К 110-летнему юбилею школы. Воспоминания о школе, друзьях, учителях и совсем немного об отношениях…

Афанасий Кускенов

Детство наше прошло в лучшие годы времен социализма. Не было тогда из бытовых приборов и в помине того, что мы имеем сейчас. Были телевизоры с малюсеньким экранчиком. Да и те при дневном свете ничего не показывали. Но у нас было самое счастливое детство.Мы были предоставлены улице. Мы жили там. Домой заходили, что называется, только перекусить. Делали на улице, временами, маленькие и хорошие глупости… А еще много читали, любили свою школу, учились, в основном, все хорошо.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги К 110-летнему юбилею школы. Воспоминания о школе, друзьях, учителях и совсем немного об отношениях… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Афанасий Кускенов, 2023

ISBN 978-5-0059-8153-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

С Юбилеем, родная школа!

Школа! Как много в этом звуке для сердца нашего слилось! Как много в нем отозвалось, — … хотелось бы сказать словами великого Пушкина, лишь слегка перефразировав классика. Школа — это для человека Все. Это то место, где мы несемся на крыльях первых наших успехов на головокружительную высоту. И в том же месте, в школе, льем горькие слезы поражений.

«Всем хорошим во мне я обязан книгам», — писал Максим Горький. Слова нашего уважаемого пролетарского писателя можно отнести и к школе. Ведь в школе мы впервые учимся писать, учимся читать, любить книги. И всем этим мы обязаны ШКОЛЕ.

Со школой связана вся жизнь каждого человека. Все наши воспоминания начинаются именно с первого школьного звонка, с первой учительницы, с первых школьных друзей. И эту память о школьных годах мы проносим через всю свою жизнь.

Харазаргайской средней школе нынче 110 лет — Юбилей, который ассоциируется с праздником «со слезами на глазах» для всех: и для тех кто был учеником, и для тех кто сеял то самое разумное и вечное. А если эта дата по случаю 110 годовщины, тем более это величайшее событие для многих поколений.

Уму непостижимо, как много воды утекло с тех пор, когда она впервые открыла свои двери. Скорее всего это была начальная школа еще императорской России. Нехитрые математические вычисления показывают, что это был год 1913.

А сколько лет тогда было бы тем, кто впервые переступил порог нашей родной школы? Если в то время дети шли в первый класс, так же как и сейчас с семи лет, то им было бы по 117 лет и все они 1906 года рождения.

Представить трудно сколько всего пришлось пережить этому поколению. Фактически вся история, того мрачного периода, прошла перед их глазами и во многих событиях они были непосредственными участниками:

— 1914—1918 — Первая Мировая война;

— 1917 — Октябрьский переворот; Обращение В. И. Ленина о переходе власти Военно-революционному комитету;

— 1918—1922 — Гражданская война;

— 1929 — Начало коллективизации и индустриализации;

— 1932—1933 — Голод;

— 1938 — Хасан;

— 1939 — Халхин-Гол;

— 1939, 1 сентября — Начало Второй Мировой войны;

— 1939 — Начало войны с Финляндией;

— 1941—1945 — Великая Отечественная война;

— 1950—1953 — корейская война.

И после всех этих революций и войн жизнь для них не казалась мёдом: послевоенная разруха, голод, холод, повальная нехватка продуктов, предметов первой необходимости.

Но зато у них была вера в светлое будущее. У них горели глаза, руки не боялись никакого труда. Они верили, что строят коммунизм и за чистую монету воспринимали лозунг «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

Сейчас среди нас нет тех, кто бы помнил, какой была первая Харазаргайская начальная школа. Но ведь силами того же поколения харазаргайцев была пущена в строй восьмилетняя школа. А восьмилетка — это уже ближе к нам.

О той школе помнят еще, наверное, многие, ныне здравствующие, наши односельчане. С той школой связывает свои годы обучения большинство жителей Харазаргая, а также добрая половина Кукунутов. Выпуск нашего класса состоялся в 1976 году. Сейчас корпусов той старой школы нет.

Но мы помним ее и для нас она больше, чем школа. Но нет ничего вечного — все старое, отжившее свое должно уступить новому. Сейчас предстает перед нами совершенно иное здание школы, с просторными и светлыми кабинетами, со всей полагающейся инфраструктурой.

Это замечательно, что здесь учатся и заканчивают школу уже наши внуки. Наше поколение, в свое время и мечтать не могло о средней школе в своем родном населенном пункте. Извечный вопрос — куда идти учится дальше? А если и есть ответ на этот вопрос, то, как решить вопрос с жильем? Есть ли там родственники и примут ли они ребят из периферии?

