Философия на «отлично»

Олег Александрович Зеленский

Книга предназначена для студентов нефилософских специальностей, а также для тех, кто хочет познакомиться с историей и главными теоретическими положениями философской мысли.

Оглавление

© Олег Александрович Зеленский, 2021

ISBN 978-5-4483-1694-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

1. Что такое философия и зачем ее изучать?

Прочитав этот параграф, вы узнаете:

1) что такое философия, откуда пришел термин «философия» и что он означает;

2) в чем сходства и отличия философии с наукой, искусством и религией;

3) какие существуют виды мировоззрения и что отличает философское мировоззрение;

4) зачем нужно изучать философию.

Термин «философия» пришел к нам из Древней Греции и означает в буквальном переводе «любовь к мудрости». По легенде, впервые употребил это слово раннегреческий мыслитель Пифагор, однако поскольку он не написал никаких сочинений, которые дошли бы до нас, мы не можем это проверить. Первое письменное упоминание термина «философия» пришло к нам из диалога Платона «Пир». Этот диалог, описывающий беседу интеллектуалов того времени о любви, не мог обойти вниманием и философию — как особый вид любви, к мудрости. Признавая мудрость высшим идеалом, который вряд ли возможно достигнуть, Платон воодушевляет человека к нему стремиться и желать максимально к нему приблизиться. Платон не дает какого-то строгого определения предмета философии, и, неудивительно, что впоследствии вопрос «что такое философия?» вызывал немало ожесточенных споров.

Начиная изучать ту или иную дисциплину, очень важно разобраться в том, какую предметную область она исследует. Например, для химии такая область — это вещества, их свойства и превращения из одного в другое, для биологии — живые существа и их взаимодействие с окружающим миром. Не так просто выделить предмет изучения философии, поскольку на протяжении ее исторического развития кардинально менялись те проблемы, которым философы уделяли пристальное внимание. В связи с этим трудно найти такое определение философии, с которым были бы согласны все философы.

Кроме того, различные науки шли по пути прогресса: ученые XX века создавали более содержательные теории, которые могли объяснить большее количество фактов, чем ученые XVIII века. Если еще в XVIII веке практически ничего не знали об электричестве, то сейчас трудно представить жизнь современного человека без электричества. Но насколько правомерно говорить о «прогрессе в философии»? Насколько далеко ушел, например, Фридрих Ницше, от Платона и Аристотеля? Конечно, современные философы обладают значительно более обширными знаниями о мире, чем Платон или Аристотель, но можно ли сказать, что глубина их философствования значительно превосходит глубину философствования предшественников? Некоторые исследователи даже отрицают, что философия является наукой, признавая при этом ее общие черты с научным знанием — она, например, требует доказательности, критического отношения к собственным утверждениям. С другой стороны, ряд философов1 пытались превратить философию в строгую науку, и сегодня многие разделяют точку зрения о научном характере философии. Автор этого учебника рассматривает философию как особый вид мыслительной деятельности, направленной, прежде всего, на осмысление отношений человека и мира. Хотя философия во многих отношениях отличается от науки в классическом смысле этого слова, это не означает, что она ненаучна, если речь идет об отсутствии собственных законов и положений.

Легче понять отличительные особенности философии, сравнив ее с другими областями духовной культуры — наукой, искусством, религией. Каждая отдельная наука изучает свой особый аспект мира, стремясь получить определенный результат — объективное знание о своем предмете. Философия же, не выделяя для себя какого-то особого и ограниченного предмета, стремится поставить наиболее общие фундаментальные вопросы, на которые наука ввиду своей специфики не может ответить. Ученый, например, способен ответить на вопросы о том, как происходят конкретные химические реакции, из каких компонентов состоят те или иные химические вещества, но чтобы попытаться ответить на вопросы «В чем смысл жизни?», «Существует ли конечная цель исторического развития?», «Почему существует мир?», ему придется начать философствовать. Однако философию роднит с наукой и отличает от искусства теоретический характер рассмотрения проблем, использование аргументации, в то время как для искусства главное — передача образа, эмоции, смысл которых, вполне возможно, нельзя до конца понять и осознать. Тем не менее, философия часто иллюстрирует свои идеи с помощью образов: так, Платон сравнивает человеческое незнание с образом пещеры, Декарт говорит о мире как о гигантском часовом механизме и т. п. (при этом образ, каким бы ярким он не был, сохраняет второстепенную роль по отношению к идее). Как и религия, философия склонна поднимать фундаментальные вопросы о мире, природе и человеке, однако подходит к их решению по-другому. Если религия больше опирается на авторитет священных книг и религиозных учителей, то философия имеет гораздо более критический характер и в меньшей степени подвержена влиянию авторитета. Так, в одном из своих сочинений философ Аристотель пишет: «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине».

