Духовно-нравственное воспитание детей, подростков и юношества

А. В. Иванов, 2021

В учебном пособии раскрывается авторская концепция духовно-нравственного воспитания, включающей понятия, цели, задачи, ценности, научные подходы, закономерности, принципы и др., методические и практические характеристики воспитания, существенно дополняющие отечественную теорию духовно-нравственного воспитания, раскрывающие его содержание, направления деятельности, формы, методы, технологии, условия эффективности на основе современных космоэнергетических знаний. В пособии предложена новая модель психолого-педагогического водительства развитием духовного сознания детей и юношества. Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению психолого-педагогического образования и педагогического образования для бакалавриата и магистратуры, для руководителей, профессиональных работников в сфере воспитания: воспитателей, социальных педагогов и других в образовательных учреждениях. Может быть полезно исследователям теории и практики воспитания. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Глава 2. Роль сознания в духовном воспитании

2.1. Исследование сознания в различных областях научных знаний

В старославянском языке понятие «сознание» означает в буквальном переводе, как и его синоним «совесть» (со=весть, т. е. совместно ведать или знать), «совместное знание». Совместное знание с кем? Владение знаниями, которыми пользовался мир людей? Однако, эти знания часто бывали ошибочными и подвергались все время коррекции. Древние славяне вкладывали идею о совместном знании, полученном от Высшей силы (Бога), и позволяющим владеть им, тем самым соотносить земные взгляды с Истинным Знанием. Платон писал об извлечении человеком Истинного знания из Идеального мира, которое трансформируется в человеческое знание. Поэтому у человека остается в его глубинном хранилище представление об Истине, которое мы можем трактовать как сферу глубинного сознания. Опираясь на ноосферную концепцию В.И. Вернадского, можно заявит о привлечении и принятии человеком в свое субъективное пространство Знаний информационного поля Земли, находящегося во взаимосвязи с Космическим информационным полем, исходя из уровня его интеллектуального, социального, духовного развития.

Следовательно, сознание человека — есть информационно-энергетический накопитель очувствованных знаний, который, как призма, перерабатывает личные, ноосферные и Высшие Космические Знания в соответствии со своими субъектными возможностями и особенностями.

Понятие «сознание» является одним из основных понятий философии, социологии, психологии, антропологии, нейрофизиологии, физиологии и других наук. В традиционной педагогике, объединив философскую и психологическую характеристики, сознание, рассматривается как способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. Все религии активно используют в своих учениях понятие «сознание», не давая ему точного определения.

В философии «сознание» имеет различные формулировки. Гегель рассматривает «сознание» как способность соотноситься, осознавать предмет [26]. При этом под «сознанием» понимается не психическая способность тела (как в психологии), но фундаментальный способ каким человек соотнесен со своим предметом и миром вообще (отношение сознания и бытия). Р. Декарт утверждал, что человек является мыслящей субстанцией, способной усомнится в существовании всего, кроме своего собственного сознания, и что сознание, таким образом, несводимо к физическому миру [68].

«Сознание» — одна из основных категорий онтологии. Существует несколько основных подходов к решению проблемы сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм и диалектический материализм. Физикализм утверждает, что сознание является порождением материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Его ответвлениями являются «теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт), отождествляющая духовные и телесные процессы. Солипизм пытается доказать, что сознание индивида — единственная достоверная реальность, материальный мир — его порождение (Беркли, Юм, Фихте). Объективный идеализм признает наличие, как сознания, так и материи, но рассматривает сознание как первичную мировую творческую силу, а сознание индивида как часть мирового сознания. Диалектический материализм считает сознание высшим уровнем психической активности человека, специфический способ его взаимоотношения с реальностью, присущая человеку способность создания самодостоверного бытия. К. Маркс считал сознание общественным продуктом. В генетическом отношении «мышление» является более широким понятием, чем «сознание». Сознание — это высшая форма мышления, включающая в свое содержание эмоции и волю, это свойство функционирующего мозга. В онтологическом отношении сознание материально, как и любое другое свойство материи. Сознание является продуктом исторического развития материи [77].

В новейшей философии, согласно Ж.П. Сартру, сознание есть абсолютное, трансфеноменальное измерение субъекта в свете бытия. Оно не имеет содержания и состоит в утверждении трансцендентального объекта, т. е. объекта, которым сознание овладевает благодаря тому, что оно само себя трансцендитирует. Не стол находится в сознании и не представление о нем, а сознание становится «сознанием стола» и осознает это. Сознание сопровождает и контролирует взаимодействие организма с окружающей средой [39].

Для педагогики важным являются несколько философских аспектов, выделенных в различных толкованиях «сознания»: оно субъективно, зависит от уровня развития человека и является продуктом исторического развития; обладает контролирующей функцией, ответственного отношения к бытию исходя из накопленного духовного опыта и знаний. В Российской педагогической энциклопедии «сознание» характеризуется как высший уровень духовной активности человека, предвосхищающее практические действия индивида в форме чувственных и мыслительных образов человека, придавая им целенаправленный характер.

В социологии «сознание» рассматривается, прежде всего, как отображение в духовной жизни людей интересов и представлений различных социальных групп [104]. Для педагогики интересен аспект коллективного сознания, при котором происходит появление некоторой коллективной определенности, при которой возникают однородные осознанные чувства и действия, что позволяет развивать социальную среду (пространство взаимодействия и взаимоотношений субъектов), которое будет обеспечивать опосредовано воспитание качеств и способностей детей, влиять на расширение их сознания в соответствии с атмосферой культурной среды. Особенно важны эти социологические исследования для понимания развития коллектива когнитивистской ориентации как единения индивидов на основе общих целей, ценностей, норм в целях создания совокупного когнитивного продукта (общей идеи, реализованной в проекте) в процессе совместной деятельности (А.В. Иванов) [38].

В психологии «сознание» трактуется как особый, высший уровень организации психической жизни субъекта, выделяющего себя из окружающей действительности, отражающего эту действительность в форме психических образов, которые служат регуляторами целенаправленной деятельности. Оно имеет различные уровни, которые демонстрируют степень отчетливости и ясности сознания (А. А. Ухтомский). С помощью орудий труда человек вовлекал предметы в сферу новых форм своего взаимоотношения с действительностью. Применение орудий и системы речевых знаков в виде жестов и звуков, т. е. переход к опосредованной символической деятельности видоизменил всю структуру человеческой активности, а тем самым и сознания. Благодаря языку сознание формируется и развивается как духовный продукт жизни общества, осуществляется преемственность человеческой деятельности и общения (Рубинштейн С. Л. [90]; Леонтьев А.Н. [61]; Велихов Е. П., Зинченко В.П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода, ВФ, 1988, № 11) [20]. По определению В. Вундта, сознание в психологии заключается в том, что мы находим в себе определенные психические состояния [22]. С этой позиции сознание представляет собой внутреннее свечение, которое иногда бывает ярче или темнее, а может вообще погаснуть. У. Джеймс определяет сознание как хозяина психических функций, практически отождествляя его с субъектом [31]. Стаут пишет о том, что сознание бескачественно, поскольку само является качеством психических процессов и явлений [39]. В работе «Сознание: опыт междисциплинарного подхода» («Вопросы философии», № 11, 1988) Е. П. Велихов и другие пишут, что «сознание как субъективная реальность не менее реально, чем любая другая сфера реальности. Однако главные вопросы, на которые нет однозначного ответа, состоят в следующем: где эта реальность находится и каким должен быть язык ее описания» [20]. В настоящее время проблема «материя — сознание» остается нерешенной.

