Гайд по копирайтингу для начинающих и не только

А. Седых

«Гайд по копирайтингу для начинающих и не только» – простое, наглядное, живое руководство о том, как начать зарабатывать текстами. Сколько платят? Что и как писать? Где искать работу? Как строить карьеру копирайтеру? Ответы на все важные вопросы четко, по делу, без воды, лирики и ерунды.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гайд по копирайтингу для начинающих и не только предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Оформление статей. Работа с текстовыми редакторами

Из этого раздела вы узнаете, как подсчитывать количество знаков в тексте, как правильно оформлять списки, как разбивать текст на абзацы, как расставлять подзаголовки, что такое анкорные и безанкорные ссылки. Еще вы получите массу полезной информации об особенностях оформления текстов именно для сайтов и даже станете программистом. Совсем чуть-чуть.

Немного о текстовых редакторах

Тексты пишут в редакторе Microsoft Word или в Google Docs (как свежий вариант Яндекс. Документы с тем же функционалом). На некоторых биржах копирайтинга есть свои текстовые редакторы, и вы можете писать тексты онлайн прямо на сайте. Свой простенький редактор, к примеру, есть у сервиса Дзен.

И все же рекомендую работать именно с Microsoft Word или Google Docs (как вариант, повторюсь, Яндекс. Документы). Биржевые редакторы могут и будут глючить, редактор того же Дзена примитивен и коряв, тогда как Ворд и Гугл Докс проверены временем и не подведут. И подходят для работы и онлайн, и офлайн.

Что вам нужно научиться делать в этих программах помимо набора текста:

— выравнивать текст;

— разбивать его на абзацы;

— ставить интервалы между абзацами;

— оформлять списки;

— подсчитывать количество знаков и слов;

— выделять ключевики и просто значимые отрывки текста жирным или курсивом, или инструментом «маркер»;

— ставить анкорные или безанкорные ссылки;

— заключать заголовки и подзаголовки в теги H1 и H 2.

Все это для новичка звучит загадочно, но в действительности ничего страшного здесь нет, поверьте. Давайте уже переходить к делу.

Как посчитать количество знаков в тексте

В редакторе Word последних версий количество слов и знаков в тексте отображается в левом нижнем углу и меняется, пока вы печатаете текст в прямом эфире, так сказать. В Word старых версий количество слов и знаков можно узнать через меню «Файл» и подменю «Свойства», далее «Статистика».

Для Google Docs — меню «Инструменты», подменю «Статистика». Чтобы настроить показ количества знаков/слов прямо в процессе набора, просто зайдите в «Статистику» и поставьте галочку напротив «Показывать статистику слов при вводе текста».

Вот как посмотреть статистику в Гугл Докс

Маркированные и нумерованные списки

В статьях используются маркированные и нумерованные списки. И в Google Docs, и в Word просто нужно нажать соответствующие кнопки на рабочей панели, в Word старых образцов можно делать списки через меню «Формат», подменю «Списки». Или же нажать кнопки на панели форматирования «Нумерация» или «Маркеры».

Кнопки списки и выравнивания (пригодится чуть позже)

ВАЖНО! Не оформляйте списки дефисами или тире. По правилам русского языка оформление списка через тире допустимо, но для статей в интернете практически не применяется. Про дефис в этом случае забудьте совсем.

Нумерованные списки используются при описании процессов, для которых важна последовательность, к примеру, пошаговых инструкций. Все пункты нумерованного списка должны быть цельными предложениями. Пункт может состоять из одного предложения, но законченного.

Пишутся эти предложения с большой буквы, в конце точка. Для нумерации используются цифры, но могут и буквы, и римские числа. Что логично, в нумерованном списке должно быть минимум 2 пункта.

Выглядит нумерованный список так:

1. Положите сосиски в кастрюлю. Налейте холодной воды.

2. Доведите до кипения. Варите 5—7 минут, если сосиски были заморожены, если они были свежими — не более 30—40 секунд после закипания.

3. Обдайте холодной водой. Снимите оболочку.

