. Чтобы решить самые важные вопросы, созывали парламент — сейм. Нарушить решения сейма или сената король не мог. Поляки и литовцы очень гордились такими «свободами». Но эти свободы были не для всех. Ими пользовались только паны и мелкие дворяне — их называли шляхтичи. Только они могли выбирать делегатов на сейм, принимать законы. И конечно же, принимали такие, чтобы было лучше им самим.

Крестьяне здесь тоже были крепостными. Работали на полях панов и шляхтичей. Ещё и отдавали им часть продукции от своего маленького хозяйства. Тем хотелось получить побольше, и они драли с крестьян три шкуры. Паны в своих владениях вели себя как царьки. Содержали собственные войска из шляхтичей. Богатства, полученные от крепостных, тратили на балы, пиры, охоты. Но дисциплина у поляков и литовцев была отвратительной. Они же кичились «свободой». Позовёт король на войну — приедут с опозданием. Или вовсе не приедут.

А на юге от России лежала Османская империя. Эта держава была вообще громаднейшей и очень воинственной. Турецкому султану подчинялись вся западная часть Азии, северная часть Африки, часть Европы — Греция, Болгария, Сербия, Македония, Молдавия, Валахия, половина Венгрии. Ему принадлежали все берега Чёрного моря. От распавшейся Золотой Орды осталось несколько кусков — Крымское, Казанское, Астраханское ханство, две Ногайские орды. Самым сильным из них было Крымское ханство, но оно тоже подчинялось султану.

Эти ханства доставляли России больше всего неприятностей. Потому что главным промыслом они сделали охоту за невольниками. Татары совершали набеги, грабили, угоняли пленных. Их покупали работорговцы, продавали по всей Османской империи. Из-за постоянных нападений жить в южных районах было очень опасно. Граница находилась совсем близко от Москвы. Рязань, Тула, Калуга были уже пограничными городами. Дальше раскинулось пустынное «Дикое поле», где гуляли татарские отряды. Русские государи каждую весну присылали на границу полки конницы. Они дежурили до осени. Высматривали, не идут ли татары.

Но в Диком Поле жили и казаки. Сперва это были остатки древних племён, населявших степи задолго до татар. На Дону обитали бродники, на Кубани касоги. Потом к ним стало присоединяться много русских. Кто-то сбежал из татарского плена. У других при набегах сожгли деревни, угнали близких — и они хотели расквитаться с врагами. Присоединялись и просто удальцы, желающие поискать счастья. Все они смешивались, их объединяла православная вера, и они становились казаками.

Они селились по рекам — на Дону, Днепре, Тереке, Волге, Яике (Урале). Строили укреплённые городки, спрятанные в речных зарослях, на островах. Ловили рыбу, охотились. Сами выбирали своих начальников — атаманов. Но они поддерживали связь с пограничными городами. Некоторые казаки держали там семьи, приходили к ним на зиму, а летом уходили в степь, на промысел. Они первыми сообщали о готовящихся набегах. А если татары, пограбив на Руси, возвращались назад, казаки поджидали их в засадах, отбивали пленных. В Диком поле они жили в постоянной опасности и мастерски владели оружием, умели читать следы, были прекрасными разведчиками.

А Иван III решил — хватит терпеть нападения хищников. Он начал войну против ближайшего к России ханства, Казанского. Посылал на него конные войска, флотилии лодок. Наконец, его армия осадила Казань. Хан взмолился о мире. Ему пришлось признать над собой власть московского государя, освободить десятки тысяч русских невольников.

С западными странами Иван Великий хотел торговать. В Европе можно было выгодно продавать ценные русские меха, воск (электричества ещё не было, а восковые свечи были самыми лучшими, не коптили, не воняли. За границей они стоили очень дорого.) В нашей стране изготовляли и отличные льняные ткани, украшения, доспехи, сабли. А главная дорога на запад лежала через Балтийское море. По приказу государя основали порт Ивангород, начали строить корабли. Но вздыбились Ливонский орден и шведы. Они получали жирные прибыли как раз от перепродажи наших товаров. Покупали в России по дешёвке, а в Европе продавали втридорога. Если русские сами повезут их на запад — конец их барышам. Они стали захватывать и топить наши корабли. Бросали в тюрьмы и казнили приехавших к ним русских купцов. Ивану III пришлось воевать и со Швецией, и с ливонцами. Получив серьёзную взбучку, они разрешили русским торговать в их странах, согласились пропускать в другие государства.

А в Польше и Литве значительная часть населения сохраняла православную веру — жители Белоруссии, Украины, русских областей, покорённых литовцами. Но правили в стране католики, а православных считали людьми «второго сорта». Их оскорбляли, унижали. Потом по требованию папы король решил вообще обратить всех подданных в католическую веру. По городам и сёлам отправились солдаты с католическими священниками. Закрывали православные храмы. У людей отнимали детей и жён, насильно перекрещивали по католическим обрядам.

Но уж такого Иван III не стерпел. Объявил, что притеснять Православие никому не позволит и единоверцев в обиду не даст. Государь начал войну. Его армия в нескольких сражениях разгромила неприятелей. А православные люди встречали его воинов как освободителей, сами переходили на их сторону. У короля Польши и Литвы отобрали 19 городов с областями. Он поклялся больше не обижать православных. Россия действительно стала превращаться в наследницу Византии, мировой центр Православия.

В те времена и вся Европа очень отличалась от той, какой она стала позже. На месте Германии и Италии было много мелких государств. Считалось, что они входят в Германскую империю — её называли Священной Римской империей. Хотя на самом деле многие немецкие и итальянские государства императору не подчинялись. Но европейцы возомнили себя наследниками древних римлян. Объявили, что у них эпоха Возрождения — то есть возрождается величие и культура Древнего Рима. Поэтому они — единственные культурные люди на свете, а остальные народы — «дикари» и «варвары».

