Форсайт развития теории и технологии менеджмента: основы методологии

Валерий Владимирович Масленников, 2014

Активное применение форсайта развития менеджмента является реакцией на изменения в объектах управления (в первую очередь – в структуре производства), вызванные все более тесным взаимодействием науки и производства. В результате ускоряются процессы разработки новых технологий, новых видов наукоемкой продукции, а организация инновационной деятельности определяет место страны на мировой арене. Форсайт развития менеджмента позволяет разрабатывать долгосрочные (10–15 лет) стратегии развития управленческой мысли, нацеленные на повышение конкурентоспособности; это попытка (причем систематическая) заглянуть в долгосрочное будущее науки управления позволяет начинать готовить технологии управления с целью идентификации зон направлений стратегических исследований и разработки родовых технологий, направленных на получение крупных экономических и социальных выгод. Материалы настоящего исследования раскрывают методологию проведения форсайта в экономике и менеджменте, определяющую базовый уровень формирования перспективных направлений научных фундаментальных и прикладных исследований.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы системы форсайта как стратегического инструмента развития научно-инновационной деятельности (НИД...

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Форсайт развития теории и технологии менеджмента: основы методологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Теоретические основы системы форсайта как стратегического инструмента развития научно-инновационной деятельности (НИД) университета

«Форсайт — это систематические попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести набольшие социально-экономические блага».

Бен Мартин (SPRU, University of Sussex)

1.1. Определения, ключевые элементы термина и классификации форсайта

Впервые термин «foresight» употребил известный писатель-фантаст Герберт Уэллс в 1930 г. Однако возникновение методологии форсайта как инструмента предвидения будущего и формирование его в качестве «дорожной карты», датируется 50-ыми годами прошлого столетия. Окончательно форсайт как методология научного управления развитием технологий оформился в конце ХХ века[2].

Схема принципиальной структуры форсайта (ключевые элементы системы форсайт) представлена на рис. 1.1.

Понятие форсайта еще не стало общепризнанным. Например, ЮНИДО (Организация Объединённых Наций по промышленному развитию — United Nations Industrial Development Organization) определяет форсайт как — систематическая попытка заглянуть в долгосрочное будущее науки, технологии, экономики и общества с целью идентификации зон стратегического исследования и появления родовых технологий, подающих надежды приносить самые крупные экономические и социальные выгоды».

Приведем определения термина «форсайт»[3] различных авторов.

Рис. 1.1. Структура форсайта

Форсайт — это систематический, совместный процесс построения образа будущего в средне — и долгосрочной перспективе, нацеленный на повышение качества принимаемых в настоящий момент решений и координацию совместных действий (FOREN Guide).

Форсайт — это систематические попытки заглянуть в будущее науки, технологий, общества и экономики, чтобы обеспечить процветание общества, экономики и окружающей среды (Asia-Pacific Economic Cooperation — Center for Technology Foresight).

Форсайт — это естественная человеческая деятельность, которая выполнялась и ранее. Сейчас она формализована в рамках специальной методики и применяется для определения долгосрочных последствий принятия решений в сфере науки и технологии. Форсайт может быть использован для разработки стратегий и долгосрочного планирования развития стран, регионов, муниципалитетов и других видов территориальных образований (Technology and Innovation Foresight for Bulgaria and Romania — ForeTech).

Форсайт — это систематическое размышление о будущем и воздействие на будущее (Australian Center for Innovation).

Форсайт представляет собой систему методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне — и долгосрочной перспективе (UNIDO).

Форсайт — это систематические попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести наибольшие социально-экономические блага» (Бена Мартина University of Sussex).

Необходимость Форсайта сегодня вызывается следующими обстоятельствами: усиливающейся конкуренцией; ограничением государственного финансирования; возрастающей сложностью и повышением роли научной и технологической компетенции.

Форсайт нужен для того, чтобы улучшать процесс принятия решений; управлять выбором технологий; создавать альтернативные направления для будущего развития; усиливать процесс обучения и улучшать готовность к непредвиденным обстоятельствам; мотивировать изменения.

Определение термина «форсайт» содержит 4 ключевых элемента (рис. 1.2)[4]:

Рис. 1.2. Ключевые элементы термина «форсайт»

Существуют различные классификации подходов к созданию и выполнению форсайтов[5]:

• по масштабу рассматриваемых проблем — глобальные, национальные, региональные;

• по областям — социальная, экономическая, политическая, научная, научно-технологическая, образовательная;

• по различным целям и контекстам внутри анализируемой области;

• по методам, используемым в рамках выполнения конкретных Форсайтов. Среди них — мозговой штурм, создание и проработка сценариев, метод Дельфи, SWOT-анализ, метод альтернативных вариантов, метод релевантных деревьев и др.

Таким образом, с одной стороны, форсайт — один из способов научно-технологического прогнозирования. В отличие от других традиционных вариантов, он — весьма затратный, требующий длительного времени (не менее полутора лет) и весьма чувствительный к методологическим тонкостям.

С другой стороны, форсайт — уникальный способ трансляции результатов прогнозирования в управленческие решения его участников и согласования их действий.

С этой точки зрения форсайт можно считать управленческой технологией, являющейся одной из развитых форм частно-государственного партнерства.