Подводя итог нашему сравнению, можно сказать, что философия представляет собой особый вид мировоззрения — системы взглядов на мир и человека, неразрывно связанных с определенными представлениями о жизненных ценностях и идеалах. Кроме философского мировоззрения можно также выделить ряд других видов мировоззрения:

1) мифологическое — оно появляется еще в первобытную эпоху и связано со стремлением объяснить природные процессы как действие особых одушевленных природных сил;

2) религиозное — оно, в отличие от мифологического, прибегает к утверждению о существовании сверхприродных (сверхъестественных) сил;

3) обыденное — мировоззрение, формирующееся стихийно на основе житейского опыта человека;

4) художественное — мировоззрение, отражающее в образной и эмоциональной форме представления о прекрасном, безобразном, возвышенном и низменном;

5) научное — оно систематизирует и обобщает объективные знания о мире, полученные на определенном этапе развития научного знания на основе достижений конкретных наук.

Философия как вид мировоззрения характеризуется следующими особенностями:

1) стремится представить наиболее общее, предельное знание о мире;

2) формирует представления о мире преимущественно не в форме образов, а в форме понятий;

3) делает акцент преимущественно на убедительности аргументов, а не на влиянии авторитета.

Эта книга написана, прежде всего, для тех, чей последующий род деятельности не будет тесно связан с решением философских проблем. Тогда зачем нужно изучать философию? Во-первых, философия задает и пытается найти ответы на многие интересующие человека вопросы (о добре и зле, о смысле жизни, о свободе и т.п.), которые выходят за рамки научного познания. Сегодня эти вопросы звучат особенно остро, поскольку становится все более и более очевидно, что достижения научно-технического прогресса сами по себе еще не являются гарантией счастья, не могут искоренить эгоизм, равнодушие, представление о людях как «винтиках» большой бюрократической системы, крайне неравномерное распределение благ. Известные философы XX века Г. Марсель и Э. Фромм предупреждают, что тяга к накоплению внешних благ, стремление «иметь», не освобождает человека от решения внутренних вопросов, прежде всего, кем ему быть. Во-вторых, философия помогает выработать наиболее общее (фундаментальное) мировоззрение. Неудивительно, что многие ученые, такие как Н. Бор, В. Гейзенберг, Э. Шредингер, видели огромную пользу философии в формировании представлений о материи, ее видах и т. п. В-третьих, философия, выдвигая серьезные требования к аргументации, учит нас защищать и оценивать собственные и чужие утверждения, организовывать идеи в определенную систему, выделять существенные моменты в большом количестве информации. В современном мире, где очень популярны «ток-шоу», которые за редкими исключениями представляют собой дискуссии довольно низкого качества, особенно важно умение критически мыслить и делать самостоятельно выводы, не опирающиеся на распространенные социальные стереотипы. В-четвертых, философия формирует умение мыслить «масштабно», видеть различные позиции и точки зрения, не приемля узких и однобоких способов решения проблем. Конечно, человек может оставаться всю жизнь исполнителем чужих решений — в таком случае масштабность мышления отнюдь не обязательна, но если он хочет самостоятельно направлять свою судьбу, а не просто принимать ее как данность, он должен обязательно научиться учитывать различные альтернативные варианты развития событий. В-пятых, философия учит смотреть на мир с перспективы представителей других культур и мировоззрений. Это особенно важно в современном мире, где мы часто сталкиваемся с представителями разных культур и убеждений и где многие конфликты связаны с отсутствием толерантности и неприятием точки зрения другого.

2. Роль философии в культуре в различные исторические периоды

Прочитав этот параграф, вы узнаете:

1) важнейшие исторические этапы развития философии;

2) связь философии с культурой на различных исторических этапах.

Вряд ли философия просуществовала бы столь значительный промежуток времени, если бы она не выполняла на протяжении своего исторического развития разнообразные социально значимые функции. Начиная изучать философию, нам нужно иметь в виду, что философия никогда не развивалась изолированно от других направлений культуры, и что задачи, выполняемые ею, менялись в ходе развития культуры.

В Античности (VII в. до н.э. — V—VI в. н.э.)2 философия, исполняя роль «царицы наук», задавала общий тон развитию всего остального знания. Уже первым ранним греческим философам приписывалась глубокая и всесторонняя эрудиция: так, например, Фалес — это и специалист в области метеорологии, он же — предсказатель солнечного затмения 585 года до н. э. На познания в области геометрии указывает теорема Фалеса. Хотя немногие люди обладали столь же обширными знаниями в разных областях, но уже тогда был поставлен вопрос о том, чем может быть полезна философия. До нас дошла одна поучительная легенда. Хотя Фалеса упрекали в бесполезности философии, наблюдая за звездами, он сделал вывод о том, что будет урожай маслин, а потому нанял все маслодавильни в Милете и на острове Хиос. И действительно, как наступил урожай, на них возрос спрос, и Фалес стал сдавать их внаем и заработал немало денег. Возможно, кто-то скажет, что сделав это «по наблюдению за звездами», ученый выступил в роли астронома, а не философа. Но в то время не было столь жесткого деления наук, и это еще раз подтверждает функции философа того времени как специалиста широкого профиля.

