Духовно-нравственное воспитание детей, подростков и юношества

А. В. Иванов, 2021

В учебном пособии раскрывается авторская концепция духовно-нравственного воспитания, включающей понятия, цели, задачи, ценности, научные подходы, закономерности, принципы и др., методические и практические характеристики воспитания, существенно дополняющие отечественную теорию духовно-нравственного воспитания, раскрывающие его содержание, направления деятельности, формы, методы, технологии, условия эффективности на основе современных космоэнергетических знаний. В пособии предложена новая модель психолого-педагогического водительства развитием духовного сознания детей и юношества. Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению психолого-педагогического образования и педагогического образования для бакалавриата и магистратуры, для руководителей, профессиональных работников в сфере воспитания: воспитателей, социальных педагогов и других в образовательных учреждениях. Может быть полезно исследователям теории и практики воспитания. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Духовно-нравственное воспитание детей, подростков и юношества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания

1.1. Философские и методологические основания духовного развития человека

Самым важным в современный период развития человечества является то, что оно переживает появление новых взглядов, идей, смыслов, идущих от проникновения в поле Земли новых энергий, изменяющих нейропсихические процессы в мышлении человека, изменяющие восприятие, обработку и принятие информации как внешней, так и внутренней, что формирует новое сознание. Этот тип мышления отличается от предыдущего тем, что стремится осмыслять окружающий и внутренний мир не только путем концентрации на земных личностных устремлениях, но и на пространственно-космических.

Человек пока еще нервно хватается за свои эгоистические устремления, обеспечивающие удовлетворение его потребностной сферы. Однако при этом нарастает неудовлетворенность от полученных результатов. Новое сознание, после периода развития только интеллектуального мышления на протяжении 300 лет, благодаря новым энергиям, строится на синтезе мыслительных процессов ума и сердца. Наше сердце нужно рассматривать не как орган по перекачке крови в организме, а как средоточие осознаваемых высших чувств, который начинает работать не только как ранее инстинктивно (бессознательно), но и осознано интуитивно. Поэтому мы можем говорить не только о сознании ума в мозгу, но и сознании сердца, что обеспечивает развитие космического мышления, устремленности к познаванию дальних миров. Не случайно, что не только современные ученые, такие как академики Е.П. Велихов и М.В. Ковальчук, академик РАМН и РАЕН В.П. Казначеев, академик РАМТН П.П. Горяев, доктор сельскохозяйственных наук Э.К. Бороздин, доктор психологических наук И.П. Волков, профессор К.Г. Короткова, академики Г.И. Шипов, А.Е. Акимов, Н.А. Козырев, М.А. Марков и многие другие, но и представители творческих профессий (художники-космисты — Н.К. Рерих, писатели-фантасты — С. Лем («Солярис», А. и Б. Стругацкие «Полдень, XXII век», И. Ефремов «Туманность Андромеды» и многие другие), создатели художественных фильмов («Звездные войны», «Пришелец», «Вратарь Галактики» и др.) и мультфильмов («Леди Баг и супер-Кот» и др.)) развивают идеи космического порядка, изучают различные виды космических энергий, в том числе тонких энергий, преобразующих человека и пространство.

В современном мире активно развиваются информационные технологии, разрабатываются приборы и техника (адронный коллайдер, прибор для измерения энергии в пучок ускорителя с энергией Е0, информационно-измерительная техника, фазоаурометр, А-СКАН, ауробук и многие другие) по использованию информационных потоков, исследованию космических лучей, изучению тонких энергий, излучений ауры человека, открытий в области астрофизики, биохимии, биофизике, исследованиям по подготовке к экспансии новых планет, принятию идей разумного космоса, изучению возможностей человека (левитиция, материализация предметов, гипноз и пр.). В мире развивается информационная система жизнедеятельности, информационные сети, электронное обслуживание экономики, производства, робототехника, искусственный интеллект и т. д. Все эти открытия популяризуются в художественной фантастической литературе, фильмах и анимации, что обеспечивает привыкание к ним и принятие их естественно существующих. В школах и вузах повсеместно используются смарт-доски, компьютеры, дистанционное обучение, интернет-площадки, интернет-конференции, вебинары и пр. Поэтому процесс освоение информационных полей, различных видов энергий, в том числе космических, и их применения в практике земной жизни будет только усиливаться.

Благодаря активному развитию туристической сферы, миграционным процессам в мире, человек уже спокойно охватывает своим сознанием пространство всей планеты с ее народами, традициями (планетарное сознание, развитие ноосферы Земли по В.И. Вернадскому). Все это подготавливает к развитию космического сознания. Люди спокойно осознают пространство солнечной системы с ее планетами, имеют представление об удаленности этих объектов, а также некоторые характеристики звезд и галактик (из курса астрономии в школе и в процессе самопознания). Так идет процесс расширения сознания. Еще каких-то сто лет назад большинство населения знала только пространство своей деревни и ближайших населенных пунктов. Для многих жителей российской провинции Петербург и Москва были сказочными городами, такими же как планеты Луна и Марс.

Процесс космической эволюции при возможных периодах отступлений (инволюций) непреклонно движется по восходящей спирали вперед. Человечество подходит к Новому Миру. Однако в Новый Мир можно вступить только с Новым сознанием.