Л.С. Выготский рассматривает «сознание» как рефлексию человеком действительности, самого себя и собственной деятельности [23]. Б. Ананьев пишет о сознании как о психической деятельности, динамическом соотношении логических и чувственных знаний, их системе [39]. По его мнению, сознание выступает составной частью эффекта действия. Сознание является высшим уровнем саморегуляции и психического отражения, который присущ только человеку. Оно выступает как меняющаяся совокупность образов чувственного и умственного уровней во внутреннем опыте человека, которые способны предвосхищать его практическую деятельность. Его изучение сталкивается с серьезными трудностями. Во-первых, это связано с тем, что психологические явления представляются человеку и осознаются им в той мере, в которой он способен их осознать. Во-вторых, сознание не локализуется во внешней среде и его нельзя расчленить во времени. Поэтому его невозможно изучать стандартными психологическими методами (измерять, сравнивать).

Структура сознания в психологии разделяется на три уровня отражения действительности: чувственно-эмоциональный (отражение объекта действительности органами чувств); рационально-дискурсивный (отражение объекта опосредованное, то есть выделение в нем обобщающих существенных черт и свойств); интуитивно-волевой (целостное восприятие объекта, определяет самосознание, приводит к единству чувства и разум) [67].

В.П. Зинченко рассматривает структуру сознания как взаимосвязь биодинамической и чувственной тканей [34], и выделяет три его слоя: бытийный, рефлексивный и духовный.

В психологии различают несколько видов сознания человека (речь идет о видах личного или поверхностного сознания — прим. автора):

• житейское — формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;

• проектное — охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;

• научное — опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;

• эстетическое — связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;

• этическое — определяет нравственные установки человека. В отличие от остальных видов сознания, уровень развития этического (нравственного) сознания человека в психологии трудно оценить.

В практике жизни все виды сознания переплетаются и создают у каждого человека неповторимое сочетание, что также определяет его индивидуальность.

Сознание человека развивается с развитием цивилизации, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано открытиями в науке, глобальной информатизацией, переходом на новый качественный уровень развития общества.

Проблема активности, творческой силы сознания

Активность может быть определена как совокупность обусловленных индивидом моментов движения деятельности. Нет деятельности вне активности и активности вне деятельности (А.Н. Леонтьев) [61].

Сознание есть активное состояние. В отличие от мышления, которое является целенаправленным логическим рассуждением, способностью, позволяющей решать жизненные задачи, планировать свою деятельность, достигать поставленных целей, сознание является его основой. Сознание определяет как будет осуществляться процесс мышления. Если мышление пытается действовать помимо сознания, то это часто приводит к тяжелым последствиям. Активность сознания осуществляется через соответствующее ему активный процесс мышления.

Активность сознания зависит от его уровня и состояния в настоящий момент. Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели, как идеализированной и нашедшей свой предмет потребность человека, как такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и потребность изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, цели человека порождены как общественной практикой, так и объективным миром. Однако человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Беспредельно многообразный объективный мир, отражаясь в сознании человека образует сложный мир. В этом духовном пространстве движется и творит человеческая мысль. Мысль движется как по готовым шаблонам, так и прокладывает новые пути, изменяя устаревшие нормы. Она обладает способностью к новациям, творчеству. Мысль как порождение разума отпечатывается в сознании человека. В сознании людей возникают и истинные, и иллюзорные представления.

В психологии выделяются некоторые свойства сознания, которые были использованы нами при развитии идей педагогики сознания:

1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой творческой деятельностью для ее достижения;

2) сознанию присуща интенциональность (Гуссерль), т. е. направленность на какой-либо предмет [65];

3) способность человеческого сознания к рефлексии (Л.С. Выготский), самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания [23];

4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности [64];

5) отражает причинность развития субъекта, отраженных в совокупности чувственных и умственных образах, характере действий.

Индийский философ Шри Ауробиндо писал, что «сознание — это не только сила самовосприятия своего «я» и окружающего мира, оно обладает динамической созидательной энергией и может реагировать на окружающие действия или вовсе воздерживаться от всякой реакции» [136].

2.2. Развитие сознания человека

Структура сознания в психологии

Сознание — структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, т. е. определенное отношение к содержанию того, что отражается.

Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда различение обыденного, научного, философского, эстетического и религиозного осознания мира, а также чувственного и рационального уровней сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия включены в структуру сознания, а также акт внимания как его необходимое средство. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношения к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроения, или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т. д.), и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.). Знания в силу определенного отношения к объекту познания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами, а это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром. Поэтому чувства, эмоции характеризуют «окраску» сознания.

Процесс познания затрагивает все стороны внутреннего мира человека — потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное отражение, так и чувства.

Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое. Движущей силой поведения и сознания людей является потребность — состояние неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, поисковую активность, волевое усилие. Когда потребность находит свой предмет, то влечение переходит в хотение, желание.

Сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное понятие используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать ощущения, восприятия, настроения, воображение и самосознание. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Многие ученые склонны рассматривать это понятие как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.

Современные философы и психологи выделяют 3 слоя сознания.

Духовный слой сознания складывается очень рано в пространстве между Я — Ты, Я — Другой (С.Л. Рубинштейн) [105], а на самых первых ступенях развития в пространстве совокупного Я, которое начинает строиться с момента рождения. Согласно гипотезе Д. Винникота, — ощущение собственной магической силы (омниопотентности), иллюзии сотворения собственного мира [77]. Возникновение этого слоя неотрефлексировано, поэтому М.К. Мамардашвили неоднократно говорил: морально то, что беспричинно, бескорыстно, вызвано идеальной мотивацией, по отношению к которой теряет смысл вопрос «почему»? Мы говорим не «почему», а «по совести», как и мораль, причина самой себя. И в то же время она является причиной поступков, которые кажутся внешне немотивированными, они мотивированы идеально: иначе не мог [65]. И т. д.

Следующий — бытийный слой. Его образующими являются биодинамическая ткань живого движения, предметного действия, чувственная ткань образа. Оба вида ткани, окрашенные аффективно, представляют собой строительный материал функциональных органов индивида, в т. ч. движения, действия, образа ситуации, образа действия и т. п. Движение вносит вклад в создание образа, последний регулирует осуществление движения. Движение не только реактивно, но и чувствительно к ситуации и собственному исполнению. Обе формы чувствительности во время осуществления движения чередуются. Их чередование обеспечивает фоновый уровень рефлексии; ее назначение — контроль за правильностью движения, над которым витает смысл двигательной задачи (Н.Д. Гордеева). Это как бы онтологическая рефлексия, занятая лишь объектом и получаемым посредством обеих форм чувствительности знанием. Возможно, правильнее назвать этот слой сознания «бытийно-эмпирическим» [67].