Роль философии в Средние века (II — XIV вв. н.э.)3 можно назвать идеологической. Подобно тому как в советское время существовала необходимость обоснования правильности курса партии, в Средние века требовалось учение, которое бы обосновывало церковное вероучение с точки зрения разума. Философия оказалась в роли служанки богословия, но такой служанки, которая все время хотела освободиться из-под рабского гнета.

Поворот к новой философии, философии эпохи Возрождения (XIV — XVI вв. н.э.), был вызван рядом культурных причин. Почему именно Италия стала тогда «гнездом» нового мировоззрения? Италия того времени — это множество городов (Милан, Венеция, Флоренция, Рим и др.) с ярко выраженными индивидуальными чертами, что послужило поводом для формирования свободолюбивой философии, классические примеры которой создавали такие мыслители, как Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола и Джордано Бруно. Кроме того, в 1453 году Константинополь захватили турки, и многие византийские ученые двинулись в Италию. Особенно теплый прием им был оказан во Флоренции, в которой правила династия Медичи. Там в середине XV века была образована Флорентийская Академия, представители которой внесли большой вклад в изучение идей Платона и перевод его работ. Учение Платона было популярно среди византийских философов, но в Западной Европе оно не было так хорошо известно, как аристотелевское. Поэтому переводы платоновских диалогов, осуществленные Марсилио Фичино (1433—1499), сыграли важную просветительскую роль. Еще Вильгельм Виндельбанд, один из крупнейших философов конца XIX — начала XX вв., писал, что «эти переводы, не только по изяществу своего языка, но отчасти и по проникновенности и тонкости понимания, не потеряли своего значения и теперь». Таким образом, объединились византийская и западноевропейская философские традиции, что также стало предпосылкой формирования нового мировоззрения. Важную роль сыграла также критика средневековых религиозных представлений. Однако освобождение от оков средневековой религиозной догматики еще не означало, что культура Возрождения перестала быть религиозной. Религиозность приняла иную форму — форму индивидуального поиска и значительного интереса к мистике в ту эпоху. Философия Возрождения также обожествляла природу — в таком случае, если Бог может быть найден повсюду и каждым, то для познания Бога не обязательно слушать наставления римского папы.

Начало интенсивного развития математики и естествознания в XVII веке выводит на первый план в философии теорию познания. Что является определяющим в нашем познании — разум или органы чувств, как прийти к окончательному знанию, как избежать множества ошибок на этом пути — вот главные темы философии той эпохи, философии раннего Нового времени. Мы можем проиллюстрировать эти проблемы на примере идей Фрэнсиса Бэкона (1561—1626). Он выразил главную мысль своего времени очень лаконичной фразой: «Знание — сила». Как практичный англичанин он не искал знания, которое было ценно само по себе, а ведь именно такое знание искали, например, Платон и но он хорошо понимал, что этого подчинения не произойдет, если мы не знаем законов, по которым существует природа. На пути познания существует множество препятствий, и Ф. Бэкон назвал их «идолами». Так, существуют «идолы пещеры» — это «заблуждения отдельных людей»4. К ним можно отнести и индивидуальные ошибки восприятия, и предвзятое отношение к предметам, и склонность рассматривать мир с позиции «пещеры» своего собственного «Я».

В качестве средства борьбы с этими «идолами» Ф. Бэкон предлагает развивать способность сомневаться в том, «что особенно сильно захватило и пленило… разум»5. Но, к сожалению, не все познавательные проблемы связаны с «идолами пещеры». Существуют еще «идолы театра» — это такие ошибки, когда мы ссылаемся на авторитеты и верим во что-то только потому, что кто-то так сказал. С этими «идолами» разобраться довольно трудно, поскольку человеку удобно жить, прилагая наименьшее количество усилий, а избавление от этих ошибок требует вдумчивого, критического мышления. «Идолы рынка» — это результат того, что мы заимствуем какие-то слова у других в ходе общения, но не особо понимаем их смысл, а потому употребляем их только потому, что так говорить красиво и модно. Как указывает Ф. Бэкон, среди слов, которые мы используем, есть имена несуществующих вещей, т.е. имена, обозначающие что-то вымышленное, а также имена существующих вещей, но неясные и плохо определенные, и это особенно характерно для отвлеченных понятий6. Из-за смутности и неясности этих имен у нас возникают предрассудки, которые очень трудно искоренить. Но подобно тому, как после очищения зеркала от неприятных пятен остается еще неправильно отражающая свет изогнутость, так и в человеке есть еще четвертый вид «идолов» — «идолы рода». Среди них важное место занимает рассмотрение явлений природы по аналогии с деятельностью человека7. Бэкон выступает против телеологического рассмотрения вещей, то есть такого, которое ищет во всем, что происходит в природе, какую-то цель, вместо того, чтобы открывать неизменные законы. А именно поиск таковых — главная задача науки Нового времени.

