Книга рассказывает о том, что собой представляет философия сама по себе, без отношения к какому-нибудь философу или философской школе. Доходчивым и простым языком философ объясняет необходимость и неизбежность философии для каждого человека; показывает, как зарождается философия; говорит о современном отношении к философии и о том, каким должно быть это отношение для правильного понимания философии как природного явления, как мыслительной деятельности и как научной дисциплины.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азы философии для философов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Важность определения сущности философии
Прочитав эту маленькую главу, многие современные философы и философиоведы будут очень удивлены. Тем не менее, здесь и далее осмыслению действительности будет уделяться много внимания не просто так, а по двум объективным причинам, позволяющим понять, что такое философия. Во-первых, необходимо уяснить, что осмысление действительности — это и есть сущность всей философии как целостного явления. Ниже это будет показано наглядно. Во-вторых, необходимо понять, что только правильное осмысление действительности приводит к истине и рождает истинную, научную атеистическую философию (филоистику). Не филоистика рождает истинную философию, а истинная философия рождает филоистику (строго научную атеистическую философию). Термин «истинная философия» в данном случае — это не снобизм, этот термин всего лишь означает философию, ведущую к истине. Она не истинна сама по себе, она истинна только потому, что, используя научные методы познания, приводит к истине и рождает новые науки.
Итак, сущность философии — это осмысление действительности. Можно даже сказать, что философия и осмысление — тождественные понятия. Но осмысление — это не просто мышление или созерцание, это приобретение новых знаний. Знания же не даются нам априори, до опыта, как думают некоторые приверженцы Канта. Все знания приобретаются с опытом посредством осмысления этого опыта. Любое знание — это итог осмысления, итог философских размышлений, философствования, даже если это «философствование-осмысление» происходит мгновенно, как озарение. Бывает и такое. Вспомните байку про Архимеда и ванну.
Мы знаем, что осмыслением действительности занимается каждый человек с рождения. Поэтому определение сущности философии даёт нам возможность понять о целостном явлении философии несколько очень важных фактов, которые необходимо перечислить.
Первый и самый важный. Философия — это не изобретение человека, а природное явление. Потому что сущность философии в осмыслении действительности, а осмысление — это природное явление. Ведь мозг и ум — это не изобретение человека. Мы рождаемся с мозгом, который уже способен думать, мыслить. По сути, мы просто вынуждены думать, мыслить, осмысливать. Мы вынуждены философствовать. Все люди с рождения — вынужденные философы. Так появляется первая философия — бытовая. В неё входит и детская философия, которой сегодня уделяется всё больше внимания. Доктор биологических наук, профессор Сергей Савельев в своей книге «Морфология сознания» пишет о том, что «первичное сознание возникает автоматически, не важно, хотим мы или нет». Это сознание возникает уже при лимбической системе мозга, которая есть и у животных. У человека же (даже первобытного) сверх лимбической системы ещё существует хорошо развитый (по сравнению с животными) неокортекс — области новой коры головного мозга, что позволяет ему осмысливать действительность более широко и глубоко. Поэтому уже первобытные люди были настоящими философами и философствовали порой вполне научно, что мы покажем ниже подробнее. Главное же, что тут нужно понять, философия — не изобретение человека, а природное явление.
Второй факт. Он следует из первого. Как природное явление осмысления действительности философия присуща не только людям. Ведь мозг и ум присущ не только человеку. Тут как раз можно вспомнить про обезьяну, о которой упоминалось самом вначале. Уже лимбическая система головного мозга, отвечающая за чувства и эмоции, позволяет мыслить и осмысливать мир, то есть, философствовать на примитивном, повседневном бытовом уровне. Понимаю, что принять этот факт многие не захотят. Особенно теософы. Но факт — вещь упрямая. Ниже я постараюсь доказать, что это — факт. Не зря же сегодня в философии есть отдельное направление: «философия животных». Оно весьма молодое, но довольно перспективное.
