Книга, которую вы держите в руках, содержит все основные канонические правила Православной Церкви, а также древние и новые их толкования. Материал расположен тематически, что позволит быстрее и полнее рассмотреть каждый вопрос и предмет. Догматические и нравственные комментарии помогут глубже проникнуть в суть правил и яснее увидеть их богодухновенность, войти внутрь живого Предания Церкви. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Божественные правила Церкви предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Правила благочестивой жизни мирян
Жизнь во Христе
Родившись во святом Крещении от Бога, обновившись и облекшись во Христа, дав обет сочетания со Христом и служения Ему, освободившись от рабства греху и соединившись с Лозой истинной, христианин должен умереть греху и жить Богу, не сообразоваться с веком сим, но познавать волю Божию, потому что и мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2, 17).
Дух Божий, сошедший в день Пятидесятницы на Церковь, положил начало новой эпохе в истории человечества. Если Бог становится центром нашей жизни, то вся наша жизнь изменяется. Суть нравственности есть хранение и возделывание рая в себе — благодати святого Крещения. Каждый человек искушается собственными своими желаниями и нерадением к добру. И благодать всегда есть в нас, и добродетель есть в нас и из нас образуется, но только необходимо напряжение и понуждение себя к послушанию голосу совести и исполнению повелений Божиих.
Церковь пришла в этот мир, и это можно изобразить в виде двух кругов: малый находится внутри большого. Внутренний круг означает Церковь, внешний — с тем же центром — означает мир. Центр обоих кругов — и Церкви, и мира — есть Господь Иисус Христос, Создатель и Промыслитель всего. Церковь это знает и живет Им, а мир не знает об этом и живет в неведении этой истины.
Тайна, сокрытая от вечности в Боге, которую открыл человечеству Иисус Христос (см. Еф. 3, 9-10), состоит в спасении всех людей через Церковь. Церковь есть сходящее свыше во тьму падшего мира новое бытие, и для всех открыта возможность причастности к нему и вхождения в него.
Лаод. 47. В болезни приявшим Крещение и потом получившим здравие подобает изучать веру и познавать, яко Божественного дара сподобились.
Трул. 96. Во Христа Крещением облекшиеся дали обет подражать во плоти житию Его. Того ради власы на главе ко вреду зрящих искусственными плетениями располагающих и убирающих и таким образом неутвержденные души прельщающих отечески врачуем приличной епитимией, руководствуя их аки детей и научая целомудренно жить, да, оставив прелесть и суету плоти, к негиблющей и блаженной жизни ум непрестанно направляют, и чистое со страхом пребывание имеют, и очищением жития, елико можно, к Богу приближаются, и внутреннего паче, нежели внешнего, человека украшают добродетелями и благими и непорочными нравами и да не носят в себе никакого останка порочности, происшедшей от сопротивника. Аще же кто вопреки сему правилу поступит, да будет отлучен.
Вас. 3. Истиннейшее врачевание есть удаление от греха, так что отвергший благодать ради удовольствия плоти подает нам совершенное доказательство своего исцеления, аще с сокрушением сердца и со всяким порабощением плоти воздержанию отступит от удовольствий, которыми совращен был[65].
Трул. 100. Очи твои право да зрят, и всяцем хранением блюди твое сердце, — завещавает Премудрость (Притч. 4, 25, 23), ибо телесные чувства удобно вносят свои впечатления в душу. Посему изображения, на досках или на ином чем представляемые, обаяющие зрение, растлевающие ум и производящие воспламенения нечистых удовольствий, не позволяем отныне каким бы то ни было способом начертавати. Аще же кто сие творить дерзнет, да будет отлучен.
Это правило призывает обуздывать свои чувства, избегать соблазнов и тем более не создавать их намеренно.
Трул. 101. Человека, созданного по образу Божию, божественный апостол велегласно нарицает телом Христовым и храмом. Выше убо всякой чувственной твари быв поставлен, спасительными страданиями небесного достоинства сподобившийся и ядущий и пиющий Христа, непрестанно преобразуется к вечной жизни, и душу и тело освящая причащением Божественной благодати[66].
Евангелие дано нам для исполнения делом, и не только клирики и монахи призваны к благодатной жизни, но все члены Церкви. Монашества, в современном его понимании, в апостольские времена вообще еще не было, потому евангельские заповеди обязательны для всех христиан. Господь всех приглашает войти внутрь Его Евангелия и жить в нем. Это совершается через исполнение самой жизнью заповедей Евангелия.