Наверное, одним из наиболее ярких примеров отклика философии на культурную ситуацию своего времени является философия эпохи Просвещения (конец XVII — XVIII в.). Эта философия, зародившаяся в Англии, получила наибольшее распространение во Франции, и это было вызвано рядом исторических причин. Так получилось, что за 131 год французской истории с 1643 по 1774 гг. на престоле побывало только два короля — Людовики XIV и XV. Людовик XIV — поклонник абсолютной монархии, которому приписывают смелое заявление «Государство — это я», и Людовик XV, все время перекладывавший непосильную для себя ношу правления в чужие руки и руководствовавшийся другим, не менее известным, принципом «После нас хоть потоп!» (хотя эта фраза была сказана не им самим, а его фавориткой маркизой Помпадур, она очень точно отражает стиль его правления). На этом фоне неудачного правления второго из указанных Людовиков развивалась философия освобождения от предрассудков, которая чем дальше, тем больше, призывала к все более энергичной борьбе против них. Представители этой линии философии поняли очень важную вещь: не нужно оставлять философию на уровне отдельного круга избранных — ее нужно продвигать в массы. Так появилась «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» — огромный справочник, издававшийся с 1751 по 1772 г. (в 28 томах), к которому затем было добавлено еще несколько дополнительных томов. В нем отражались все достижения науки того времени. «Энциклопедисты» открыто критиковали прежнюю философию, все больше и больше склоняясь к материализму — позиции, которая пыталась все в мире объяснить на основе научных законов, не прибегая к Богу или невидимой духовной реальности. Очень многие просветители поучаствовали какое-то время в издании этой «Энциклопедии» — среди них были и Вольтер, и Ж.-Ж. Руссо, и П. Гольбах, но главным издателем на протяжении многих лет был Дени Дидро (1713—1774).

Не всегда использование того или иного философского учения происходит по тому плану, как это задумывал сам философ. Подобно тому, как создатели атомной бомбы вовсе не хотели тех последствий ее использования, которые наступили в дальнейшем, так и Руссо, по меткому замечанию Виндельбанда, «был вполне искренен, когда сам лично всегда с ужасом думал о всяком насильственном перевороте, и все-таки его сочинения более, чем всякие другие, подготовили французскую революцию»8. Большое влияние на революционные события оказало его сочинение «Об общественном договоре», в котором была выдвинута идея суверенитета, верховенства власти народа — это произведение вызвало мгновенную реакцию и во многом вдохновило идею республиканского переворота.

Развитие философских идей в Германии привело к формированию особого направления — немецкой классической философии (конец XVIII в.-первая половина XIX в.), куда входили И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель и Л. Фейербах. В появлении этого направления ключевую роль сыграл личностный фактор — влияние работ И. Канта (1724—1804), изданных в 1781—1790 гг. («Критики чистого разума», «Критики практического разума» и «Критики способности суждения»). И. Кант не только смог подытожить идеи предшествующих эпох (раннего Нового времени, Просвещения), но и совершил «коперниканскую революцию» в философии. Подобно Н. Копернику, изменившему представления о мире с геоцентрических на гелиоцентрические, И. Кант оказал огромное влияние на последующее развитие философской мысли9.

Какие главные проблемы стоят перед современной неклассической философией (середина XIX — XXI в.)? В неклассической философии происходит раскол — здесь уже нет одного или двух общепризнанных направлений, она распадается на множество различных течений. По поводу классификации этих философских течений идут споры, но одним из наиболее популярных является деление по принципу отношения к науке и научно-техническому прогрессу. Таким образом, выделяются сциентистские течения, выбирающие науку в качестве своего главного идеала, и антисциентистские, оспаривающие приоритет науки в духовной культуре. Источником подобного разделения стала дискуссия по поводу противоречивости научно-технического прогресса — неоднозначности его результатов, включающих как положительные (рост удобства жизни, развитие средств связи и т.п.), так и негативные последствия (загрязнение окружающей среды, угроза ядерной войны и т.п.).

Хотя сциентистские течения опираются на понятие научной рациональности, это понятие переосмысливается и отличается от представлений о нем, например, в Античности. Античная рациональность — это рациональность созерцательная, она пытается скорее понять мир, нежели его изменить. Современная же рациональность тесно связана с практикой, можно сказать, что она технологична. Наука сейчас не только познает мир, но и способствует преобразованию природы в особый мир человеческой цивилизации. Главную идею этого перехода к новому идеалу научной рациональности выразил Карл Маркс, сказав: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»10. Поняли это изменение и представители такого философского учения, как прагматизм. Согласно концепции прагматизма, истина имеет преимущественно практический смысл: если между двумя утверждениями нет никаких различий в их практических следствиях, значит, они говорят об одном и том же. Наука ценна постольку, поскольку эффективна, т.е. может способствовать удовлетворению потребностей человека. Рациональный идеал в настоящее время отстаивает и так называемая аналитическая философия, развивающаяся, прежде всего, в англоязычных странах. Под «аналитической философией» сегодня понимают группу разнообразных философских учений, использующих логический анализ языка, анализ словоупотребления для решения философских проблем. Одна из важнейших областей, интересующих современную аналитическую философию, — философия сознания. Исследование сознания сегодня — одна из крупнейших междисциплинарных научных областей, включающая нейробиологию (или нейронауку), психологию, физиологию, языкознание. Наиболее фундаментальные проблемы сознания (среди них ключевую роль играет проблема соотношения сознания и тела — mind-body problem) до сих пор требуют своего философского обоснования.

