Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ. Методические рекомендации

Б. М. Басангова, 2017

В книге содержится теоретический и практический материал по сопровождению семей детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрывается значение сотрудничества специалистов с родителями воспитанников. Представлены тренинги для родителей, игры и упражнения для детей с нарушением развития, рекомендации по их воспитанию. Пособие адресовано родителям, логопедам, воспитателям, дефектологам. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Библиотека Логопеда (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ. Методические рекомендации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Особенности семьи ребенка с ОВЗ

Доказано, что если число событий, приводящих к серьезным изменениям в жизни индивида, возрастает более чем в два раза по сравнению со средним числом, вероятность заболевания составит 80 %. У ребенка, например, настолько тесная связь с родителями, что практически все важные изменения в жизни ставят его на грань риска возникновения заболевания. Указывают также на то, что состояние ребенка может быть показателем отношений его родителей, а его болезненные проявления — единственным выражением семейной дезорганизации. Все изменения семейных взаимоотношений, препятствующие развитию индивидуальности ребенка, не позволяющие ему открыто проявлять свои эмоции, делают его ранимым в отношении эмоциональных стрессов. В то же время наличие прочной эмоциональной поддержки благоприятно сказывается на сопротивляемости к заболеваниям. Нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и ребенком, в дальнейшем увеличивают риск развития заболеваний [5].

Благополучие семьи определяется не только особенностями родителей, но и социальной поддержкой людей, ее окружающих, с которыми имеются гармоничные доверительные отношения. Дети получают много от общения за пределами дома. В то же время социальная изоляция семьи может стать фактором риска для ребенка, поскольку она противодействует его контактам с окружением. Обособление семьи обычно возникает как следствие психических заболеваний, личностных отклонений у родителей или их ригидных предпочтений, резко отличающихся от принятых в социальном окружении.

Родители ребенка с ОВЗ испытывают трудности различного характера. Есть проблемы, которые вызывают неблагоприятные изменения в семье. Во-первых, родители не подготовлены к рождению ребенка с нарушениями в развитии, они не могут понять, почему это произошло, у них возникает чувство беспомощности. Во-вторых, рождение ребенка с ОВЗ затрагивает всю семью: мать, отца, окружение.

Родители детей с ОВЗ испытывают длительно, а иногда постоянно чувства тревоги, отчаяния, вызванные отсутствием перспектив, одиночеством, непониманием со стороны окружающих. Они опасаются, что не удастся сохранить семью, сталкиваются с материальными трудностями, проблемами на работе, часто переживают психотравмирующие ситуации, связанные с состоянием здоровья ребенка, социальными проблемами и т. д. Результат — полная поглощенность проблемами, связанными с детьми, изоляция семьи от общества.

Наиболее часто личностные нарушения встречаются у матерей, воспитывающих «особенных» детей. Постоянное беспокойство матери за здоровье своего ребенка передается ему. В связи с этим у него появляются вторичные невротические расстройства в виде непроизвольных подергиваний мышц лица (тики), заикания, энуреза. Они могут быть своеобразной разрядкой напряженного состояния днем (тики) и ночью (энурез). Нередко можно наблюдать несколько нервных расстройств, что говорит о нервно-соматической ослабленности ребенка.

Одним из видов нервозности у ребенка выступает невропатия — повышенная нервная чувствительность. Зачастую она имеет наследственный характер. Причинами возникновения невропатии могут быть различные отклонения в течение беременности, особенно во второй ее половине (поздний токсикоз), острый или хронический стресс в этот период. Стресс, вызванный отрицательными переживаниями, приводит к гормональным расстройствам. При этом выделяется гормон беспокойства и страха — адреналин, который попадает в организм плода. В дальнейшем ребенок должен наблюдаться не только у педиатра, но и у психоневролога.

В литературе выделяют реакции, которые наиболее часто встречаются у родителей, имеющих детей с ОВЗ.

Отрицание. Наиболее типичная реакция родителей на выявление у ребенка отклонений в развитии — неверие в существование болезни. Члены семьи могут сомневаться в компетентности врача, поэтому они консультируются у других специалистов в этой области. В основе такого поведения лежит отчаянная надежда на то, что первоначальный диагноз ошибочен.

Гнев. Это тоже одна из наиболее часто встречающихся защитных реакций родителей на раннем этапе осознания ими состояния ребенка. Обычно она возникает на почве ощущения беспомощности, безысходности и разочарования, как в самом себе, так и в ребенке. В некоторых случаях гнев родителей оправдан, особенно если специалисты не были с ними достаточно откровенны в вопросах, касающихся здоровья ребенка. Однако это состояние становится неестественным, если длится слишком долго или направлено на ребенка.

Чувство вины. Неуместное чувство вины тоже частая реакция родителей на сообщение врача об особенностях их ребенка. Они переживают, пытаются осознать ситуацию, а потом начинают обвинять друг друга.

Эмоциональная адаптация. На данном этапе родители начинают принимать особенности своего ребенка, сотрудничать со специалистами.

Оглавление

Из серии: Библиотека Логопеда (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ. Методические рекомендации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я