Одного пустить на жительство, возможно, родственники и согласились бы. Но нельзя забывать о том, что в то время семьи были, в основном, многодетными. Как говорится, пусти козла в огород, а за ним последует все стадо. Исходя их этой философии и родственников можно было бы понять, у них свои дети, своя большая семья, а тут такая обуза…

Будь у нас в то время своя средняя школа, насколько бы она упростила жизнь нашим родителям. Возможно и жизнь у многих пошла бы по другой колее. Может быть сейчас среди нас было бы больше ученых мужей. Но все это уже история, а она, как известно, не терпит сослагательного наклонения.

Все хорошо, что хорошо кончается. «Радуйся тому, что имеешь. Не грусти о том чего нет, или не было», — говорят умные люди. Тут я заглянул в социальные сети в надежде почерпнуть полезные сведения о нашей школе. Так вот там обозначен год рождения уже средней школы — 1985 год. Через два года опять Юбилей.

И опять же, сколько благодарных людей осталось после того, как они имели счастье получить среднее образование, не выезжая за пределы родного села, находясь под теплым и надежным боком родителей.

Школа… Как часто в горестной разлуке, в моей блуждающей судьбе, о, школа, я думал о тебе! — куда же без Александра нашего Сергеевича. Да простит он за некоторые вольности в изложении его строк. Это она, ШКОЛА, повела всех своих питомцев, как мать, через тернии к звездам, открыла перед ними все дороги мира и помогла выбрать свою…

Школа — это, прежде всего, учителя: требовательные и не очень, добрые и все понимающие, чуткие и внимательные, мудрые и сердечные. Для них успех ученика — это их успех.

Вспомним их поименно, ведь они, не считаясь ни со временем, ни со своими личными проблемами беззаветно служили большому делу, делу воспитания подрастающего поколения. Это:

Учителя начальных классов — Октябрина Кирилловна, Александра Бугдаевна, Надежда Семеновна. Если будем заниматься арифметикой, то мы собьемся со счета уже на втором десятке. Сколько поколений учеников они выпустили на своем веку — они сами, мне кажется, затруднились бы ответить на этот вопрос.

Директор школы — Хантаев Александр Кондратьевич; историк; был не только притягательным рассказчиком, но и хорошим организатором школьной жизни.

Ведь на плечах директора не только образовательно-воспитательный процесс, но и все вопросы хозяйственного характера, это: дрова, истопники, уборщицы, содержание интерната, столовой и т. д.

Логин Васильевич, Александр Батуевич, Елена Ивановна — ветераны педагогического труда, учителя заслуживающие самой высокой оценки своей профессиональной деятельности. Если бы была возможность заглянуть к ним в трудовую книжку наверняка нашли бы у них одну-единственную запись о месте работы — Харазаргайская восьмилетняя школа.

Валентина Ивановна — русский язык, литература; наша первая учительница, а потом и классный руководитель до самого окончания школы;

Тамара Яковлевна — русский язык и литература. Замещала в нашем классе Валентину Ивановну, во время ее учебных отпусков. После очень требовательного классного руководителя, присутствие на уроках Тамары Яковлевны представлялся нам сплошным праздником.

Хотя подавляющее большинство моих одноклассников были сильны в этих предметах, но детям после кнута обязательно нужно подавать и пряник. Впрочем, не только детям.

Тамара Яковлевна и была тем самым «подавателем» пряников. На ее уроках всегда чувствовался легкий налет некоего демократизма. Не было всецелого подавления личности ребенка. В свое время после Сталина в стране была хрущевская оттепель.

Вот такая «оттепель» витала и в нашем классе. Ощущение того, что можно было даже объясняться в своих чувствах однокласснице, и никто тебя не поднимет на смех перед всем классом.

Она очень мудро молчала даже там, где, возможно, надо было, временами, пускать и кнут. Был у нас один всезнающий мальчик, который иногда пускался с ней в полемику, но в силу своего возраста, не понимал сути вопроса, о чем, собственно, он и полемизировал.

— Петров, не фамильярничай! — останавливала его пыл Тамара Яковлевна.

А тот в свою очередь, возмущался, но уже перед классом, апеллируя тем, что он якобы не обращался к ней по фамилии. До слуха Тамары Яковлевны, конечно, доходили детские ворчания нашего товарища, но она не считала нужным пояснять тому такие серьезные вещи.

Признаться, и я тогда не понимал значения этого слова, но в душе понимал, что друг мой не прав — фамилия и фамильярность это не одно и то же.

К выпускным экзаменам готовила нас тоже Тамара Яковлевна, и она же его и принимала. Мы все к ней относились с большим почтением, граничащим с юношеской привязанностью, и экзамены выдержали на «отлично» и «хорошо».

