1. книги
  2. Современная русская литература
  3. Беатрис Хамидуллаева

Грация в движении. Секреты мастерства в балете

Беатрис Хамидуллаева
Обложка книги

Интересные факты, история и теория танца, балетная терминология и великие танцоры, история костюма и, самое главное, упражнения для тех, кто хочет окунуться в мир хореографии!

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Грация в движении. Секреты мастерства в балете» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Почему балет уникален?

Классический балет. Это течение танца основано на определенном наборе положений тела и движений, призванных придать танцору грациозность и элегантность.

Балет характеризуется «выворотностью»: артисты выворачивают ноги наружу от бедер, чтобы обеспечить больший диапазон движений.

Преодолевая гравитацию. Танцуя на кончиках пальцев ног (на пуантах), балерины кажутся невесомыми. Мужчины поднимают своих партнерш высоко в воздух, словно они легки, как перышки. Пара выполняет прыжки с мягким, бесшумным приземлением, создавая тем самым ощущение воздушности.

Классический балет преодолел культурные границы и стал глобальным явлением. Он очаровал зрителей в больших театрах разных стран. Магия балета заключается в его способности передавать истории, эмоции и идеи с помощью сочетания точных движений, запоминающейся музыки и потрясающей визуальной эстетики.

Классический балет требует многолетних тренировок, дабы развить технику, силу и гибкость, необходимые для того, чтобы танец казался таким легким.

Как зарождался балет. Балет, каким мы его знаем, берет свое начало из пышных придворных танцев, проводившихся во Франции, особенно во времена правления Людовика XIV с 1643 по 1715 год.

Эти придворные танцы были основаны на образцах и шагах крестьянских народных плясок, но были гораздо сложнее. Они вобрали в себя манеры и грацию аристократии, которая была хорошо обучена тому, как нужно двигаться и вести себя «надлежащим» для общества образом. Прямая осанка, вывернутые ноги и продуманное, элегантное положение рук повлияли на то, что впоследствии стало называться балетом.

В молодости королю Людовику XIV нравилось участвовать в этих замысловатых представлениях (называемых «Ballet de cour», или придворный балет). Однако с годами, по мере того, как танцы становились все более сложными и их было труднее исполнять, он предпочитал лишь наблюдать. Король перенес танцы из бальных залов в театры, чтобы все могли их лучше видеть. Под покровительством Людовика была основана первая школа для подготовки профессиональных артистов балета. Вот почему по сей день вся балетная лексика изучается на французском.

Позже итальянские и французские танцоры и хореографы переехали в Россию и повлияли на развитие балета уже там. Французский хореограф Мариус Петипа много лет работал в России и помог ей стать центром балета. Многие балетные композиции, популярные и по сей день, были поставлены в России.

В Соединенных Штатах балет привлек всеобщее внимание в течение 20-го века во многом благодаря таланту и дальновидности Джорджа Баланчина, танцора и хореографа русского происхождения, получившего американское гражданство. Он приложил огромные усилия для создания внушительного объема работ, которые сделали балет американским феноменом.

Сегодня, спустя более 350 лет после создания балета, его исполняют по всему миру десятки балетных трупп. Балет остается актуальным и важным видом искусства, который по-прежнему способен очаровывать и завораживать зрителей.

В состав балетных трупп входит много профессиональных танцоров. Каждому из них присваивается ранг компании. Большинство танцоров балетной труппы состоят в кордебалете. Они вместе танцуют группами, которые должны идеально синхронизировать свои движения. Здесь новые члены труппы начинают свою карьеру и изучают репертуар (все балеты, которые исполняет труппа).

Солисты — это танцовщики, окончившие кордебалет, но, как правило, еще не готовые к исполнению главных партий. Они танцуют соло, что дает возможность продемонстрировать свои способности.

Ведущие солисты — самые опытные танцоры балетной труппы, которые исполняют ведущие роли.

Члены кордебалета и солисты не переходят на следующий уровень автоматически. Изменение статуса зависит от их развития и потребностей компании. Иногда танцоры входят в труппу уже на уровне солиста или ведущего солиста.

Музыка является неотъемлемой частью балета, обеспечивая ритм, настроение и эмоциональный контекст для движений. Хореография балета разрабатывается тщательно, чтобы дополнять и интерпретировать музыку, создавая плавное слияние движений и звука. Хореографы используют комбинации шагов, формаций и узоров, чтобы рассказать историю, передать эмоции и очаровать зрителей.

Ключевые элементы балета переплетаются, создавая танцевальную форму, которая одновременно завораживает и вызывает самые теплые эмоции и воспоминания. Техническое мастерство, артистизм и выразительная сила, демонстрируемые артистами, очаровывают публику и переносят ее в мир рассказываемой истории. Осваивая сложные техники, воплощая суть каждой позиции и интерпретируя музыку своими движениями, танцоры привносят в жизнь чарующий язык балета.

Начинающие балерины не надевают пуанты сразу. Вместо этого они начинают с мягкой обуви и встают на плоские ступни. В конце концов, когда танцор овладевает многими балетными техниками и его лодыжки становятся достаточно сильными, он может начинать танцевать на пуантах (на носках в жестких деревянных туфлях).

Пуанты обтянуты атласом, но на самом деле они сделаны из дерева. Коробка защищает пальцы танцора и равномерно распределяет вес тела, чтобы танцевать на носках было менее травмоопасно.

Очень важно знать, что рано ставить ребёнка на пуанты не стоит, так как последствия могут быть опасными. У детей еще неокрепшие кости для раннего становления на пуанты, и как бы ребенку этого не хотелось, прежде всего нужно думать о его здоровье и будущем. На пуанты можно вставать с 10 лет, но перед этим необходимо подготовить стопы и укрепить их, чтобы в дальнейшем избежать травм. Поэтому мой личный рекомендованный возраст для становления на пуанты для детей — это старше 10 лет.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я