Наконец, рефлексивный слой сознания. Его образующими являются значение и смысл. В этом слое, который можно назвать также «бытийно-гносеологическим», происходит игра значений и смыслов: осмысление значений и означение смыслов. Эти процессы редко бывают симметричными, между ними наблюдается зазор, дельта непонимания, недосказанность или сверхсказанность, побуждающие к продолжению этой игры, к развитию сознания в целом [67].

Выделение слоев сознания и его образующих весьма условно. Взаимодействие и даже «взаимоузнавание» слоев далеко не просто. В бытийном слое сознания дана первичная предметность, тогда как рефлексивный слой имеет дело с ее вторичными, превращенными (и извращенными), в т. ч. с идеологизированными формами. Вторичные могут затемнять и искажать первичные.

Трудности изучения обрисованной функциональной структуры сознания обусловлены тем, что не все его образующие даны постороннему наблюдателю. В духовном слое Я и Другой даны лишь внешне, их внутренняя форма скрыта. В бытийном слое дана лишь биодинамическая ткань, чувственная — скрыта. В рефлексивном слое даны значения, а смыслы скрыты.

Все предложенные учеными слои сознания по своему содержанию отражают уровень личного сознания человека, а в худшем случае, малого и низкого сознания (речь о которых пойдет ниже).

Рассмотрим функции сознания. Функции сознания в психологии — это набор инструментов, необходимых для того, чтобы понять себя и окружающий мир, сформировать определенные цели, план действий, предвидеть их результат, регулировать собственное поведение и деятельность.

Основные функции сознания

В психологии и педагогике (в том числе и педагогике сознания) выделяют основные функции сознания, благодаря которым происходят изменения у человека в понимании себя, своих целей и ценностей жизни, отношения к другим людям, человечеству и Мирозданию в целом. К ним относятся:

Познавательная функция сознания отвечает за познание всего окружающего видимого и невидимого мира, формируя представление о действительности и приобретая знания, при помощи ощущения, мышления и памяти.

Накопительная функция предполагает, что в человеческом сознании происходит сбор знаний, чувств, впечатлений, переживаний, которые в зависимости от индивидуальных особенностей встраиваются в определенные «файлы» сознания, расширяя его.

Функция целенаправленности обеспечивается возможностями человека преобразовывать мир в лучшую сторону в соответствии со своими представлениями, формируя для себя соответствующие цели и пути их достижения.

Аксиологическая функция заключается в возможности человека оценивать полученные знания, чувства, поведение свое и других людей с точки зрения своих взглядов и идеалов.

Творческая функция сознания, характеризуется стремлением к свободному поиску нового, неизведанного на основе принятых целей и ценностей.

Коммуникативная функция осуществляется при помощи различных коммуникативных систем (внутренние способности, языковые средства и электронные технические средства) общение людей между собой.

Регулятивная функция заключается в том, что с помощью сознания на основе оценки различных факторов и целью регулируется как свое поведение и деятельность, так и других людей.

Развивающая функция характеризуется тем, что сознание человека всегда устремлено к эволюционному развитию до беспредельности, раскрытию всех новых задач для своей жизни, творчества, труда [127].

Для духовного воспитания психологическое понимание сознания и его черт в каждом слое является ориентиром для построения мотивационной, интерактивной и рефлексивной деятельности с детьми по развитию их сознания.

В индийской философии на основе изучения древнейших источников (вед) Шри Ауробиндо вводит терминологию, которая используется в современной психологии, раскрывающая понимание структуры сознания. Он говорит о том, что есть по меньшей мере семь центров, распределенных в четырех зонах.

1) Сверхсознательное с единственным центром немного выше макушки головы, который управляет нашим размышляющим умом и сообщается с высшими ментальными сферами — с озаренным разумом, интуитивным разумом, глобальным разумом и т. д.

2) Разум, имеющий два центра: один между бровями, который управляет волей и динамикой нашей ментальной активности (он является также центром тонкого видения, «третьим глазом», о котором говорят некоторые традиции); второй — на уровне горла, он управляет всеми формами ментального выражения.

3) Витальное, имеет три центра: один — на уровне сердца — управляет нашей эмоциональной жизнью (любовь, ненависть и т. д.); второй — на уровне пупа — управляет нашими импульсами власти: господствовать, обладать, покорять, а также нашим честолюбием и т. д.; и третий, низшее витальное — между пупом и половым центром, на уровне брыжейкового сплетения — управляет низшими вибрациями — ревностью, завистью, вожделением, жадностью, гневом.

4) Физическое и подсознательное. Подсознание с центром у основания позвоночника — этот центр управляет нашим физическим существом и сексуальными импульсами; этот центр также открыт низшим регионам подсознательного (Сатпрем) [95].

Итак, не вдаваясь подробно в изучение трудов Шри Ауробиндо и его последователей, можно констатировать, что структура сознания при его целостности имеет два уровня: поверхностный (социальный) и глубинный (духовный). Каждый уровень имеет аспекты: ментальный (разумный, познающий), витальный (эмоционально-чувственный) и физический (телесный), переплетенные между собой и создающие сочетания. Необходимо развитие и социального, и духовного сознания. Социальное сознание может стать важным источником для развития духовного сознания через устремления человека к постижению бытийных смыслов внешнего мира, нравственных ценностей, духовных знаний в процессе жизнедеятельности, обогащения духовным опытом. Может оставаться поверхностным, вбирая в себя только нормы и правила жизни в обществе в угоду своей самости, удовлетворяя свои потребности на уровне разума, эмоций и чувств, а также тела. Внешнее сознание раскрывает нашу поверхностную деятельность, ее активность, которая только частично выражает наше общее сознание. И только углубляясь внутрь себя в период испытаний и осмысления полученного опыта, мы осознаем, что есть более глубинный уровень сознания, который и определяет наше истинное Индивидуальное Я. Наше глубинное существо через духовное сознание осознает взаимосвязь и истинные знания через универсальное сознание, окружающее нас в беспредельном Космическом пространстве.

Обобщение представлений о структуре сознания ученых разных научных областей знаний и направлений подвели нас к пониманию, что структура сознания определяется двумя уровнями: поверхностным (социальным) и глубинным (духовным). Поверхностное сознание связано с обогащением внешними социальными и ноосферными знаниями человека, в том числе и моральных норм, созвучных вибрациям самого человека в аспектах разума, чувств и тела.

Глубинное сознание черпается изнутри, обогащается за счет отбора тех знаний, которые находятся в Космическом пространстве. Эти знания не поддаются разрушению, а остаются вечно. Чем сильнее эти знания закрепились в сознании человека, тем выше уровень его сознания. Глубинное сознание влияет изнутри на поверхностное сознание человека, на сознание других людей в тех же аспектах разума, чувств и тела.