Подвиг христианской жизни в миру лишь немногим ниже монашеского. Он также требует напряжения всех духовных сил для стяжания Божественной благодати и достоин великого почитания и небесного воздаяния. Против презирающих брак и простой христианский образ жизни мирян и возносящихся своим мнимым подвижничеством отцы Гангрского Собора издали следующее правило:
Гангр. 21. Сия же пишем, поставляя преграды не тем, которые в Церкви Божией по Писанию подвижничествовать желают, но тем, которые подвижничество приемлют в повод гордости, возносятся над живущими просто и, вопреки Писаниям и церковным правилам, вводят новости. Таким образом, мы и девство, со смирением соединенное, чтим, и воздержание, с честностью и благочестием соблюдаемое, приемлем, и смиренное отшельничество от мирских дел одобряем, и брачное честное сожительство почитаем, и богатства с правдой и благотворением не уничижаем, и простоту и малоценность одежд, употребляемых токмо ради попечения о теле неизысканного, похваляем, а изнеженного в мягкой одежде хождения отвращаемся. И домы Божии почитаем, и собрания, бывающие в них, яко святые и полезные приемлем, не заключая благочестия в домах, но почитая всякое место, созданное во имя Божие, и хождение в церковь
Божию на пользу общую приемлем, и избыточествующие благотворения братий, по преданиям посредством Церкви нищим бывающие, ублажаем и, да речем вкратце, желаем, да бывают в Церкви всё принятое от Божественных Писаний и апостольских преданий.
Почитание священства, праздников, святынь и храма
Гангр. 5. Аще кто учит невозбранно пренебрегать дом Божий и бывающие в нем собрания, да будет под клятвою.
Феоф. 1. И обычай, и долг требуют от нас чтить всякий воскресный день и праздновать оный, понеже в сей день Господь наш Иисус Христос проявил нам воскресение из мертвых. Почему и первым нарицается день сей в Священном Писании, яко составляющий для нас начало жизни, и осмым, яко пришедший по субботе иудейской[67].
Трул. 80. Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своей церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дня в продолжении трех седмиц не приидет в церковное собрание, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения[68].
Кормчая, всех апостолов 1. Кождо в данном ему чину да пребывает. И не преступайте заповедей, не суть бо наша, но Божия. Яко же рече Господь: слушающий Меня слушает Пославшего Меня, и отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя (Лк. 10, 16).
Вас. 45. Аще кто, приняв имя христианина, оскорбляет Христа, таковому нет никакой пользы от наименования.
Кормчая толкует это правило так, что отречение от Христа — это неисполнение Его заповедей.
Никифор. 39. Без надобности или без принуждения не следует путешествовать в воскресные дни.
Ном. 162. В неделях [69] и в праздниках завещавай не делати[70], но приходити в церковь, якоже подобает христианом. Аще кто делает в неделю и в праздники, да отлучится.
Никифор. 42. Не следует работать в течение всей Светлой седмицы[71].
Гангр. 20. Аще кто, пришедши в надменное расположение, гнушаясь, осуждает собрания в честь мучеников и совершаемые в оных служения и памяти их, да будет под клятвою.
Трул. 74. Не до́лжно в местах, посвященных Господу, или в церквах совершать так называемыя трапезы братолюбия и внутри храма ясти и ложе постилати. Сие же творить дерзающие или да престанут, или да будут отлучены.
Ап. 56. Аще кто из причта досадит пресвитеру или диакону, да будет отлучен от общения церковного.
Тем более это относится к мирянам.
Ном. 121. Яко не достоит просту[72] укорити священника, или бити, или поношати, или клеветати, или обличати в лице, аще убо и истинна суть. Аще же постигнет сие сотворити, да прокленется мирский, да отмещется из Церкве, разлучен бо есть от Святыя Троицы, и послан будет во Иудино место. Писано бо есть: Князю людий твоих да не речеши зла (Исх. 22, 28). Такожде и настоятеля безчествуяй.
Трул. 76. Никто не должен внутри священных оград корчемницу или различные снеди поставлять или иные купли производить, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог, житием Своим во плоти поучая нас, повелел не творить дому Отца Своего домом купли. Он и пеняжникам рассыпал пенязи и изгнал творящих святый храм мирским местом (см. Ин. 2, 15–16). Посему, аще кто будет обличен в реченном преступлении, да будет отлучен.
Трул. 97. Тех, которые, или живя с женою, или иным образом нерассудительно священные места обращают в обыкновенные, и небрежно окрест их обращаются, и с таким расположением в них пребывают, повелеваем изгонять и от мест, оглашенным предоставленных при святых храмах. Кто же не будет сего соблюдать, аще есть клирик, да будет извержен, аще же мирянин, да будет отлучен.
Соф. Аще кто из мирян, воспреобладав и пренебрегши повеления Божии и царские и поругавшись достойным благоговения церковным уставам и законам, дерзнет бить или заключать в темницу епископа или без вины, или под вымышленными предлогами вины, таковой да будет анафема.