Но и сегодня мировое сообщество продолжает всячески цепляться за старые традиции и устои, старое мировоззрение. Социальный эксперимент в СССР оказался незавершенным, хотя его задачей и было подготовка страны и всего человечества к переходу в Новый Мир, основанный на творческом свободном труде, радостном движении в Светлое Будущее, кооперации, основанной на сотрудничестве, развитии лучших нравственных качеств и многое другое. Но неподготовленность сознания к свободному принятию этих идей, низкий уровень знаний, враждебность «цивилизованного мира», скрытая собственническая психология человека (неизжитая, а зажатая как пружина для того, чтобы потом распрямиться и превратиться в главный смысл жизни, что мы наблюдаем с начала 90-х гг. по настоящее время), создание земных кумиров, беспрекословность подчинения, чиновничий бюрократизм и произвол, насилие одной идеологии, вседозволенность власть имущих и рабское подчинение низов ради великой цели, отсутствие возможностей для нормального обеспечения питанием населения, ложь и обман, волюнтаризм и многое другое подорвало развитие такого масштабного проекта, выплеснув в конце своего существования нереализованные «звериные» собственнические инстинкты. Но захватывая себе собственность путем грабежей, обмана, воровства и пр., большинство из них не знают, что с ней делать. Продолжать наращивать свою собственность в своих сугубо эгоистических планах или выходить на новый уровень сознания? Пока большинство еще пытается двигаться в контексте потребительской психологии (максимальное насыщение себя собственностью и ее трата только в своих интересах). Даже обычный слесарь из ДЭЗа придумывает способы как «содрать с клиента дополнительные средства», а если специалист работает на производстве, то срабатывает часто психология мелкого воровства, отображенная в формуле «Все воруют. Им на верху можно воровать, а мне что нельзя взять немного, чтобы семью прокормить». Эгоистическая психология самости свойственна не только нашей стране, но и всему миру. Борьба за рынки сбыта, передел сфер экономического и политического влияния при стравливании народов, надуманное объявление войн с гибелью людских и материальных ресурсов, объявлений санкций и пр.

Огромной проблемой остается невежество многих людей. Оно проявляется в бытовом сквернословии, в необузданных отрицательных эмоциях, приводящих к дракам, хулиганству, преступлениям (увечьям, убийствам), распаду семей, горю родных и близких. Ученые установили, что человек употребляющий в обиходе нецензурную лексику (например, эксперимент с цветами, которые быстро вянут при употреблении ненормативных слов) окружен полем низких вибраций, притягивая к себе тем самым подобных людей, негативно влияет на окружающее пространство (природу, людей, осуществляемую деятельность), перекрывает доступ высоких энергий, тем самым ведет к нарушениям на генном уровне психического и физического здоровья, лишает себя возможности духовного развития и самосовершенствования (исследования «Центра медицинской профилактики» Астраханской области Е. Одинцовой, а также И. И. Белявского и многих других).

К невежеству человечества можно отнести различные аддикции (наркомания, алкогольная зависимость, шопингомания, интернет-зависимость, игромания, пищевая зависимость, любовная зависимость, сексоголизм, трудоголизм и пр.), идущие от эгоистических устремлений получения удовольствия для себя и безразличие к другим. Аддикции приводят к разрушению личности человека, вплоть до его физической смерти.

Невежество проявляется и в попустительстве сообщества к таким явлениям. Невежество отражается на качестве труда, выраженном в безразличном отношении к людям (некачественные товары и продукты, незаконная вырубка леса, безразличие чиновников к нуждам граждан и пр.). Невежество — это примитивность, низкий уровень сознания (при этом может быть даже высокий уровень интеллекта), характеризующееся непониманием наносимого вреда себе и сообществу, отражающегося на качестве Будущего.

Все это «пена» старого мышления, старого сознания стала понятна уже многим людям. Скоро его время закончится. Борьба со старым сознанием подготавливает человечество к развитию нового Космического мышления, основанного на Космическом знании и Законах.

Поэтому важно осознать основополагающие идеи Космической эволюции, принятие которых определит новое космическое (духовное) сознание.

1. Идея Беспредельности.

Принятие идеи Бесконечности является фундаментом человеческого Бытия. Сегодня активно развиваются духовные идеи религий, стараясь идти в ногу с современными открытиями. Создаются научные центры при монастырях (буддийские монастыри), православные и католические университеты, где работают ученые для определения взаимосвязи духовных идей с научными открытиями, проводятся многочисленные симпозиумы, конференции представителей светской науки и религий.

В нашем государстве приняты поправки в Конституцию РФ, где в ст. 67 дополнено следующим содержанием: «2. Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога,…», что подчеркивает идею взаимосвязи видимого и невидимого мира и их беспредельности. В светских школах преподаются «Основы православной культуры», «Основы религиозных культур и светской этики» (wikipedia.org.ru.). Повсеместно возводятся храмы разных религий. На телевидении есть каналы, раскрывающие основы религиозного духовного знания, печатается большое количество книг религиозного содержания, созданы соответствующие Интернет-сайты. Люди свободно посещают храмы.

Однако при этом большинство населения России продолжает воспринимать духовное знание утилитарно. Прийти в храм и «поплакаться» иконам или священнику как психотерапевту, попросить для себя и близких благ (удачи в делах, богатства, преданности мужа-жены, здоровья и пр.). Сознание работает только на личном или низком уровне, которое ограничено рамками только Земли.

Признать бесконечность Космоса и себя в нем — это не умещается в привычном сознании. Мифологическое и религиозное сознание изжито прошлыми веками, материалистическое земное сознание не помогает в обретении внутреннего психического равновесия, радости жизни. «Лучше о беспредельности не думать, а то с ума сойдешь» — говорят многие обыватели. Светские науки, такие как астрономия, астрофизика, астрохимия утверждают идею Бесконечности Космоса. Однако обыватель закрывается от этих мыслей, ограничивая себя рамками земного существования, тем самым привязывая свое сознание к материи Земли. Новое мышление предполагает осмысление Бытия как бесконечный космический процесс, бесконечное движение, в том числе и человеческое развитие. Современная наука высказала гипотезу, что открытие тонких энергий позволяет предположить, что наш духа и душа состоят именно из этих разного уровня и качества сочетаний тонких энергий, неподвластных уничтожению, а только изменению в процессе бесконечного развития. Дальнейшее научное исследование позволит объединить взгляды науки и религиозных учений по данному вопросу, что повлияет на развитие Космического сознания и принятие идеи Беспредельности, переосмыслено будет и соотношение понятий идеального и материального, т. к. дух будет рассматриваться как особый вид материи.