Что такое сознание в контексте духовного воспитания? Рассмотрим процесс его развития и его разные уровни.

Сознание человека эволюционирует, включая первоначально социально принятые (нравственные) ценности, постепенно их заменяя духовными знаниями, созвучными Космическим Законам. Эти знания кристаллизуются и не могут быть подвержены разложению. Следовательно, человек может обладать сознанием, включающим как нравственные нормы, так и духовные знания. В первом случае, сознание исторически обусловлено, все время подвержено изменениям, так как социально одобряемые нормы все время корректируются в обществе. Такая зависимость превращает человека в марионетку или флюгер для внешних воздействий. Во втором случае, сознание человека обладает устойчивостью, что становится причиной появления сильной натуры, не зависящей от превратностей судьбы, мировых потрясений. Движение от внешне зависимого сознания к духовному сознанию может осуществляться всю жизнь. Большинство людей так и умирают, не кристаллизовав в своем сознании духовные знания, оставаясь в иллюзиях социально принятых норм. Сознание изменяется в процессе осмысления своей деятельности, размышления о совершенствовании своих качеств, избавления от низших (отрицательных) эмоций, соответствующих им действий и поступков, качества познавания мира и себя, совершенствовании своего физического тела, обеспечивающего возможности для активной жизнедеятельности. Поэтому задачей сознания является движение человека к совершенствованию. Если этого не происходит, если человек пребывает в хаотичном состоянии, то может произойти или взрыв, ведущий к «омрачению» сознания, или скатыванию к малому и низшему уровням сознания.

Следовательно, сознание имеет различные уровни. Уровень сознания определяет причины качества прохождения жизненного пути. Поэтому педагогика, как отрасль научного знания, должна осознать необходимость строить процесс воспитания, не только на присвоении ребенком внешних социально одобряемых норм и ценностей в поведении и качествах личности, но и глубинных вечных духовных знаний. Весь арсенал полученных знаний человек использует как в самостроительстве и самосовершенствовании, так и обеспечивает развитие и совершенствование окружающего его мира, помогая осуществлению Высшего замысла Космоса в эволюционном движении человечества. Это станет важнейшей задачей педагогики на длительный период существования человечества.

В научной философской и психологической литературе представлены различные определения и характеристики сознания. Обобщив различные высказывания, можно заявить о пяти уровнях сознания: духовном (высшее, расширенное, просветленное, повышенное, возвышенное, открытое), личном (обыденное, поверхностное), малом (ограниченное, однобокое, неразвитое, невежественное), низшем (смутное, наследие животного мира, потухшее), темном (омраченное). Современному педагогу необходимо работать со всеми уровнями сознания. Правда с последним омраченным сознанием преимущественно должен работать психиатр, т. к. характеризует психические нарушения (психические заболевания) в развитии человека.

Сознание личное — это обыденное сознание, которое стремится к развитию на уровне принятия социальных и нравственных норм в своей сущности. Сознание личное (поверхностное) — это сущностное ядро субъектности человека, которое существует у него в течение всей его жизни, вбирая в себя все осмысленные, принятые через опыт и преодоленные жизненные препятствия, знания, определяющими элементами которых являются: субъективно осознанные чувства, действия, познавание, физические свойства тела (генотип).

Сознание малое или ограниченное не имеет стремления движения вперед и вверх, «за горизонт», а довольствуется своим маленьким «мирком». Люди с малым сознанием делятся на два типа: одни опасаются, как бы не унизить своего достоинства, не выглядеть «чудным» или глупым, другие представляют себе все в умаленных мерах (сознавание небольшого числа самостоятельных предметов мысли социально-бытового уровня). Малое сознание предполагает во всем начинать снизу. Глубинное сознание — сверху, т. е. от постижения высших духовных смыслов. Малое сознание ведет к ограничению в развитии, может остаться неразвитым сознанием. Неразвитое сознание — это невежественное сознание, сродни животному, которое может в своей ограниченности продолжать свое существование, не прибавляя и не раскрывая своих потенций. Много таких людей на земле. Именно они кричат: «Хлеба и зрелищ!», готовы как восхвалять, и также легко низвергать своих героев. (Вспомним, как люди в Иерусалиме встречали, а затем через 5 дней закидывали камнями Иисуса Христа).

Низшее (потухшее) сознание страшнее малого сознания. Такое сознание трудно привести к пробуждению. Только через неожиданные катаклизмы, способные разбудить и создать катарсис в сознании личности. Потухшее сознание влияет и на других, вытягивая из них энергию и устремления. Все три уровня сознания (личное, малое и низшее) отражают поверхностное (социальное) земное сознание, которые взаимосвязаны и зависят от условий воспитания и развития.

Духовное сознание имеет качественно иной уровень и находится в отрыве от земного сознания. Преодоление разрыва возможно только при устремленности человека к Высшему, принятия Беспредельности и движения в Космической эволюции.

Глубинное (духовное или космическое) сознание — это высший уровень сознания, открытое сознание к постижению беспредельности познания Любви, Красоты, Истины, Космоса; это движение к развитию творческой мысли, усвоению ее великого значения. Расширенное сознание увеличивает восприимчивость, распознавание, осознание путей эволюции, устремленности в будущее. Мышление является процессом, влияющий на сознание, должно стремиться к развитию разнообразных интеллектуальных способностей (анализ, синтез, обобщение, различение).

Расширение сознания происходит не извне, а изнутри. Поэтому воспитатель не может непосредственно воздействовать на расширение сознания, а должен создать условия для появления импульса, мотивов у ребенка к его движению к расширению своего сознания. Нотации и наказания, нравственные требования никогда не имели положительного воздействия на развитие личности ребенка. Он мог приспособиться, демонстрируя внешне правильное поведение, но внутренне оставался прежним или даже становился хуже, скрытнее и изощреннее в своих негативных проявлениях.

Необходимо держать высокую планку по созданию условий, воспламеняющих у детей интерес к высокому мышлению и устремленности. Любой познавательный труд, основанный на духовных ценностях, на стремлении к Общему Благу, дает прекрасные плоды духовного сознания.

При этом необходимо помнить и о закреплении новых достижений в сознании, в движении мысли. Необходимо время на осмысление новоприобретенного в сознании, не стремиться сразу же толкать к новым открытиям, а подготовить почву для них, чтобы не произошло их сжигания из-за переутомления. Необходимо поддерживать спокойный перманентный процесс творческого развития духовного сознания, возвращаясь на каждом восходящем витке развития более усложненное освоение духовных знаний, мыслей и деятельности.

Итак, Сознание человека — это сущностное ядро субъектности, которое существует у него в течение всей его жизни (или после нее), вбирая в себя все осмысленные, принятые через опыт и преодоленные жизненные препятствия, социально значимые или сущностные (экзистенциальные) знания, определяющими элементами которых являются: субъективно осознанные чувства, действия, познавание, физические свойства тела (генотип).

