Best CEO. Лучший директор/владелец

Ахат Наилевич Хусаинов, 2023

Эта книга предназначена специально для предпринимателей, которые хотят разобраться в продажах. Неважно на каком вы этапе, только начали свое дело или уже развиваете его несколько лет. В книге предусмотрены все этапы развития и для каждого из них есть свой раздел:1 часть книги повествует об этапе становления бизнеса и что владельцу нужно делать с точки зрения продаж.2 часть рассказывает о том, что делать когда ваш бизнес встал на ноги и успешно развивается. Как вам постоянно увеличивать ваши продажи и при этом тратить на это минимум времени и сил. Советы приведенные в книге многократно опробованы на практике не только автором, но и другими бизнесменами, которые выстроили системные продажи в своем бизнесе. Обязательна к прочтению и обязательна к применению!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Best CEO. Лучший директор/владелец предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1

Глава 4. Начало бизнеса

Именно с этой главы начинается первая часть книги. Для тех, кому она не интересна, вы всегда сможете пролистать до второй части. А мы же начнем с самого начала.

Как только вы задумали свой бизнес, у вас будет выбор. Сразу же бросить работу (если вы работаете) или подождать и попробовать делать бизнес параллельно с работой. Конечно, каждый решит сам. Для кого-то отказ от работы станет дополнительной мотивацией, не предусматривающей ни шага назад. А для кого-то, наоборот, начало своего бизнеса параллельно с работой станет ключевым фактором, в начале дающим стабильность и из-за этого спокойствие в принятии решений. В любом случае я предлагаю вам не начинать свой бизнес, пока вы не найдете хотя бы одного клиента, готового покупать у вас постоянно (если вы занимаетесь оптовыми продажами) или если у вас нет хорошей торговой розничной точки (если вы занимаетесь продажей в розницу). И в том и в другом случае вам нужны первые клиенты.

Вспомните, когда у вас сломалась машина и вам приходилось толкать ее своими силами. Тяжелее всего, пока машина стоит на месте. Как только вы ее сдвинули на пару сантиметров, то уже инерция начинает вам помогать, и становится легче. То же самое и в продажах на начальном этапе. Вам нужны хотя бы минимальные стартовые продажи, которые сдвинут бизнес с мертвой точки и дадут ему хоть какую-то инерцию. А дальше вам нужно разгонять вашу машину как можно быстрее.

Поэтому первые продажи вы совершаете любые, какие только можете. Если же вы не умеете продавать, то рекомендую вам ознакомиться с моей другой книгой «Best Seller. Лучший продавец», она полностью посвящена тому, как продавать.

Как же нам найти первых покупателей? Для этого вы должны ответить на один вопрос. Он будет возникать постоянно, пока вы занимаетесь продажами, и звучит следующим образом: «Кому нужно то, что я продаю?» Вместо слова «продаю» можете подставить любой подходящий к ситуации глагол: произвожу, предлагаю, создаю и т. д. Главное, вы должны понять, кто нуждается в вашем продукте. И предлагать его именно им. Так вы значительно повысите свои шансы на успех. И именно сейчас самое время открыть свою записную книжку. Вы должны вспомнить всех. Ваши близкие, знакомые, бывшие коллеги по работе, соседи, друзья, одноклассники, знакомые по вузу, клиенты с прошлых мест работы, подписчики в социальной сети. Все, абсолютно все! И они могут стать вашими первыми клиентами, особенно если у вас продукт массового потребления. Отбросьте все сомнения, стеснение, старые обиды и все, что вам можете помешать связаться с человеком и предложить ему ваш продукт. Сейчас не время и не место для эмоциональных переживаний.

Как только у вас появились первые клиенты, то вы можете начинать расширять свои продажи. Очень хорошо будет, если ваши первые покупатели станут постоянными и будут вас рекомендовать другим. Вы можете сами подтолкнуть их к этому, просто спросив, кому они могут вас порекомендовать.

