Грабеж средь бела дня

Валерий Гусев, 2002

Как растревоженный улей, гудит вся школа, в которой учатся братья Дима и Алешка. Никогда здесь не случалось подобного ЧП: шутка ли, средь бела дня исчезли – словно испарились! – классные журналы. Директор убежден, что их похитили двоечники, но проходит совсем немного времени, и журналы объявляются таким же неведомым образом, как и пропали, – и без единой исправленной оценки. А тут еще новая напасть: одно за другим следуют ограбления квартир учеников. В общем, впору лишь руками развести… но только не многоопытным братьям-сыщикам! «А не связаны ли эти, казалось бы, совершенно разные события?» – задаются вопросом ребята и сразу же смекают, что к чему…

Оглавление

Из серии: Дети Шерлока Холмса

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Грабеж средь бела дня предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава V

ЗАГАДКА ЧИСТЫХ СТРАНИЦ

Санек встретил нас у подъезда. Здесь уже стояли милицейские машины с мигалками и без мигалок. Толпились и переговаривались заинтересованные зрители.

— Скорей наверх! — скомандовал Санек.

На третьем этаже лестница была перегорожена полосатой лентой, и возле нее стоял наш участковый и никого на площадку не пускал.

У входной двери в квартиру Санька сидел на корточках какой-то дядька и рассматривал в лупу дверной замок.

— Эксперт-криминалист, — важно шепнул мне Санек. — Я их тут уже всех знаю.

Из квартиры вышел еще один дядька, едва не стукнув эксперта дверью в лоб.

— Следователь, — шепнул Санек.

— Не знаю, что и думать, — сказал эксперт. — Следов взлома нет. Отмычками они не пользовались. По всему видно, что замок отпирали родными ключами.

— Что вы предлагаете? — спросил его следователь.

— Изъять замок, отправить в лабораторию для более глубокого исследования.

— Добро, — сказал следователь и повернулся к участковому. — А вы, лейтенант, когда мы здесь закончим, начинайте обход квартир. Опросите жильцов — может, кто-нибудь из них заметил что-нибудь подозрительное. — Тут он сам заметил кое-что подозрительное и поманил Санька пальцем: — Ну-ка, молодой человек, пойдемте, побеседуем.

Санек поднырнул под ленту и крикнул нам, обернувшись в дверях:

— Я вам вечером все расскажу!

Эксперт достал из своего рабочего чемоданчика отвертки и стал выворачивать замок из двери.

Вечером примчался, как и обещал, Санек и, захлебываясь, размахивая руками, стал рассказывать подробности квартирной кражи.

— Батя вдруг денежки получил! И на радостях купил «компютер». И как начал меня за него засаживать — тоска! «Учись, — говорит, — Санек. Кусок хлеба тебе будет в старости». А тут прихожу из одного места, отпираю дверь — раз! «Компютера» нет. Я обрадовался, подумал, батя его продать догадался, чтобы чего-нибудь путное купить. Пошел обедать — бац! Холодильника нет. Все продукты на столе лежат, мясо потекло, пельмени слиплись, а холодильника — нет!

— А чего еще нет? — спросил Алешка.

— Да, всякой ерунды, — отмахнулся Санек. — Вазы всякие пропали, хрустальные. Сервиз…

— На двенадцать персон? — уточнил я. — Девяносто шесть предметов?

— А я считал? — удивился Санек. — Да его и не жалко. Он весь в трещинах, ему сто лет с лишним. Еще при царе из него жрали. А вот плеер жалко. Но я его потом нашел, под подушкой…

В общем, Санек красочно описал нам и кражу, и ее последствия.

— Мамка то плачет из-за сервиза, то ругается, что менты замок забрали. Дверь теперь на веревочку запираем. Мамка говорит, теперь все остальное скрадут. А чего там красть? Одна мебель осталась. Да и та старая.

— На ней еще при царе спали, да? — спросил Алешка.

— При дедушке, — пояснил Санек. — А меня следователь все выспрашивал: не терял ли я ключи от квартиры? Не отдавал ли их кому-нибудь? А как я их потеряю, если они у меня с первого класса на шее висят!

Это правда, я Санька так и помню: шнурки на кроссовках всегда развязаны, болтаются, а на шее — веревочка с ключом. Его за это целый год Ключником дразнили.

Сейчас на нем ключа не было. Эксперты все ключи забрали вместе с замком в свою криминалистическую лабораторию.

Алешка почему-то очень внимательно слушал Санька и задал ему неожиданный вопрос:

— Ты кому-нибудь трепался, что твой батя компьютер купил?

— Ага! — обрадовался невесть чему Санек. — Всем! Весь класс знает! Только я не трепался, а жаловался. Я этого компьютера больше, чем Бонифация, боюсь — шибко умный…

— Корзинкина про него знала?

— А она все знает…

— Плотникову говорил?

— Не помню, — задумался на секунду Санек, а потом вспомнил: — А как же!

— А Жучок из шестого «Б»… Ты и ему жаловался?

— А он и без меня узнал. Он ведь в нашем доме живет.

— А твои родители ключи не теряли? — продолжал допрашивать Алешка.

— Не. Они никогда ничего не теряют. Только терпение.

Ну, это понятно. Я тоже с Саньком долго общаться не мог — голову терял.

Тут пришли наши родители, и Санек убежал домой. Караулить квартиру, запертую на веревочку.