Ном. 126. Аще же кто укорит священника, да запретится лето едино. Аще даст ему заушение или с древом [ударит], да запретится три лета, аще и священник простит ему согрешения.
Трул. 68. Книги Ветхого и Нового Завета, такожде святых и признанных наших проповедников и учителей никому не позволяется повреждать, или изрезывать или книгопродавцам, или так называемым мироварцам, или иному кому-либо предавать для истребления, разве когда от моли, или от воды, или иным образом сделаются неспособными к употреблению. Кто же отныне таковое что-либо делающим усмотрен будет, тот да будет отлучен на год. Равным образом таковые книги покупающий, если ни у себя не удержит оных для своей пользы, ни другому не отдаст в благодеяние и для хранения, но оныя повреждать дерзнет, да будет отлучен.
Трул. 88. Никто внутрь священного храма да не вводит никакого животнаго, разве кто, путешествуя, стесняемый величайшей крайностью и лишенный жилища и гостиницы, остановится в таковом храме. Потому что животное, не быв введено в ограду, иногда погибло бы, и сам он, потеряв животное и потому лишась возможности продолжать путешествие, был бы подвержен опасности жизни. Ибо мы знаем, что суббота человека ради бысть (Мк. 2, 27), и потому всеми средствами пещись до́лжно о спасении и безопасности человека. Аще же кто усмотрен будет, по вышереченному, без нужды вводящий животное во храм, то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.
Трул. 73. Поелику животворящий Крест явил нам спасение, то подобает нам всякое тщание употреблять, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древнего грехопадения. Посему, и мыслью, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображения Креста, начертываемые некоторыми на земле, совсем изглаждать, дабы знамение победы нашей не было оскорбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земле изображение Креста повелеваем отлучать.
Православное исповедание Петра Могилы. Ч. 1, ответ 51. Должно изображать Крест правою рукою. Полагая на чело три большие перста, говори: «Во имя Отца»; потом, опустив руку в том же виде на перси, говори: «и Сына»; отселе перенося руку на правое плечо и провождая до левого, говори: «и Святаго Духа». Сделав на себе сие святое знамение Креста, заключи словом «аминь. Или, когда изображаешь Крест, можешь говорить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного. Аминь»[73].
Никифор. 3. Кто по нужде сделает отдохновение на короткое время в притворе церковном, тот не подвергается наказанию; если же на долгое время остается, да будет изгнан и подвергнут епитимии, а церковь возьмет свое.
Никифор. 34. От того, кто, имея наложницу, не желает отпустить ее или не просит благословения священника для удержания ее, не до́лжно принимать приношений в церковь, ибо он оскорбляет Божественные законы своими презренными делами.
Ном. 122. Яко не подобает мирским повелевати священнику входити во святилище или в кую-любо вещь даже до мала, но своею волею, егда восходет и возмнится ему литургисати и пети.
Кормчая, ап. Павла 16. Всяк муж и жена верна, со утра воставше от сна, прежде инех дел творения умывшееся, да помолятся. Аще ли будет некое слово книжного поучения, да имеют от всякого дела честнее слово благоверия.
Кормчая, апп. Петра и Павла 1. Аз Петр и Павел заповедаема людем делати пять дней в недели. В субботу же и в неделю да упражняются в церковь, поучения ради еже на благоверие. Суббота бо бытия всея твари образ имать, неделя же — воскресения.
Лаод. 29. Не подобает христианам иудействовать и в субботу праздновать, но делать[74] им в сей день, а день воскресный преимущественно праздновать, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие, да будет анафема от Христа.
Кормчая в толковании на это правило объясняет, что христианин, соблюдающий субботний покой, празднует вместе с иудеями. Поэтому в субботний день следует работать, а в воскресенье праздновать.
Кормчая, апп. Петра и Павла 2. Великую неделю, сиречь Страстную, и другую, яже по ней, рекше святыя Пасхи, да не делают людие, но да празднуют вси раби и свободнии. Оная убо неделя, яко страстей есть Господних, сия же — яко воскресения Его. И требе есть поучатися, Кто есть пострадавый воскрес и свободивый нас.
Кормчая, апп. Петра и Павла 3. Святое Вознесение да празднуют, понеже совершение есть еже о Христе смотрения.
Кормчая, апп. Петра и Павла 4. Пятидесятницу да празднуем пришествия ради Святаго Духа, дарованнаго во Христа верующим.
Кормчая, апп. Петра и Павла 5. Рождества Христова праздник да празднуют, в онь же в той нечаемая благодать человеком вдана бысть рождением Божия Слова из Марии Девицы на спасение миру.
Кормчая, апп. Петра и Павла 6. Богоявления праздник да празднуют, понеже в той день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Ему Отцу в Крещении, и Утешителю Святому Духу в видении голубине показавшу предстоящим Свидетельствованного.