Маркированные списки используются, если очередность перечисления не важна. Оформляются так: пункты пишутся с маленькой буквы. Разделяются точкой, если в пункте 1—2 слова, или же точкой с запятой, если слов несколько, и они вдобавок многосложные. Впрочем, допустимо использование просто точки с запятой в любых случаях.

Слова должны быть в одном падеже и сочетаться друг с другом. Маркированный список не должен состоять менее, чем из 3-х пунктов.

Что нужно для варки сосисок:

· холодная вода;

· кастрюля

· сосиски.

Но!

Что взять для варки сосисок:

· холодную воду;

· кастрюлю;

· сосиски.

Если есть предлог, то он вписывается в первый пункт списка, а далее не переносится.

Сосиски можно приготовить:

· в микроволновке;

· кастрюле;

· духовке.

Маркированные списки могут оформляться по типу нумерованных, если мы хотим вписать в пункт не слово/ несколько слов, а больше информации, но очередность по-прежнему не играет существенной роли. Оформляются схожим образом — после двоеточия, предложения с большой буквы, в конце точка.

Что взять для варки сосисок:

· Холодную воду. Лучше бутилированную или фильтрованную.

· Кастрюлю. Лучше не дырявую.

· Сосиски. Предпочтительно самые свежие, из натурального мяса.

Желательно, чтобы списки не повисали в пустоте. До и после списка должно быть хотя бы 1—2 предложения. Иногда статьи обходятся совсем без списков, но в общем случае в статье должен быть минимум один список. Правда, злоупотреблять и делать статью сплошь из одних списков тоже не лучший вариант. Умеренность, вот наш девиз!

Выравнивание, интервалы между абзацами, шрифты

Оформление текстов для сайтов не совсем похоже на оформление текстов для книг и печатных изданий (на то, что вы видите сейчас, например). Здесь своя специфика!

Тексты для сайтов выравниваются по левому краю без отступов и красной строки. Заголовки (подзаголовки) тоже выравниваются по левому краю. Чтобы применить выравнивание в редакторе Ворд, выделяем текст, заходим в меню «Главная» и выбираем выравнивание по левому краю. В старых версиях Ворда выделяем текст, заходим в меню «Формат», далее «Абзац» и выбираем «Выравнивание по левому краю», для заголовков — по центру. В Google Docs выделяем текст и выбираем нужное выравнивание прямо на рабочей панели.

Вот как выглядит тот же текст на сайте

Текст обязательно должен быть разбит на абзацы, то есть на небольшие смысловые блоки. Идеальный абзац должен состоять из 4—5 не слишком длинных предложений, в крайнем случае — 7—8, либо 1—2, если они длинные и отягощены замысловатыми деепричастными и причастными оборотами.

Но важнее не усредненные цифры. Куда важней, чтобы абзац выражал завершенную и цельную мысль. Если выражает, растягивать его нет смысла. Если получился чуть длинней, тоже пойдет.

Отступ в начале абзаца не нужен! Абзацы должны отделяться друг от друга. Причем не просто клавишей ENTER или пустой строкой сверху и снизу через тот же ENTER, а интервалами. Нужно это затем, потому что при переносе в другой редактор или при заливке на сайт пустые строки и переносы ENTER’ом могут исчезнуть, и текст «слипнется». А вот интервалы никуда не денутся.

Задать интервалы можно в Ворде в меню «Макет», в более старых версиях — в меню «Формат», потом «Абзац» и «Отступы и интервалы», «Интервал» В Google Docs — меню «Формат», «Интервалы между абзацами и строками», «Настройка интервалов». Размер интервала — 12 pt.

Вот как задавать интервалы

Межстрочный интервал менять не нужно, по умолчанию он одинарный, этого вполне достаточно.

Если говорить о шрифтах, то при работе я рекомендую использовать Times New Roman, Calibri, Arial, Georgia размером 12—14 pt. Это хорошие, простые шрифты без излишеств, которые не будут ломать глаза ни вам, ни заказчику.

