50 великих книг о воспитании

Эдуард Сирота, 2023

О воспитании написано множество книг, но как же среди них найти тот подход, который нужен именно вам? Теперь вы можете ознакомиться с самыми известными теориями, собранными под одной обложкой. «50 великих книг о воспитании» – это краткий обзор основных педагогических концепций и методик, проверенных десятилетиями и столетиями: от взглядов Платона на воспитание идеального гражданина до гуманистических идей Януша Корчака, развивающих методик Глена Домана и Марии Монтессори и всемирно признанного подхода к общению с детьми Адель Фабер и Элейн Мазлиш. Все идеи изложены ясным языком. Опираясь на труды профессионалов и великих мыслителей, вы сможете сформировать собственный стиль воспитания. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Подарочные издания. Бестселлеры по психологии в большом формате

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 50 великих книг о воспитании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Текст. ИП Москаленко, 2023

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2023

* * *

Введение

Как важен, велик и священен сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека.

В. Г. Белинский

Об особенностях развития человека, формирования его нравственных устоев, умственных способностей размышляли издревле, а значит, возникал и вопрос о том, как правильно воспитывать детей. И вопрос этот имел отнюдь не умозрительный характер, а практическую заостренность; ответ подразумевал не отвлеченные рассуждения, а конкретные рекомендации: как вырастить человека, наиболее полно отвечающего требованиям данного общества, его представлениям о необходимом, одобряемом, поощряемом — проще говоря, правильном? В каждом обществе — в зависимости от места, времени, внешних обстоятельств, господствующей идеологии — были свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», своя поощряемая модель поведения, свои нравственные ориентиры. И главная задача воспитателя состояла в том, чтобы максимально полно передать все это воспитаннику, как правило — в процессе обучения практической деятельности, формирования необходимых умений и навыков.

Первобытные взрослые, знакомя детей со съедобными растениями, давая первые навыки охоты на то или иное животное, прививали уважение к интересам социума — пища добывалась для всех членов племени — и к духам, от которых зависело, говоря современным языком, качество жизни людей — природа была одухотворена в самом прямом смысле слова. Однако отношение к ребенку существенно отличалось от привычного нам, выработавшегося в процессе развития гуманистической, личностно ориентированной педагогики: ребенок был не субъектом, а объектом воспитания и обучения, он априори не был равен взрослому — человеку, приносящему пропитание и обладающему полезными для племени умениями и навыками, которыми ребенку только предстояло овладеть.

Подобное отношение к детям сохранялось на протяжении веков. Достаточно вспомнить обычные для классической, в том числе русской литературы сюжеты: папенькин кабинет для детей запретен — там, где работает (или даже просто читает газету) взрослый, детям не место. Маменьку дети приветствуют, целуя ей руку. Обращаются дети к взрослым на «вы»…

Но вернемся к первобытному периоду, чтобы на примере увидеть грань, отделявшую детство от взрослости. Признание человека взрослым, в данном случае — полноценным членом общества, было действительно этапным и сопровождалось обрядом инициации, в ходе которого дети показывали то, чему научились. Но, конечно же, инициация была больше чем экзаменом: это был еще и момент перехода из одного состояния в другое, связанное с новыми правами и обязанностями.

Следы обряда инициации мы найдем и через многие века. Первый бал Наташи Ростовой тоже своего рода инициация: девушку вывозили в свет в определенном возрасте, что служило знаком: ее можно сватать, в самое ближайшее время она готова будет к выполнению обязанностей хозяйки дома и матери семейства. С обрядом инициации можно, несколько утрируя, сопоставить и сегодняшние торжественные церемонии вручения паспорта, воинской присяги.

Какой метод воспитания является древнейшим? Ответить несложно: воспитание собственным примером. Мы не ошибемся, если скажем: он присущ еще животному миру. И актуален по сей день. Более того — педагоги открывали и открывают в нем новый потенциал. Если взрослый демонстрирует неукоснительное следование тем идеалам, которые хочет привить ребенку, — воспитанник проникается ими. Воспитание примером — основа многих педагогических концепций, неотъемлемая часть целого ряда педагогических систем. Очень разных. Ведь, как мы уже сказали, многое зависит от времени, места, ситуации.

Инициация была переходом из одного состояния в другое, связанное с новыми правами и обязанностями.

Как показывает история, для возникновения весьма своеобразных, мало похожих друг на друга педагогических концепций совсем не обязательно, чтобы людей разделяли века и километры. Иногда достаточно наличия той самой приоритетной идеи, о которой мы уже упоминали. Наиболее очевидный пример — Афины и Спарта, такие похожие и такие непохожие друг на друга древнегреческие города-государства. Основой воспитания в обоих была идея гражданственности, служения полису. Однако различия очевидны. Всем известно крылатое выражение «спартанское воспитание». И мы, как и полагается в случае с крылатыми выражениями, воспринимаем его отнюдь не буквально. Спартанское воспитание — не просто требовательное, а суровое отношение к воспитуемому. Но ведь, по сути, элементы спартанской методики можно найти в педагогических системах, возникших на базе иных культур. И даже в современности! Серьезное отношение к развитию физических способностей, закалка, воспитание воинского духа — можно ли представить без этого, например, суворовские училища?