Таким образом, принятие идеи Бесконечности в сознании обеспечивает его расширение, способствует осознанию бесконечности познавания, ломая преграды, установленные земным сознанием.

2. Идея развития человеческого общества осуществляется в соответствии с Космическими законами. Каждый человек при наличие общих психических процессов по-разному исторически и в соответствии с особенностями данного общества раскрывает свои психические свойства, отраженные в особенностях его характера, оперативности и качества мышления, уровня сознания, которые заложены в генетическом коде человека. Признание многократности воплощения человека на Земле объясняет условия его рождения, количество трудностей и испытаний, характера их преодоления, качество развития, мышления, сознания. Стремление общества через свои социальные институты (социальной помощи, образования, здравоохранения) обеспечить полноценное развитие и воспитание человека, способствует выполнению жизненных задач, заложенных Космическим Разумом в сознание человека.

Идея взаимосвязи духа и материи. Необходимо понимание, что все окружающее нас на Земле и в Космосе есть материя в видимом или невидимом виде; что нет противоречия между духом и материей, т. к. дух есть тоже материя, состоящий из тончайших энергий. Импульсом к развитию духа и материи выступает Космическая Воля.

Воля является динамическим отражением силы духа. Увеличение силы духа зависит напрямую от духовных накоплений человека и волевых усилий как стимула достижения, как энергетического ускорителя развития духовного сознания. Можно использовать даже знаменитую физическую формулу Второго закона Ньютона, которая имеет космическое значение: F= ma, где F — сила духа, m — масса духовных накоплений в течении жизней человека, а — воля как ускоритель энергий.

Дух человека осуществляет воздействие на грубую материю с целью ее преображения на основе Любви, Красоты и устремления к познанию Космического Знания, тем самым стремится к совершенствованию человека, одухотворению материи. Культура является средством одухотворения материи, т. к. своим искусством, раскрытом в литературных произведениях, живописи, архитектурных сооружениях и пр., транслирует высокие энергии, которые по созвучию с человеком насыщают его, устремляют его самосовершенствованию.

3. Идея устремленности к Высшему.

Человек на основе жизненного опыта Высшее начало воспринимает как Бога, изображенного на иконах и фресках храмов. Однако понятие Высшего Я активно используется в научной психологической литературе, трудах З. Фрейда, гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл и др.), российских ученых (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.), тем самым подчеркивая в сущностном основании человека того Высшего, которое устремляет человека к развитию. Высшее Я имеет непосредственную связь с Высшим в Космосе. Атеистическое мировоззрение отбрасывает Высшее Космоса как Бога, тем самым подталкивает простого человека искать его на Земле, создавая кумиров (покровителей, вождей), которому нужно полностью доверять, беспрекословно выполнять его волю, преданно любить и верить в его непогрешимость.

В человеке заложено устремление к поиску Идеала и подражание ему. Создание кумира на Земле всегда приводило к тяжелым последствиям, где разочарование становится самым слабым их проявлениям (Сталин, Гитлер, руководители псевдорелигиозных сект и пр.). Устремление к Высшему во внешнем пространстве человека может быть только к Высшим сущностям Космоса, находящихся на другой ступени эволюционного развития, лишенных личностных смыслов, изживших в себе самость, устремленных к развитию Индивидуальности во имя Общего Блага, которые стремятся к взаимосвязи с Высшим Я человека на Земле. Все, в том числе и Высшие сущности, стремятся к бесконечному развитию. Обращение к своему внутреннему Высшему Я, путем его принятия, осознания и устремления через него к Высшему Космоса обеспечивает человеку его духовное развитие, уничтожение в себе низменных стремлений, невежества, борьбу с темной стороной своей личности.

4. Идея Будущего. С древнейших времен человечество устремлялось в Будущее, строя прогнозы на перспективу развития общества («Государство» Платона, Утопия Т. Мора, идеи Р. Оуэна, идеи, отраженные в произведениях писателей-фантастов и пр.), тем самым закладывались основы Бытия человечества в новом периоде жизни. Исходя из положений современных ученых, что мысль — это информационная энергия, а значит, материальна, то такие мысли закладывают магниты (притяжения) для нового периода.

Движение человека в своих мыслях в Светлое Будущее, окрыляет его, делает его жизнь радостней, формирует характер оптимиста. И даже в суровых условиях жизни вокруг него создается позитивное пространство, даются силы для преодоления трудностей, которые переносятся легче. Поэтому к такому человеку тянутся другие люди. Пессимистическое и удрученное состояние человека отталкивает людей, т. к. они на интуитивном уровне не хотят испытывать отрицательных эмоций. Они могут пожалеть, но находиться долго около человека-пессимиста они не могут, т. к. это начинает разрушать их энергетическое поле, их сущность. Поэтому необходимо строить свою жизнь не на прошлом и настоящем, а на мыслях о радостном и светлом Будущем, тем самым притягивая все лучшее, что может быть для данного человека в настоящем. Чем более высокие цели и задачи ставит перед собой человек, тем больше возможностей для его самосовершенствования.

Из прошлого в Будущее нужно переносить только то, что способствует развитию этого Будущего, что несет в себе элементы Нового Мира (произведения искусства, наполненные высшими смыслами и энергиями, идеи и духовные Учения, идеи, отраженные в классической художественной и научной литературе, технические устройства и пр.).

Таким образом, идеи Будущего обеспечивают восхождение человечества по пути совершенствования в Космическом эволюционном процессе.