Когда-то давным-давно, в музыкальном мире большой вес имел Петр Соломонович Столярский, полуграмотный еврей, педагог от Бога. Воспитал плеяду музыкантов мирового уровня. Одно имя Давид Ойстрах говорит о многом.

У Столярского, как у всякого одесского еврея была очень своеобразная манера передачи мысли. По этому поводу в музыкальном мире существует целая коллекция его высказываний.

Он готовил Ойстраха к одному из первых его конкурсов и был с ним особо строг, он знал, что его ученик способен на большее. Когда во время очередной репетиции Ойстрах сыграл ему свою партию, Петр Соломонович сказал:

— Ой, Додик ты мене сегодня возмутил, — отвернулся и заплакал.

— Неужели все так плохо? — спросил Ойстрах.

— Нет, Додик, ты мене возмутил на Да!

Так, вот на выпускном экзамене по русскому языку и литературе, наш класс, говоря словами Петра Соломоновича, возмутил Тамару Яковлевну на «ДА».

Вера Борисовна Дулганова — математика. Молодая женщина, детородного возраста, родом из Бохана, преподавала нам между очередными декретными отпусками. Запомнилась, как крепкий специалист, болеющий за свое дело и за успеваемость учеников.

Распекая одного, не самого слабого, ученика она выговаривала тому с неподражаемым своим боханским акцентом:

–… би шамда маһһаар, аля буряаһаар хэлхэмииб? Шэ, Митя, энэ жэлдэ ехээр муурааш.

А тот, умный малый, за словом в карман не полез:

— Би танда муурха, муу буруу байгаабу?

Александра Буянтуевна Мотошкина — математика. Пришла к нам в выпускном классе в период декретного отпуска Веры Борисовны. Молодая учительница, познавшая на себе всю фонтанирующую энергию, гораздых на всякие проделки, взрослеющих шалопаев. Трудно было ей удержать такой коллектив.

Она выбрала совершенно верную тактику — не обращая внимания на беснующийся класс, вызывала кого-нибудь к доске и спрашивала с того урок, попутно поясняя и поправляя по ходу дела.

К выпускным экзаменам, Александра Буянтуевна подвела нас весьма уверенной поступью. Очень много времени проводила с нами в консультациях и факультативных занятиях. Казалось, переживала больше нас самих. Но зато сделала из нас хороших математиков, с очень высоким средним баллом.

Светлана Григорьевна Няхурова — ботаника. Возможно она химик-биолог, но преподавала нам в 5-м классе именно ботанику. Очень жесткий и требовательный человек. Заигрывания с учениками — это не про нее. Вопроса о том, кто в классе хозяин не могло прийти даже в самую буйную головушку. Светлана Григорьевна — это безусловный лидер, ставящий приоритеты так, как это ей удобно.

Зинаида Леонтьевна Бахрушкина — физика. Преподавала математику, во время декретного отпуска Веры Борисовны до прихода Мотошкиной. Светлый, радушный человек с неуемной энергией. Уроки проводила в ураганном темпе, пытаясь выложиться без остатка. У нее была очень хорошо поставленная речь. Слушать и смотреть на нее было бесконечно приятно. Легкая картавинка придавала её речи неповторимый оттенок, смешанный с легкостью вещания.

Маргарита Ивановна Басхаева — химия, биология. Завуч школы — молодое дарование.

Нина Борисовна — пение; инструмент — мандолина. Пение нельзя отнести к предметам, без знания коих нельзя было построить карьеру в будущем. После серьезных дисциплин на уроках пения, под чарующие звуки диковинной мандолины, чувствуешь себя, как на каникулах.

Нина Борисовна чередовала изучение нотной грамоты с вокалом музыкально одаренных учеников. Получалось неплохо. Были, были поющие ребята средь нашего сообщества. Нина Борисовна умела разглядеть скрытые таланты.

Алла Алсаевна — изобразительное искусство. Для того чтобы изобразить, что-то на бумаге нужен дар, это штучный товар. Среди нас, по-моему, не было таковых. Ну рисовали, наверное, то что требовала Алла Алсаевна. Наверняка, она среди нас не видела хоть сколько-нибудь интересную личность в плане творчества.

Вот и все учителя, те что работали в наше время. Это 1968 — 1976 годы. Многих из них, в данное время, нет среди нас. Но от этого они нам не менее дороги. Учитель всегда остается в сердце своего ученика, несмотря на годы, убелившие голову последнего. Для них мы всегда останемся Ванями, Петями, Машами, Наташами… Низкий им поклон.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги К 110-летнему юбилею школы. Воспоминания о школе, друзьях, учителях и совсем немного об отношениях… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я