Как расставлять в тексте подзаголовки

Для лучшей читабельности статью обязательно нужно разбивать подзаголовками. В идеале 1 подзаголовок приходится на 1000—2000 знаков текста, то есть на каждые 3—4 абзаца по 4—5 предложений каждый. Например, на статью в 3—3,5 тыс. знаков приходится минимум 2 подзаголовка. Но это не математика, главное — чтобы подзаголовки «обрамляли» законченный сегмент текста.

Небольшое примечание. Следует учитывать, что при написании статей подзаголовки требуются в 99% случаев, однако есть 1% случаев, когда подзаголовки все-таки не нужны. В случае сомнений по данному поводу лучше уточнить подробности у заказчика.

Выделение заголовков и подзаголовков

Заголовки и подзаголовки нужно выделять особым образом, иначе тупенький могучий машинный интеллект не сможет разобраться, где заголовки, а где обычный текст. А ведь заголовки очень важны для продвижения. Потому:

Главный заголовок (название статьи) выделяем стилем Заголовок 1. В Google Docs это меню «Формат», «Стили абзацев», «Заголовок 1», далее «Применить заголовок 1». В Ворде новых версий кнопка «Заголовок 1» находится прямо на рабочей панели справа. В Ворде старых версий «Формат», «Стили и форматирование», «Заголовок 1». ВАЖНО! В тексте может быть лишь ОДИН заголовок первого уровня.

Выделение заголовков

Подзаголовки выделяем стилем Заголовок 2 по схожему алгоритму. Вот Заголовков 2 может быть много.

Бывает, что подзаголовок второго уровня обрамляет очень длинный фрагмент текста, и внутри этого фрагмента есть свои подзаголовки (это называется вложенность). Тогда эти подзаголовки становятся подзаголовками третьего уровня, и их выделяют стилем Заголовок 3. Вложенность может достигать шести уровней (Заголовки 4—6). Что на практике случается крайне редко.

Иногда стили обозначаются не русским словом «Заголовок», а английской буквой H от англ. heading (заголовок). Но вы должны понимать, что «Заголовок 1» и H1 — это одно и то же.

На всякий случай уточню: заголовки/подзаголовки в тексте не становятся таковыми, если вы выделили их жирным или написали заглавными буквами. Только если вы оформили их стилем «Заголовок 1», «Заголовок 2» и т. д. При этом как раз выделять их жирным или писать заглавными буквами нежелательно.

Для ясности: вот так выглядит вложенность заголовков

Цитаты, эпиграфы и блоки внимания

Эпиграфы — крылатые фразы или выражения, которые размещаются после заглавия, но перед основным текстом. Оформляются без кавычек. Помещаются в правом верхнем углу.

Писательство — вещь простая. Из двух фраз следует выбрать ту, что короче; из двух слов — то, что проще;

из двух описаний — то, что яснее; из двух издателей — того, кто шлет телеграмму, а не письмо.

Джон Стейнбек

Если в качестве цитаты используется стихотворение или его отдельный фрагмент, то кавычки не ставятся, но надо указать автора и произведение, откуда взята цитата.

Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Цитата может оформляться и в виде прямой речи после слов автора. Тогда ее все же надо заключать в кавычки.

Пушкин пишет: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей».

Помните, что писал Пушкин в «Евгении Онегине»? «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей».

Бывает, что заказчик хочет, чтобы вы оформили отдельные важные абзацы в виде блоков внимания. Не пугайтесь. Просто напишите в начале абзаца слово «Важно!» или «Обратите внимание». Вот вам и блок внимания:)

Блок внимания

Анкоры и безанкоры. Что это за звери?

Вставить ссылки в текст копирайтеров просят нечасто. Заказчику во многих случаях проще вставить ссылки самому. Но случается. Если вас просто просят вставить ссылку, это понятно. Или буквально просто вставляем ссылку в текст, или вставляем ее в нужное слово. Для этого слово выделяем и нажимаем значок ссылки в Гугл Докс или в Ворде. (В старой версии Word немного сложней. Сначала вставляем ссылку, потом выделяем ее, заходим в меню «Вставка», далее «Гиперссылка» и сверху в графе «Текст» вписываем слово (фразу), к которой привязываем ссылку).