Обучали спартанцев и музыке — но, как несложно догадаться, «правильной» музыкой считались военные гимны.

А вот афиняне, несмотря на общий курс на воспитание гражданина, куда серьезнее задумывались о гармоничном воспитании и развитии. Физическое воспитание — это важно. Но не менее важна, к примеру, способность красиво и убедительно говорить. Спарта ассоциируется у нас с лаконичной речью (Спарта, как мы помним из школьного курса истории, находилась в области, именуемой Лаконией), Афины — с искусством риторики. Музыка, танец, поэзия — часть образования и воспитания. Именно эта направленность на всестороннее развитие человека со временем и приведет к появлению так называемой гуманистической педагогики, развитие которой продолжается и поныне, теперь уже с опорой на индивидуальные качества и потребности личности.

Да, конечно, идеи педагогов XIX века далеко ушли от мыслей, высказанных Платоном. А современные специалисты разработали концепции, которые могли бы удивить их коллег из прошлого, но при этом доказавшие свою практическую значимость. Педагогика — живая наука, пополняющаяся новыми данными, получаемыми, разумеется, главным образом путем апробации. Но преемственность в педагогике не менее важна, чем в других науках. И без нее, без преемственности, невозможно новаторство.

Новаторство! Время от времени возникают поистине судьбоносные для педагогики идеи, которые находят свое воплощение как в жизни, так и в книгах, оказывающих влияние на последующие поколения родителей, воспитателей, учителей. О таких идеях — новаторских для своего времени, а теперь ставших классикой, неотъемлемой частью традиции, — мы и расскажем в предлагаемой вашему вниманию книге. А также — о современных концепциях и методиках, успешно применяемых на практике. У каждого причастного к воспитанию детей и подростков возникают свои трудности, свои вопросы, на которые необходимо найти ответ. Мы уверены, что опыт великих педагогов прошлого и наших современников вам поможет. А начнем мы, что вполне логично, с педагогических идей античности.

Идеальный гражданин

ПЛАТОН. ГОСУДАРСТВО (360 Г. ДО Н. Э.)

Ранняя профориентация, профильное образование — популярные ныне идеи. Можно только удивляться: их высказывал еще Платон, известный нам как ученик Сократа и учитель Аристотеля. В его диалоге «Государство» уделяется значительное внимание формированию идеального гражданина, живущего в справедливом обществе. Идеального — значит, неукоснительно исполняющего свои обязанности: одни отвечают за материальное благосостояние, другие — за внутреннюю и внешнюю безопасность, третьи мудро управляют. Ответ на вопрос, кем же станет тот или иной человек, зависит от задатков, проявившихся еще в детстве. Конечно, было бы слишком смело утверждать, что Платон сформулировал принципы личностно ориентированного воспитания, но первые шаги в этом направлении он, безусловно, сделал: философ полагал, что человек, чье воспитание и судьбу определили без учета способностей и склонностей, не может быть счастливым, а государство, в котором не учитываются интересы граждан, не может быть идеальным.

Не без оснований Платон считал, что воспитание и развитие — дело профессионалов. Их он именовал попечителями.

Идеи педагогов XIX века далеко ушли от мыслей, высказанных Платоном. Педагогика — живая наука, пополняющаяся новыми данными, получаемыми главным образом путем апробации.

Еще удивительнее идеи Платона о равных возможностях мужчин и женщин (и это — в античности!), об обучении в игровой форме, которое позволяет знакомить ребенка даже с такими сложными вещами, как государственное устройство, о возрастной градации воспитания. Ведь если давать ребенку непосильные для его возраста нагрузки, он будет расти под гнетом — и вырастет не свободным человеком, а рабом. Не правда ли, все идеи весьма актуальны? И мы еще не раз встретимся с ними в работах педагогов Новейшего времени.

Опережая свое время, Платон все-таки следовал некоторым предубеждениям, характерным для античности. Да, по его мысли, профессия не наследуется, а избирается. Но избирается раз и навсегда, следование выбору определяется мерой ответственности человека перед обществом.

Однако в целом взгляды Платона на воспитание не устарели.

Воспитание нравственности

ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ. ВЕЛИКАЯ ДИДАКТИКА (1633–1638)

ИОГАНН ГЕРБАРТ. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ВЫВЕДЕННАЯ ИЗ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ (1806)

ИОГАНН ПЕСТАЛОЦЦИ. ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ (1826)

Гуманистические педагогические концепции — своего рода отклик на воспитательные традиции Средневековья, основанные на религиозном догматизме, унификации. Еще в XVII веке чешский писатель и философ Ян Амос Коменский, считающийся основателем педагогики как самостоятельной научной дисциплины, выработал основополагающие принципы обучения и воспитания, опираясь на работы античных философов и ученых эпохи Возрождения. В числе этих принципов природосообразность и посильность — тот самый учет возрастных возможностей, о котором говорил еще Платон, наглядность, систематичность, сочетание обучения и воспитания — собственно, это мы и по сей день называем образованием. Коменский высказал важные мысли о порядке, естественности, положительном примере, подаваемом детям взрослыми.

