Книгу составляет избранная часть многожанровых литературно-художественных, публицистических и научно-документальных текстов дальневосточного автора – стихи, рассказы, заметки, статьи и рецензии, написанные им за 40 лет творческой деятельности и опубликованные в течение последних 25 лет.Издание может быть рекомендовано всем любителям отечественной истории, художественной литературы, критики и публицистики.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Избранное-1. Итого: из разных книг за четверть века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Из книги «„Того же цвета, что знамя…“ / стихи», 1999 г.
«…я все еще не разбираюсь в ценах: неужто солдатик со знаменем, сам того же цвета, что знамя, дешевле вон той лупоглазой куклы?»
«Черт с ним, с морем…»
Черт с ним, с морем,
скорей к причалу бы,
причепуриться и — на сход!
Берег ветреный закачается,
нам под ноги листву швырнет,
встретит яростно нас и празднично
суетою сплошных огней…
Мы мечтали о нем — по-разному,
мы — вернулись к мечте своей!
………
Утро.
Бог с этим добрым берегом,
с этой сказочною страной…
Возвращаемся. Поскорее бы
нам обратно, в моря.
Домой.
Дизель-электрическая
подводная лодка
«У других была судьба другая
И другие взгляды на войну…»
1.
Мы с друзьями — не видимся,
жены
помнят нас
плохо.
Мы — подводники,
витязи
неспокойной эпохи.
Мы поднимемся — на небо! —
из глубин,
из времен.
А поминки, гадания —
для друзей
и для жен.
Волны плещутся нервно,
брызги — окропью дней…
Вспоминаешь, наверное?
Забываешь — верней.
2. НОЧНОЙ СОНЕТ
(светильнику в ограждении рубки)
Желтой лампы свет, такой домашний,
Словно где-то там, на берегу, —
Успокоить может: мол, не страшно,
Мол, от бед тебя уберегу,
Отмести ненужные заботы,
Зачеркнуть неважные дела,
Кинуть в смесь соляра, вахт и пота
Чуточку уюта и тепла,
Отогнать тоску воспоминаний,
Гул моторов, переплеск волны,
И душе, уставшей от скитаний,
Подарить немного тишины.
Но сминает, гасит лампы свет,
Наползая, пасмурный рассвет.
3. В ТОРПЕДНУЮ АТАКУ!
Липкие, разбухшие созвездья
На небе теснятся, как в парной,
Волны нагло друг на друга лезут,
Пропадая в пене за кормой,
Черного и серого граница —
Горизонт, чуть видимый, —
Торчит
Острою, заржавленною спицей
В горле потревоженной ночи.
Заслонившись от крутого ветра,
Ты окурком обжигаешь рот
(Сладок дым последней сигареты —
Сухопутный это не поймет…).
Делая последнюю затяжку,
Ты стряхнешь росу соленых брызг
И произнесешь со вздохом тяжким:
«Срочно — погруженье.
Людям — вниз».
4. ПЕРЕД ВСПЛЫТИЕМ
Где-то там, далеко — закаты,
И восходы, и звон ручья…
Там, в тени облаков крылатых,
Заблудилась юность твоя.
Там по тропке июньской, лиственной
Пробежал ветерок шальной.
Там — начало твоей единственной,
Милой родины — дом родной.
Там — не ссорятся, не судачат,
Не твердят пустые слова,
Там веселые зайчики скачат
По нестриженым головам,
Там гитары нескладными песнями
Завораживают девчат,
Там задорно, легко и весело
Каблучки по асфальту стучат.
Там остатки гнилого воздуха
Не глотают иссушенным ртом,
В перископы на небо беззвездное
Не глядят, не клянут потом
Службу, жизнь, неспокойное море,
Тесноту неудобных кают.
Там — в степи широкой, на воле! —
О романтике флотской поют…
По оставленному — не плачем,
Не ему наш прощальный гимн,
За лихую свою удачу
Мы его отдаем другим —
Тем, кому никогда не слушать
Голоса морской глубины,
Тем, кому не встревожит душу
Мерный рокот далекой волны.
Но видения прошлого, всё же,
Как замытые морем следы,
Нас баюкают и тревожат
Здесь,
Под толщей холодной воды.
5. «ЗПЛ»
(затонувшая подводная лодка)
Рыбой раненой — брюхом о грунт
Лодка изредка, с силою, бьется.
Нам для жизни не остается
Ничего — ни надежд, ни минут.
По трансляции кто-то большой
Даст приказ: «Перейти по отсекам».
