Автор сборника «Северные этюды. Особенности архитектуры Арктики: история, традиции, перспективы» Ашот Генрикович Татевосян — архитектор, художник, скульптор и реставратор, член-корреспондент Российской академии художеств и Российской академии естественных наук. В качестве названия, объединяющего все пять глав сборника, исследователь, профессор кафедры искусств и дизайна Мурманского арктического университета, выбрал слово «этюды», равноценно обозначающее как зарисовки различных сфер жизни и культурной деятельности народов Заполярья, так и архитектурные проекты с историей и в перспективе. В пяти главах-этюдах автор создает объективную картину региона, в том числе проводя и сравнительный анализ развития арктических территорий в России и за рубежом. Материалы публикаций являются дополнительным учебным пособием для обучающихся по специальностям: строительство, архитектура, дизайн, а также представляют интерес для аспирантов, ученых, специалистов в области креативных индустрий, музейного дела, сотрудников учреждений образования и культуры, особенно с профессиональной занятостью в Арктическом регионе. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Северные этюды. Особенности архитектуры Арктики: история, традиции, перспективы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Этюд 2
Традиционная культура народов Заполярья
Декоративно-прикладное искусство нашло яркое отражение в культурных и бытовых традициях коренных народов Русского Заполярья: чукчей, эскимосов и саамов, проживающих на Кольском полуострове и в Мурманской области. Несомненный интерес вызывают самобытные жилища саамов, включающие типичные формы, такие как тупа, вежа и рубленые дома, а также строения вспомогательного, хозяйственного значения, такие как амбары и кладовые-погреба.
Особого внимания заслуживает декоративно-прикладное искусство саамов, а именно: резьба, вышивка, национальная одежда, украшения из металла и кожи. Искусство резьбы по кости, которое насчитывает уже более 3000 лет, является одной из древнейших техник у северных народов. Первыми сохранившимися памятниками резьбы по кости являются гравированные гребни, ручки ножей и наконечники гарпунов.
Косторезное искусство широко распространено у чукчей и эскимосов, где для создания изделий используется моржовый клык. В традициях этой техники мастера создают скульптурные группы людей и животных, рельефные и гравированные изображения на кости. Особое место занимают символика и мифология, присутствующие в декоративных элементах.
Конец ознакомительного фрагмента.