Идеи Коменского и его последователей были подхвачены и развиты немецкими учеными начала XIX века — И. Гербартом и И. Песталоцци. Размышляя о гармоничном человеке, они, как и Коменский, одной из основополагающих его характеристик считали высокую нравственность. В своих рассуждениях они уходили в область психологии, как и их предшественник Коменский. Гербарт видел пользу накопленного человечеством опыта не только в знаниях, которые можно передать подрастающему поколению, но и в предостережениях — как не следует поступать. Одна из ключевых идей Песталоцци — воспитание чувств как первый шаг к нравственному становлению. В школе учитель должен ставить благовоспитанных учеников в пример, важно влияние здорового коллектива.

Основополагающие принципы воспитания, выделенные Яном Асмосом Коменским: природосообразность, учет возрастных возможностей, наглядность, систематичность и сочетание обучения и воспитания.

Обучая — воспитывать, воспитывая — обучать. Знания — не самоцель, а инструмент. Разностороннее развитие. Уважение к индивидуальности воспитанника. Все это мы найдем и у Гербарта, и у Песталоцци. Однако современники видели в Гербарте и Песталоцци антиподов, да и к гуманистам первого из них и по сей день относят с осторожностью. В чем же причина? Во-первых, для гуманистов характерно связывать воспитание нравственности с трудовым воспитанием, что в полной мере проявляется в работах Песталоцци. Гербарт же делает упор на воспитание мыслителя, преуменьшая роль производительного труда воспитанника. Во-вторых, он с сомнением относился к природному в ребенке, открыто противопоставляя стихийное и культурное начала. Впрочем, уважительное отношение к дисциплине характерно и для гуманистов, то есть здесь противоречия не наблюдается, да и о главенстве внутренней человеческой сути над животной неустанно говорил Песталоцци. Так что же не позволяет однозначно определять педагогические взгляды Гербарта как гуманистические? Его приверженность сословным принципам в образовании. Песталоцци же был последовательным сторонником образования для всех, так называемой народной школы. Взгляды Песталоцци оказали весьма значительное влияние на российских педагогов XIX века, а затем — и на советских.

Комплексный подход

КОНСТАНТИН УШИНСКИЙ. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ (1867–1869)

ПЕТР ЛЕСГАФТ. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ (1906–1911)

Развивая гуманистические принципы воспитания, российские педагоги второй половины XIX — начала XX века сформулировали принцип, ставший одним из основополагающих впоследствии: надо научить ребенка самостоятельно приобретать знания. В этом залог последующей самостоятельности мышления. Ушинский утверждает: мало давать знания, надо еще и развивать умственные способности ребенка. Смелый новатор, он призывал учитывать физиологию, наследственность, характер и многое другое, без чего невозможно комплексно воспринимать личность. Вот он, поистине индивидуальный подход! Большое внимание уделял он условиям, в которых осуществляется образовательный процесс: ребенок должен хорошо питаться, помещение следует проветривать, следить, чтобы оно было должным образом освещено… Эти «мелочи» — тоже слагаемые успеха. О внимании к физиологическим аспектам говорит и Лесгафт. Более того, считает физическую культуру одним из способов познания мира. Интересно, что последующие открытия в различных областях, в том числе и в медицине, только подтвердили мысли, высказанные ученым начала прошлого века.

Российские педагоги второй половины XIX — начала XX века сформулировали основополагающий для многих современных родителей принцип: важно научить ребенка самостоятельно приобретать знания.

Частью комплексного подхода, применяемого и Ушинским, и Лесгафтом, является внимание к раннему семейному воспитанию. Оба говорят о том, что получит развитие в XX и XXI веках: необходимо общаться с младенцем, будущий характер закладывается еще в колыбели, столь же рано начинается социализация.

Одна из важных составляющих концепции Лесгафта — учение о типах личности, об исправлении их недостатков. Ученый задумался о коррекционной педагогике еще до появления этого понятия.

На благо общества

ГЕОРГ КЕРШЕНШТЕЙНЕР. ПОНЯТИЕ ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ (1912)

ДЖОН ДЬЮИ. ДЕМОКРАТИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ (1916)

Погружаясь в труды Кершенштейнера и Дьюи, сложно удержаться от ассоциаций с Платоном и Песталоцци. Идеи Песталоцци оказывали на Кершенштейнера прямое влияние. Собственно, он развивал немецкую педагогику, основанную на идее о связи труда с умственным развитием и социализацией. Впрочем, кое-что, наверное, вызовет у современного читателя недоумение: педагог призывал давать минимум знаний при максимуме умений, навыков, трудолюбия. Гражданские убеждения должны соответствовать этому. Такого рода прагматизм отсылает нас к взглядам Платона: главное — процветание государства. Этапы образования Кершенштейнер прописывает еще более четко, нежели его предшественники. Однако его система — не столь односторонняя, как может показаться: он призывает научить ребенка любить труд и разрабатывает направленные на это механизмы. А его идеи о связи ручного труда (развитии моторики, как мы сейчас сказали бы) и умственного развития выглядят вполне современно. Семья, традиции, коллективизм — всему этому тоже находится место в его концепции.