Если сциентистское направление в философии больше опирается на научную рациональность, то антисциентистское тяготеет к иррационализму. Идеи иррационализма в философии неклассической были заложены А. Шопенгауэром, одним из главных пессимистов в истории философии. Он утверждал, что миром правит иррациональная воля, которая слепа и лишена какой-либо разумной цели. Любая попытка, направленная на сохранение стремления жить (или «воли к жизни», как об этом говорил Шопенгауэр), приводит к страданиям. Хотя не все сторонники иррационализма поддерживают столь пессимистические идеи Шопенгауэра, все сходятся в одном — устройство мира не может быть объяснено только с помощью рациональной логики. Одним из ярких проявлений антисциентизма выступил экзистенциализм — учение, представители которого защищают утверждение, что существование человека первичнее его сущности. У человека нет заранее заданной сущности, определяющей его предназначение, — скорее он творит себя сам в процессе своей жизни, реализуя свободу выбора и неся полную ответственность за осуществляемые им решения.

3. Проблема возникновения философии. Мифологическое мышление

Прочитав этот параграф, вы узнаете:

1) отличительные черты мифа;

2) сходства и различия между мифологическим и философским мировоззрениями.

Если философия столь сильно связана с общим развитием культуры, то возникает и естественный вопрос о культурных предпосылках ее появления. Философии предшествовало мифологическое сознание. Многие представления и образы, которые имели мифологическую природу, затем нашли свое отражение и получили понятийное воплощение в философии.

Трудно дать строгое определение, что такое миф, но совершенно ясно, что для первобытных людей, для которых мифология была главным источником знаний о мире, он отличался от вымысла. По словам культуролога Мирча Элиаде, «в обществах, где миф еще жив, их члены проводят четкую грань, различающую миф — „сказание истинное“ — и те рассказы и сказки, которые они относят к сказаниям вымышленным»11. То, что миф не считался таким вымыслом, было связано как с особенностями его содержания, так и с той социальной ролью, которую он выполнял. Одной из главных задач мифа было объяснение существующего социального и природного порядка, но такое объяснение, которое стимулировало определенное поведение. Например, вера в то, что существуют не только добрые, но и злые духи подразумевала определенный ритуал «умилостивления» злых духов. В культурологии было множество споров о том, что является первичным — миф или ритуал, однако их взаимосвязанность между собой делает ответ на этот вопрос столь же трудным, сколь, вероятно, и бесполезным.

В сознании первобытного человека еще не существовало ясной понятийной картины мира — ему еще было недоступно научное познание. Но это отсутствие должно было чем-то компенсироваться — его подстерегало множество опасностей, и ему нужно было что-то, что направляло бы его действия. Очень важно отметить, что первобытный человек полагал, что природа слышит его, и это не просто наивность — он не мог иначе, поскольку он не отделял себя от природы. «Если природа слышит меня, значит, она имеет много общего со мной», — на этом положении строилось все первобытное мышление, хотя первобытные люди могли его и не осознавать ясно. Зачастую непроизвольно, человек переносил свои собственные качества на природные объекты. Так, в анимизме неживые предметы одушевляются и наделяются свойствами живого, а в тотемизме предмет-тотем, совершенно по виду несходный с людьми, оказывается покровителем рода или племени.

Миф различал два вида времени: то время, в котором мы с вами живем (эмпирическое время), и время, в которое был задан существующий ныне порядок (пра-время, или сакральное время). В мифах первобытные люди не свидетельствовали о том, что они лично пережили, миф не был их личной историей и не рассказывал о событиях эмпирического времени. Миф отсылал к другой проблеме — проблеме происхождения предметов. Эти предметы возникли так давно, что не могли быть рассмотрены первобытным человеком в рамках эмпирического времени. То, почему тот или иной предмет таков, заложил его «предок», который существовал в сакральное время. Этот предок задал определенный образец, который повторяется теперь постоянно.

Мы можем суммировать основные особенности мифа в пяти положениях:

1) Миф описывал реальность не в форме общих понятий, а в форме конкретных образов.

2) Миф — явление коллективное, а не индивидуальное.

3) Миф стремился к пониманию существовавшего природного и социального порядка, объясняя его через события, происходившие в сакральное время.

