Чеховки: записки образовательного юриста

Вадим Витальевич Чеха, 2019

Образование – важнейшая сфера, определяющая будущее общества и государства.Детские сады, школы, университеты, организации дополнительного образования–пространство взаимодействия педагогов, управленцев, обучающихся, родителей и других лиц, причастных к сфере образования. Иногда это взаимодействие приобретает конфликтный характер. Обо всем этом- данная книга. В ней обобщен опыт работы автора в качестве эксперта Института проблем образовательной политики «Эврика», научного работника, преподавателя, проректора по правовым и экономическим вопросам, руководителя различных структурных подразделений в органах управления образованием, начальника управления и заместителя руководителя Рособрнадзора. Материал представлен в виде прозаических рассказов небольшого объема- «чеховок», написанных литературным языком и отражающих взгляд автора на те или иные проблемы российского образования через призму юридического опыта.

Оглавление

Руководитель должен уметь выстраивать процедуры разрешения споров

Наш творческий процесс — образовательный, а «серия стульев», которую я собираюсь начать, — это серия миниатюр-зарисовок на тему образования. Скромно назову их «чеховками» — для обозначения своей ниши в тени писателя-почти-однофамильца с мировым именем.

«Этим стулом мастер Гамбс начинает новую серию…» — я беру эти слова из знаменитого произведения как эпиграф к описанию любого творческого процесса. Наш творческий процесс — образовательный, а «серия стульев», которую я собираюсь начать, — это серия миниатюр-зарисовок на тему образования. Скромно назову их «чеховками» — для обозначения своей ниши в тени писателя-почти-однофамильца с мировым именем.

Какие темы в сфере образования самые обсуждаемые? Трудно выделить «самые» — их очень много. Но для меня, юриста, одна из главных — конфликты.

Каковы их причины? Незабвенный Макиавелли писал: «Большая часть людей довольна жизнью, пока не задеты их честь и имущество». Люди — везде люди, и в образовании причины конфликтов те же: зарплата, финансирование, имущество образовательных организаций, взаимоотношения между учениками, родителями, педагогическими работниками и др. Все это имеет, безусловно, и правовое выражение. Уместное здесь английское понятие «legaldispute» обозначает не только собственно судебный спор, но и конфликт как таковой, для разрешения которого применяются правовые нормы.

Однако характеристика нашего творческого процесса будет неполной, если мы ограничимся только конфликтами. Главное для образования — развитие, перспективы, совершенствование. Поэтому мы будем говорить и об этих направлениях жизни и деятельности детских садов, школ, лицеев, вузов, других образовательных организаций.

Итак — начинаем новую серию…

…Командировка в профессиональное училище маленького городка к северу от Красноярска. Повод — многочисленные жалобы на директора. Встречаюсь с коллективом. Выясняется, что есть четко оформленная группа крайне агрессивно настроенных людей (10–15 %, от всего коллектива), считающих, что заработную плату распределяют неправильно, премии начисляют только «приближенным» к руководству. Выясняется и то, что недовольные — в основной своей массе — неэффективные педагоги, а некоторые имеют даже дисциплинарные взыскания, в том числе за нарушения норм педагогической этики. Эта публика и «организовала недовольство» в виде писем (в том числе анонимных) с истерическими воплями о конце света в отдельно взятой образовательной организации и о ее директоре как наместнике темных сил.

Конечно, с точки зрения выстраивания хозяйственной, управленческой деятельности, любой директор не ангел. Да и невозможно без проблем управлять сложным и большим коллективом.

Знаете, как на юридическом языке называется то, что происходило в училище? Это называется «злоупотребление правом» — в данном случае правом работника на обращение в вышестоящие органы власти, правом на отстаивание своей позиции перед работодателем. К чему это привело? Естественно, к полному параличу деятельности училища: люди разделились на группировки, постоянно апеллирующие к внешнему начальству в поисках поддержки своей позиции, бурно расцвел поиск мнимых и реальных нарушений. И никто не пытался найти способы совместно исправить ситуацию. В топке конфликта сгорала сама репутация образовательного учреждения.

Разрешилось все спустя несколько лет естественным порядком — часть скандальных особ просто ушла, не увидев для себя перспектив в ими же организованном скандале. Учреждение опустилось на несколько порядков вниз, и директору потребовались неимоверные усилия, чтобы вывести его из пике. Но положение, которое было достигнуто до конфликта, стало недостижимой мечтой.

Мораль: руководитель должен уметь выстраивать процедуры разрешения споров — в том числе в такой деликатной сфере, как распределение премий. При этом особое внимание следует уделять публичному информированию работников о процедурах, в рамках которых любое разрешение конфликта будет рассматриваться как справедливое.

Ну и, конечно, святое дело — подбор таких кадров, которые действительно намерены заниматься педагогической работой, а не организацией давления на администрацию с целью выбить себе премию побольше.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я