Для американской педагогики этого периода тоже характерен прагматизм. Джон Дьюи полагал, что передача информации в процессе обучения — это не главное, куда важнее опыт, получаемый в процессе экспериментирования и социализации. Будучи прагматиком, Дьюи остается гуманистом: нельзя навязать взгляды, человек вырабатывает их сам в процессе деятельности. Долг педагога — направить эту деятельность, чтобы она имела целенаправленный характер. Не слишком воодушевляюще? Отнюдь! В системе Дьюи находится место и игровым методикам, и пониманию школы как места, побуждающего к деятельности, исключающего зубрежку, дрессуру. Ученика, полагает Дьюи, должна окружать дружественная атмосфера — нацеленный на результат коллектив, педагог, который выполняет свои функции ненавязчиво.

В этом коренное различие между Кершенштейнером и Дьюи. Несколько утрируя: у первого человек работает на благо обществу, потому что так лучше для общества, у второго — потому что так лучше для самого человека. При этом оба — практики и прагматики.

Социализация через речь

ЖАН ПИАЖЕ. РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ РЕБЕНКА (1932)

Взаимосвязь между речью и мышлением была известна давно. Но именно швейцарский ученый Жан Пиаже показал, что дает обучение связной, грамотной речи и что может почерпнуть педагог из вроде бы обычного слушания разговоров детей. Речь как средство самовыражения, речь как средство коммуникации, а значит, социализации — все эти аспекты раскрывает Пиаже в своей работе. Значимый этап — возникновение способности спорить, отстаивать свои взгляды. Без этого невозможно формирование логического мышления, и это часть все той же социализации. Ребенок — еще не взрослый, он мыслит иначе, и ярче всего это отображается в речи. Взрослый, научившийся слушать ребенка, будет эффективно с ним взаимодействовать.

Речь — один из ключей к педагогическому мастерству.

С этим невозможно поспорить: речь — один из ключей к педагогическому мастерству.

Новое государство, новый человек

СТАНИСЛАВ ШАЦКИЙ. БОДРАЯ ЖИЗНЬ (1915)

ПАВЕЛ БЛОНСКИЙ. ТРУДОВАЯ ШКОЛА (1919)

ЛЕВ ВЫГОТСКИЙ. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (1926)

ГРИГОРИЙ БЕЛЫХ, ЛЕОНИД ПАНТЕЛЕЕВ. РЕСПУБЛИКА ШКИД (1927)

АНТОН МАКАРЕНКО. КНИГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (1937)

ВЕНИАМИН КАВЕРИН. ДВА КАПИТАНА (1938–1944)

Отечественное трудовое воспитание ассоциируется у нас прежде всего с практической деятельностью Антона Семеновича Макаренко и его «Педагогической поэмой», в которой его педагогическая система освещается в художественно-документальной форме на примере жизни Коммуны имени Горького.

Однако практика трудовых колоний существовала еще в дореволюционный период. Правда, в отличие от образовательных учреждений, предназначенных для беспризорников, летняя колония Станислава Теофиловича Шацкого больше похожа на прообраз пионерского лагеря, но с большей долей труда (в том числе — фактически с полным самообслуживанием) и более широким самоуправлением. А для педагогов она была экспериментальной площадкой, позволявшей на практике постичь принципы формирования детского коллектива.

Труд в радость, самоуправление как часть социализации — потом все это будет широко внедрено в колониях, важную составляющую жизни которых составит исправление детей и подростков, вставших на преступный путь. О такой колонии расскажет Макаренко, а еще раньше двое воспитанников другой колонии — имени Достоевского — Белых и Пантелеев — поделятся опытом, но не с позиции воспитателей, а с позиции воспитанников. А в полной мере художественное воплощение образ школы-колонии получит в романе Вениамина Каверина «Два капитана».

Лев Семенович Выготский больше известен как психолог. Но он был еще и педагогом-практиком, что позволило ему, соединяя теорию и практику, развить столь характерные для эпохи идеи среды как воспитателя и самовоспитания, во многом согласующиеся с тем, о чем писали Шацкий и Макаренко.

Особую направленность теория трудовой школы получает у Павла Блонского. Он был одним из тех, кто в период индустриализации рассматривал перспективы всеобщего политехнического образования. Надо сказать, эти идеи отнюдь не были утопическими — многое делалось для их реализации, но, к сожалению, целенаправленную работу прервала Великая Отечественная война.

И снова вернемся к Макаренко: рассматривал он проблемы семейного воспитания. Семья — первый коллектив, утверждал педагог, и одна из основ воспитания нового человека. Впоследствии тандем «семья и школа» станет одним из самых популярных в советской педагогике.