А Лешка опять очень долго о чем-то думал. Наверное, о том, как успеть исправить хотя бы несколько двоек до конца полугодия.

Но я жестоко ошибался.

На следующий день после уроков мы сидели с Алешкой в школьной библиотеке — мне поручили помочь ему с русским языком.

Алешка все еще был задумчив и отвечал невпопад. А потом поднял руку и вежливо спросил у меня разрешения выйти из класса.

— Только ненадолго, — сказал я.

— Как получится, — буркнул Алешка.

Вернулся он скоро… с классным журналом под курткой.

— Это еще что такое! — разозлился я, подумав, что все-таки он решил исправить свои двойки самым простым путем. Механическим, так сказать.

— Это, Дим, журнал нашего класса.

— Я вижу. А дальше что?

Алешка положил журнал на парту и стал его листать.

— Понимаешь, Дим, учителя ничего в журналах не нашли. Знаешь, почему? Потому что они совсем не то искали.

— Мыслитель! — разозлился я. — Мудрец! «Яблыки в заду»!

Лешку моя ирония не смутила. Его вообще смутить трудно. Особенно когда он в чем-то уперся.

— Если журналы утащили не для того, чтобы исправить двойки на пятерки, значит?.. — и он требовательно посмотрел на меня, ожидая продолжения.

— Значит… — туповато повторил я. — Значит — наоборот? Пятерки на двойки, что ли? Кому-нибудь во вред.

Алешка так вздохнул в мой адрес, что я даже сам себя пожалел.

— Значит, — терпеливо пояснил Лешка, — совсем для другого.

Ну, это и мне понятно. Например, печки на даче растапливать.

— Но… почему же их тогда вернули?

— Потому! — коротко подытожил мой младший братишка. Надо признать, его реплики иногда бывают очень убедительными. Не смыслом, а эмоциями.

Алешка раскрыл журнал на последней странице, где были выписаны сведения об учениках класса. Ну там домашние адреса, телефоны, родители, их место работы…

— Понял наконец?

На всякий случай я кивнул. Хотя ничего не понял. А признаться в этом мне было неловко.

— Тот, кто утащил журналы, получил то, что хотел. И вернул их обратно.

— Ах вот в чем дело! — обрадовался я. И даже лоб нахмурил. — Вот злодей!

Алешка усмехнулся, но не стал меня обижать — все-таки я старший. И польза кое-какая ему от меня бывала. Иногда.

— Он получил информацию! — торжественно изрек Алешка.

— Ка-какую?

— Смотри внимательно.

Я пригляделся и… И увидел возле фамилии одного из учеников карандашную галочку. И еще две или три возле других фамилий. Но эти галочки были почти незаметны, их стерли.

— Смотри еще внимательнее, — приказал Алешка. — На соседней странице.

Соседняя страница была чистая. И как я ни разглядывал ее — больше никакой информации не получил. Кроме… Кроме того, что на ней были какие-то следы. Вдавлинки такие. Будто на этой странице лежал листок бумаги и на нем что-то писали. И след от ручки остался на странице журнала.

Вот теперь все стало ясно! Кто-то что-то выписывал из журнала. Сведения какие-то.

— Дим, — сказал Алешка, — помнишь, папа рассказывал, что у них в криминалистике есть такой хитрый прибор. Кладут в него вот такой листок с отпечатками текста и включают какие-то косые лучи. И в них сразу все становится видно…

Помню. Только если мы попросим папу положить на этот экран школьный журнал, то…

И я сказал об этом Алешке.

— Я уже все придумал, — успокоил он меня. — Есть другой способ, попроще. Я у Шерлока Холмса его прочитал. Он там посыпал на такой листок графит, что ли, а потом щеткой погладил. И невидимый текст отпечатался на чистой бумаге. Давай попробуем, а?

Почему бы и нет? Мне эти Лешкины диктанты тоже порядком надоели.

— А где мы этот графит возьмем?

— Копиркой попробуем, какая разница. Только потом — сейчас нужно журнал поскорее вернуть.

— А как же ты его стащил?

— Я его не тащил, — обиделся Алешка. — Я его честно взял.

— И тебе завуч отдала? — не поверил я. — После всей этой истории?

— Ну я же — честно! Сказал, что Любовь Сергеевна меня прислала. За журналом, на минуточку. Вот и все.

Вот и все. И очень «честно».

Прежде чем расстаться с журналом, мы еще раз обследовали его чистую страничку, где чуть заметно отпечатались какие-то слова. Кое-что даже удалось прочесть. Например: «Лесная, 6, кв. 12». И несколько слов мы еще разобрали: «…генерала… пер… просп…» — и несколько цифр.

Сомнений не было. Кто-то старательно выписал из журнала несколько адресов Лешкиных одноклассников. И домашние телефоны.

Но зачем?

— Лесная, 6… Лесная, 6… — бормотал между тем Алешка. И вдруг, бросив взгляд на соседнюю страницу, воскликнул: — Дим! Лесная, 6! Это же Санька адрес.

Вот это да! Какое совпадение!..

А может, не совпадение, задумался я, может, что-то гораздо хуже?

Да, Алешка прав — нужно провести этот следственный эксперимент и постараться прочитать все, что так незримо и загадочно таят в себе чистые страницы классных журналов нашей родной 107-й школы. Иначе она никогда не станет образцовым подразделением.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Грабеж средь бела дня предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я