У кого-то жизнь расписана по минутам, на неделю вперёд тщательно спланированы мероприятия: понедельник – отделить свет от тьмы, вторник – … Всё не так у литератора Курицына: непредсказуем его путь; два слова – «суета» и «пустословие» – исчерпывающе описывают будни юноши. Но не приговор современному обществу собирался писать Курицын. Напротив – книжку для развлечения. Фантастику! Про то, как этнограф Иосиф прибывает из далёкого будущего в наши суматошные времена; потомкам, видите ли, любопытно, чем мы тут занимаемся. – Ага, вот значит что, – наверное, подумали вы. – Снова прогрессоры и хрононавты. Опять будут кормить шаблонами, пичкать истёртыми истинами, нотациями утомлять… – так нет, без морализаторства обошёлся автор. Придётся вам всё же прочесть эту книжку, чтобы окунуться в неповторимую атмосферу приморского городка. Чтобы от чтения получить удовольствие. Чтобы в кругу друзей, сидя за чашкой чая, иметь возможность сказать: – А вы читали роман об этнографе? Это феноменально…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Этнограф Иосиф предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 6
Жизнь в третьей столице шла заведенным чередом: в Летнем саду вечерело.
На востоке лежала варварская мгла, солнце валилось с ног, горели к западу горизонты.
— Пора по домам, — поняли вдруг сидевшие на скамеечке Носов и Курицын, сердечно простились друзья и разошлись.
По Гоголевскому бульвару текла толпа, будто где-то открыли шаровый кран, а из водопроводных труб полилась не хлорированная в соответствии с санитарными нормами жидкость, а хлынул людской поток: шляпки, кашкеты, банданы, бейсболки, — это если смотреть по верхам. Сарафаны, блузы, футболки с портретами Че Гевары, — если глядеть чуть ниже. И, наконец, джинсы и шорты — зрелище для мужчины не интересное, — и юбки по моде этого лета, в облипку обтягивающие ягодицы, — туда и пялились все, туда и пялился Носов. И таки да, там было на что поглазеть: Рая и Клавдия вершили впечатляющий променад.
Взгляды всех игнорировали красавицы, но пламенные взоры писателя не оставили без внимания, — обернулись и воскликнули радостно:
— Ба, кого мы видим!
Видели они неистощимого выдумщика и фантазёра, искромётного шутника, милейшего человека, старинного своего приятеля Носова.
— Откуда идёте, дамы? — спросил Сергей Анатольевич.
— С работы, — ответили девушки.
— Куда направляетесь?
— На заработки.
Рая и Клавдия работали в краеведческом музее искусствоведами, а зарабатывали, танцуя стриптиз в ресторане «Африка».
На них ходили.
Их шоу пользовалось неизменным успехом.
Бывало, в чём мать родила повиснут девушки на шесте и вопрошают у зрителей с большим драматическим талантом:
— Отчего люди не летают как птицы?
и многие в зале порывались ответить им на этот вопрос, и волновался кабак, и владела публикой ажитация.
Лишь литератор Курицын феноменально спокойный сидел в уголке, не делал резких движений, пил в одиночку горькую, твердил, как заезженная пластинка:
— Мне не пишется, мне не пишется, мне не пишется.
Переглянутся тогда подружки, эротично раскачиваясь на пилонах:
— Обожаю Курицына, — сообщает Рая.
— Люблю его, — информирует Клавдия.
И соскакивают стриптизёрки с шеста, бегут в гримёрку и наряжаются в разного рода вещички. Будто королевны становятся девушки: неотразимо хороши. И подсаживаются они к литератору, и звонко смеются, и пьют с ним вино, и вскоре забывает Курицын, что ему не пишется, забывает, что он Курицын, забывает всё на свете, напрочь выветривается из него наносное: он младенчески чист, он беспомощно улыбается, он забавно агукает и струйка слюны появляется в уголке рта.
— Милый, любимый наш Курицын опять напился, — констатируют девушки факт, подхватывают под руки литератора и ведут домой: Рая к себе, на кровать в спаленку; Клавдия к себе, в зал на диван.
А квартиру одну на двоих снимают подружки, парадиз у них поелику.
Про парадиз — Цветикова выражение, любит Алексей заковыристые обороты, направо и налево сорит фигурами речи, так и норовит щегольнуть словцом.
Цветиков поэт; поэт, какого ещё не было…
Громогласный трибун был, рыжеволосый задира, озорной хулиган и гуляка тоже. В бакенбардах и с ментиком замечены стихотворцы, и со всяким фасоном бород…
Но такого, как Лёша, — толстого и румяного — история ещё не знала.
Вот и он, кстати, идёт и бормочет себе под нос:
— Полярная, Полярная, Полярная…
(авторская реминисценция на строчки Иннокентия Анненского «Среди миров, в мерцании светил одной Звезды я повторяю имя…»)
— Привет, Лёха, — кричат ему Носов, Рая и Клавдия.