Сознание есть способность наблюдения и восприятия нашего окружения, а также различения между двумя или несколькими предметами. Важнейшее свойство сознания заключается в способности восприятия. Там, где нет способности к различению, нет и сознания. Уровень и состояние сознания различных индивидуумов зависит от способности наблюдать и распознавать существующее между двумя аспектами соотношение.

Духовное сознание — это способность к восприятию, познанию и отбору материальных и духовных знаний, качеств и способностей, необходимых человеку для его дальнейшего совершенствования в процессе его эволюционного движения в Мироздании. Сознание не материально и не является энергией. Это место соединения энергий мышления и сердечных качеств. Сознание не имеет формы. Сознание заключено во всех сферах человека: физической, чувственной, ментальной и духовной.

Сознание как поле переработки новых мыслей-энергий в соответствии с принятыми человеком взглядами-ценностями обогащает себя новыми субъективно освоенными знаниями. Поэтому, чтобы избежать искажений, важны согласованность и соответствие сознания человека и Космического сознания, испускающего мысли-энергии. Это может обеспечить только глубинное сознание, основанное на духовных ценностях: Любви, Красоты, Истины.

Чувственное восприятие происходящего включает чувственный аспект сознания и принимает форму позитивного или негативного образа эмоций, так и мыслительная операция приобретает форму мысли или близкой к Истинной, или ей противоположную (ложную). Так возникают уровни личностного или духовного сознания. На поверхностном уровне сознания собираются мысли, чувства и планируемые действия, связанные с социальными и личностными смыслами близкого радиуса связи с созвучными идеями. Духовное сознание — это прерогатива духовных смыслов и ценностей, имеет дальний радиус связи с Космическими Знаниями. На уровне духовного сознания осмысление даже бытовых знаний и поступков осуществляется в духовном аспекте, имеют истинное значение.

Итак, сознание есть свойство материи, оно не имеет свой формы (тела). Сознание — это не орган организма, это пластичное образование, вмещающее идеи, очувствованные знания по созвучию ведущих ценностей, взглядов, смыслов. Сознание развивается и расширяется, переходит с поверхностного на глубинный уровень путем освоения социальных и духовных качеств и знаний с помощью волевых качеств человека.

Таким образом, сознание способствует социальному и/или духовному восхождению человека по пути его эволюционного развития, обеспечивает отбор и накопление опыта, позволяющего ему отстаивать свои цели, убеждения, совершать действия и поступки, опирающиеся на социальные и/или духовные ценности.

В.П. Зинченко в статье «Миры сознания и структура сознания» писал: «На самом деле сознание инерционно и не поддается мгновенной переделке, перековке, перестройке. Необходима целенаправленная работа по его очищению, расширению. Без такой работы она расширяется и приходит в норму крайне медленно» [34].

Воспитание во всем мире, всегда (кроме религиозных, скрытых и сакральных сообществ), во все времена строилось на развитии поверхностного сознания.

Поверхностное или личное сознание может воспринимать мир и все в нем происходящее только от себя и через себя. Каждое явление и процесс воспринимается субъективно. Поэтому в споре (дискуссии) побеждает тот, кто обладает большим интеллектом и волей, заставляя принять свою точку зрения более слабых. При равных возможностях каждый остается при своем мнении. Народы определяются схожестью информационно-чувственных вибраций, так называемой ментальностью. Наиболее успешные в материальном благополучии пытаются навязать свой образ мыслей и чувств. Например, западная цивилизация, пытаясь охранить свои ценности, неутомимо навязывает их всему миру, не понимая, что попытка сохранить свои ценностные взгляды (которые из-за абсолютизации некоторых понятий, например, «свобода», могут стать гипертрофированными, противоположными их смыслу, антипродуктивными), нарушают процесс эволюционного развития и ведут к затуханию и гибели цивилизации, что многократно демонстрировалось в истории человечества.

Духовное сознание позволяет воспринимать индивидуальные образы жизни других, все время устремляясь к бесконечному процессу постижения всеобщих знаний.

Необходимо менять сущностный подход к процессу воспитания человека, т. к. история доказала неэффективность развития поверхностного сознания, которое под влиянием обстоятельств меняет свои ценности, взгляды, отношения. При поверхностном сознании, под влиянием низких эмоций, поддерживаемых интеллектом, люди легко разрушают дружеские отношения, начинают войны и т. д.

На данном этапе развития человеческого общества нельзя замерить уровень сознания, но можно замерить качество элементов, обеспечивающих развитие сознания: оптимизм, устремленность к познанию (познавательные возможности и способности), интеллектуальные, коммуникативные, эстетические, организаторские и иные способности, понимание и устремленность к развитию духовных качеств (доброта, мужество, стойкость, спокойствие и др.), отраженные во взглядах и поступках.

Ориентация на развитие духовного сознания даст мощный толчок эволюционного движения человечества. В этом заключается суть нового духовно-нравственного воспитания — создавать условия для развития духовного сознания самим воспитанником путем освоения духовных знаний, выработки духовных качеств в процессе деятельности и рефлексии.

Но начинать нужно с осознания трех ключевых смыслов: Беспредельности существования и пространства (зримого и незримого миров), эволюционного движения, устремленности к Высшему.

2.3. Роль мыслей подростков и юношества в процессе развития его сознания

Мысль является основным источником развития человека, построения его взаимосвязи с окружающим миром. От качества мыслей зависит процесс развития человека.

Мысль обладает энергией, которая оказывает влияние на возникновение определенных чувств, мотивов поведения и самих поступков, определяет в дальнейшем порядок развития мировоззрения человека, его сознания. Она остается в пределах породившего ее микрокосма или направлена во внешнее ближнее или дальнее, вплоть до бесконечности, пространство.

Если мысли вращаются только в отношении самого себя, своей самости, желания извлечь только выгоду для себя и пренебрежения другими людьми, то постепенно они опустошают сознание, ведут к его деградации, влияют и на физическое состояние человека, могут стать причиной заболеваний. Чем пространственно шире мысли, направленные к Общему Благу, желанию процветания лучших человеческих качеств и деяний на Земле, тем активнее идет процесс расширения сознания, красивее и радостнее атмосфера вокруг этого человека и его жизнь.

Мысль как энергия обладает магнитными свойствами и притягивает другие энергии по своему роду и, соответственно, людей со схожими мыслями. Мысль, возрастая от взаимосвязи со схожими мыслями-энергиями, периодически возвращается к своему создателю для подтверждения или разрушения. Сознание, в зависимости от уровня развития, поддерживает мысль или отвергает. В процессе жизнедеятельности молодой человек под влиянием внешних обстоятельств и внутренних процессов, происходящих в структуре личности, формирует и развивает те мысли, которые соответствует ему, его сознанию. Они становятся при интериоризации их, его взглядами и убеждениями.

Человек судит о времени сегодняшнем, вчерашнем и даже будущем по качеству своего сознания. Примитивное сознание воспринимает окружающий мир исходя из тех посылов, которые оно направляет во вне, на ближайшее расстояние, связанных с удовлетворением витальных потребностей, своей самости. И если кто-то не соответствует его представлениям, качествам, то он воспринимается враждебно или уничижительно. Некоторые «влиятельные люди», имеющие низкий уровень сознания, воспринимают, например, ученых, учителей, врачей, не имеющих по их меркам достаточных материальных средств как неудачников, недостойных людей.