5. Идея Единства и сотрудничества. Человечество не может преодолеть в одиночку трудности и испытания в процессе своего эволюционного развития. Объединение созвучных энергий (вибраций) в десятки раз усиливает выполнение задач социального развития, так и космического восхождения человечества. Создание человеческих сообществ, устремленных к развитию коллектива, объединенных общей идеей, духовной целью, коллективным сознанием, возможно при следующих условиях:

— цель должна быть направлена не против кого-то или группы, не иметь чисто утилитарного группового значения (например, построить дом, создать какой-нибудь продукт);

— объединение должно быть построено не для реализации только сугубо личностных интересов, т. к. это закладывает противоречия, которые довольно быстро разрушают сообщества;

— построение группы должно быть основано на сотрудничестве как сочетание схожих мыслительных вибраций, на сотворчестве, где каждый свободно определяет что и как он может привнести (свой вклад) в развитие общей идеи, исходя из своих возможностей и интересов;

— труд свободный, ритмичный, постоянный становится основой объединения людей, при этом он должен быть осознанным (признание труда и преодоление трудностей как основа для самосовершенствования человека);

— сотрудничество осуществляется при устремленности всех участников к Высшим идеям Бытия, готовности к активным действиям, помощи и поддержки друг друга;

— идея единства отвергает соперничество, которое порождается организацией соревновательности в коллективе, т. к. развивает не высшие качества, а низменные (лицемерие, зависть, превосходство, самомнение, самоуничижение и др.).

Таким образом, единение человечества через сотрудничество обеспечивает возможности для эффективного развития в процессе Космической эволюции.

6. Идея развития духовного сознания — смысл жизни. Жизнь, как постоянное обновление разнообразных сочетаний энергий, в том числе сознания и разума, заключена в материю. Скрытые в материи жизнь и сознание (скрытое в жизни), направлены на процесс эволюции в материи. Поэтому стремление человека к Высшему началу является естественным импульсом, заложенным в Природу, в том числе в развитие ума и духовного сознания. Духовное сознание является у человека врожденным, но часто закрытым личным сознанием. Открыть путь к развитию глубинного (духовного) сознания — задача педагогики сознания, духовно-нравственного воспитания.

Жизнь человека во многом зависит от цели, ради которой он существует. Единая устремленность нужна для усиления жизненного движения, его быстроты.

Цель жизни — приобрести духовные знания, сознательно освоенные в результате полученного опыта. Ко всему нужно относиться сознательно, избегая рефлекторного мышления, ведущего к автоматическим действиям. Жизнь все время видоизменяется, а большинство людей закрепляют определенные алгоритмы автоматического поведения и мышления, тем самым упускают важные явления для нового опыта, влияющего на расширение своего сознания.

Накопление знаний осуществляется по разным направлениям и разным областям, но важно, чтобы иметь ключевое направление, как стержень, к которому примагничиваются другие направления. Этим направлением является устремленность к развитию духовного сознания, к Высшему.

7. Бытийные противоречия развития человека. Человек в эпоху нынешней цивилизации стремится к развитию своего разума, который выступает процессом сознания, средством его развития в определенных рамках культурно-исторического процесса. Миссия разума ограничена, так как ум все время пытается защищать то, что является в данное время понятной для него идеей, к которой человек в данный период склонен. В средневековье отстаивались религиозные основы мироустройства, абсолютной монархии, разрабатывались теории, которые в последствии были признаны антинаучными и т. д. В последующие века доминирующие идеи опровергали эти постулаты разума, создавая новые. Значит, что абсолютизация разума является ложным конструктом в эволюционном движении человека. Вера в правоту только своего разума или коллективного разума, что все можно объяснить рациональностью, является выражением личного или коллективного эгоизма. Личность человека стремится к развитию своего ума, чувств, тела. Ум человека не совершенен, он подвластен тому, что осваивается в настоящий момент, борющийся за то, что принял для себя в настоящий момент жизни и деятельности, научном направлении и теоретической концепции. С изменением условий жизни, взгляды могут измениться. Человеку не суждено сразу осознать истинность знаний, сущность своего существования. Есть что-то высшее, что управляет им. Задача разума заключается в постепенном и последовательном продвижении в объяснении человеку его разнообразного опыта, убежденности в расширение его сознания. Разум под управлением сознания позволяет человеку двигаться к созиданию, разрушению старых догм, к самосовершенствованию и принятию бесконечности познания истины, себя и мира. Но он выполняет функцию слуги, обеспечивающую процесс движения к высшему, к Истине. Далее начинает действовать качественно иной уровень жизни — жизни в духовном сознании.

Многие люди проживают свою жизнь рефлекторно, опираясь только на те безусловные и условные рефлексы, которые освоили в первой половине жизни. В сознании многих людей до сих пор присутствует психология «раба», характеризующая отсутствием понимания своего жизненного пути, ориентацией только на внешние стимулы власти, традиции, нормы и правила, без осознания их необходимости внутри себя. Человек не может быть свободен от внешних обстоятельств, так как ему нужна защита, обеспечение питанием, теплом, даже воздухом. Но внутренне человек должен стремиться к свободе. И она возникает только во взаимосвязи с духовными посылами Мироздания.

Если человек стремиться к земным благам, то мысли и идеи притягиваются из земного пространства. Если человек стремится к высшим идеалам, то и мысли, и идеи притягиваются уже из Космического пространства. Так работает магнит во всех пространствах.

Сущность явлений обусловлена внутренними причинами, а не внешней видимостью. Дела могут твориться человеком в свободе или рабстве, и степенью зависимости сознания от внешних явлений определяются накоплениями в сознании.