Кормчая, апп. Петра и Павла 7. Дни апостольские празднуйте, учители бо вам быша веровати во Христа и Духа Святаго достойны вас сотвориша. И Стефана первомученика день празднуйте, и прочих святых мученик, почетших Христа паче своего живота.
Кормчая, гл. 45. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе, не очистит бо Господь приемлющих имя Его всуе (см. Исх. 20, 7). Человек, иже аще прокленет Господа Бога своего, грех приимет; кленый же имя Господне смертию да умрет (см. Лев. 24, 15–16).
Учительное известие.[75]Не точию иереи и олтарнии священнослужители, но и вси благочестивии христиане, аще в церкви аще к больным несомы Божественныя Таины узрят, боголепным поклонением да почитают[76].
Учительное известие. Подрослыя отроки, имже приятна исповедь[77], и малыя младенцы, по обычаю Церкве, подобает за веру приносящих тыя сподобляти Святых Таин в освящение душ и телес их и в приятие благодати Господни[78].
Вражда на ближнего
Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин. 3, 15).
Ном. 123. Аще кто имать вражду на кого, в храм да не входит, ниже приносы[79] его, дондеже примирится, ибо молитва его в клятву и грех вменяется. Да творит же на всяк день поклонов пятьдесят.
Соф. 3. Аще кто из мирян, воспреобладав и пренебрегши повеления Божии и царские и поругавшись достойным благоговения церковным уставам и законам, дерзнет бить или заключать в темницу епископа или без вины, или под вымышленными предлогами вины, таковой да будет анафема.
Ном. 124. Аще кто во время причастия, печаль имея на брата, не даст ему мира, да будет отлучен. Аще ли священник со враждою литургисает, да будет празден 60 дней.
Ном. 125. Укоряяй и проклинаяй искренняго да отлучится три дни, сухо ядый с водою. Писано бо есть: глаголяй брату своему «рака» или «уроде» повинен есть геенне огненней (Мф. 5, 22).
Ном. 126. Аще же кто укорит священника, да запретится лето едино. Аще даст ему заушение или с древом [ударит], да запретится три лета, аще и священник простит ему согрешения.
Ном. 127. Аще кто имать злобу с неким и преставится едина часть[80], да запретится другая, о умершем лето едино и канон, отходя на гроб скончавшагося дней 40, глаголя в себе: «Прости мя, брате, и Бог да тя простит».
Ном. 129. Аще кто своя чада яко между себе воспитана любя, едино проклинает, другое же благословляет, едино ненавидит, другаго же любит и неравно им свое имение разделяяй, яко чадоне-навистник не причастится Божественных Таин, дондеже не исправится, да отлучится и от Церкве.
Кормчая, гл. 69. Вопрос: Кий грех творит молитвы наши не приятны Богу? Ответ: Гордость и злопомнение, писано бо есть: Господь гордым противится (Притч. 3, 34). И паки глаголет Господь: «Аминь глаголю вам, яко аще не оставите человеком согрешения их, ни Отец ваш Небесный оставит вам прегрешения ваша» (см. Мф. 6, 15). И возможе едино злопомнение погубити паче тмы согрешений.
Трапеза
7 Вс. 22. Все приносить Богу и не порабощаться своими желаниями есть великое дело. Ибо аще… ясте, аще ли пиете, — глаголет божественный апостол, — вся в славу Божию творите (1 Кор. 10, 31). И Христос Бог наш в Своем Евангелии повелел отсекать начала грехов. Ибо не токмо прелюбодеяние наказуется от Него, но и движение мысли к покушению на прелюбодеяние осуждено, по глаголу Его: воззревый на жену ко еже вожделети ея, ужелюбодействова с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). Отсюду убо научась, мы должны очищать помыслы. Ибо, аще и вся… леть суть, но не вся на пользу (1 Кор. 10, 23), как учит апостольское слово. Всякому человеку необходимо ясти, дабы жить, и живущим в браке и с детьми в мирском состоянии не предосудительно ясти мужам и женам вместе, токмо Дающему пищу да приносят благодарение. Но ясти не с какими-либо позорищными вымыслами[81] или с сатанинскими песнями и с певницами и блудническими гласованиями, на кои падает пророческое укорение, глаголющее тако: «Горе с гусльми и певницами вино пиющим, на дела же Господня не взирающим и о делах рук Его не помышляющим» (см. Ис. 5, 12). И аще будут где таковые в христианах, да исправляются; аще же не исправятся, да будет в отношении к ним соблюдаемо канонически постановленное бывшими прежде нас [82].
Ап. 51. Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяс и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся… добра зело (Быт. 1, 31) и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их (см. Мф. 19, 4) и, таким образом хуля, клевещет на создание, или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви. Такожде и мирянин.