— Здравствуйте, здравствуйте, друзья, — радуется встрече Цветиков, и энергично жмёт руку писателю, и целует дам в любезно подставленные щёчки.
— Quo vadis, Алексей Дмитриевич? — интересуется у приятеля Носов, ненавязчиво демонстрируя ширь познаний и академическую образованность.
— На канал Грибоедова, — отвечает Цветиков, намекая при этом, что и сам он не лыком шит, латынью в тупик не поставишь. — Буду любоваться, как бурлят меж гранитов пенные воды, хочу набраться лирического настроения.
— Отличный план, — не мог не согласиться энциклопедист Носов. — Дело к вечеру, самое время набраться. Только откуда в канале бурление? Там затхлый запах и квакают жабы, не будь с нами дам, я выразился бы, куда решительнее.
— Это да, запашок ещё тот, — не стал возражать поэт. — Не будь с нами дам, я сказал бы, там скверно пахнет.
— Не будь с нами дам, я сказал бы, оттуда воняет. Но дамы на счастье с нами, нет нужды принюхиваться к потокам сомнительного происхождения. Пошли лучше с девчонками в Африку, вот где бурление, вся пена города там.
— И правда, идёмте, ребята, с нами, — загорелась идеей Клавдия. — Ещё и Курицына позовём.
— Да-да, — подхватывает Рая. — Давайте звать Курицына.
И первая начинает:
— Ку-ри-цын!
И смеётся, да так заразительно, что тут же всех заражает, все хохочут и дружно зовут литератора:
— Ку-ри-цын!
На зов никто не является, но это не останавливает искусствоведов:
— Есть запасной вариант, — сообщает Клавдия.
— Да-да, — подтверждает Рая. — Не отчаивайтесь, товарищи. У нас имеются специальные устройства, можно разговаривать на расстоянии.
— Да ну? — не верят мужчины.
— Точно вам говорим, сейчас мы всё быстро уладим.
Порывшись в сумочках, дамы находят мобильные телефоны.
В списке контактов у девушек есть Пуся — начальник налоговой. И Дуся — инвестиционный банкир. Есть Зая, Кабан и Леший. И только Курицын записан как Женечка: любят искусствоведы Курицына, дня не могут прожить без литератора, обожают его.
Жмут кнопку в девайсе подружки, играет бравурная музыка, связи нет.
Нахмурился Сергей Анатольевич Носов, сделал озабоченное лицо:
— Я видел сегодня Курицына. По-моему он снова хочет писать роман.
— Тот самый? Биографический? — с округлившимися от ужаса глазами переспросил Цветиков.
— Да! — выдохнул Носов.
— О, боже! — только и смог вымолвить поэт, румянец сдуло с него, щёки стали мертвенно серыми, губы мелко дрожали.
Сжались сердца девушек в нехорошем предчувствии:
— Что? Что? Что случилось?
Полным безнадёги голосом Сергей Анатольевич стал рассказывать:
— Когда-то Евгений, будучи совсем ещё юнцом, взялся писать роман. Известное дело, для безусого юноши нет важнее в мире персоны, чем он сам. Вот и Женя… абзацами он строчил о себе, любимом. Всякая мелочь в ход идёт, любой вздор годится: услышит ли анекдот, произойдёт с ним история, познакомится с кем, — всё сюда, всё в текст. Неисчислимое множество друзей и приятелей в той или иной степени оказывались персонажами произведения. Мы вот, с Лёхой, попали…
— Ой, как интересно, — восклицают девушки.
И Клавдия мечтательно произносит:
— Я бы хотела стать героиней романа.
И Рая закатывает глаза:
— Я бы тоже не прочь залететь, — и тотчас же объяснилась. — В книжку имею в виду, музой.
Мрачно глянул на них Носов:
— Остерегайтесь, девушки, очутиться в романе Курицына, этот текст обладает неизъяснимой магической силой, странные вещи происходят вокруг него. Мужчины куда ни шло, видимо, иммунитет, но прекрасный пол — все поголовно: стоит появиться какой-нибудь красавице в повествовании, — всё! считай, что она обречена. И недели не пройдёт, исчезнет та, с которой писался образ, — вещь-то, напомню, биографическая, у каждого персонажа существует вполне реальный легко угадываемый прототип.
— Вернее, существовал, — поправил Цветиков.
— Вернее, существовал прототип, — поправился Носов. — Три десятка девиц. Теперь их нет никого, пропали.
— Как это? — опешили искусствоведы.
— Да вот так. Будто ластиком стёрли, ни следа. Впрочем, рассказ проигрывает без подробностей, начну заново.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Этнограф Иосиф предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других