На этом этапе не стоит думать о гордости вашей компании или о чем-то постороннем. Ваша задача — продавать как можно больше и чаще. Не отказывайтесь сделать скидку, вы заработаете меньше, но все-таки заработаете. Поэтому старайтесь изо всех сил увеличивать приход денег в компанию.

Не стоит забывать и про ваших поставщиков. Они еще вам не доверяют и не знают, на что вы способны. Благодаря хорошим продажам вы можете увеличить скидку, которую получаете у них, что увеличит вашу прибыль.

Помимо этих продаж пытайтесь начать сотрудничество с небольшими компаниями, которые смогут покупать у вас пусть с небольшой прибылью, но постоянно. Например, если у вас кондитерская, то вы можете договориться с несколькими кафе на поставку пирожных. Если вы занимаетесь лакокрасочными материалами, то вам стоит поискать бригады, делающие ремонт. Если у вас небольшая розничная точка, попробуйте найти магазин с постоянным потоком клиентов, в котором вы сможете разместить небольшой стенд со своей продукцией. Все это будет привлекать к вам внимание и увеличивать ваши продажи.

Обязательно развивайте интернет, чем бы вы ни занимались. Порой мы сами не знаем, как нас находит наш клиент, но стать к нему ближе — наша обязанность. Социальные сети вы можете вести сами, просто выкладывая в них ваш продукт и описывая, что вы делаете. Даже если ваш контент не будет особо интересным, все равно несколько покупателей найдутся обязательно. А это именно то, что нам так необходимо на этом этапе.

Многие владельцы на начальном этапе совершают большую ошибку, занимаясь всем чем угодно, но не продажами. Они пытаются совершенствовать свой продукт. Выстраивают хитроумные маркетинговые кампании, на которые все равно нет денег. Планируют налоговую отчетность, которую еще не скоро сдавать. Вместо того чтобы заниматься ПРОДАЖАМИ. На начальном этапе вас должно волновать только это. Вот после того, как за месяц вы продадите столько, чтобы выйти в плюс, тогда уже можете немного подумать о чем-то другом. Но только после этого. Сначала продажи и параллельно выполнение обязательств.

Помимо того, что вы осуществляете саму продажу, вы еще ей и учитесь. Вы должны стать очень хорошим продавцом своего продукта, причем в самые кратчайшие сроки. Если у вас это получится, то можете считать, что половина успеха уже у вас в кармане. Также в кратчайшие сроки вы должны вывести компанию в прибыль.

Те, кто продают в крупный опт, иногда попадают в ловушку, и я должен о ней вас предупредить. Часто бизнес в такой области начинается с готового клиента. Причем он покупает в большом объеме, и владельцу сразу же хватает, чтобы выйти в плюс, иногда в очень хороший плюс. И тогда он начинает почивать на лаврах, вместо того чтобы сказать «как мне повезло, а значит, я могу сделать в два раза больше усилий, потому что мне не надо беспокоиться о прибыли и окупаемости». Он вообще не занимается продажами. «А зачем? Все и так идет хорошо». Но это хорошо не продолжается вечно, у покупателя что-то меняется — и вот у нашего владельца нет продаж, и продавать он не научился. На этом его бизнес и закончится.

Поэтому, если у вас есть такой клиент, ваша задача — обезопасить себя и свой бизнес. Вы должны получить еще как можно больше клиентов. Желательно чтобы сумма покупок всех остальных была равна сумме покупок основного клиента. Тогда вы можете чувствовать себя в относительной безопасности.

Глава 5. Цели на первом этапе

Итак, вы начали свой бизнес и у вас появились первые продажи. Самое время поставить цели на первый период вашей деятельности. Если измерять это во временном промежутке, то я бы рассчитывал на 2–3 месяца. Однако бизнес — это не прогулка по парку, и у кого-то этот процесс может затянуться, порой это может занять год или два. Однако наши цели при этом не изменятся.

