Эта книга известного писателя-историка Валерия Шамбарова необычная. Она специально написана простым и доступным языком, чтобы понять её мог любой школьник. Книга рассказывает о жизни и делах первого русского царя Ивана Грозного. Как он создавал и устраивал свою державу. Как присоединил к России Казанское, Астраханское, Сибирское ханства, осваивал Поволжье, Урал, расширил границы до Кавказских гор. Воевал за выход к Балтийскому морю. Отразил массированные нашествия врагов с юга – крымцев и турок, с запада – чуть ли не всей Европы. Как он боролся с предателями. Эта книга станет настоящим подарком и для детей, и для их родителей. Для всех, кому интересна героическая и славная история нашей страны. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Иван Грозный. Как первый царь создавал великую Россию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Шамбаров В., 2021
© ООО «Издательство Родина», 2021
Глава 1
Как появилась Россия?
Московский Кремль при Иване III.
Картина А.М.Васнецова
25 августа 1530 года над Москвой разразилась сильнейшая гроза. Гром грохотал, будто залпы тяжёлых пушек. Ослепительные молнии рубили, как саблями, чёрные тучи. Дождь лил потоками, смывая с земли пыль и грязь. И как раз во время грозы в Коломенском, в загородном дворце государя Василия III, у него родился сын. Как будто само небо подсказывало — в мир пришёл великий и грозный царь. Но разве мог кто-нибудь знать, что этого младенца назовут Грозным? Нет, он был обычным ребёнком. Радовал своих родителей. Сопел, завёрнутый в пелёночки. Смотрел на людей любопытными глазёнками. Пищал, требуя молока. В общем, был таким же милым и беспомощным, как любые детишки, которые рождаются в наши дни.
Но только время было совсем другое. И весь мир был другим. Даже Россия появилась совсем недавно, её создавал дедушка младенца, Иван III. В народе его прозвали Иваном Великим за высокий рост и великие дела. Из школьных уроков истории вы знаете, что большая и богатая Древняя Русь разделилась на отдельные княжества. Все князья были родственниками, они происходили от древнего князя Рюрика и называли себя «Рюриковичи». Но родство быстро забылось. Дяди, племянники, двоюродные и троюродные братья ссорились, воевали между собой. Ни к чему хорошему это не привело. Часть разрозненных княжеств разгромил и покорил хан Батый. Они стали платить дань могучей державе, Золотой Орде, возникшей на Волге. Другую, западную часть Руси захватила Литва.
Хотя даже такая беда ничему не научила большинство князей. Они по-прежнему склочничали. Соперничали за право стать великим князем — старшим над другими. Умнее повела себя сперва только Москва. Здешние князья долгое время не лезли в разборки соседей. Трудолюбиво занялись собственным хозяйством, наводили у себя порядок. Поэтому у них было спокойно, надёжно. В Москву переселился святой митрополит Пётр, руководивший Русской Церковью. Он стал наставником князя Ивана Калиты. Поучал его — не надо враждовать, драться за власть. Надо сделать так, чтобы Москва стала духовным центром страны. Тогда другие сами потянутся к ней. Ещё поучал — надо угождать Богу. А за это Господь возвысит и князя, и его княжество. Как угождать? Не только молитвами. Бог любит Правду. Надо строить Царство Правды. Такое, где была бы справедливость для всех людей. Никого бы понапрасну не обижали, не притесняли. Князь должен защищать каждого из своих подданных.
Иван Калита и его наследники выполняли наставления святого Петра. Строили храмы, монастыри, и следующие митрополиты тоже стали жить в Москве, она превратилась в центр Русской Церкви. Московские князья старались соблюдать справедливость, и это тоже получалось очень важным. В их владения уходили люди из других земель: крестьяне, мастера, купцы, воины. А значит, и княжество становилось богаче, сильнее. Рос его авторитет среди русских князей. Уже стали привыкать: московские великие князья главные, самые сильные.
Вместо погибшей Древней Руси возникла новая, Московская. Её ещё называли Святой Русью — и это не случайно. Её создавали святые князья Даниил Московский, Иван Калита, Дмитрий Донской, святые митрополиты Пётр и Алексий, святой Сергий Радонежский и другие подвижники. И основой всей жизни на Руси было православие. Ну а как же иначе? Жизнь была очень тяжёлой. То нападение врагов, то пожар, то эпидемия. Поэтому русские постоянно обращались за помощью к Богу, Пресвятой Богородице, к святым угодникам. Вера поддерживала людей в трудностях, укрепляла, давала силы. Но она и сплачивала вместе. Ведь православные осознавали себя как бы братьями. Как же не помочь братьям в беде? Не прийти на выручку? Вера объединяла между собой и жителей разных земель, разных княжеств. И объединяла вокруг Москвы!