Ап. 63. Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет ясти мясо в крови души его, или звероядину, или мертвечину, да будет извержен. Ибо сие закон запретил. Аще же сие соделает мирянин, да будет отлучен.
Вас. 28. Сие же достойным смеха мне представилось, яко некто обещался воздерживаться от свиного мяса. Посему благоволи поучать таковых, чтобы воздерживались от нерассудительных зароков и обетов, и допусти употребление вещей неразнственных. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением (1 Тим. 4, 4). Посему как обет достоин смеха, то и воздержание не нужно.
Гангр. 2. Аще кто с благоговением и верою ядущего мясо (кроме крови, идоложертвенного и удавленины) осуждает, аки бы по причине употребления оного, не имеющего упования, да будет под клятвою.
Лаод. 55. Не подобает освященным или причетникам, слагаясь, делать пиршества, ни даже мирянам.
Трул. 67. Божественное Писание заповедало нам воздержаться от крове и удавленины и блуда (Деян. 15, 29). Посему ради лакомствующего чрева кровь какого бы то ни было животного каким-либо искусством приуготовляющих в снедь и тако оную ядущих благорассмотрительно епитимии подвергаем. Аще убо кто отныне ясти будет кровь животного каким-либо образом, то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.
Кормчая, гл. 17 (прав. 67). Божественное нам Писание заповедало есть удалятися от крове и удавленины и от блуда. Нецыи убо угождения ради чревнаго кровь коего-любо животнаго хитростию некоею сотворяют снедну, еже глаголется калбасы, и ина таковая, и тако кровь ядят. Подобно убо запрещаем таковым, аще убо кто отныне кровь животнаго киим-либо образом ясти начнет, аще есть причетник, да извержется, мирский же человек да отлучится.
Постн. 47. Если что-либо нечистое упадет в колодец, или в елей, или же в вино и кто-либо будет пить, то таковой да воздержится в течение трех дней от мяса и сыра и в течение семи дней да не причащается.
Ном. 131. Иже яст мертвечину или зверохищное, сиречь волком снедомое или птицею пораженное, или кровь, или удавленину, обретаемая в тенетах, или от тех, яже удавляют латини, священник убо извергается, мирский отлучается, по 63-му правилу святых апостол, сиречь да не причастится лета два, и канон[83].
Ном. 133. Аще кто пойдет на праздник варварский [84] или еретический и снест в той день с ними от них жремая за душу их или спразднует им, лета два да не причастится[85].
В Большом Требнике есть молитвы на случаи, если что скверное упадет в колодец, если что скверное попадет в сосуд с вином, елеем или медом или чем иным; также молитва над пшеницей или мукой осквернившейся или чем иным. Есть также молитва о скверноядших, молитва на всякую немощь и последование о немощных, обуреваемых и стужаемых от злых духов нечистых.
Пост и говение
Ап. 69. Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую Четыредесятницу перед Пасхой, или в среду, или в пяток кроме препятствия от немощи телесной, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен.
Никифор 47. Не следует причащаться у священника, который не постится в среду и пяток, хотя бы он и казался православным, ибо быть в одном отношении благочестивым, а в другом оскверняться — не свято.
Ном. 215. Великии же Афанасий глаголет: разрешаяй среду и пяток, сей распинает Господа, яко же иудее, ибо в среду предастся, а в пяток распятся. Разве точию в Богоявленских, и Пентикостии 1, и в седмицы, от Церкви разрешенныя. Такожде в праздники разрешаяй неповинен есть.
Ном. 227. Ведомо же буди и сие, яко разрешается пост среды и пятка на рыбы всего лета точию в Господьския праздники и Богородицы. Аще ли случится навечерие сим праздником в среду или в пяток, не разрешается пост в вечер утрешняго ради праздника. Разрешают же ся во всей Пять-десятнице среды и пятки на рыбу и масло и вино. Обаче же сухоядение сицевых дней разрешается, но в 9 час, буди же на коегождо изволении. В праздники же святых апостол и святых мученик
1 В Пятидесятницу.
и святителей не разрешаем на рыбу. Аще случится в среду и пяток, точию на масло и вино, больше же ничто же, обаче по разсуждении настоятеля невозбранно. Рыбы же ямы на Рождество Предтечево, а в другии же еговы праздники никакоже, точию масло и вино. Такожде и в день верховных апостол Петра и Павла разрешаем на рыбу, якоже глаголет святый Феодор Студит во своем уставе.
Ном. 221. В день Просвещения[86] и Христова Рождества, аще случится в среду или пяток, миряне убо ядят мясо, иноцы же сыр и яица.
Ном. 220. В навечерии Просвещений и Христова Рождества, в онь же день случится, постимся: рыб и масла не ямы, точию пием вино. Аще ли случится в субботу или в неделю [87], по вечерни ямы масло и пием вино.