Первой и основной нашей целью станет устойчивая прибыль. Давайте разберем это понятие. Для этого нам сначала необходимо понять другое — точка безубыточности.

Точка безубыточности — объем производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. То есть наши продажи нам приносят ровно столько, сколько нам нужно, чтобы покрыть все расходы. Каждая следующая сделка будет приносить нам прибыль. Эту точку безубыточности вы должны знать. В интернете легко найти формулу, как ее считать, думаю, что проблем у вас с этим не появится. Точка безубыточности — это НЕ константа. Она постоянно меняется в зависимости от роста вашей компании, увеличения штата сотрудников, аренды новых помещений и т. д. Вам стоит ее пересчитывать время от времени.

Когда мы нашли точку безубыточности, то все продажи выше нее — это наша прибыль. Это те деньги, которыми мы можем распоряжаться по своему усмотрению. Например, выплатить себе вознаграждение. И именно такая прибыль должна стать устойчивой. Под понятием устойчивости я имею ввиду стабильной, повторяющейся из месяца в месяц. То есть наша прибыль должна быть такой, чтобы мы точно знали, что на следующий месяц она повторится. Этого сложно добиться на начальном этапе развития бизнеса, но у меня есть для вас пара советов.

Клиенты-якори, или якорные клиенты. Как следует из названия, такие клиенты удерживают ваш бизнес на плаву. Объема их закупок хватает для преодоления точки безубыточности и получения прибыли. Такие клиенты не всегда большие компании. Для маленького бизнеса, тем более начинающего, таким клиентом может быть кто угодно. Конечно, если вам удается получить в клиенты большую компанию, то не стоит отказываться (главное, что вы сможете выполнить взятые на себя обязательства). Такие клиенты есть в любом бизнесе. Они отличаются постоянством закупок, примерно одинаковым объемом закупок (с учетом поправки на сезонность, если она есть) и постоянством платежей.

Вашей задачей становится не упустить таких клиентов и развивать с ними отношения. Из всего потока клиентов вы должны больше всего времени уделить именно им. Они станут вашей основой в продажах и дадут ту самую необходимую повторяемость из месяца в месяц. Сделайте так, чтобы такие клиенты у вас появлялись и оставались с вами. Если у вас это получится, то это станет для вас огромным подспорьем для дальнейшего развития.

Новые клиенты дороже старых — эта истина известна всем, но мало кто ей следует. Допустим, что через два месяца работы у вас было пятьдесят клиентов. Подумайте, кто из них может стать вашим постоянным клиентом или хотя бы время от времени. Позвоните им или лучше назначьте встречу и узнайте, что вам нужно сделать, чтобы они стали таковыми. Возможно, их устраивает ваша продукция, но к вам слишком неудобно ездить — сделайте для них доставку. Их, может быть, интересует немного другой товар — найдите себе еще одного поставщика. В любом случае старайтесь сделать так, чтобы они были максимально довольны и хотели покупать только у вас. Если из пятидесяти клиентов пять станут вашими постоянными покупателями, то это успех. Если еще больше, то вы просто молодец и гуру по удовлетворению запросов. Однако многие начинающие бизнесмены попадают в одну неприятную ловушку. Они ее не ожидают, но она есть и способна подкосить вас тогда, когда вы не ждете.

Баланс между новыми и постоянными клиентами. Пользуясь предыдущим правилом, многие бизнесмены настолько им увлекаются, что забывают привлекать новых клиентов. Возможно, потому что это сложнее и трудозатратнее. Однако это необходимо делать на постоянной основе. А постоянное соблюдение баланса между новыми и повторными продажами позволит вам развиваться в хорошем темпе, и бизнес будет расти, а не буксовать на месте. Обязательно следите за тем, сколько новых клиентов вам удалось привлечь за отчетный период (любой, какой вам удобно — месяц, неделя, квартал).