Настраивается сознание мыслью, которая своим звучанием определяет состояние сознания в данный момент. Поэтому важно мысленно очищать свое сознание от эмоциональных звучаний, энергии законченных дел как положительных, так и отрицательных, потому что они загромождают сознание, ведут к его засорению. В древности говорили: «Сделал доброе дело и мысль об этом выброси в море». Лучше нести всегда в своем сознании мысль о Высшем Идеале. Для достижения результата все существо человека должно настраивается на мысль: «Это должно быть, так и произойдет». Мысль материальна и является особым видом энергии. Мысль действует сильнее, чем слово, так как слова можно не принять или не понять. Мысль же проникает беспрепятственно, если уметь ей правильно пользоваться — умело, твердо, уверенно и во Благо общее. Если воля господствует над мыслью и подчинила ее себе, то мысль будет прислугой. Тогда воля (светлая), порождая и направляя мысль, будет руководить и устремлять ее в сферы желательные для духа человека. В противном случае сознание может оказаться в соседстве с низменными элементами. Умение настраивать свое сознание на определенную волну, т. е. владеть свои сознанием, способствует возможностям воздействовать и на сознание других людей.

Человек уже в подростковом возрасте начинает задумываться о том, что во внешнем окружающем мире многое подвержено фальши, поступки людей построены на выгоде, но не на тех ценностях, которые публично высказываются взрослыми. Поэтому возникает потребность в движении к Истинным Знаниям, к тому, что не может быть подвергнуто изменению. Человек начинает притягивать пространственные энергии, которые и являются потребностной пищей глубинного сознания, ведущего к духовному просветлению, осмыслению своего Бытия. Внешние успехи и неудачи не объясняют духовных исканий человека. Достижения радуют только короткое время, а далее возникает духовный вакуум. Возникает желание быть другим, осознанно (т. е. глубинно) воспринимать явления жизни, докопаться до сути, созвучной чему-то Высшему. Тогда и начинается движение человека к приобщению к духовным ценностям и их соотнесением с действиями, их причинами и следствиями.

Творческая энергия приводится в действие осознанной волей человека. Осуществлением творческого процесса является замысел (желание) и его исполнение, которые можно охарактеризовать как причину и следствие. Однако эмоциональная сторона, связанная с низшими эмоциями (нетерпеливость, страстность желания, неуверенность, страх и т. д.) разрушает причинность и не приводит к достижению нужного следствия. Поэтому только твердое, непоколебимое ожидание неизбежного следствия, уверенное спокойствие могут обеспечить осуществление желаемого следствия.

Если человек испытывает негативные ощущения, то можно изменить угол отношения к нему, что приведет к усилению позитивного энергетического потока. Человеку важно осознать необходимость хранить внутреннее равновесие при всех сменах земных явлений, психических состояний. Начинать нужно с малых побед в достижении внутреннего равновесия. Малое значительно тем, что из него вырастает великое.

Самая суровая самодисциплина несет человеку радость движения, освобождение духа. Низшую эмоциональность (отрицательные эмоции) необходимо победить в себе. Твердое и уверенное ожидание неизбежного следствия, спокойная уверенность позволяют преодолеть все препятствия для достижения желаемого. Аппаратом служит организм человека, проводом — пространственные токи, установленные сознанием.

Итак, самая строгая самодисциплина, возникающая в глубинах сознания, направленная на волевые усилия для движения по пути духовного восхождения, обеспечивает истинное освобождение.

Развитие личности в обществе осуществляется в двух ипостасях: с одной стороны, его призывают развивать свое сознание, ум, высшие чувства, тело в рамках духовного движения, с другой стороны, он должен подчиниться уже принятым нормам, идеалам, интересам социального окружения. Однако человеком движет внутренний импульс к самосовершенствованию, при этом общество в соответствии со своими идеалами заставляет его жить для блага социума. Возникает противоречие, которое может быть разрешено только путем освоения объединяющего и гармонизирующего знания, на уровне глубинного сознания.

9. Идея развития Индивидуальности. Индивидуальность является главным смыслом эволюции. Общество, чтобы стать сознательным, должно выразить себя через развитие индивидуальностей. Массовое сознание всегда менее развитое, чем индивидуальное. Поэтому любое сообщество должно стремиться к развитию индивидуальности, которая в свою очередь должна стремиться не к слиянию с государством в своих мыслях и поступках, а в устремлении к Высшему, к Истине. Общество должно помочь своему члену максимально раскрыть все лучшие качества, способности и возможности, уважать его свободу, стремиться к развитию общественно-государственного управления как системы свободного и добровольного согласия всех личностей. Человек, не ассимилируясь (не растворяясь) в обществе в своих мыслях и делах, должен помочь обществу в поисках Истины, потому что только совершенное общество может существовать при сознательном совершенстве его членов. Во все времена великие философы утверждали, что истинная цель человека — заботиться об Общем Благе.

О.С. Газман писал о человеке как об Индивидуальности, экзистенциальном существе (независимом, самосущем, свободном), высшим проявлением в человеке человеческого по сравнению с его биологической и социальной природой: «Ключевой характеристикой этого третьего измерения является свободоспособность — способность к автономному, нонконформистскому существованию, способность самостоятельно, независимо (учитывая, но преодолевая биологическую и социальную заданность) строить свою судьбу, отношения с миром, реализовывать самостоятельно познанное жизненное предназначение, осуществляя собственный, индивидуальный (особый) выбор» [24], что позволяет выстраивать ему гармоническое существование.

Индивидуальность является надличным или сверхличным существом, т. е. лишенным личных элементов, не связанная с самостью. Индивидуальность соотносится с глубинным или духовным сознанием. Индивидуальность впитывает в себя все высшие формы проявленной Духовности человека. Все лучшее в мыслях, чувствах, способностях (с точки зрения духовности), что накопила личность, впитывается в Индивидуальность, отражающую сверхличную жизнь.

Величие человека характеризуется степенью отречения от себя, во имя Общего Блага, во имя процветания человечества. Великое творчество всегда было свойственно людям, которые самоотверженно трудились для процветания человечества, тем самым они отрешались от личного начала, углубляя и расширяя свое сознание. Поэтому приоритет Индивидуальности над личностью очевиден, так как именно устремление к развитию Индивидуальность есть пусть к духовному просветлению в созвучии с Космическим сознанием.