Ном. 222. Подобне постимся и в день Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста, в 14 септеврия месяца, в онь же день случится, или в суботу, или в неделю. Ядим же в той день бывшаго ради обретения Честнаго Креста масло и вино, вящше ничтоже.
Ном. 223. Во святую и великую Четыредесятницу ямы единою на день сухоядением сочива, точию без масла. Вина же и масла в субботу и в неделю ямы, такожде и от черепокожных [88].
Ном. 132. Ядый мясо или сыр в великую Четыредесятницу или в среду и пяток лета два да не причастится.
Ап. 64. Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень [89] или в субботу, кроме единой только Великой Субботы, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен.
Степень разрешения поста в субботу и воскресенье во время постов по церковному Уставу (Типикону) состоит обыкновенно в том, что разрешается вино и елей и принятие пищи сразу после литургии, без продолжения неядения до 9-го часа. Подобно и во время говения перед святым Причащением. По первоначальным уставам Церкви, в посты запрещалось вкушать до вечера.
Трул. 55. Поелику мы уведали, яко обитающие во граде Риме во святую Четыредесятницу, в субботу ея, постятся вопреки преданному церковному последованию, то святому Собору угодно, да и в Римской Церкви ненарушимо соблюдается правило, глаголющее: «Аще кто из клира усмотрен будет во святый день Господень или в субботу постящимся, кроме единыя токмо, да будет извержен, аще же мирянин, да будет отлучен»[90].
Петр. 1. Поелику приближается уже четвертая Пасха после гонения, то довлеет время отлучения для тех, которые подверглись доносу, заключены были в темницу, претерпели жестокие мучения и несносные раны и многие иные тяжкие угнетения и которым напоследок изменила немощь плоти. Хотя они вначале не были прияты в Церковь по причине последовавшего тягчайшего падения, но поелику они много подвизались и долго противоборствовали (поелику они дошли до преступления не по произволу, а потому, что изменила им немощь плоти, ибо и язвы Иисусовы показуют на телах своих и некоторые пребывают в плаче уже третий год), то к сей епитимии да присовокупятся им еще четыредесять дней, по припамятованию, когда они приступили к Церкви. Таковое число дней Господь и Спаситель наш Иисус Христос, по Крещении постившись, искушаем был от диавола, таковое же число дней и они преимущественно да подвизаются и усерднее да постятся, и притом да бодрствуют в молитвах, непрестанно размышляя о реченном от Господа искусителю, требовавшему от Него поклонения Себе: Иди за Мною, сатано, писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися и Тому единому послужиши (Мф. 4, 10).
Феоф. 1. И обычай и долг требуют от нас чтить всякий воскресный день и праздновать оный, понеже в сей день Господь наш Иисус Христос проявил нам воскресение из мертвых. Почему и первым нарицается день сей в Священном Писании, яко составляющий для нас начало жизни, и осмым, яко пришедший по субботе иудейской. Но когда случилось в сей день быть посту пред святым Богоявлением[91], то благоучредим оный, рассудительно применяясь к обоим случаям. Употребив несколько фиников, мы не поступим по обычаю ересей, не почитающих дня воскресения Господа нашего Иисуса Христа, и купно воздадим до́лжное постному дню, ожидая вечернего собрания [92], которое в сей день, по изволению Божию, совершается. И так в сей день да собираемся в час девятый.
Ник. 3. Вопрос: Следует ли соблюдать пост в месяце августе?[93]
Ответ: В прежния времена этот пост соблюдался; впоследствии он был перенесен, дабы не совпадал с языческими постами, которые были в этом же месяце. Впрочем, многие и теперь соблюдают этот пост.
Хотя о длительности этого поста в канонах не говориться и о нем нет письменного постановления, однако неписаное предание Церкви указывает начинать Успенский пост 1 августа, а Рождественский — 15 ноября. Так было постановлено на заседании Константинопольского Собора при патриархе Луке (1156–1169), где обсуждалось это правило патриарха Николая.
Ном. 228. Ведомо буди и сие, яко должни суть право живущии и среду и пяток хранящии всего лета да причастятся Пречистых Таин, сиречь в великую Пасху, в день Рождества, в праздники святых апостол и Богородицы. Аще и сия посты хранят. Аще ли кто не хранит святых апостол и Рожества Христова пост и Богородицы, в церковь сего да не приемлеши, ниже чад его[94].
Типикон, гл. 32. Егда хощет кто причаститися Святых Христовых Таин, подобает ему сохранити всю седмицу, от понедельника пребыти в посте и молитве и трезвости совершенной всеконечно и тогда со страхом и велиим благоговеинством приимет Пречистыя Таины.