Новые клиенты очень важны, так как именно из них появятся новые повторные покупки, новые якорные клиенты, а вполне возможно, что кто-то из новых клиентов принесет вам быстрый и активный рост. Но если вы не занимаетесь новыми клиентами, то можете попасть в ситуацию, когда у вас только старые клиенты, которые не способны обеспечить ваш бизнес необходимым объемом продаж.

Итак, повторим, наша цель — устойчивая прибыль, которая складывается из продаж якорным клиентам, постоянным клиентам и новым покупателям. Нам нельзя упускать ни один из этих трех сегментов. Однако, если у вас не хватает времени, то обратите свое внимание на якорных клиентов — на них у нас приоритет. Чем больше у нас таких клиентов, тем в большей безопасности находится наш бизнес.

Глава 6. Кто сначала?

Вопрос, мучающий всех начинающих владельцев бизнеса — кого нанимать сначала? Руководителя отдела продаж или менеджеров по продажам? Вопрос насущный, и сейчас я вам объясню свою позицию.

Задача менеджера — непосредственная продажа, осуществленная своими руками. То есть менеджер сам берет телефонную трубку и звонит потенциальным клиентам (если вы работаете в холодную), сам отвечает на звонки, сообщения и заявки (если вы работаете в теплую). Он является непосредственным исполнителем функции.

Задача руководителя отдела продаж — это продажа, но не своими собственными руками, а через руки менеджеров. Ключевое слово здесь «руководитель». Его задача — сделать так, чтобы продавали менеджеры. Конечно, любой толковый руководитель отдела продаж продает, но гораздо реже, по сравнению с менеджерами. Ведь он должен выстраивать отдел, который будет успешно продавать.

Это важнейшее различие, которое не всегда ясно начинающим владельцам бизнеса, и мне хотелось бы его объяснить. Именно поэтому вам стоит сначала нанимать менеджеров, и только через какое-то время и при достижении определенных результатов (о которых речь пойдет чуть ниже) нанимать руководителя отдела продаж.

Есть еще одна немаловажная причина, почему стоит сначала нанять менеджера, а не руководителя. Так как менеджер приходит в компанию, которая практически начинается с нуля, то у него есть вполне реальный шанс вырасти по карьерной лестнице. В то время как руководитель отдела продаж, который приходит на этом этапе, для меня будет сомнительным с точки зрения профессионализма. Зачем опытному, толковому, с хорошими результатами на предыдущих местах работы человеку соглашаться на работу, на которой у него будет меньше заработная плата (на этом этапе вы не сможете конкурировать на рынке труда с компаниями, твердо стоящими на ногах), меньше возможностей для развития, так как у вас не хватает ресурсов, и больше рисков потерять эту работу? Скорее всего, любой разумный человек ответит на этот вопрос — «незачем». Для такого руководителя отдела продаж открыты двери в компании с гораздо большими возможностями как по оплате труда, так и по развитию, бонусам, престижу.

Есть некоторые исключения, когда вы можете сразу нанять руководителя отдела продаж, до того как нанимаете менеджеров. Но должен вас предупредить, что рассчитывать на это не стоит, так как встречаются они довольно редко.

1) Руководитель отдела продаж хочет сменить сферу деятельности, так как предыдущая ему осточертела и его уже тошнит, а ваша его привлекает новизной и совпадением интересов. В таком случае вы сможете уже на старте получить хорошего руководителя отдела продаж, который ускорит ваш рост. Однако такие совпадения единичны.

2) Руководитель отдела продаж готов поработать менеджером самостоятельно, пока не начнет окупать свою должность, создавать капитал для найма менеджеров. Как правило, на такие условия соглашаются менеджеры других компаний, желающие стать руководителем, но в своей компании не имеющие такой возможности. Такие случаи встречаются намного чаще, чем предыдущий.

3) Молодой менеджер хочет набраться опыта, при этом он может быть очень талантливым руководителем, только сам еще не знает об этом. В таком случае вы должны сами увидеть этот потенциал. Однако для этого нужны компетенции, которых у вас может не быть.