Мировым центром Православной Церкви была Византийская империя. Когда-то это была великая и могущественная держава. Самая богатая и культурная в Европе. В столице Византии, Константинополе, находилась Патриархия. Русская Церковь тоже подчинялась ей, Патриарх назначал в нашу страну митрополита. Но со временем Византия ослабела. Турки отбирали у неё земли. А императоры скисли. Вместо того чтоб поднимать народ и усиливать войска, обратились к западным державам, к папе римскому — главе католической церкви. Умоляли: спасите нас от турок!
А католики давно враждовали с православными. Мечтали покорить их. Посылали своих рыцарей-крестоносцев и на Византию, и на Русь. Теперь наобещали — конечно, поможем. Но за это вы отдайте свою Церковь в подчинение папе. Император Иоанн VIII и патриарх Иосиф согласились. В 1438 году в Италии собрался церковный собор и на нём заключили «унию». В переводе — «объединение». Хотя какое там объединение? Властители Византии просто предали Православную Веру, сдали Церковь католикам. А тех православных священников, кто был против, сажали в тюрьмы, пытали, заставляя согласиться. Но Русь отказалась принять унию. Её Церковь отделилась от Константинопольской патриархии, стала самостоятельной.
Да и для Византии это пользы не принесло. Там многие пали духом. Говорили, что их страна, изменив своей вере, потеряла защиту Господа и Божьей Матери. Римский папа и европейские короли серьёзной помощи так и не оказали. А турецкий султан рассердился, что византийцы сговариваются против него с западными державами. В 1453 году осадил Константинополь и взял его штурмом. Сделал его собственной столицей (сейчас это Стамбул). На месте Византийской империи возникла Османская — турецкая.
Но в это же время на севере стала расти новая православная держава. Московский государь Иван III, он же Иван Великий, взялся объединять русские земли. Ведь Московское княжество, хоть и самое сильное, было ещё небольшим. Другие княжества оставались самостоятельными. В Новгороде и Пскове власть принадлежала не князьям, а богатым боярам. Они сами выбирали правителей, принимали законы, какие им выгодно.
Но многие мелкие князья, ярославские, ростовские, белозёрские, давно обнищали. Отцы раз за разом делили владения между детьми. Доходило до того, что в каждом селе свой князь. Чтобы заработать на жизнь, шли служить в Москву. Иван Великий ликвидировал их княжества. Князья стали у него боярами. У каждого князя была дружина из профессиональных воинов. Но и их Иван III взял к себе на службу. Их стали называть «дети боярские» (потому что они были младше бояр). А тех, кто служил при дворе государя, — дворяне. Всем воинам он давал по нескольку деревень. Не насовсем, а вместо платы за службу. Это называлось «поместье». Каждые 2–3 года дети боярские приезжали на смотр с оружием, в доспехах, на конях. Начальники проверяли, как они готовы к войне, как служат. И уточняли, какие им дать поместья.
Таким способом Иван Великий создал многочисленную конницу. Если нужно было идти на войну, добавлялись бояре, приводили собственные отряды. А пехоту по приказу государя присылали города. В них все жители учились обращаться с оружием. Вдруг нападут враги, придётся оборонять городские стены? В Москве Иван III построил Пушечный двор, там стали изготовлять орудия. За короткое время у него появилась большая, отлично вооружённая армия.
Она понадобилась не только москвичам. Рязанское княжество совсем замучили татары. Опустошали каждый год. Рязанские князья согласились подчиниться Ивану Великому, только бы защитил. Государь прислал туда своих воинов, и Рязанская земля смогла отдохнуть от постоянных набегов. Добровольно подчинился Москве и Псков — на него то и дело нападали немецкие крестоносцы, угнездившиеся в Прибалтике.
А вот новгородские бояре и Тверской князь Борис не желали быть вместе с Москвой и с другими русскими. Мечтали устроиться так, чтобы им самим было выгоднее. Задумали вообще отделиться от Руси, перейти под власть Литвы. Но такого Иван III не допустил. Покорил их войной. Хотя в Новгороде враждовали с ним только бояре. Они так притесняли свой народ, что простые люди считали порядки в Москве гораздо лучше. Переходили к государю, сами ему жаловались на своих бояр. Да и жители Твери отказались сражаться за своего князя. Объявили, что будут подчиняться московскому.