4) С помощью мифа человек искал гармонию с природой, что, в частности, проявлялось в перенесении на предметы своих собственных свойств.

5) Миф регулировал поведение и был тесно связан с ритуалом.

Какое воздействие миф оказал на философию, какие его черты философия отвергла, а какие — восприняла, возможно, видоизменив для своих нужд? Сразу нужно сказать: появление философии совсем не означало полного преодоления мифологического сознания, оно вовсе не исчезло и, более того, сопутствует нам по сей день. Например, немало людей и сегодня считают, что для достижения успеха в ряде случаев необходимо определенное «ритуальное» поведение. Если его не совершить, то эти люди полагают, что дела пойдут плохо и их постигнет неудача.

Философия не потеряла отдельных черт сходства с мифом. Как и миф, так и философия пытаются ответить на наиболее общие вопросы, связанные с миром, природой и человеком. Философия сохраняет интерес к проблеме происхождения вещей. Но философия смотрит на эти вопросы по-другому: на место мифологического образного мышления приходит язык специально созданных понятий, таких, как «бытие», «сущность», «действительность», «явление» и ряд других. Также, в отличие от мифа, для философии важно доказательство или обоснование собственных утверждений. Миф целиком принимается на веру — он сам считается доказательством самого себя. В философии же важное место занимает рефлексия. Рефлексию можно охарактеризовать как мысль, направленную на мысль, размышление над своими мыслями и состояниями. Допустим, что у нас, подобно раннему греческому философу Фалесу Милетскому, появляется мысль о том, что начало всех вещей — вода. Но для философа одной этой мысли недостаточно — приходит другая мысль, которая словно спрашивает: «А почему так, почему именно вода?» И здесь Фалес совершил интеллектуальный скачок, который отделяет философию от мифологии — он начал доказывать свое утверждение, приводить доводы в его пользу. Естественно, он мог указать на роль процессов сгущения (конденсации) или испарения в природе, отметить тот факт, что все живое нуждается в воде для своего существования. Кроме того, он жил в приморском городе Милете, и, можно сказать, вода окружала его. Этот пример иллюстрирует, что с самого начала своего существования философия стремилась найти причинное объяснение явлений.

4. Предмет, язык, метод и функции философии

Прочитав этот параграф, вы узнаете:

1) трудности, связанные с определением предмета философии, и возможные подходы к его определению;

2) отличие рациональной компоненты философии от ценностной;

3) что отличает язык философии;

4) важнейшие методы философского и научного исследования;

5) какие функции выполняет философия.

Предмет философии определить довольно трудно по нескольким причинам. Во-первых, философия стремится к целостности и всеобщности рассмотрения, не выделяя какую-то особую область реальности в качестве исключительного предмета своего изучения. Сегодня трудно найти что-то, что не могло бы быть исследовано философией: среди множества разделов философии существуют, например, философия кино, философия фотографии, философия спорта и т. д. Во-вторых, понимание предмета и ключевых вопросов в философии менялось (см. §2). В-третьих, специфику философии очень трудно уловить, ведь в ней есть отдельные черты как науки, так и искусства. Многие философские труды, например, диалоги Платона или «Мысли» Паскаля, — это еще и литературные труды.

На основании указанных трудностей, вряд ли будет продуктивным выделение в качестве предмета философии какого-либо заранее заданного объекта или объектов. Однако устоявшееся определение предмета философии как наиболее общих закономерностей развития природы, человека, общества и мышления просто перечисляет группу объектов, изучаемых философией (природу, человека и т.д.). Но почему существует только одна философия, а не отдельно — та, которая изучает природу, отдельно — та, которая изучает человека, и т.д.? Что объединяет философский интерес к столь разнородным объектам, кроме стремления выделить в них наиболее общие закономерности? Это подобно тому, как если бы химик — неорганик сказал бы, что он изучает свойства оксидов, кислот, оснований и других неорганических соединений, на самом деле он не изучает только лишь классы веществ по отдельности, но и взаимосвязь между ними, а также общие закономерности, которым все они подчиняются.