Переходим. Как все человеки,
Я из этого — в тот перешел.
Все такое же точно и тут:
Так же лодка о грунт днищем бьется,
И все так же не остается —
Для надежды — часов и минут.
Все такое же точно: вода
За холодным и цепким железом,
Воздух, в трубах сипящий диезом,
Обмерзающий коркою льда.
Далеко до родимой земли,
Но какая-то — в днище толкает.
…Хорошо хоть — чужие не знают.
Плохо, что не узнают свои.
6. ВСПЛЫТИЕ
Лодка носом уткнулась в закат,
на волне выпрямляясь — до стона.
Солнце
в медленном олове тонет,
хлопья тихого снега кружат…
С наслажденьем
вдохнув через люк
зимний — свежий, занозистый —
воздух,
лодка телом встряхнется морозно,
прогоняя застой и нервозность
задыхающихся кают.
Все на свете теперь — нипочем!
Близко так — долгожданное небо!
…Зарядим батарею. И хлеба —
перед тем, как «нырнуть», — напечем.
7.
Накренился горизонт,
Небо — скошено.
Сокрушаться — не резон
По хорошему,
По далекому вздыхать —
Это лишнее.
Наш удел — моря пахать,
Вот и вышли мы.
Нашим потом солона
Влага синяя,
Оттого сестра-волна —
Сильней сильного,
Потому вокруг простор —
Шире прежнего,
Ветер водит разговор
Не о нежностях!
Даль огнями впереди
Огорожена.
Командир свой курс следит
Настороженно —
Горячиться ни к чему
(Вахта — справная).
Был бы мир в родном дому,
Это — главное.
Край земли
Не желаю судьбы другой,
Той, где буду покорно-кротким,
Где не борятся с ветром лодки,
Где не бесится злой прибой,
Где «не к спеху» и «не до драк», —
Теплой, ласковой и везучей.
Где всегда помогает случай
Разобраться — кто друг, кто враг.
Мне судьбой — этот край земли,
Это небо и море это,
Эти сумрачные рассветы,
Эти строгие корабли.
Здесь — начало моих начал:
Ледяная угрюмость сопок,
Чистота синевы высокой
И тревожно-пустой причал…
«На другой стороне планеты…»
На другой стороне планеты
Солнце розовое встает.
А у нас — бедолаги-ветры
Гонят в бухту колотый лед.
Здесь, у нас, навалившись грузно,
Выдыхает Ночь — серебро…
И немногое, в сущности, нужно:
Просто — чтобы
Стало светло.
«Захочется вольности вскоре…»
Захочется вольности вскоре,
Отринешь заботу и плен,
Но бурное, пенное море
Одарит — тоскою — взамен,
Соленые слезы норд-оста
Отмоют житейскую ложь…
И ты удивительно просто
Свободу свою
Проклянешь.
«Полосу тумана сизого…»
Полосу тумана сизого
В бухту тянет — кисеей.
Гром! — вороны с веток брызнули
И поплыли над землей.
Неба чистого, студеного
Опрокинут ковш большой…
Что с твоей неоперённою,
Но крылатою душой?
Сытно, сухо и спокойно ей,
Что ж так дразнит и гнетёт
Душу то, как птицы вольные
Совершают свой полет?
Вот бы ей — за ними следом бы,
Чуть качаясь на лету,
Бросив кус судьбы — несъеденным,
Падать в эту высоту!
Воспоминание
Ленивые, как мухи в августе
(назойливые, как они),
кружат уныло и безрадостно
мои береговые дни…
Но вечером, в притихшем воздухе,
вдруг памятью рванешь назад —
в шипенье пены,
в тучи грозные,
на клочья рвущие закат!
Тревожный отсвет «проблескового»2,
желтком по мостику мазнув,
заставит видеть все по-новому:
дрожит, натянутый в струну,
лоснится
корпус лодки вздыбленной,
бьет в уши грохот дизелей.
Луна огромной рыжей рыбиной
с небесных сходит стапелей,
ныряет прямо в след кильватерный
и — все быстрей, быстрей — вдогон
скользит по драной звездной скатерти,
под хрип ветров со всех сторон.
Как дышится свободно, искренне —
где море, небо, корабли!
А тут — береговою крысою
итожишь прожитые дни…
«…А в каютах в это время — тишина…»
…А в каютах в это время — тишина,
чуть поскрипывают
сетки узких коек,
бьется в борт брыкливая волна,
пота
кислый запах — густ и стоек.