Каждая эпоха характеризуется актуальными смыслами общества (религиозные, промышленные, информационные). Эти смыслы напрямую связаны со стимулами мыслей. Поэтому, по превалирующим в обществе стимулам мысли и качеству сознания можно определить сущность и направленность эпохи.

Важнейшим направлением в работе педагога по развитию сознания подростков и студентов является создание условий по профилактике мыслей обучающихся. Непосредственно воздействовать на мысли человека, конечно, можно путем гипноза, физических воздействий, возбуждения страха от опасностей и т. д. Однако это неприемлемо для современной педагогики. Поэтому важно мотивировать юношество и создавать условия для профилактики их мыслей.

Если у молодого человека возникают чувства радости и оптимизма от его мыслей, то они оказывают роль самостроительства, саморазвития и самосовершенствования, а также позитивно влияют на окружающую среду и ближайшее окружение. Уныние и безысходность, страх и отчаяние — становятся разрушительными для человека и его окружения. Отрицательные эмоции разрушают человека, его мыслеобразования. Поэтому овладение эмоциями — это шаг к овладению мыслью, т. к. мысль управляет эмоциями и чувствами.

Мыслью создается сущность человека, внутренний облик, который влияет, в определенной степени, и на его психосоматическое и физическое состояние. Поэтому человек является отражением его мыслей.

Мысль заставляет человека задуматься о прожитом дне, времени, построить связи на будущее, отношения с другими людьми. Она влияет на все процессы становления, развития и совершенствования человека. Поэтому надо активно работать со своими мыслями, осознавать причины и стимулы их возникновения. Осознание стимулов (причин порождения) мысли и их следствий обеспечат расширение сознания.

Таким образом, качество мыслей определяет уровень развития сознания. Поэтому задачей современного преподавателя становится оказание помощи молодому человеку в «очистке» своих мыслей от всего низкого, пошлого, эгоистичного, что мешает процессу духовно-нравственного развития.

Теоретические и методические подходы к обеспечению профилактики мыслей в психолого-педагогических исследованиях

В педагогике сознания определение ведущих стимулов мыслей подростков и юношества, содержания, форм и методов совместной деятельности педагога и обучающегося по коррекции причин возникновения негативных мыслей, их профилактике является важным аспектом исследования. Негативные мысли становятся источником развития низших эмоций (гнев, страх, злоба, обида, вина и т. д.), что непосредственно сказывается на физическом, психическом, социальном и духовном развитии человека, ведущем к саморазрушению и оказывают негативное воздействие на окружающее пространство, социальную среду.

Можно выделить существенные компоненты, обеспечивающие профилактику мыслей молодого человека.

1. Целевая направленность мысли. О значении целеполагания, основанного на позитивном мышлении, писали многие психологи и ученые-педагоги. А.С. Макаренко утверждал, что к воспитаннику надо всегда идти с позитивной гипотезой, верить в его возможности, в способность преодоления отрицательных черт личности. Важнейшим педагогическим инструментом А.С. Макаренко считал метод перспектив (ближняя, средняя, дальняя), настраивающий воспитанников на веру в радостное и светлое будущее, возможности преодоления трудностей [66]. Мысль должна быть устремленной в светлое будущее, к истинным (духовным) желаниям и целям, только тогда она истинно творит.

В работе педагога могут быть использованы следующие методы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы: метод радостной перспективы — это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время; метод оптимизма — вера в светлое будущее, он создает мажорный настрой жизни, чувство юмора помогает преодолевать трудности; метод поощрения и похвалы — этот метод возбуждает у молодого человека чувство радости от сделанного, веры в себя и желание делать еще лучше путем одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом); метод самонаблюдения своих эмоций — метод, с помощью которого личность может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.

2. Аксиологическая направленность мысли. Духовные ценности мотивируют поведение людей и обеспечивают стабильное отношение между людьми в обществе на основе их взглядов и убеждений, сформированных с учетом доминирующих мыслей. В процессе самосовершенствования личности духовные ценности непосредственно управляют всей жизнью человека, подчиняют себе всю его деятельность.

Духовные ценности обязательно содержат в себе высокую идею, являя воплощение Высшего идеала. Они способствуют позитивному влиянию на мысли человека, возвышают личность над миром материи, устремляют ее к Высшему и прекрасному, к саморазвитию.

Стремление к Истине, Любви и Красоте — это и есть глобальные духовные ценности не только человечества, но и Космоса.

В работе могут быть использованы методы, связанные с эмоционально-нравственной сферой личности: увлечение добрым делом; увлечение героическим — увлечение нравственным подвигом во имя людей, Родины. Этим методом возбуждается чувство гордости, уважения к истории своей Родины, своей семьи (рода), воспитывается мужество, способность спокойно и стойко переносить трудности; метод традиций — творческое использование положительного опыта; метод личного примера — способ развития положительных качеств на личном примере педагога; метод сочувствия.

3. Волевая направленность мысли. Т.А. Шилова, исследуя причины и психологические особенности девиантных подростков и юношества, обратила внимание на волевую активность личности как совокупности волевых качеств личности. Низкий уровень волевой активности как устойчивой характеристики личности, приводит при низком уровне ответственности к возникновению краткосрочных агрессивных реакций подростков и т. д., т. к. нет других возможностей в заявлении себя окружающему миру (самоутверждение, потребность в социальном доминировании). Именно волевая активность обеспечивает возможности личности самостоятельно осуществлять коррекцию тех мыслей, которые насыщены безволием, инертностью, безысходностью, низшими желаниями и злом. Волевая активность создает возможности для реализации своих благих желаний, ведущих как к совершенствованию себя, так и окружающего социального пространства.

Важно усвоить аксиому: мысль подчиняется воле, а чувства и ощущения — мысли. Поэтому, молодому человеку необходима помощь со стороны преподавателей и психологов в развитии волевой активности и ее трансформации в социальную активность.

Задача преподавателя заключается и в том, чтобы помочь школьнику, студенту «вынимать» из мыслей, а также из слов и поступков отрицательные эмоции и наблюдать за результатами (метод угашения отрицательных эмоций путем их размысливания). Нахождение человека под властью эмоций делает его уязвимым для окружающих. Поэтому только развитие воли обеспечит укрощение эмоций и власть над ними. Это и есть практика умения владеть собой. Однако, если эта деятельность прерывиста, то она не дает нужных результатов. Поэтому нужно стремиться к постоянству в укреплении воли, обуздании отрицательных эмоций, т. к. качество постоянства является основой для развития всех остальных духовных качеств.

Развитие воли человека является определяющим фактором в развитии его ответственности за свою жизнь и деятельность.