Но порой случается страшное. Заказчик хочет, чтобы вы вставили в текст не какую-то обычную ссылку. А непонятную анкорную! И даже безанкорную. Что это? Разберемся.

Анкорные ссылки. Anchor по-английски «якорь», и в данном случае ссылка, как якорь, цепляется к ключевому слову (фразе). Например, где купить диван (ссылка на магазин диванов). Таким образом, ссылка или прилепляется к определенному ключевику, или к любому ключевику, если заказчиком не указано обратное.

Безанкорные ссылки. Ссылка цепляется не к ключевику, а к нейтральным словам. Это «здесь», «там», «узнать больше». Купить роскошный и недорогой диван можно в нашем магазине здесь (ссылка на магазин диванов). Чтобы «прилепить» безанкорную ссылку, уместно вписываем в текст те самые слова — здесь, там и т. п. и крепим на них ссылку.

Безанкорными могут быть и «голые» ссылки. Купить роскошный и недорогой диван можно здесь: www.divvan.ru.

Как отправлять иллюстрации к статье?

Иногда вас могут попросить подобрать к тексту иллюстрации или фото. Так вот, не надо отправлять их прямо в файле с текстом, ибо не факт, что заказчик сумеет «выловить» их оттуда.

Картинки отправляются отдельно, лучше все вместе в заархивированной папке + статья, а не кучкой грустных файлов поодиночке. Каждую картинку надо подписать в порядке их размещения в тексте «Рис.1», «Рис. 2» и т.д., а непосредственно в самом тексте отметить, где именно их вставить. Примерно так:

Вот как указать, где вставить картинку

На 1 статью в среднем приходится 2—3 картинки плюс 1 видео. Подбором их занимается или сам копирайтер (не так уж часто), или человек, заливающий статьи уже непосредственно на сайт (контент-менеджер). Если вам выпало задание подобрать к тексту картинки, почитайте следующий раздел «Где на законных основаниях брать иллюстрации для статей».

Где на законных основаниях брать иллюстрации для статей

Заказчики не так уж часто просят подобрать к статьям фото и иллюстрации. Но где же их брать, если такая неприятность приятность все же случится? Особенно с учетом того, что нельзя просто бесцеремонно заимствовать чужие картинки с других сайтов, ведь у каждой есть автор, и он может закономерно возмутиться нарушением своих авторских прав. Чем это чревато: картинку придется убрать с сайта, в самом плохом случае возможно судебное разбирательство или значительный штраф. Не для вас, для заказчика, но хорошего мало все равно.

Так как же искать картинки «по закону»:

В Гугле и Яндексе. При поиске изображений в Гугл нужно зайти в раздел «Инструменты» и в разделе «Права использования» выбрать «Лицензии Creative Commons». Это позволит находить картинки, которые можно бесплатно использовать в коммерческих целях, для сайтов, в том числе. Обратите внимание! Даже бесплатные картинки иногда требуют атрибуции, то есть ссылки с указанием авторства. Ее или вставляют под картинкой, или в где-то тексте статьи. Чтобы изучить лицензию, нажмите на картинку и выберите «Сведения о лицензии».

Добываем легальные картинки из Гугл поиска

В Яндексе нет такой системы, что упрощает и в то же время усложняет дело. Упрощает — потому что в Яндексе куда больше картинок по разным тематикам. Усложняет — потому что некоторые из них все равно защищены авторским правом и не всегда ясно, какие именно. Что тут можно сделать? Как минимум, не брать картинки из верхних строчек выдачи и ОБЯЗАТЕЛЬНО обращать внимание, есть ли на картинке водяной знак, название сайта или фирмы.

Соцсети. Та же история с соцсетями, например, Пинтерест или Инстаграм (Здесь и далее Инстаграм /Instagram — организация, запрещенная в РФ). Нельзя брать и копировать оттуда снимки. Если уж берете, как минимум, надо указать аккаунт автора, как максимум — официально спросить у него разрешения. При этом надо убедиться, что картинка действительно принадлежит этому аккаунту, и он сам не опубликовал картинку, взятую откуда-то еще.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гайд по копирайтингу для начинающих и не только предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я