Каждый человек (в определенный период его жизни) стремиться раскрыть свои потенциальные возможности, чтобы быть успешным в этом материальном мире. Однако это закрывает интерес к тем сферам духовной жизни, которые оставляют неизгладимый след в его глубинном сознании, которое и составляет суть его Индивидуальности.

Поэтому постижение духовных смыслов, установление внутреннего контакта с внутренним Я, должно идти уже с детских лет, чтобы ребенок понимал истинные приоритеты, примат духовного над личностным. Тогда человек будет радостно нести одухотворенность в ту сферу жизни, к которой у него есть интерес и способности, в процессе своей профессиональной деятельности будет стремиться к одухотворению себя и окружающей среды во имя Общего Блага.

Стремление человека к развитию своей Индивидуальности является естественным эволюционным движением, бесконечным и ритмичным. Импульс совершенствования заложен во всем Мироздании. Иначе бы не происходил процесс движения как таковой. Поэтому духовное устремление человека к развитию и совершенствованию является врожденным. И чем раньше оно будет активизировано у человека, тем больше возможностей у него будет в течение данной его жизни. Потребность в достижении гармонии и преодолении дисгармонии, существующей в жизни, подталкивает раскрытию импульса совершенствования у человека. Если материя определяется тем, что она порождает жизнь и ее производную — разум, с помощью которого постигается материя, то тогда необходимо признать и то, что есть скрытые процессы движения жизни в материи, которые нельзя постичь только разумным сознанием, но и глубинным сознанием, принятым считать духовным.

Общество говорит о необходимости развиваться в соответствии с его идеями, ценностями, интересами. Возникает противоречие, которое связано с личными интересами и интересами общества. Человек не знает как его разрешить из-за отсутствия глубинного объединяющего внутреннего принципа нашего сознания. Индивидуальность, а не личность, является предметом эволюции, так как именно в ней заложен механизм бесконечности совершенствования, стремления к познанию Истины. Общество всегда стремится к развитию только в рамках усереднения всех его членов, полагая, что необходимость движения обеспечит его процветание. Тогда получается, что надо поддерживать развитие только индивидуальности, игнорируя развитие общества и его коллективных организаций.

Но индивидуальность не может развиваться вне общества. Она, с одной стороны, стимулирует своими идеями и открытиями развитие общества, с другой стороны, помогает человеку отрешиться от своих эгоистических устремлений во имя других людей, общества в целом, тем самым стимулирует процесс совершенствования индивидуальности, раскрывая в нем высокие человеческие качества и способности. При этом человек должен концентрироваться не на слиянии с коллективом, не на освоении и принятии только его идей, а на устремлении к познанию Истины, Духовности, что ведет к расширению его сознания, а тем самым направить общество, помочь ему в поисках истины, самосовершенствованию. О.С. Газман писал о том, что истинный коллектив — это содружество индивидуальностей [24]. Это означает, на наш взгляд, приоритет развития человека над сообществом, так как каждый несет в себе импульс развития для всех.

Таким образом, каждое творческое сочетание духовных устремлений с личными особенностями, если оно гармонично, то ведет к развитию как личного, так и духовного сознания. Если сочетания не происходит и ведет к разрушению связи, то личное сознание не получает импульс к духовному развитию. Может осуществиться развитие интеллекта, поверхностного сознания, но не глубинного.

Смыслы жизни открываются человеку в процессе его духовного движения, а не путем запоминания информации извне. Тогда это превращается в фарисейство.

Движение идет только в соответствии с внутренними открытиями, которые приходят незаметно для человека. Стремление к познанию Космоса, его законов, преодоление негативного влияния эмоций, умение останавливать себя от дурных поступков, рефлексия своих поступки в соответствии с духовными ценностями — это ведет к возникновению энергетического сигнала, вибрации, созвучной Высшему Началу, позволяет притянуть новые энергии, новые мысли, новые смыслы. Так совершается новое открытие, ведущее к качественным преобразованиям в сознании человека.

1.2. Духовное развитие человека в соответствии с Космическими законами и принципами

В процессе духовного развития человек осознает свою связь с Высшим Я, которое характеризуется как глубинное или духовное сознание, имеющее непосредственное взаимодействие с Космическим сознанием. Постепенно человек начинают ощущать этот контакт, осознавать свое Беспредельное существование, Бесконечность своего эволюционного развития, что полностью меняет его приоритеты в жизни. Человек осуществляет экспертизу своих мыслей уже в Высшем Я, ему открывается новый вдохновенный простор для творчества и созидания, возникновению истинной радости от жизни. Это дает силы для преодоления трудностей во имя высоких идей, а не низменных стремлений.

Таким образом, духовное развитие обеспечивает возможности для самосовершенствования, с одной стороны, и обузданию, преодолению в себе низшего начала, с другой стороны.

Никакие социальные катаклизмы уже не смогут «сломать» человека, вновь обратить его в «животное» состояние.

Прекрасно раскрыл эту мысль В. Франкл в книге «Человек в поисках смысла» [122], где он приводит пример здорового веселого торговца, попавшего в концлагерь, который под воздействием трудностей превратился в ничтожество. И наоборот, раскрывает образ внешне слабого пожилого человека, но обладающего высокими устремлениями, который не только сам спокойно преодолевал трудности, но и помогал преодолевать их другим узникам.

Значит, что духовная сила становится ключевым элементом не только в творческом самосовершенствовании, но и преодолении трудностей. Энергия Космоса помогает выжить и стать еще духовно богаче таким людям. Это ли не доказательство необходимости духовного развития человека?