Важной задачей воспитания человека с расширенным сознанием является воспитание ответственности за свои мысли, эмоции, поступки, за свою судьбу и судьбу своей Родины. Важнейшим его механизмом становится развитие и укрепление воли человека. Для этого необходимо:

— Обеспечить процесс саморазвития личности, путем освоения способов познания себя (самопознание), познания мира и других людей, справедливого оценивания себя (самооценка), целеполагания, самоанализа и рефлексии, проектирования.

— Помочь в освоении духовных знаний, понятий, ценностей и их смыслов, способов духовного самосовершенствования.

— Оказать помощь в развитии духовных качеств: мужества, стойкости, торжественности, устремленности, внутреннего спокойствия, доброты, эмпатии.

— Содействовать в контролировании своих эмоций, обуздании низших эмоций, таких как раздражительность, уныние, страх, обида, гнев, вина и другие.

Можно предложить педагогические методы, с помощью которых укрепляется воля личности: напоминание; сомнение (этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше); достижение согласия с самим собой — метод, с помощью которого достигается чувство понимания к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера; достижение гармонии с окружающим — метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного мышления. Методы укрепления психического здоровья человека: метод угашения отрицательных переживаний — способ «размысливания» таких эмоций как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и как следствие угашение отрицательных эмоций (Ю.М. Орлов); метод устранения плохих привычек — осознание вреда, идущего от плохих привычек (курение, откладывание важных дел на «потом», вранье); метод выработки хороших привычек и положительных черт характера; метод релаксации — способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта. Следующий метод, влияющий на улучшение характера, установления контроля над своими чувствами, привлечение нужных знаний — метод достижения внутреннего равновесия (метод внутреннего спокойствия) способствует угашению отрицательных эмоций.

Методы укрепления чувства ответственности: метод доверия — развивается вера в свои силы; метод просьбы — обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка; метод беседы-размышления — обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником решения, основанного на духовных ценностях; метод лекции — преподаватель раскрывает смысл духовных и нравственных понятий; метод поручения — обращение к студенту с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.

Педагогические условия, обеспечивающие профилактику мыслей юношества

Как же обеспечить процесс профилактики мысли как средства развития сознания? Для этого необходимо создавать соответствующие условия, которые условно можно разделить на художественно-творческие, информационно-познавательные, интерактивно-коммуникативные.

К художественно-творческим условиям относятся те условия, которые обеспечивают процесс движения человека по пути Красоты. Если разрушаются памятники культуры как материальное воплощение энергии Красоты, то тогда исчезает и энергия, питающая мысли человечества в процессе их эволюционного движения. Но все ли является объектами культуры? Произведения, несущие в себе разрушение и хаос личности, насыщены низшими вибрациями, которые соседствуют с высшими. Сейчас появилось большое количество произведений, несущих в себе эти энергии. Поэтому задача образования и воспитания заключается в том, чтобы помочь молодому человеку научиться отличать истинные произведения, несущие Свет и Красоту, от низших как апологетов зла, несущих человечеству инволюцию, регресс. Произведения культуры в силу человеческого невежества или неразвитости (прежде всего у подростков и юношества) не могут быть сразу восприняты, так как путь к ним связан с преодолением личностных препятствий, идущих от уровня сознания человека. Задача образования — раскрыть внутренние пути в сознании и мыслях при восприятии прекрасного.

Культура вызревает как собственный уникальный образ мыслей, поступков и действий взрослого и молодого человека, как особенность их внутренней и внешней жизни. Поэтому образовательное учреждение должно ставить подростка и студента в условия, когда он сам начинает действовать культурно, творчески осваивая ценности, идеи, знания, образцы.

Феноменом культуры является культурная среда как пространства энергообмена и развития ее субъектов друг с другом и культурными объектами (памятниками культуры, средствами передачи культуры) с целью становления и совершенствования культуры личности. Культурная среда нема сама по себе. В результате появляется специальный вид деятельности — педагогический, который обеспечивает процесс освоения культуры.

Педагогическое влияние рассматривается как принятый сообществом результат: помощи и поддержки подростков и юношества в его индивидуальном развитии и саморазвитии; участия педагога и юношества в инновационной деятельности; помощи в создании образовательных традиций, личностно значимых для подростков и студентов; создания условий для коммуникативного (разнообразные сообщества) обеспечения и интерактивного взаимодействия; оказания помощи в освоении правил жизнедеятельности в школе, вузе, социуме; в освоении знаний, планировании, проведении, рефлексии (анализе) деятельности; в овладении культурными способностями; реализации культурного опыт педагога в процессе совместной деятельности; участия в организации коллективной жизни и самоуправлении, развитии новых сообществ в соответствии с культурными запросами юношества; участия в развитии информационной и знаково-символической среды образовательной организации.

Итак, движение по пути Красоты — это ознакомление и восприятие одухотворенных художественных полотен мастеров живописи, экскурсии на природу для эстетического осмысления ее красоты, осознание красоты слов поэзии и прозы, их героев, посвятивших свою жизнь Общему Благу. Все это формирует у подростков и юношества ценностное отношение к прекрасному, к воспроизводству светлых желаний, устремлению мыслей к творчеству.

Преподаватель может ориентироваться в своей деятельности на использовании творческих методов: метод творческого выполнения задач; метод сотворчества: метод игры — творческое действие в воображаемых, условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества; метод развития интуиции; метод увлечение красивым — возбуждается чувство эстетической радости, желание познавать красоту природы, людей, культурных памятников, беречь их; увлечение загадочным — возбуждается чувство любознательности, желание познавать тайны мира и мироздания, духовности, религии, культуры.

Информационно-познавательные условия (освоение философских и социальных знаний) связаны с открытиями, совершаемыми молодыми людьми при самостоятельном переосмыслении научных теорий, участия в научно-исследовательской деятельности, коллективных научных проектах, познавательных экскурсиях и путешествиях.

Это целенаправленный процесс по развитию интеллектуальных способностей, познавательной активности подростка и студента с целью формирования созидательного и творческого ума, контролирующего свои действия и поступки, стремящегося к самореализации своих потенциальных возможностей и новых способностей. Воспитание ума предполагается начинать с развития способности к участию в постоянно усложняющейся умственной деятельности, к рефлексии, а также аналитических, обобщающих, различительных и иных интеллектуальных способностей, затем систематизация полученных знаний, подчинение их возвышенному идеалу, включение их в комплекс мыслей, связанных с профессиональным интересом юношества. При этом — умение контролировать свою умственную деятельность, соизмеряя со своим идеалом, удаляя все низменные мысли, тем самым, подчиняя ум своей воли.

Работа с нашим сознанием должна быть направлена на возвышенное устремление к поиску Истин, связанных с идеей Всеобщего Блага, эволюционного развития человечества и его процветания. Критериями становятся высшие духовные чувства и, в соответствии с ними, поступки. Все они взаимосвязаны. Поступки определяются мыслями и чувствами, а также физическими возможностями тела. В свою очередь, развитие чувств зависит от мыслей, поступков и состояния тела.