При выполнении одного из этих условий, вы смело можете нанимать сначала руководителя отдела продаж. Но все же основная рекомендация для большинства случаев — нанимайте менеджеров.

Глава 7. Когда нанимать менеджеров

В предыдущей главе мы разобрались, что сначала нужно нанимать менеджеров. В этой главе предлагаю вам разобрать, когда и что необходимо сделать до этого.

Первый звонок о том, что стоит задуматься о найме менеджеров — это точка безубыточности. По мере роста количества наших постоянных клиентов мы все более уверенно проходим этот важный рубеж. И с каждым месяцем наша прибыль увеличивается. К точке безубыточности вам нужно прибавить ваши расходы на жизнь (но не желаемые, а фактически минимальные, вы строите бизнес и еще рано наслаждаться деньгами), и тогда мы с вами получим вторую точку, по достижении которой стоит задуматься о найме менеджеров.

Третьим звонком для нас должен стать один из двух моментов. Первый вариант: к точке безубыточности вы прибавляете ваши расходы дважды и в течение двух месяцев легко достигаете этой суммы. Второй вариант: вы с удовольствием взяли бы еще клиентов, но у вас дикая нехватка времени. То есть вы попали в ситуацию, что легко можете увеличить прибыль, но вас ограничивают ваши физические возможности и время. Вы же не можете обслуживать двух клиентов одновременно?

Как только третий звонок прозвенел, самое время нанимать менеджеров. Вполне возможно, что на данном этапе вам будет нужен не менеджер, а помощник, который просто возьмет на себя часть ваших обязанностей и у вас высвободится время. Однако через пару месяцев ситуация повторится. Вообще, не стоит откладывать момент, когда вы наймете менеджеров на работу. Чем быстрее это случится, тем лучше, но не ранее трех звонков.

Прежде чем нанимать менеджеров (о том, как это делать, читайте мою книгу «Best Manager — Лучший руководитель отдела продаж»), нам нужно подготовиться. А именно, вы должны четко понимать, где ваш сотрудник будет сидеть, чем он должен заниматься и что ему для этого потребуется. Бывают такие ситуации, что вы провели собеседования и взяли на работу менеджера, он приходит на работу, и вы начинаете судорожно решать вопрос по оборудованию его рабочего места. Вместо того чтобы менеджер сразу же приступил к обучению и начал вливаться в процесс, вы теряете время, за которое, между прочим, платите. А ведь стоило потратить немного времени заранее, и такой проблемы бы не возникло.

Второй момент, который стоит предусмотреть — подготовить обучение. Очень часто про это забывают вообще, и в итоге весь процесс сводится к попыткам вспомнить что-то важное. Намного лучше, если вы весь процесс продажи разделите на разные этапы и попробуете понять, как научить каждому этапу. Если вы сделаете это заранее, то у менеджера будет гораздо меньше вопросов и паники на начальном этапе работы и он быстрее приступит к выполнению своих обязанностей, а значит, быстрее начнет приносить результат.

Случается так, что владельцы нанимают нескольких менеджеров на работу и бросают их, как котят в воду. Кто выплывет — тот выплывет, а у руководителя нет на них времени. Вы можете воспользоваться таким способом (тем более что в определенной мере он показывает результаты, особенно в холодных продажах), но должны быть готовы к потере репутации и невозможности впоследствии нанимать тех людей, которых хотели бы. А это обязательно произойдет. В процессе такого найма через вашу компанию могут пройти сотни менеджеров, а иногда и тысячи. Они устроятся в другие компании и расскажут своим коллегам о вас. Вы захотите нанять понравившегося вам менеджера или руководителя, а он, только услышав название вашей компании, тут же откажется. Такую ситуацию я встречаю не в первый раз, и у меня у самого в памяти всплывает несколько названий компаний, куда я не пойду работать ни за какие коврижки. Поэтому такие действия вы должны совершать, только обдумав все за и против и быть готовыми принимать такой риск.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Best CEO. Лучший директор/владелец предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я