Учительное известие. Аще убо кроме постов четырех обычных приступити к святому Причащению восхотят, седмь дней прежде да постятся, в молитвах церковных и домашних пребывающе (сие же не в нужде, в нужде бо три дни или един день да постятся точию) и предуготовляюще себе к чинному исповеданию грехов своих[95].
Трул. 29. Правило отец Карфагенскаго Собора повелевает, дабы священнодействие алтаря совершаемо было не иначе, разве людьми неядшими, кроме единого в году дня, в который Вечеря Господня совершается [96]. Святые отцы оные, может быть, по некоторым местным причинам, полезным для Церкви, учинили такое распоряжение. А понеже нас ничто не побуждает оставить благоговейную строгость, то, последуя апостольским и отеческим преданиям, определяем, яко не подобает в Четыредесятницу, в четверток последния седмицы разрешать[97] пощение и тем всю Четыредесятницу бесчествовати.
Лаод. 50. В четверток последней седмицы Четыредесятницы не подобает разрешать пост и всю Четыредесятницу бесчествовать, но до́лжно во всю Четыредесятницу поститься с сухоядением.
Лаод. 52. Не подобает в Четыредесятницу совершать браки или праздновать дни рождения.
Никифор 5. Если праздник Благовещения случится в Великий Четверток или в Великий Пяток, то мы не согрешим, если в этот день будем употреблять вино и рыбу.
В настоящее время на Страстной седмице в таком случае разрешают только вино и елей, а рыбу — нет.
Ном. 224. [Во святую и великую Четыредесятницу] рыбы же не ямы, точию в день Благовещения, по Божественным правилом; аще же случится Благовещение в Великую седмицу[98], не ямы рыбы, точию масло и вино.
Типикон, из гл. 32. Рыбы же во всю святую Четыредесятницу никакоже дерзнем ясти, кроме праздника Благовещения Пресвятыя Богородицы и недели Цветоносныя.
Ном. 226. В посты святых апостол и Рождества Христова и Богородицы сухо ямы три дни, сиречь понедельник, среду и пяток, хранимся от рыбы, и масла, и вина кроме немощи, ямы же сочива без елеа, якоже и в великую Четыредесятницу. Хотящии же угодити Богу в субботу и в неделю токмо ядят рыбу и елей.
Трул. 89. Верным, дни спасительнаго страдания в посте и молитве и в сокрушении сердца провождающим, подобает прекращать пост в средние часы ночи по Великой Субботе, поелику божественные евангелисты Матфей и Лука, первый речениями в вечер… субботный (Мф. 28, 1), а второй речениями зело рано (Лк. 24, 1), изображают нам глубокую ночь.
Дион. 1. В послании ко мне, вернейший и просвещеннейший сын мой, ты вопрошал меня, в который час до́лжно прекращать пост перед днем Пасхи. Ты взыскуешь положить точное время и совершенно определенный час, но сие и неудобно, и не безопасно. Ибо что после времени Воскресения Господа нашего надлежит начинать празднество и веселье, а до того пощениями смирять души, сие все согласно признают. Но в послании твоем ко мне ты доказал весьма здраво и согласно с разумением Божественных Евангелий, что в них не сказывается ничего определенного о часе Воскресения. Ибо евангелисты различно описали приходивших ко гробу в разные времена и рекли, что все они обрели Господа уже воскресшим. Чрезмерно поспешающих и прежде полуночи, хотя не задолго, престающих от поста не одобряем, яко малодушных и невоздержных, яко прекращающих течение, немного не доконченное. Ибо, как глаголет мудрый муж, не маловажно в жизни и то, аще недостает немногого. Хотящих быть последними в разрешении поста, простирающихся до дальнейшего предела и терпящих до четвертой стражи, в которую Спаситель наш, ходя по морю, явился плавающим, одобряем яко мужественных и трудолюбивых. Не стужаем же много и тем, которые по особенному своему побуждению или по своей возможности между тем и другим временем успокоиваются от поста. Сие, по моему разумению, написал я, подавая совет[99].
Современная практика разговляться после пасхальной ночной литургии поэтому может быть признана и уместной, и находящейся в русле данного правила.
Петр. 15. Никто да не укоряет нас за соблюдение среды и пятка, в которые дни благословно заповедано нам поститься, по преданию. В среду — по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток — потому что Он пострадал за нас. Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради Воскресшего в оный. В сей день и колена преклонять мы не прияли.
Трул. 56. Уведали мы такожде, яко в Армянской стране и в иных местах в субботы и в воскресные дни святой Четыредесятницы ядят некоторые сыр и яица. Того ради за благо признано и сие, да Церковь Божия, по всей вселенной следуя единому чину, совершает пост и воздерживается, якоже от всякого закаляемого, такожде от яиц и сыра, которые суть плод и произведение того, от чего воздерживаемся. Аже же сего не будут соблюдать, то клирики да будут извержены, а миряне да будут отлучены.
