Психология проблемного детства

Борис Николаевич Алмазов, 2009

Почему один ребенок замыкается в себе, другой становится клоуном, третий – агрессивным? Такое поведение мы наблюдаем у детей как в дошкольном, так и в школьном, а чаще в подростковом возрасте. Эти дети вызывают массу беспокойства у воспитателей, учителей, родителей, они мешают воспитательному и образовательному процессу. Неправильная реакция взрослых приводит к тому, что дети с неординарным поведением становятся изгоями сначала в детском саду, школе, а затем и в обществе. Что необходимо предпринять, чтобы не ущемить их личностные особенности? Как помочь им найти свое место в жизни? Важно установить причину такого поведения, раскрыть характер и способности ребенка. Это задача психолога, именно к нему, в первую очередь, обращаются и сами дети, и их родители, педагоги. Автор книги объясняет причины неординарного поведения, приводит примеры воздействия на ребенка, способные сберечь его психику и помочь ему эффективно включиться в учебный процесс. Книга будет интересна не только психологам, но и воспитателям детских садов, педагогам и родителям. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология проблемного детства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Алмазов Б.Н., 2009

© Оформление Дата Сквер, 2009

Предисловие

Человек, которого воспитание должно реализовать в нас, — это не тот человек, которого создала природа, но тот, каким общество хочет, чтобы он был, а оно хочет, чтобы он был таким, как требует внутреннее устройство общества.

Э. Дюркгейм

Эта книга предназначается школьным психологам и педагогам. Она будет интересна и полезна тем, кто работает с детьми. Мы постараемся сосредоточить внимание специалистов прежде всего на конкретных профессиональных задачах.

В отличие от других специалистов, которым достаточно установить психологический статус на текущий момент времени (в интересах заказчика) или заглянуть в прошлое (в интересах клиента), педагогам и школьным психологам важно и нужно предвидеть, что даст та или иная воспитательная мера в будущем. Каждый взрослый прекрасно знает, что добиться послушания не так уж трудно, пока дети не выросли. Но чаще всего потом мы получаем вовсе не то, на что рассчитывали. Так что прогноз — важнейшее из умений, которому нужно научиться перед тем, как переступить порог школы. Этой задаче мы и намерены посвятить наши усилия.

Когда речь идет о развитии личности — это требует определенной энергии, жизненной активности. Итак, всякое развитие требует энергии, жизненной активности в движении навстречу культуре, когда речь идет о личности. У энергии должны быть источники. Первый из них — темперамент. Он еще никак не привязан к личности, его сила означает лишь особенность высшей нервной деятельности, которая есть у любого теплокровного животного. Так что его роль, скорее всего, косвенная и опосредованная. Второй — любознательность. Здесь речь должна идти о мощности энергетического потенциала серого вещества головного мозга, результатом деятельности которого выступает интеллект. Каждый знает, что при прочих равных обстоятельствах одни с детства предпочитают узнать новое и обрадоваться, а другие — увидеть знакомое и успокоиться, нисколько не тяготясь монотонностью впечатлений повседневной жизни. Третий связан с так называемым стадным инстинктом (по выражению А.В. Луначарского — основой любой морали). Стремление к отождествлению — мощный источник социальных побуждений, из которого питается вся педагогическая практика. Дети хотят быть в семье, коллективе и среде, так что если учитель ставит досягаемую задачу в зоне ближайшего развития, стремление к когнитивному консонансу гарантировано. На этом строится воспитание навыков и привычек. Когда задача неподъемна, энергия развития уходит на строительство самых разных психологических защит. Четвертый определяется потребностью в отчуждении, когда либидо и самосознание оторвут внешние значения от внутренних смыслов. Наступает время просвещения. Общество заинтересовано придать эгоизму отчуждения нравственные формы (ценности, идеалы, убеждения), полагая, что сейчас уместно не принуждение, а приобщение.

Эти источники можно назвать доброй энергией. Она нормальна и естественна. Но есть еще пятый источник, энергия которого питает так называемые неконструктивные побуждения, которые окрашены чувствами страха, тревоги, неуверенности в себе, тоски и злобы. От природы они в личность не переходят. Они созданы, как это принято говорить, ненадлежащим воспитанием. На нем мы и сосредоточим основное внимание. И поскольку в названии книги ключевым понятием выступает проблемное в развитии, этому термину следует придать то значение, которое отвечает поставленным нами задачам.

В литературе используется много терминов, которые с той или иной стороны освещают отклонения от нормы. Достаточно вспомнить психическую средовую дезадаптацию, дефектологию, патохарактерологию, социопатичность, патопсихологию, чтобы представить себе масштабы феноменологического пространства, в которое мы намерены вступить. Поэтому нам нужно вычленить именно то, с чем мы намерены работать. И за основу взять представления об аномальном тех, кто реально формирует развивающуюся личность: родителей, педагогов, врачей. У каждого из них свои цели, которые они достигают собственными методами, не спрашивая совета психолога, да и друг друга.

Родители озабочены послушанием, благодаря которому остальное приложится. И когда все нормально, им бывает вполне достаточно собственного опыта (как они считают), чтобы обеспечить правильное развитие. Педагоги сосредоточены на успеваемости. Врачи обязаны снижать болезненность.

На рис. 1 мы постарались наглядно представить нашу позицию.

Рис. 1

Так, например, в зоне пограничных состояний находятся дети, которым необходимо сотрудничество по меньшей мере двух заинтересованных взрослых. Но как правило они не очень к нему стремятся и стараются переложить ответственность друг на друга за возникшие проблемы адаптации. Психологу приходится выступает в роли координатора усилий. Дети, которые находятся в центре обозначенного пространства, так называемые аномальные — их специалисты отдают так или иначе психологу. Ему приходится, с одной стороны, сопровождать их по жизни, поддерживая морально, с другой — вмешиваться в социальную обстановку, отстаивая интересы тех, кто не может самостоятельно справиться с трудными обстоятельствами самостоятельно. Ему приходится многое брать на себя. Мы надеемся, что в этом трудном деле наша книга будет ему полезна.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология проблемного детства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я