Горизонты гуманизма

ВАСИЛИЙ СУХОМЛИНСКИЙ. СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ (1974)

ВИКТОР ШАТАЛОВ. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОЗА (1980)

ШАЛВА АМОНАШВИЛИ. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИМФОНИЯ (1983–1986)

МИХАИЛ ЩЕТИНИН. ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ: ЗАПИСКИ ПЕДАГОГА (1986)

В работах советских педагогов второй половины XX века мы увидим в первую очередь развитие одного из основополагающих принципов А. Макаренко: воспитание через радость. Школа радости — ключевое понятие педагогики В. Сухомлинского. Положительные эмоции, которые дают общение с природой, праздники, творчество, очень важны для ребенка вообще, а для младшего школьника они залог будущих успехов. Не остается без внимания и трудовое воспитание, которое, по мнению педагога, начинается с ответа на вопрос, откуда берутся еда, электричество и так далее. Это и ключ к познанию, и побудительный мотив к собственной трудовой деятельности.

Многие педагоги второй половины XX века развивают принцип, предложенный Макаренко: воспитывать детей стоит через радость.

В. Шаталов полагал: если ребенок в процессе обучения будет испытывать значительные трудности, он не будет испытывать радости. Помочь может, с одной стороны, позитивная атмосфера, созданная в образовательном учреждении. Шаталов ввел понятие «педагогика сотрудничества»: учитель — помощник ребенка, ученики тоже помогают друг другу (снова благотворное влияние коллектива!). С другой стороны, можно упростить процесс познания, если использовать ключевые слова, рисунки, формулы. В разработке этих так называемых опорных сигналов Шаталов преуспел, его системой успешно пользовались в ряде школ.

Ш. Амонашвили высказал смелую для своего времени мысль: педагогика насилия никуда не ушла из школ. И противопоставил ей свою педагогическую систему, основанную на отсутствии наказаний, оптимизме и педагога, и учащихся. И еще одна смелая идея: оценки — орудие насилия, а значит, они не нужны. Учась без принуждения, радуясь реальному результату, ребенок поверит в себя.

Преодолеть неуверенность в себе, занимаясь творчеством, — тоже непростая задача. Михаил Щетинин, работая в музыкальной школе, поставил цель: раскрыть творческий потенциал середнячков. И ему это удалось. В основу педагогики Щетинина были положены запрет на зубрежку и налаживание человеческого контакта с учениками.

Стоит ли играть?

ЭРИК БЕРН. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ (1964)

Как уже было сказано, об обучении через игру говорил еще Платон. И в дальнейшем эффективность игровых методик сомнению не подвергалась. Наоборот, разрабатывались все новые и новые.

А вот неожиданный случай: методика, призванная свести на нет отрицательное воздействие игры. Пожалуй, самый известный теоретик игры как способа взаимодействия человека с миром психолог Эрик Берн значение игры в жизни человека определял со значительной долей скепсиса: обмен привычными фразами позволяет не столько выражать мысли, сколько скрывать их. Такого рода игры небезопасны для эмоционального состояния человека. Берн разработал метод трансакционного анализа, позволяющий понять, что же на самом деле хотят сказать люди — и словами, и поведением. Это, по мысли психолога, поможет снять напряженность, в том числе в отношениях между родителями и детьми, и строить общение осознанно, с учетом собственных интересов и интересов партнера. И ребенок, и взрослый нуждаются в одобрении, выразить которое зачастую можно с помощью простейших приемов — например, похлопывания по плечу, объятий. Избавление от неправильных игровых моделей и приобретение способности действовать спонтанно позволяют человеку стать взрослым в полном смысле слова и чувствовать себя благополучным среди людей.

С первых шагов

МАРИЯ МОНТЕССОРИ. МОЙ МЕТОД (1906)

ФРИДРИХ ФРЕБЕЛЬ. ДЕТСКИЙ САД (1913)

БЕНДЖАМИН СПОК. РЕБЕНОК И УХОД ЗА НИМ (1946)

МАСАРУ ИБУКА. ПОСЛЕ ТРЕХ УЖЕ ПОЗДНО (1971)

ЖАН ЛЕДЛОФФ. КАК ВЫРАСТИТЬ РЕБЕНКА СЧАСТЛИВЫМ (1975)

БОРИС НИКИТИН. СТУПЕНЬКИ ТВОРЧЕСТВА, ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ (1981)

СЕСИЛЬ ЛУПАН. ПОВЕРЬ В СВОЕ ДИТЯ (1984)

ЕВГЕНИЙ КОМАРОВСКИЙ. ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ЕГО РОДСТВЕННИКОВ (2000)

МАРТА И УИЛЬЯМ СИРС. 25 ГЛАВНЫХ СОВЕТОВ МОЛОДОЙ МАМЕ (2005)

ГЛЕНН ДОМАН, ДЖАНЕТ ДОМАН. ДА, ВАШ РЕБЕНОК — ГЕНИЙ! (2006)

На протяжении ряда десятилетий интерес к раннему развитию детей, равно как и к работе с особыми детьми, только возрастал. А система Монтессори, возникшая в начале прошлого века, стала «педагогическим брендом» века нынешнего. Изначально разработанная для особых детей, она хорошо зарекомендовала себя все в том же раннем развитии. В основе — уже знакомый нам принцип свободного развития: дети сами выбирают заинтересовавший их дидактический материал в пределах специально организованной среды, разделенный на зоны: сенсорного, математического, естественно-научного развития и так далее. Монтессори утверждала: ребенок обратится к тому, что наиболее соответствует его склонностям. Задача педагога — правильно организовать пространство и ненавязчиво вовлекать ребенка в деятельность. Такой идеалистический на первый взгляд подход принес практические результаты.