Третий. Как природное явление, философия не зависит от желания человека. Понять и принять это тоже смогут далеко не все даже среди профессионалов. Выше я уже указал, что мы, скорее, вынуждены философствовать, чем делаем это с любовью. Поэтому и указывалось, что философия — это не про любовь. Далеко не все любят напрягать мозги. А осмысливать свою жизнь вынуждены все. Поэтому отчасти и появляется религия, которая позволяет «осмысливать», не думая, то есть приобретать кажущиеся знания. Напомню, что речь пока не о научной философии (не о профессиональной философии), не о филоистике, а о философии в целом, о философии как природном явлении.
Четвертый факт. Как природное явление, философия не могла зародиться в античности, в отличие от своего названия, которое появилось именно тогда. Это, собственно, уже широко известный факт, который даже не оспаривается в научной среде и особо не обсуждается. Но и не изучается в той мере, в которой должен бы изучаться историками философии. Отсутствие этого изучения приводит к совершенному непониманию следующего факта, который мы поставили пятым номером.
Пятый факт. Сущность философии (осмысление действительности) показывает, что не миф и религия, а именно философия является первой «формой мышления» (или общественного сознания, как любят писать философиоведы). Студентам до сих пор преподают догму о том, будто первым появился миф, потом религия, и только потом — философия и наука. Само по себе такое представление является мифом, не правдой, так как это не соответствует действительности. Возможно, этот философский миф появился оттого, что философию изучали только с времени появления письменных форм древнего мира и античности. А «предфилософия» (то, что было до античности и самого слова «философия») представлялось как что-то недоразвитое, не доходящее до высот философии. Это грубейшая ошибка исследователей и историков философии. На самом деле философия есть первая «форма мышления» по сравнению с мифом и религией, и это тоже будет доказано ниже на фактах и примерах.
Шестой факт. Осмысление действительности (философия) как умственная деятельность влечёт за собой деятельность практическую, материальную. Поэтому нужно понимать, что умственная деятельность по осмыслению действительности естественным образом переходит в физическую деятельность по преобразованию этой действительности. Так было всегда. Это напрямую относится к вопросу о практике философии, которую некоторые наивно отрицают. Это также подтверждает формулу Маркса «бытиё определяет сознание». Потому что всегда сначала бытиё определяет сознание, а уж потом сознание может менять бытиё. Никак не наоборот.
Седьмой. Как любая практическая деятельность, философия имеет вполне определённые и неизменные постулаты: суть, смысл, задачу и цель, которые можно назвать краеугольными камнями философии, так как они определяют её сущность (осмысление действительности). Также философия имеет свой неизменный предмет деятельности, относящийся к её сути. Именно эти постулаты философии позволяют отличить истинную философию (научную, ведущую к истине) от фиктивной философии, которая к истине не ведёт.
Восьмой факт. Как осмысление действительности философия неизменно приводит к атеизму и науке. Тут речь как раз о правильном осмыслении действительности, т.е. о научной философии, филоистике. Поэтому из философии вышли и продолжают выходить все науки. В этом основная практика философии. Ведь что такое наука? Наука — это специализация философии. Это тоже очень важно знать и понимать каждому философу и философиоведу. Также это нужно понимать учёным, которые свысока смотрят на философию, не понимая её. Тут вспоминаем слова Панчина о философии, которые были приведены выше. Просто такие учёные не умеют отличить научную философию от фиктивной. Это то же самое, как не уметь отличить науку от лженауки.
Здесь я лишь вкратце, тезисно указал на факты, которые следуют из определения сущности философии. Каждый из этих фактов достоин подробного изучения и рассмотрения со стороны учёных философиоведов.
Всё перечисленное довольно легко доказывается и подтверждается другими фактами. Именно поэтому философ обязан знать, что такое сущность философии как целостного природного явления. Обо всём этом и многом другом пойдёт речь в следующих главах. Но прежде, чем переходить к рассмотрению философии как природного явления, остановимся немного на указанных выше постулатах философии.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азы философии для философов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других