Однако возможен и другой подход к определению предмета философии. Предметом может быть не только какой-то отдельный объект или группа объектов, но и отношение между ними. На наш взгляд, именно этот второй подход к предмету философии будет более подходящим. Мы бы определили в качестве предмета философии взаимоотношение человека с миром в пространстве культуры. Философ не исследует мир отдельно от вопроса о положении человека в нем, он также не сконцентрирован исключительно на человеке, не пытаясь при этом построить определенную картину мира. Но для того чтобы задать вопрос о своем взаимоотношении с миром, человек должен выделиться из природы, перестать быть только природным существом. И эта, с одной стороны, граница, с другой стороны, почва для новых взаимоотношений, заключена в культуре. Через культуру человек может осознать свое новое положение по отношению к природе, в какой-то степени дистанцироваться от нее. Формируя культуру, человек перестает «общаться» с миром так, как он делал до этого. Он уже не является непосредственной частью этого мира, у него уже есть собственный дом, построенный благодаря его усилиям, — дом культуры, где ему лучше и удобнее. Важно отметить, что подлинная философия возникла именно тогда, когда человек почувствовал и осознал определенную дистанцию между собой и миром. Но далее он захотел заполнить эту «пустоту» и восстановить утраченное единство. Эта «пустота» заполнялась различными способами. В Античности человек видел свое единство с миром в наличии разума, поскольку и сам мир разумно устроен. В Средние века вопрос решался через тему устранения греха и установления царства Божьего. В эпоху Возрождения считалось, что человек является микрокосмом, т.е. он потенциально содержит внутри себя весь мир, и он может выразить это многообразие в своем творчестве. В эпоху Нового времени стала популярной идея подчинения, покорения природы — благодаря развитию человеческой цивилизации и науки природа окажется полностью под властью человека. Как бы ни отличались эти решения друг от друга, каждое из них коренится в одной общей проблеме — стремлении установить новую связь между человеком и миром взамен утраченной старой, возвращение к которой, по всеобщему согласию, является невозможным.

Ввиду такой сложности предмета, философия содержит как рациональную, так и ценностную (мировоззренческую) компоненту. Рациональная компонента идет от познания мира к человеку как его части, она пытается в большей степени установить всеобщие закономерности. Рациональная компонента стремится создать фундаментальную картину мира и на основании этой картины рассматривать положение человека в мире. Ценностная компонента направлена обратно — от человека к миру, интерпретируя мир с человеческой точки зрения. Поскольку этих интерпретаций может быть множество, ценностная компонента меньше сосредоточена на поиске фундаментальных идей. Рассмотрим, как возникают ценности. Так, для чужого человека ваша тетрадь для конспектирования лекций по философии — это обычная из многочисленных тетрадей. Для вас же это не так: в вашей памяти она вызывает многочисленные ассоциации — и то, как преподаватель вел лекции, и та обстановка, в которой это происходило, и те труды, которые вы вложили в изучение предмета. Поэтому для вас эта тетрадь — это не просто тетрадь, а тетрадь, наполненная множеством смыслов, которые вложили в нее именно вы, а не кто-то другой. Вот именно тогда, когда мы «оживляем» предметы, вкладываем в них смысл, тогда возникают ценности.

Каждый человек, только начинающий изучать философию, обычно сталкивается со сложностью языка философии. Действительно, следует признать, что вначале довольно сложно постичь такие понятия, как «экзистенция»12, «трансцендентальный»13, «трансцендентный»14. Однако философское мышление не состоит только из этих понятий — оно широко привлекает и обыденный опыт. Яркий пример — диалоги Платона, где сложнейшие философские вопросы иллюстрируются с помощью образов ремесленников, ткачей, кузнецов и даже ряда неодушевленных предметов повседневного обихода. Для философии очень часто характерна поэтическая, метафорическая форма выражения (такое философское произведение, как «О природе вещей» Лукреция вообще написано целиком в стихах). Некоторые философы прибегают к афористической манере выражения: целое произведение строится как ряд отдельных фрагментов — афоризмов. Философу, как и филологу, приходится очень внимательно относиться к словоупотреблению. Но если у филологов это в основном вызвано целями красоты и чистоты стиля, то у философа на это есть и объективные причины. Многие термины, которые он употребляет, имеют достаточно неопределенное, размытое значение, и философ, начиная свою работу, просто обязан уточнить, что он под ними подразумевает.

Метод философии определяет то, как философ работает, то, как он постигает свой предмет. Философия, как верно утверждали Платон и Аристотель, начинается с удивления — философии нечего делать там, где все предсказуемо и изначально ясно. Она находится там, где задают вопрос: «А почему так, а не иначе?» Это удивление вдохновляет весь процесс философского познания. Двигаться к своим результатам (а этот способ движения и есть метод) философ может двумя главными путями — дедуктивным и индуктивным. Дедукция — это нисхождение от общих положений к частным выводам. Общие положения, которые, как правило, постигаются интуитивно, не обосновываются другими положениями, но сами обосновывают все остальное. Но поскольку философия не терпит ничего, что принимается слепо, то общие положения также обосновываются, но обосновываются, исходя из своей внутренней природы (то, что называют самообоснованием). Индуктивный путь — это путь восхождения от частного к общему. Общие положения в таком случае не определены с самого начала, до них еще нужно дойти путем доказательств. Другими методами, которыми активно пользуются философы, являются анализ и синтез. Анализ — это мысленное разложение понятий на части. Например, в понятии юриспруденции как науки заложены гражданское, уголовное, трудовое и другие виды права. Или философский пример: в понятии изменения Аристотель выделяет четыре составляющих:

1) возникновение-уничтожение;

2) количественное изменение (рост-убыль);

3) качественное изменение (переход из одного состояния в другое);

4) перемещение.