1.2. Актуальность развития системы форсайта в научно-инновационной деятельности (НИД) университета

Одна из важнейших проблем, которая до сих пор не осознана и не решена большинством российских и зарубежных высших учебных заведений (вузов), состоит в том, что развитие научных проектов происходит, исходя из имеющего научно-технического задела без учета актуальных тенденций развития рынков и технологических трендов[6].

Из-за неразвитости кооперационных процессов в инновационном секторе наблюдается слабая ориентация вузов на реализацию научных достижений в сфере производства, а также недооценка проведения маркетинговых исследований[7].

Особую актуальность проблема управления результатами научной и инновационной деятельности (НИД) приобрела в последние годы, поскольку в вузах, как и в других научных организациях, происходило “вымывание” результатов фундаментальных и поисковых исследований, полученных в предшествующий период (до 1990 г.) с устойчивым финансированием фундаментальной науки в масштабах государства.

В дальнейшем из-за резкого сокращения бюджетного и внебюджетного финансирования науки в вузах и научных организациях было нарушено воспроизводство результатов фундаментальных исследований, и, как следствие, начал утрачиваться накопленный интеллектуальный потенциал.

Многие полученные ранее научные результаты, не доведенные по каким-либо причинам до конечного и востребованного на рынке продукта, со временем утратили свою ценность и морально устарели.

Поэтому сегодня, в условиях жесткого ограничения всех видов ресурсов, поддерживающих и развивающих научную и инновационную деятельность, на повестке дня особенно остро стоит проблема их целенаправленного и результативного использования, которая может быть решена только при условии обеспечения целостности и непрерывности поддержки всех этапов инновационного цикла (рис. 1.3)[8].

Одной из главных проблем научно-исследовательской деятельности (НИД) российских вузов остается низкий уровень спроса на ее результаты со стороны производственной и социальной сферы.

На вузы приходится около 7 % внутренних затрат на исследования и разработки, выполняемые в России, а фундаментальные исследования проводятся главным образом в институтах Российской академии наук.

Только 45,4 % вузов занимаются научными исследованиями, причем одновременно участвует в научной работе только 18,7 % профессорско-преподавательского состава[9].

По мнению ряда авторов, расширение сектора вузовской науки требует материально-технических ресурсов, однако с точки зрения повышения результативности НИД не полностью использованы возможности ее интенсификации на основе внедрения современных достижений науки и практики управления, которые получены в работах отечественных и зарубежных учёных[10].

Интегративная связь научной деятельности вуза с инновационной составляющей (ориентация результатов научной деятельности на достижение инновационных результатов) позволяет определить ее как научно-инновационную (НИД). Под НИД вуза следует понимать процесс взаимодействия интеллектуального потенциала творческих коллективов вуза и материально-технических, информационно-нормативных, организационно-управленческих, финансовых и других факторов во взаимосвязанных процессах (научно-исследовательских, экспериментально-производственных, коммерциализации), направленных на создание новаций, обеспечение их трансфера, направленных по обеспечение полезности и достижение экономической результативности[11].

Глобальной целью НИД, ориентированной на реализацию миссии и целей вуза, является осуществление эффективной научно-инновационной деятельности, направленной на создание востребованных на рынке инновационных продуктов на основе рационального использования всех элементов научно-инновационного потенциала вуза. К числу задач, ориентированных на достижение целей НИД, можно отнести[12]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы системы форсайта как стратегического инструмента развития научно-инновационной деятельности (НИД...

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Форсайт развития теории и технологии менеджмента: основы методологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Шкарупета Е.В. Форсайт как инструмент стратегического управления модернизацией в экономических системах // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2012 Т. 8. № 10.1. С. 108–111

3

Крюков С.В. Форсайт: от прогноза к формированию будущего // ТЕРКА ECONOMICUS 2010, Том 8 № 3 Часть 2

4

Немчинов О.А. Форсайт: наследие СССР или влияние запада //

www.gramota.net/materials/1/2010/11-2/51.html

5

Д. В. Евзрезов, Б. О. Майер. Форсайт и российское образование: онтологический анализ // Профессиональное образование в современном мире, № 3(10), 2013.

6

Разгуляев К.А., Хан Д.В. Форсайт и опыт прогнозирования научнотехнологических направлений деятельности вуза // Труды XV Всероссийской объединенной конференции инновационных направлений вуза. «Интернет и современное общество» (IMS-2012). Санкт-Петербург, Россия, 2012.

7

Диброва Ж.Н. Форсайт как современная практика управления ВУЗом // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2014. № 1.

8

Андреев Г. Г., Кутузов В. М., Рыльчиков В. М. Принципы создания ведомственной системы управления результатами научной и инновационной деятельности Министерства Образования РФ // Образование и Инновации. 2003. № 1.

9

Дежина И. Г. Особенности российской «тройной спирали» отношений между государством, наукой и бизнесом // Инновации. — 2011. — № 4. — С. 47–55.

10

Новиков Д. А., Суханов А. Л. Модели и механизмы управления научными проектами в ВУЗах. — М.: Институт управления образованием РАО, 2005. — 80 с

11

Сафонова К.И., Ерышева С.А. Научно-инновационная деятельность вуза: цели, задачи, управленческие механизмы // Университетское управление. 2009. № 6.

12

Илышев А.М., Илышева Н.Н., Воропанова И.Н. Системный подход к анализу научно-инновационной деятельности технического вуза // Инженерное образование. 2005. № 3.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я