Сущность духовного знания заключается в осознании тех законов Мироздания, которые обеспечивают развитие всех явлений и процессов Космического Бытия. Человек стремится к обузданию низшего в себе и развитию в процессе творчества новых возможностей для усовершенствования мира и себя. При этом двигателем чаще всего являются потребности человека (по А. Маслоу — в еде, жилье, тепле, безопасности, общении и пр.), удовлетворение которых обеспечивает человека тем необходимым, что создает условия для радостного проживания своей жизни (счастья). Однако процесс потребительского отношения к жизни нарушают гармонию всего Космоса, т. к. созидание ради удовлетворения все возрастающих биологических и социальных потребностей ведет к духовному обнищанию.

Духовное развитие — это творческое отношение к совершенствованию своих качеств, обеспечивающих осознанию своего Высшего Я, соединению с Космическим сознанием в процессе эволюционного движения.

Для этого необходимо осознать свою связь с Космосом, расширить границы своего сознания от узкого понимания себя как биосоциального существа и своего развития на уровне не только семьи, социума, страны, мира, но и Беспредельного Космоса. Человек — это микрокосм, имеющего все элементы и возможности Макрокосмоса, о чем многократно писали все великие философы, начиная от Платона. Это значит, что человек должен осознать свою связь с Космосом, строить свою жизнь по Его законам и принципам, при этом стремится существующие социальные закона постепенно подстраивать к Космическим [53].

На Земле наиболее ярко представлен закон противоположностей (полярности). Закон Полярности (полюсности, двойственности) — любое явление во Вселенной имеет два противоположных начала, которые являются главным условием существования вещи единой (день-ночь=сутки; мужчина-женщина=человек). Закон Единства — все является частью одного целого, а потому все влияет друг на друга. В современной науке разработаны принципы системности и целостности, отражающие суть данного закона.

Эти законы объединены в Закон единства и борьбы противоположностей, суть которого заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития, каким является противоречие (единство противоположностей).

Противоположностями характеризуется одновременно то, что неразрывно связано, взаимоисключает друг друга в разных или в одном и том же отношении, взаимопроникает или переходит друг в друга (положительное и отрицательное, теория и практика и др.) Единство (тождество) противоположностей образует диалектическое противоречие.

Суть данного закона заключается в разделении единого на противоположности, их борьбу и появлении в новом единстве, что и выступает в качестве определяющего источника, движущей силы развития (Гегель).

«Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Например, существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; — их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению. Каждое явление внутренне раздвоено, содержит взаимоисключающие, противоположные тенденции: например, положительно заряженное ядро атома и отрицательно заряженные электроны, ассимиляция и диссимиляция в организме, реакции соединения и разложения в химии, интересы борющихся классов в обществе и т. д. Чтобы стать источником развития, противоположности должны быть сторонами единого процесса, т. е. не только взаимоисключать, но и взаимопредполагать, взаимодополнять друг друга. Источником всякого движения и развития является взаимодействие «укоренных» в саму суть бытия противоположностей: например, взаимодействие ядра с противоположно заряженными электронами-является причиной движения, вращения электронов вокруг ядра, а без движения электронов сам атом не может быть устойчивой системой. Закон единства и взаимодействия противоположностей является законом не только бытия, но и законом познания» [https://studopedia.ru/3_89050_zakon-edinstva-i-borbi-protivopolozhnostey.html]. Данный закон характеризует то, что появление новых энергий, обеспечивающих эволюционное развитие человечества, невозможно без борьбы противоположных начал. Даже если на Земле искоренить все темное и низшее, то вечным останется борьба светлых сил с хаосом, хотя и перестанет быть антагонистическим. Осознание этого закона поможет человеку, стремящегося к равновесию и гармонии, преодолевать крайности в процессе духовного развития, включающего процессы, состояния, свойства; осознанию необходимости преодоления трудностей, естественности прохождения испытаний в процессе своего самосовершенствования.

Этот закон порождает Закон соответствия или магнитности, означающий магнитное притяжение родственных пар противоположностей единой вещи (схожие элементы притягиваются). Действие этого закона можно наблюдать на самых простых примерах — дружба, любовь, когда людей объединяет родственное чувство, общность взглядов, ценностных ориентаций, целевых устремлений, иногда даже внешняя схожесть. Поэтому, развивая свое сознание, укрепляя свою волю, совершенствуя себя, тем самым усиливая свою энергетичность, мы становимся магнитно притягательными для схожих натур. Так создаются сообщества, объединенные лидером и его соратниками. Чем выше их коллективный энергетический потенциал (энергии людей объединяются во имя общей идеи и цели), тем крепче и притягательнее становится данная группа, тем большими возможностями она обладает в развитии своих идей, порождению знаний, творческого созидания. Так закон Космического Магнита направляет устремление к эволюции. Его продолжением является Закон Созвучия или соответствия, который означает, что подобное притягивает подобное; подобное познается подобным.

Закон Иерархии (низшее почитает Высшее) сильно извращен в материальном мире. Он диктует беспрекословное подчинение слабых сильным, ведущее к рабскому мировоззрению одних и вседозволенности других. Если физическое рабство в мире в большей степени преодолено, или оно повсеместно осуждается и карается законом, то продолжает жить в виде рабского сознания, активно поддерживаемое более сильными личностями, начиная с раннего возраста. Уже в детском саду мы наблюдаем подавление сильными слабых. Конфуцианство ближе всего подошло к пониманию данного Космического закона, рассматривающее властьимущих не только как руководителей своих подчиненных, но и их защитников и помощников в делах. Космический закон Иерархи предполагает более высокий уровень ответственности людей с более высоким сознанием, осуществляющих помощь и поддержку тем, кто сам избрал путь духовного развития (свобода выбора), созданию соответствующих условий для духовного развития. Сент-Экзюпери словами Лиса, обращенными к Маленькому принцу, произнес фразу: «Мы в ответе за тех, кого приручили». В этих словах заключена суть ответственного отношения Высшего к низшему. Задача тех, кто идет за людьми с более высоким уровнем сознания, заключается в преданности идеи.