Ганг. 18. Аще кто ради мнимого подвижничества постится в день воскресный, да будет под клятвою.
Ганг. 19. Аще кто из подвижников без телесной нужды возносится и разрешает посты, преданные к общему соблюдению и хранимые Церковью, пребывая притом в полном разуме, да будет под клятвой.
Тим. 8. Вопрос: Если жена родит пред Святою Пасхою, то есть на Великой седмице, должна ли поститься и не пить вина, или разрешается она от поста и от запрещения пить вино ради того, что родила?
Ответ: Пост установлен для усмирения нашего тела. Итак, когда тело находится в смирении и в немощи, то должна она принимать пищу и питие, как хочет и понести может.
Тим. 10. Вопрос: Если кто болен и от сильной болезни совершенно истощен и приближается Святая Пасха, непременно ли должен таковой поститься, или по причине сильного изнеможения его священнослужитель разрешит ему употреблять, что может, или елей и вино?
Ответ: Должно разрешать больному принимать пищу и питие, смотря по тому, что может он понести. Ибо совсем истощенному употреблять елей есть дело правое.
Одежда и внешний вид
Гангр. 12. Аще кто из мужей ради мнимого подвижничества употребляет суровую верхнюю одежду и, аки бы от сего получая праведность, осуждает тех, которые со благоговением носят шелковые одеяния и употребляют общую и обыкновением принятую одежду, да будет под клятвою.
Гангр. 13. Аще некая жена ради мнимого подвижничества переменит одеяние и вместо обыкновенной женской одежды облечется в мужскую, да будет под клятвою.
Гангр. 17. Аще которая жена ради мнимого подвижничества острижет власы, которые дал ей Бог в напоминание подчиненности, таковая, яко нарушающая заповедь подчиненности, да будет под клятвою.
Трул. 96. Во Христа Крещением облекшиеся дали обет подражать во плоти житию Его. Того ради власы на главе ко вреду зрящих искусственными плетениями располагающих и убирающих и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличной епитимиею, руководствуя их, аки детей, и научая целомудренно жить, да оставив прелесть и суету плоти, к негиблющей и блаженной жизни ум непрестанно направляют, и чистое со страхом пребывание имеют, и очищением жития, елико можно, к Богу приближаются, и внутреннего паче, нежели внешнего человека украшают добродетелями и благими и непорочными нравами и да не носят в себе никакого останка порочности, происшедшей от сопротивника. Аще же кто вопреки сему правилу поступит, да будет отлучен.
Ном. 177. Матфей же в девятой главе[100] возбраняет верным украшати себе, или власы брады стрищи и ушаряти ю, или плести власы главы своея. Не повинующих же ся отлучати повелевает [101].
Развлечения. Пьянство
Ап. 42. Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пиянству преданный, или да престанет, или да будет извержен.
Ап. 43. Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Такожде и миряне.
Карф. 18. Детям священников не представлять мирских позорищ[102] и не зреть оных. Сие же и всем христианам всегда проповедуемо было, да не входят туда, где бывают хуления.
Карф. 72. Подобает просить [царей] такожде и о сем, да воспретится представление позорищных игр в день воскресный и в прочие светлые дни христианской веры, тем паче что в продолжение осми дней Святой Пасхи народ более собирается на конеристалище [103], нежели в церковь. Должно переменить определенные для позорищ[104] дни, когда они встречаются с праздничными, и никого из христиан не до́лжно принуждать к сим зрелищам.
Карф. 74. Подобает просить [царей] еще и о сем. Аще кто восхощет от некоего игралищного упражнения приступить к благодати христианства и пребывании свободным от оных нечистоте, то да не будет позволено никому склонить или принуждать такового паки к тем же занятиям.
Трул. 50. Никто из мирян и клириков впредь да не предается предосудительной игре. Аще же кто усмотрен будет творящим сие, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковного.
Трул. 51. Святой Вселенский Собор сей совершенно возбраняет быть смехотворцам и их зрелищам, такожде и зрелища звериные[105] творить и плясания на позорище. Аще же кто настоящее правило презрит и предастся которому-либо из сих возбраненных увеселений, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковного.
Трул. 66. От святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели Новой[106], во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах и пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаясь. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание или иное народное зрелище.
Трул. 100. Очи твои право да зрят и всяцем хранением блюди твое сердце, — завещавает Премудрость (Притч. 4, 25, 23), ибо телесные чувства удобно вносят свои впечатления в душу. Посему изображения на досках или на ином чем представляемые, обаяющие зрение, растлевающие ум и производящие воспламенения нечистых удовольствий, не позволяем отныне каким бы то ни было способом начертавать. Аще же кто сие творить дерзнет, да будет отлучен.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Божественные правила Церкви предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других