Разметав горячие тела,
сон кружится,
как над полем бранным.
Побоку — заботы и дела,
нам на вахту подниматься — рано.
Сновиденья — каждому свои:
сад, залитый скользким лунным светом,
будущие жаркие бои
и любовь, оставленная где-то…
Сладок
сна навязчивый дурман,
далеко
родное побережье,
словно люльку,
Тихий океан
наш корабль
покачивает нежно.
Девятое мая
«…за то, что мальчики войну
узнали — только на бумаге»
«Рисуют мальчики войну…»
и умирать — пойдут, не горбясь.
Вновь — погляди! — десантный корпус
забрызгал шелком синеву.
Мальчишки грезят о боях,
о жарком солнце ратной славы.
Но чей там сок — росою ржавой
на сжатых танками полях?..
В руках — ружье? иль карандаш? —
не разглядеть за дымкой детства,
и новым — старое наследство:
тугой ремень да пыльный марш!
Когда бы: «только на бумаге»,
иль в пионерском «Будь готов!»,
но — разлинованность рядов
и — гордые! — над ними стяги.
Рисуют дети — все подряд:
что видели, что не видали.
…Звенят военные медали:
за рядом — ряд,
за рядом — ряд.
«Тбилисский синдром»
(вместо молитвы)
В который раз Ты предал нас, Господь!
Оболганы, гонимы, безъязыки,
Всё ж верили: Могучий и Великий,
Ты не позволишь нас перемолоть…
Как не допустишь, чтоб Твоя же плоть —
Под разума скудеющие блики —
Страдая, корчась, в отрезвленье диком
Дала себя сомненью побороть…
Тебе — Отцу! — не верим больше мы.
Плюем на все молитвы и псалмы,
Бежим Тебя, слепой Создатель наш —
Ужо нам ведома цена Твоей любови:
Насытясь нашей мукой, нашей болью,
Ты вновь и вновь детей Своих — предашь!..
«Россия, Русь!..»
Россия, Русь!
Опять несешься вскачь
за тусклыми болотными огнями…
Опять — беда,
опять — сиротский плач,
опять — пророки, битые камнями,
опять — судьбы слепое колесо.
И не смиренье — гордость! Нет, гордыня!!
Проходит все.
Пройдет и это, все.
Останется, быть может, только имя:
Рос-сия… Русь…
Колесованье
(разговор палача с бунтарем)
«Ну, давай, браток, народ не держи,
пошустрее подползай к колесу,
на широком колесе полежи.
И не жди, дружки тебя — не спасут!..»
А на площади — топтанье да ор.
А над площадью — холодный пожар.
Лезвиём играет вострый топор,
окунается в малиновый пар.
Гомонит «опричны» пьяная рать,
горожан сюда согнав поутру.
На миру, оно — того: помирать
легче, вроде — говорят — на миру…
Ой ты, воля, сладка воля моя,
Не тебе ли я так славно служил?
Помирать, оно — легко, братовья,
для того, кто этой волей не жил,
для того, кто не бежал никуда
от боярского крутого кнута…
Ухмыляетесь, гляжу, господа?
Умиляешься, гляжу, босота?
Поскачите к атаману, в леса,
обскажите всё, как есть, про меня:
мол, на дыбе — ничего не сказал,
на свободу, мол, себя не сменял.
Расступись, а ну, крещёный народ!
Крепче, кат, меня на обод вяжи!
Бог, Он — видит!.. Он потом разберёт,
кто из нас по-настоящему жил…
И не быдлом я к Нему ухожу,
не холопом. Слышишь, кат — не скотом!
«Погоди, родной, сейчас — привяжу…
Остальное всё доскажешь потом».
«Серебрится шея фонаря…»
Серебрится шея фонаря,
море брагой в чаше бухты бродит.
Жизнь, конечно, прожита не зря.
Но ответ к решенью — не подходит.
Желтой стружкой листьев дерева
обметали узкую дорожку.
Мелкие, разменные слова
нагребу в кубышку, понемножку.
Много их набрать не суждено,
да и надо ль собирать — не знаю…
Облаков тяжелое руно
луч закатный золотит по краю,
тень ночная — тихо, не спеша,
вниз сползет и на поселок ляжет:
неостановимая, как шар,
теплая и мягкая, как сажа.
…Ежась под холодным лунным светом,
путая успех и неудачу,
подбираю новые ответы
в старую-престарую задачу.