Золотая Орда к этому времени ослабела, стала разваливаться на части. Но Русь ещё платила дань ханам Большой Орды, самого крупного куска былой державы. Московские государи признавали над собой власть этих ханов. Правда, дань платили уже маленькую, и хан уже не требовал, чтобы великий князь его слушался, приезжал на поклон. Но русский государь обращался к нему почтительно, как младший к старшему. И по международным законам получалось, что Московское государство не самостоятельное, что русские — подданные Орды. Иван III сказал: хватит! Мы хану кланяемся, платим, а его татары всё равно лезут к нам грабить. Перестал платить.
Хан Ахмат рассвирепел. Решил заново покорить Русь, как когда-то Батый. В 1480 году двинулся на нашу страну с бесчисленными полчищами. Но теперь-то против него были не дружины разделившихся княжеств. На реке Угре его встретили могучие полки объединившейся Руси. Били врагов из пушек, ружей, луков. Так и не дали им переправиться. Хан бросал войска в атаки несколько месяцев, но только потерял множество воинов. Приказал отступать, а русские кинулись в погоню. Трепали, рубили. После этого поражения Орда совсем распалась. А наша страна избавилась от власти ханов.
Иван Великий возводил в Москве дворцы, храмы. Защитил её неприступными крепостными стенами — это знакомый нам Кремль. А когда у государя умерла супруга, он стал искать невесту за границей. Женился на Софье Палеолог, племяннице последнего императора Византии. С древних времён на гербе Москвы изображали святого Георгия Победоносца. Теперь он соединился с византийским гербом — двуглавым орлом. Наша страна становилась наследницей погибшей Византийской империи!
Иван III не только собирал из кусочков единую державу, но налаживал её устройство. В разных княжествах и землях раньше были свои законы. Но он составил «Судебник» — сборник общих законов для всей страны. Власть государя была очень сильной. Каждый подданный должен был его слушаться. Хотя жизнь тогда была напряжённой, и это было очень важно — строгая дисциплина. Чтобы по приказу великого князя немедленно собирать войска. Или бросать все дела, укрываться в крепостях. Или тушить пожар, спасать имущество.
Но и государь принимал решения не просто так, как ему вздумается. Он правил по Православной вере. Советовался с митрополитом, священниками. Ведь считалось, что он отвечает перед Богом и за свою страну, и за всех подданных. Помогала ему править Боярская дума. В неё входили самые знатные вельможи. Своих бояр государь назначал выполнять важные поручения, командовать войсками. Другими его помощниками были дьяки. Это были чиновники из простонародья. Великий князь выбирал себе таких дьяков, чтобы были умными, хорошими специалистами.
Вся страна делилась на уезды. Центром уезда был город. В нём жили купцы, ремесленники. А сельские районы назывались «волости». Но сёла и деревни в нашей стране отличались. Часть из них принадлежала Церкви, монастырям. Большие владения были у бояр, их называли «вотчины», потому что они передавались по наследству от отца к сыну. Были и государственные земли, часть из них давали в поместья дворянам и детям боярским. Поэтому и крестьяне в одних деревнях отдавали часть своей продукции Церкви, в других — боярам, в третьих — государству, в четвёртых должны были содержать воинов и их семьи. Но крестьяне на Руси были свободными. Если не нравится в одном месте, могли уйти куда-то ещё. Были и рабы, их называли — холопы. Рабство в то время существовало во всех странах, а на Руси холопами становились пленные, осуждённые преступники, должники, не вернувшие долги. Они обычно трудились у бояр, обслуживали их хозяйства.
Все жители страны платили государю подати. Но это требовалось и им самим. На эти деньги великий князь содержал воинов, строил крепости, храмы. А подати Иван III установил невысокие. Чтобы люди не разорялись, могли развивать собственное хозяйство. Но государство выросло, великий князь не мог сам управлять каждым городом. Посылал туда наместников. Как бы заместителей, вместо себя. Они назначали начальников в волости — волостелей. Наместники и волостели следили за порядком, собирали подати, были судьями. Должности наместников занимали бояре. Это было очень выгодным, города платили наместникам за их службу. Однако назначали их не насовсем, а на 2–3 года. Потом они должны были дать отчёт государю, как они правили. Если даже самые знатные вельможи плохо несли службу, нарушали законы, великий князь мог наказать их.
Вот такие порядки установил Иван III в Московском государстве. Но и это название больше не годилось. Какое же Московское, если к нему присоединились и Новгородское, и Тверское, и другие? Тогда-то появилось новое название. Россия. А Ивана Великого стали называть новым титулом — «государь всея Руси».
Иван III, дед Ивана Грозного.
Портрет из «Царского титулярника;
Успенский Собор Кремля
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Иван Грозный. Как первый царь создавал великую Россию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других