Закон Эволюции (все во Вселенной не стоит на месте, все развивается и совершенствуется). Закон Эволюции осуществляется посредством Законов Спирали и Аналогии (каждое последующее явление или объект в спирали развития аналогично предыдущему, но не тождественно ему; последующее явление вбирая в себя самое лучшее из предыдущего, не является его точным повторением). Закон Ритма и Цикла (каждое явление в Мироздании имеет свое начало и конец. Цикл — это круг какого-либо явления или действия. Чередование повторяющихся циклов образует ритм).

Закон причин и следствий означает, что порожденная тобой причина приведет обязательно к соответствующему следствию, нет следствия без причины, какова причина, таково следствие (посл, «что посеешь, то и пожнешь»). Его еще называют Законом справедливости (Законом Кармы), так как каждому воздается по его заслугам, порожденными им самим.

Закон Жертвы — гласит, чтобы достичь чего-либо необходимо пожертвовать личным.

Закон Свободы воли утверждает, что каждый человек в любой жизненной ситуации всегда стоит перед выбором, и этот выбор зависит только от него! Никто не имеет право подавлять волю другого человека. Свобода воли заключается совсем не в том, что человек может делать все, что ему вздумается, а в том, что везде и всегда он может и свободен быть плохим или хорошим. Для этого даются испытания всем. Истинный носитель Света при всех условиях остается таковым. Никакие испытания, даже мучения и смерть, не заставят его быть плохим и стать сторонником темного пути. Свобода выбора остается за человеком всегда. Если под давлением обстоятельств он становится хуже, значит, в сущности его добро еще не утвердилось должным образом. Происходит раскрытие ликов, и человек познает самого себя не таким, каким он себе кажется или себя выражает, но таким, каков он в действительности. Надо много мужества, увидев свой собственный истинный лик, все же твердо и уверенно продолжать путь, т. к. много несовершенств в человеке и это возможность для своего совершенствования в соответствии с эволюцией.

Закон Равновесия (Компенсации) любая вещь, событие, явление имеет два противоположных полюса, в центральной точке которых, находится «великое спокойствие», точка равновесия. Равновесие является творческим действием каждого проявления. Равновесие осуществляется только тогда успешно, когда нацелено на путь Общего Блага. Отражением равновесия в психике человека — это психологическая устойчивость — качество, позволяющее эффективному развитию личности.

Таким образом, Космические законы определяют бытие всего Космоса и, соответственно, Земли как его части. Человечество долгое время пытается изолировано строить свою жизнь от Космоса, но это приводит к тем тяжким потрясениям, которые постоянно случаются на Земле.

Принципы Космического развития духовного сознания

Развитие духовного сознания предполагает построение системы, основанной на принципах:

1. Принцип поступательного развития человечества как неизменного эволюционного процесса, который идет бесконечно. При этом могут быть периоды инволюции, которые обеспечивают в дальнейшем более мощный сдвиг в сознании людей и их бытовании.

2. Принцип сотрудничества и взаимопомощи предполагает построение общества на основе общности целей при многообразии направлений в движении по главному пути духовного восхождения в процессе Космической эволюции.

3. Принцип единства Космического и земного. «Как на Земле, так и в Космосе». Процессы зарождения новых энергий и преобразований в Космосе непременно произойдут на Земле. Космос, как и Земля, находятся в постоянном движении и преобразовании. Преодоление трудностей и борьба в Космосе как способы эволюционного процесс в полной мере происходят и на Земле.

4. Принцип соразмерности усилий человечества к достижению своих целей. Суть принципа заключается в том, чтобы люди в процессе преобразований осознавали последствия своих намерений. Лозунг: «Цель — оправдывает средства!» часто приводил к очень тяжелым последствиям для народов.

5. Принцип причинно-следственных связей предполагает, что причины часто сокрыты для человечества, проявленными являются лишь результаты. По результатам можно судить о правомочности причин. Поэтому нужно очень осторожно и осознано совершать мыслительные операции (мысль материальна) и совершать действия, которые могут принести соответствующие результаты.

Таким образом, предложенные принципы и рассмотренные Космические законы позволяют выявить духовные основания, ценности, закономерности и принципы духовно-нравственного воспитания детей, подростков и юношества.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем сущность основных идей духовного воспитания?

2. Раскройте содержание Космических законов.

3. Раскройте содержание принципов Космического развития духовного сознания.

4. Как Вы понимаете цель жизни человека на Земле?

5. Каковы цели духовного воспитания?

6. Раскройте понятие «индивидуальности» в контексте духовного воспитания?

7. Раскройте понятие духовные ценности.

8. Дайте характеристику духовных ценностей.

Примерная тематика рефератов:

1. Перспективы развития теории и практики духовно-нравственного воспитания.

2. Место духовно-нравственного воспитания в педагогической науке.

Литература

Основная

1. Вершинина Н.А. Методология исследования структуры педагогики. — М., 2009.

2. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. — М.: МИРОС, 2002. — 296 с.

3. Иванов А.В. Педагогика сознания. — М., Перо, 2019.

4. Космические Законы Вселенной — Законы нашей Жизни. — М., 2015. (http://xn-e1acddbor0ewc.xn-c1avg/?p=3030).

5. Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1983.

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. — М.: Школьная пресса, 2000. — 174 с.

7. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении// Пед. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1988.

8. Шеховская Н. Л. И. А. Ильин и К. Д. Ушинский: «Диалог» о духовности. — М., 2007.

Дополнительная

1. Мазур М. Структура науки и основные этапы развития метанауки. — М., 2006.

2. Русский космизм. — М., 1996.

3. Ильин И. А. Наши задачи // Собр. соч.: В 10 т. Т. 2. Кн. 1. М., 1993.

4. Дубинин Н. П. Наследование биологическое и социальное. — Коммунист, 1989, № II.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Духовно-нравственное воспитание детей, подростков и юношества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я