Трилистник
«Румата навсегда запомнил… как он стоит, вцепившись тонкими руками в ванты, на палубе уходящего корабля и звонким, молодым голосом выкрикивает свой прощальный сонет „Как лист увядший падает на душу“»
Лист первый. Стране
Как лист увядший, падает на душу,
Саднит ее и утихает — грусть.
Нет, я не отрекаюсь, я не трушу,
Я ничего — уже — не убоюсь.
Пускай вопят над Родиной кликуши,
Как встарь, хулят, клянут, поносят Русь,
Я — клятвы ей и в мыслях не нарушу,
К ней (и в изгнаньи) сердцем дотянусь!
Далекий запах сиротливых пашен
И наших вечно разоренных гнезд…
Мне даже гнев страны моей не страшен,
Пока могу ответить на вопрос:
Чем связан и тогда с Отчизной нашей,
Когда — как лист! — сметает под откос.
Лист второй. Другу
Как лист, увядший падает на душу
Невысказанный женщиной упрек.
Ты рядом с ней — все так же одинок,
Все так же, словно яблоко, — надкушен.
Вам чувств своих не выплеснуть наружу,
Вы заперли их в клетку, под замок.
И льется слов безудержный поток —
Случайных, торопливых и ненужных.
Потом, внезапно, — немота, испуг…
Я между вами — третий лишний. Друг.
Добра хочу вам. До чего ж постыла
Мне эта роль всегдашняя шута…
Очнись ты, наконец, она — не та!
Тогда сама поймет, что не любила.
Лист третий. Дочери
(перевод с ируканского)
Как лист увядший падает на душу
Ночная тень…
Я сон твой не прерву и не нарушу,
О красоте
Ночного неба петь теперь не стану.
Спи, просто спи.
Да, я отцвел и, словно лист, завяну,
Лишь ты живи!
Я — старый, побуревший лист осенний,
Мой срок прошел,
Как лето это, этот день, как тени…
Как хорошо,
Как зелено тебе теперь растётся,
Пусть трудно, пусть!
В конце дороги и тебя коснётся
Все та же грусть,
Ты — так же, как и я, — в последний вечер
Споешь о том,
Что жизнь длинна, но все ж — не бесконечна.
Сухим листом
Удобрим почву — каждому, кто следом
Растет, спеша…
Звени ж и дальше — зеленью победной! —
Моя душа.
«Жду звонка — как последнего выстрела…»
Жду звонка — как последнего выстрела
Перед мирною тишиной.
В одиночку, наверное, выстою,
Додрожу болевой струной.
Жизнь, корявая и прекрасная,
Доведет меня в поводу
(Можно будни окрашивать в праздники,
Можно век продудеть в дуду).
Доживу, допорхаю бабочкой,
Мотыльком над огнем свечи.
Но зачем-то шепчу я набожно,
И зачем-то твержу: не молчи!
Ты ведь чувствуешь (иль мне чудится?),
Как, не зная судьбы пока,
Все ж надеюсь:
за-
благо-
рассудится…
И зачем-то всё жду звонка.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Избранное-1. Итого: из разных книг за четверть века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3
СЛОВО реконструктора: когда в самом конце прошедшего века создавался этот цикл, я и понятия не имел, что в среде поклонников творчества АБС существует уже целая традиция по восстановлению текста т.н. «сонета Цурэна» и великое множество его интерпретаций… А потому и пошел тогда — своим путём. О теме — поскольку авторы не оставили сколько-нибудь подробной информации относительно содержания и тематики текста сонета (кроме характеристики «прощальный» и двух упоминаний: его пытается трактовать в беседе с Руматой старый книжник, а также «выкрикивает молодым голосом» сам Цурэн, покидающий страну), то в данной реконструкции предложены читателям три варианта развития темы прощания, охватывающие достаточно широкий спектр эмоциональных откликов «и вьюноши, и старца» — прощание с Родиной, прощание с другом, прощание с жизнью. При этом первый вариант реконструкции максимально адаптирован для адекватного восприятия русскоязычным населением конца ХХ — начала XXI вв. О форме — среди землян считаются общепризнанными в качестве классических две формы сонета: французская и итальянская, однако нельзя исключить, что в других местах то, что переводится здесь словом «сонет», может иметь конструкцию, в корне отличную от нашей классики, в связи с чем каждый из вариантов реконструкции выполнен по-разному, последовательно в каждой из этих форм. Причем, третий вариант сонета (ируканский), конечно, никак не может считаться окончательным.