Чтобы показать свою «культуру», выставляли напоказ богатства. Короли, князья, вельможи строили великолепные дворцы. Нанимали лучших мастеров, украшая их картинами и скульптурами. Устраивали умопомрачительные балы, маскарады, пиршества. Но при этом европейцы почти не мылись. У кавалеров и дам в пышных нарядах вши и блохи считались нормальным явлением. А для того, чтобы на балах заглушить запахи пота и грязи, изобрели духи и одеколоны. (Русские ходили в баню не реже двух раз в неделю!) Очень грязными были и западные города. В домах не было даже туалетов. Все помои и нечистоты выплёскивали прямо на улицы. От этого стояла вонища, плодились крысы, часто возникали эпидемии.

А на роскошную жизнь требовались огромные деньги. Поэтому властители устанавливали очень высокие налоги. Простонародье разорялось. Вокруг прекрасных дворцов люди жили в страшной нищете. В борьбе за власть и за богатство короли и вельможи убивали друг друга, травили ядами. Жестоко воевали между собой. Научились посылать военные флотилии за океаны. Стали захватывать и грабить те страны, которые были слабее: в Америке, Африке, Индии, Индонезии. Но постоянных армий в Европе ещё не было. Воевали рыцари — дворяне. И за деньги набирали наёмных солдат. На этой работе специализировались немцы, шотландцы, венгры. Служили тому, кто платит. Сегодня могли воевать на одной стороне, завтра на другой.

Европейцы очень гордились своей наукой. Действительно, у них изобретали кое-какие полезные вещи. Поэтому Иван III начал приглашать на службу иностранных инженеров, архитекторов, врачей. Таких, кто знает хитрости, ещё неизвестные в России. (А у нас были свои хитрости, неизвестные за границей.) Но европейская наука была совсем не похожей на современную. Некоторых настоящих учёных за их открытия католическая церковь объявляла колдунами, сажала в тюрьмы, сжигала на кострах. Зато считались серьёзными науками астрология, алхимия, магия.

Они были очень модными. Ими увлекались короли, богатые господа и дамы, епископы, папы. Держали на службе астрологов, составлять им гороскопы, алхимиков — искать способы превращать дешёвые металлы в золото. Но при этом разрушалась христианская вера. Знатные люди считали — это же «некультурно», скучно, это для простонародья. А сами лезли в тёмные магические учения. Как привлечь удачу, счастье, победы, возлюбленных. Ну и конечно, богатство.

А католическую церковь и без того охватила погоня за богатствами. Монастыри и должности епископов оценивали не с точки зрения святой жизни, а какой доход они приносят. Эти места считались очень выгодными. Знатные люди покупали их для своих детей. Нередко бывало так, что настоятелю большого монастыря всего 8–10 лет. Или епископом стал 12-летний мальчик. Но самым выгодным был престол папы римского. У него было отдельное государство, все католики из разных стран платили ему десятую часть своих доходов. На место папы всегда было много желающих.

За его престол шла жестокая борьба. Папами становились то родственники банкиров, а то и хитрые проходимцы, воры, убийцы. В папском дворце в Риме, как и у других богатых властителей, гремели балы с танцами, папские гости обжирались и напивались на пиршествах. Однако в ту эпоху большинство людей действительно верили в Бога. Они стали возмущаться. Зачем подчиняться такому папе, платить ему? Протестовали, и их назвали протестантами. В разных странах они поднимали восстания. Крушили католические храмы, убивали священников и монахов. Провозгласили Реформацию — то есть изменения в церкви. Но как её изменять?

Разные лидеры проповедовали свои варианты. В Англии всё оставили, как было, но главой церкви стал не папа, а король. Церковные подати он начал забирать себе. Другие вожди протестантов, Лютер и Кальвин, учили, что не только папа, но и епископы, священники, монахи не нужны. И храмы, церковные обряды, иконы не нужны. Надо читать Библию — вот и будешь христианином. Были и секты, которые объявляли: если власть папы не нужна, то и государственная власть не нужна. Надо поделить все богатства, и пускай каждый живёт сам по себе. К таким присоединялась беднота, крестьяне, громили имения хозяев. Европу охватили религиозные войны. Католики дрались с протестантами. Протестанты разных учений дрались друг с другом.

А католические епископы и кардиналы собрали в Риме свой собор. Решили, что во многом были сами виноваты. Впредь нельзя допускать явных безобразий среди священников. На протестантов напустили инквизицию. Она вылавливала и отправляла на костры тех, кто выступал против папы и католиков. Кроме того, был создан орден иезуитов. Вроде бы монашеский. Но возглавлял его генерал, ему подчинялись отделения в разных государствах. Иезуитам разрешалось жить под чужими именами, в нецерковной одежде. А приказы начальства они должны были выполнять беспрекословно. Им надо было любыми способами переманивать к католикам людей из другой веры. За врагами католической церкви шпионить, вредить им, убивать. В общем, орден стал первой в мире профессиональной спецслужбой.

Реформация коснулась и соседей России. В Швеции и Ливонии победили сторонники Лютера — лютеране. Перестали подчиняться папе. Здешние епископы стали обычными правителями в своих владениях. В Польше и Литве споры решили мирно. Паны и шляхта на сейме постановили — главнее всего их «свободы». Поэтому любой шляхтич свободен, как ему верить. Ну а крестьяне должны верить так же, как их хозяин.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Иван Грозный. Как первый царь создавал великую Россию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я