Об игре как о ведущем виде ранней деятельности, о значении формы, фактуры игрушек говорит и Фребель — человек, которому мы обязаны появлением термина «детский сад». Все усложняющиеся игры со взрослым, затем со сверстниками — этапы социализации, а природные склонности — основа развития.

Бенджамин Спок — автор, не нуждающийся в представлении. Медик по образованию, он сформулировал советы, обладающие большой практической ценностью, хотя сейчас и представляющиеся несколько устаревшими. Советы очень разнообразны — от организации правильного, отвечающего индивидуальным потребностям малыша питания до преодоления детских страхов.

Более современные, но тоже обоснованные с точки зрения медицины подходы к раннему развитию детей можно найти в работах Е. Комаровского, в основе методике которого все то же следование природным склонностям ребенка, многодетных супругов Сирс (Уильям Сирс — врач-педиатр). Интересно, что все они уделяют большое внимание не только потребностям ребенка, но и проблемам, связанным с вхождением взрослых в роль родителей.

Методики раннего развития Глена Домана (тоже врача, но физиотерапевта), его дочери Джанет и их последовательницы Сесиль Лупан завоевали признание во всем мире. Об этих методиках говорят, что они творят чудеса: стимуляция рефлексов, работа с изображениями и уже известный нам метод постоянного общения с ребенком позволяют детям быстрее раскрывать свой природный потенциал. Лупан развивает идеи Доманов: важны также теплая семейная атмосфера, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Концепции раннего развития не признают насилия, поскольку оно, только ухудшает прогресс.

Чудом считаются и успехи, которых достиг японец Масару Ибука — не педагог, не психолог, не медик, а инженер-электротехник, знакомый благодаря воспитанию в семье бабушки и дедушки со свободным, не подавляющим природных склонностей традиционным воспитанием. Человек, привыкший отвечать на вызовы судьбы, он не смирился, когда единственный сын после тяжелого заболевания стал отставать от сверстников, и разработал собственную методику коррекционного развития, в основе которой — непрерывное введение новой информации, причем одновременно: родной и иностранные языки, детские песенки и классическая музыка, а также сложные математические понятия, представленные в виде образов на картинках. Как и Монтессори, значительное внимание Ибука уделяет ручному труду, напрямую связанному с развитием мозга. Режим дня, дисциплина важны, но при условии, что ребенка удалось заинтересовать.

Игра, кубики и конструкторы, картинки — всему этому отведено огромное место и в педагогической концепции Бориса Никитина — тоже не педагога по роду занятий, а летчика.

Оригинальна концепция Ж. Ледлофф: следует больше доверять родительским инстинктам, они подскажут, что и как следует делать. Только так можно вырастить ребенка счастливым.

Важно: все концепции раннего развития отрицают насилие над личностью ребенка, подавляющее прогресс.

Ребенок — субъект педагогики

ЯНУШ КОРЧАК. КАК ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА (1919)

ДЖОН ХОЛТ. ПРИЧИНЫ ДЕТСКИХ НЕУДАЧ (1964)

ХАИМ ГИНОТТ. РОДИТЕЛЬ — РЕБЕНОК: МИР ОТНОШЕНИЙ (1965)

АДЕЛЬ ФАБЕР, ЭЙЛЕН МАЗЛИШ. КАК ГОВОРИТЬ, ЧТОБЫ ДЕТИ СЛУШАЛИ, И КАК СЛУШАТЬ, ЧТОБЫ ДЕТИ ГОВОРИЛИ (1980)

СТИВ БИДДАЛФ. НЕ САЖАЙТЕ ДЕТЕЙ В ХОЛОДИЛЬНИК (1985)

ЮЛИЯ ГИПЕНРЕЙТЕР. ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ. КАК? (1994)

ГЭРИ ЧЕПМЕН, РОСС КЭМПБЕЛЛ. ПЯТЬ ПУТЕЙ К СЕРДЦУ РЕБЕНКА (1997)

ДЖОН ГРЕЙ. ДЕТИ — С НЕБЕС (1999)

ДЖОН КЕХО, НЭНСИ ФИШЕР. СИЛА РАЗУМА ДЛЯ ДЕТЕЙ (2002)

Одним из известнейших педагогов-гуманистов является Януш Корчак, на заре XX века развивший лучшие идеи прошлого и сформировавший множество перспективных принципов, окончательно закрепивших роль ребенка как субъекта педагогики. Наблюдать за ребенком, верно оценивать его потребности и устремления, уважать даже те проявления, которые взрослому непонятны, — такова непростая, но очень важная роль воспитателя. Но следует уметь вовремя сказать «нет», ведь нельзя растить ни раба, ни тирана: ребенок — равный тебе, он человек.