Юношество должно быть связана с современными открытиями. Студенты и подростки должны активно взаимодействовать с обучающимися из других образовательных организаций, научными и творческими центрами, музеями, выставками, производствами из России и других стран во время различных общих мероприятий, в том числе интернет-конференций, интернет — дискуссий, интернет-встреч.

В работе для реализации информационно-познавательных условий предлагаются: методы развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых подросток и студент получает возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату: метод рефлексии — самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам; метод сравнительных характеристик; методы познания как способности к приобретению знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях — эмпирические: наблюдение, эксперимент, измерение, теоретические: методы анализа, синтеза, обобщения в процессе исследования, метод безмолвия ума — ум не должен судить о вещах и людях, так как он не является инструментом знаний, а только их двигателем. Поэтом заставив замолчать свой ум, можно привлечь нужные знания и мысли из пространства, притянутые созвучно вашему сознанию; методы развития интеллектуальных способностей. Для внутренних открытий очень важно развитие ума, интеллектуальное развитие, так как ум является или важным инструментом, или препятствием расширения сознания. В обычном состоянии ум ограничен, узок, но нужен ум разносторонний, гибкий. Это требует усилий. Для этого можно использовать метод синтеза противоположностей. Человеку важно научиться рассматривать явления с разных точек зрения для возвышения и гибкости мыслей. Например, можно сформулировать один тезис, а затем противоположный. Затем начинается мыслительный процесс размышлений для разрешения данной задачи путем синтеза, для объединения ее в более емкую идею, идею иного качественного уровня.

Метод различения — умение выявить максимальное количество особенностей, отличающих предметы одного типа.

Метод «полярностей» — умение в каждом объекте, процессе или явлении видеть противоположные значения, например, сутки = день и ночь (можно реализовывать в форме игры, например, «Разнобой»).

Метод «мозгового штурма» — совместный поиск решения, поиск идей при снижении самокритичности в процессе обсуждения, повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создается позитивная установка личности к своим способностям.

Метод мыследеятельности — создание учебно-воспитательной ситуации, когда молодой человек сам должен выйти на решение новой задачи путем использования новых способов ее решения.

Интерактивно-коммуникативные условия создают возможности для реализации своих идей, заложенных в мыслях, в процессе творческого сотрудничества в коллективе сверстников, в учительско-ученических и преподовательско-студенческих сообществах, в разновозрастных коллективах (квесты, тренинги самопознания и саморазвития, креативные дискуссии и беседы, проекты, мероприятия, экскурсии, походы, экспедиции и т. д.). Студенты и школьники учатся договариваться, воспроизводить свои идеи и корректировать их, проявляют волевые качества для реализации своих идей. Осмысление своих действий и поступков, рефлексия логики движения к цели, обязательно имеющей социальную значимость, отсортировка низших желаний и соответствующих им мыслей в процессе деятельности и общения, обеспечивает процесс профилактики мыслей.

Методы развития организаторских способностей: метод сотрудничества; метод поручения — регулярное выполнение определенных действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки); метод упражнения — повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий, метод коллективного планирования; метод коллективной подготовки дела (И.П. Иванов).

Методы развития коммуникативных способностей: метод создания воспитывающих ситуаций — ситуаций свободного выбора поведения; метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам — «активное слушание», «прием на работу», тренинг по этикету и т. д.); метод творческого поиска. Метод согласованного спора: спор порождает не истину, а конфликт, поэтому важно не настаивать на своей точке зрения, а поняв идею оппонента, найти решение, удовлетворяющее обе стороны.

Необходимо менять сущностный подход к процессу воспитания человека, т. к. история доказала неэффективность развития личностного сознания, которое под влиянием обстоятельств легко меняет свои ценности, взгляды, убеждения, отношения. При таком сознании под влиянием низких эмоций, поддерживаемых соответствующими мыслями, люди легко разрушают дружеские отношения, начинают войны и т. д. Ориентация на развития духовного сознания даст мощный толчок эволюционного движения человечества.

Профилактика низших мыслей и творческое устремление к высоким мыслям обеспечат расширение сознания человека.

Новое воспитание нужно затем, чтобы развивать сознание человека, чтобы он, используя интеллектуальные методы (анализ, синтез, обобщение, различение и т. д.) мог выявить высокие идеи и мысли, чтобы мог развивать нужные качества (духовные чувства), а также способности, взаимосвязанные с этими качествами, стимулировать действия и поступки, способствующие развитию этих качеств и способностей, а также обеспечить сознательное, разумное воздействие и волевое усилие на тело человека с целью гармонического развития всех его частей, подчинению личностного сознания духовному, что в результате обеспечивает его развитие.

В работе современного педагога, как и в прежние времена, возникают трудности, потому что он стремится воспитывать подростков и юношества по своему образу и подобию, опираясь часто на узкопрофессиональные взгляды и мысли. Только развитие сознания и профилактика собственных мыслей позволит преподавателю понять и почувствовать особенности обучающихся, осуществить поиск адекватных средств и условий для оказания им помощи в их развитии.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение сознания в философии, педагогике, психологии, социологии.

2. Сравните понятие сознание в разных научных областях знания.

3. Раскройте свойства сознания в психологии.

4. Какие 3 слоя сознания выделяют современные философы и психологи?

5. Раскройте виды сознания в психологии.

6. Взаимосвязь мышления и сознания.

7. Каковы функции сознания в педагогике сознания и психологии.

8. Сущность сознания в духовном воспитании.

9. Раскройте виды сознания в духовном воспитании.

10. Роль мыслей в развитии духовного сознания.

Примерная тематика рефератов:

1. Исследование сознания в психологии и физике.

2. Глубинное сознание: способы развития.

Литература

Основная

1. Велихов Е. П., Зинченко В.П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода, ВФ, 1988, № 11.

2. Вундт В. Основы физиологической психологии СПб.: Типография П.П.Сойкина. — Т. 3. — 1908.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. — М.: Педагогика, 1983. — Т. 3. — 368 с.

4. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. — 1991. — № 2.

5. Иванов А.В. Теоретико-методическое исследование воспитания ребенка по развитию его сознания: Монография. — М.: Перспектива, 2017.

6. Иванов А.В. Педагогика сознания: концептуальные основы и технологии. — М., 2018.

7. Крылова Н.Б. Культурология образования // Новые ценности образования. — М.: Народное образование, 2000. — Сб. № 10. — 272 с.

8. Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании. — М., 1956.

9. Макарова Е. Сознание в Психологии. Образование и Наука. М., 2011. (http://fb.ru/article/3742/soznanie-v-psihologii).

Дополнительная

10. Сатпрем. Шри Ауробиндо или Путешествие сознания. Пер. с фр. А.А. Шевченко, В.Г. Баранова. — СПб: Савитри, 1993. — 352 с.

11. Функции сознания. Интернет: https://infopedia.su/9x1e3c.html

12. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Т. 14. Жизнь Божественная — 1. Пер. с англ. — СПБ: Адити, 2005. — 336 с.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Духовно-нравственное воспитание детей, подростков и юношества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я