Детские эмоции, детское поведение — вслед за Корчаком констатирует Д. Грей — не всегда удобны взрослым, велик соблазн пойти по пути подавления. Но если взрослые стремятся вырастить сильных, успешных людей, способных, что очень важно, понимать других, сотрудничать с ними, следует воздержаться от наказаний. В этом случае дети быстрее научатся правильному поведению в социуме. Концепция Грея получила название позитивного воспитания.

Практикующий психолог Стив Биддалф предостерегает взрослых от распространенной ошибки: даже в гневе не надо позволять себе отрицательную оценку способностей и качеств детей, а уж тем более — от повторения подобных характеристик. Накапливающиеся комплексы приведут к тому, что дети не оправдают ожиданий. И наоборот, поощрение побуждает стараться, расти над собой.

Концепция Д. Кехо и Н. Фишер тоже основана на положительной мотивации: программировании ребенка на успех, признании его заслуг, позитивных качествах окружающих. Таким образом ребенок научится воспринимать мир с лучшей стороны.

Проста и мысль, положенная в основу концепции Д. Холта: не принуждать ребенка, а заинтересовать его, иначе неизбежен страх неудач, влекущий за собой проблемы в обучении и развитии.

Если взрослым удается сдержать соблазн «поставить ребенка на место», подавлять его реакции, им быстрее удается научить детей сотрудничеству, пониманию, их дети растут более успешными и счастливыми.

Как избежать такого рода проблем? Научиться правильной коммуникации с ребенком. Общение, как уже говорилось, крайне важно и в семейной, и в школьной педагогике. И не просто общение, а на основе понимания, сопереживания, умения поставить себя на место ребенка. Множество методик, множество работ посвящены тому, как правильно говорить с ребенком и как правильно слушать. Детально разбирают этот вопрос Х. Гинотт, А. Фабер и Э. Мазлиш, Ю. Гиппенрейтер.

И конечно, очень важно, чтобы это общение было искренним, основанным на взаимной привязанности, которая находит свое выражение в прикосновениях, словах поощрения, времени, которое взрослые уделяют ребенку, подарках и помощи. Это, по утверждению Г. Чепмена и Р. Кемпбелла, — пять путей к сердцу ребенка. Эмоции, проявляемые взрослым, — своего рода школа чувств для детей.

Свобода и дисциплина

АЛЕКСАНДР НИЛЛ. САММЕРХИЛЛ: ВОСПИТАНИЕ СВОБОДОЙ (1960)

СЕЛЕСТЕН ФРЕНЕ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНВАРИАНТЫ (1964)

ФРАНСУАЗА ДОЛЬТО. НА СТОРОНЕ РЕБЕНКА (1985)

МАРВИН МАРШАЛЛ. ДИСЦИПЛИНА БЕЗ СТРЕССА (2001)

ГОРДОН НЬЮФЕЛЬД, ГАБОР МАТЭ. НЕ УПУСКАЙТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ (2004)

НАЙДЖЕЛ ЛАТТА. ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВАШ РЕБЕНОК СВЕДЕТ ВАС С УМА (2006)

ПАМЕЛА ДРУККЕРМАН. ФРАНЦУЗСКИЕ ДЕТИ НЕ ПЛЮЮТСЯ ЕДОЙ (2012)

Александра Нилла можно назвать шотландским Антоном Макаренко: в его школе воспитание основывалось на двух принципах — свобода и счастье. Педагог был уверен — человека можно этому научить, если не разделять свободу и ответственность. Не правда ли, такой же подход к ребенку, как к взрослому?

О дисциплине сотрудничества и педагогике сотрудничества говорят соответственно Селестен Френе и Памела Друккерман. Френе даже спорит с теми, кто делает упор на игровую деятельность детей: для детей естественным является труд, но при условии, что процессом и результатом заинтересованы в коллективе. В том числе — взрослый. В этом случае дисциплина выгодна всем, кто вовлечен в деятельность. Нет дисциплины и без уважения к интересам друг друга. Друккерман на практике приходит к тому же выводу, что специалисты по раннему развитию, утверждающие, что у родителей тоже есть права. Это приводит к отсутствию взаимного ощущения вины, к комфортному общению, к ранней самостоятельности и чувству ответственности у детей.

Идея Корчака о свободе, личном пространстве ребенка получила развитие в трудах Ф. Дольто, которая утверждала: множество ограничений можно заменить честной беседой об опасностях мира взрослых. Только на свободе развиваются воображение и творчество, только на свободе ребенок должным образом социализируется.

Уверен в главенстве свободной воли ребенка в воспитательном процессе и М. Маршалл. Люди меняются только самостоятельно. Дети способны быть ответственными без каких бы то ни было ухищрений со стороны взрослых — осознанно. Надо только правильно, без давления информировать их о последствиях того или иного выбора. И тогда они сами привыкнут к дисциплине, не испытывая при этом стресса.

А вот иные точки зрения. Для начала — снова о воспитании чувств: только истинная привязанность к взрослому, причем взаимная, побуждает ребенка слушаться, в противном случае на первый план выйдет влияние сверстников, далеко не всегда положительное и даже замедляющее социализацию. Ребенок взрослеет, ориентируясь на взрослых. Таково идущее вразрез с рядом других концепций, но вполне обоснованное мнение Г. Ньюфельда и Г. Матэ. Они считают утрату взрослыми авторитета деструктивным.

О необходимости душевной близости с ребенком говорит и Н. Латта. Он тоже высказывается за введение ограничений, служащих для ребенка сигналом, что его мир предсказуем и безопасен. Хорошее поведение должно поощряться, плохое, в том числе непослушание, — влечь наказание. Иными словами, далеко не все современные теоретики воспитания готовы принять свободу без границ. Но, предупреждает родителей Латта, в основе плохого поведения может лежать борьба за внимание, что означает утрату душевной близости и указывает на необходимость ее восстановления.

Не забываем о физиологии

КАРЕН ПРАЙОР. НЕ РЫЧИТЕ НА СОБАКУ! (1984)

ДЭНИЭЛ СИГЕЛ, ТИНА БРАЙСОН. ВОСПИТАНИЕ С УМОМ (2011)

Физиологические аспекты развития ребенка, которым уделялось немало внимания в прошлом, сейчас выводятся на первый план не так уж часто. Однако их важности никто не отрицает. А в книге биолога и писательницы Карен Прайор — даже намеренно подчеркиваются. Не случайно у книги, написанной с юмором, достаточно провокационный заголовок: «О воспитании животных и людей». Автор предлагает использовать в воспитании детей метод положительного подкрепления. То есть вознаграждать ребенка за желаемое поведение тем, что он хочет получить. Воспринимать мысли, высказываемые Прайор, со стопроцентной серьезностью невозможно, да и не нужно. Но здравое зерно в ее рассуждениях есть.

В рассуждениях Д. Сигела и Т. Брайсон об умственном развитии ребенка ключевым является понятие интеграции, то есть установления связей между разными отделами мозга с помощью специальных приемов. Интеграцию можно форсировать, для этого авторы-психотерапевты выработали ряд стратегий, которыми может пользоваться при воспитании ребенка даже взрослый, не имеющий специального образования. Интеграция, утверждают ученые, нужна не только для более эффективной познавательной деятельности, но и для самоконтроля, сотрудничества и сопереживания.

Человек-победитель

РОБЕРТ КИЙОСАКИ. БОГАТЫЙ ПАПА, БЕДНЫЙ ПАПА (1997)

ЭМИ ЧУА. БОЕВОЙ ГИМН МАТЕРИ-ТИГРИЦЫ (2011)

Прагматичный, рационалистический подход к образованию, как вы успели убедиться — неотъемлемая часть ряда концепций. «В чистом виде» такой подход встречается довольно редко. Тем не менее есть работы, демонстрирующие именно его: нужно нацелить ребенка на успех и привести к победе.

Роберт Кийосаки, специализирующийся на тренингах по личному росту, сам прошел путь от бедности к богатству. Для этого, утверждает Кийосаки, никак не обойтись без финансовой грамотности. Но этого мало. Надо поменять свою психологию: не бояться оставить невыгодную, но стабильную работу, научиться рисковать, браться за что-то новое. Сам он начал учиться этому еще подростком у бизнесмена — отца своего одноклассника. Но, полагает Кийосаки, возраст не определяющий показатель.

Существует множество образовательных концепций, различных взглядов на воспитание, подтвержденных практикой результатов. Но выбор конкретной модели — за воспитателями и воспитанниками, равно участвующими в этом сложном процессе.

Смелые утверждения. Еще более смелые демонстрирует Эми Чуа, американка китайского происхождения, которая в основу своей концепции положила типично восточные воспитательные принципы: ребенок должен много трудиться, развиваться в самых различных областях в условиях жесткого родительского контроля. Важны не природные склонности, а результат, в который должны верить все участники образовательного процесса. Труд, полагает Э. Чуа, не должен быть веселым занятием. Зато впоследствии он даст общественный статус и материальную стабильность. Критика, малоприемлемая для гуманистической педагогики, по мнению Чуа, является способом мотивировать ребенка и закалить его характер. Спорные методы воспитания принесли свои плоды — дети Чуа стали успешными.

Итак, множество образовательных концепций, различные взгляды на воспитание, подтвержденные практикой результаты. Но осмелимся утверждать: выбор конкретной модели — за воспитателями и воспитанниками, равно участвующими в этом сложном процессе. А предлагаемая вашему вниманию книга послужит ориентиром.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 50 великих книг о воспитании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я