Философия также пользуется таким методом, как синтез — объединение понятий в единое целое. Философия очень широко применяет синтез, поскольку она пытается подняться до наиболее общих, предельных понятий, таких как «бытие», «сущность», «возможность», «действительность» и ряд других. Помочь добраться до таких понятий ей помогает и другой метод — метод абстрагирования. Абстрагирование — это мысленное отвлечение от тех свойств, которые являются несущественными для данного рассмотрения. Например, когда мы пытаемся понять характер человека, мы отвлекаемся от его цвета глаз, формы носа и ряда других внешних признаков. Философ постоянно отвлекается от рассмотрения добавочных, случайных признаков, чтобы выделить существенные свойства предмета. Методы индукции, дедукции, анализа, синтеза, абстрагирования являются не только методами, присущими философии, но методами, широко применяемыми в познании в целом.

К важнейшим методам философии также следует добавить диалектический и герменевтический. Диалектический метод предполагает изучение своего объекта в развитии, а поскольку объект сам развивается, то и мысль о нем также не находится в застывшем состоянии. По словам одного из диалектиков немарксистского направления Ж. Гурвича, «диалектика — это в самом деле скорее путь, чем конечная станция». Диалектический метод противопоставляется метафизическому, который рассматривает объект как статичный, односторонний, поэтому метафизика настаивает на жестко определенном взгляде на него. Метафизика не терпит противоречия, диалектика относится лояльно к нему, поскольку рассматривает противоречие как источник развития.

Герменевтический метод связан с истолкованием объектов, которые рассматриваются как уникальные, и применим также в ряде гуманитарных наук, особенно в истории. Поначалу герменевтика была искусством толкования священных текстов, прежде всего, Библии, но затем она приобрела более общий характер. Это было связано с разграничением гуманитарного и естественнонаучного познания. Объекты естественнонаучного познания, как правило, не рассматриваются как уникальные (например, биолог, изучающий дельфинов, как правило, абстрагируется от конкретных свойств данного наблюдаемого дельфина и пытается вывести общие закономерности), оно скорее направлено на поиски всеобщих законов, нежели на выявление индивидуальных особенностей. Гуманитарное познание, напротив, рассматривает объекты преимущественно как уникальные. Уникальны «Илиада» Гомера как литературное произведение, Великая Французская революция как историческое событие и т. д. Их нельзя объяснить только из чего-то общего, недостаточно просто сравнить их с чем-то другим, их возможно понять лишь путем проникновения как бы «внутрь» объекта. Для этого нужно ясно осознавать условия, в котором писалось то или иное произведение или происходило то или иное событие, мотивы действующих лиц и ряд других моментов. Но здесь есть важный момент: герменевтика не возвращает прошлое в чистом виде, как все это происходило, герменевтика интерпретирует прошлое с позиции человека настоящего. Поэтому очень часто в одном и том же произведении искусства люди разных времен видят разные стороны и обнаруживают все новые и новые грани. Герменевтический взгляд присущ ценностной, мировоззренческой компоненте философии, поскольку здесь человек интерпретирует мир, истолковывает его, вкладывает в него соответствующий смысл. Таким образом, герменевтика — это метод понимания объекта не на основе общих законов, а на основе его внутреннего своеобразия.

Поскольку философия — это определенный вид мыслительной деятельности, она наделена множеством функций. Обычно выделяют две группы функций философии: мировоззренческие и методологические. Главная задача мировоззренческих функций — построение всеобщей картины мира и выработка ценностей и идеалов. Среди мировоззренческих функций — объяснительно-информационная (философия направлена на разработку мировоззрения, соответствующего современному развитию науки и требованиям эпохи), социально-аксиологическая (разработка идеалов и ценностей), воспитательная (помогает выработать необходимые навыки мышления, умение видеть скрытые связи, относиться критично к любому утверждению), гуманистическая (найти место человека в мире, его смысл жизни). Но философии отведена еще и важная методологическая роль. Во-первых, философия стимулирует научное знание и создает почву для новых открытий (эвристическая функция). Причем это влияние часто очень опосредованно и прямо не следует из той или иной философской идеи. Кто мог, например, заранее предположить, что на открытия Галилея и Кеплера повлияют идеи платоновского диалога «Тимей», а на формулировку Нильсом Бором «принципа дополнительности» — взгляды китайских философов о взаимопроникновении «инь» и «янь»? Философия выполняет и интегративную функцию — она как бы подводит итог всем достижениям науки и культуры. Эту особенность философии удачно отметил Гегель в своем высказывании: «Сова Минервы вылетает в сумерки». Минерва — это латинская богиня мудрости, наподобие греческой Афины. В этом высказывании Гегель имеет в виду, что только после того, как в течение «дня» все, кто мог, поработали, будь то ученые, литераторы, художники, — затем приходит философия и объединяет их частные знания в единое целостное знание. К методологическим функциям следует отнести и теоретико-познавательную. Философия размышляет над самим процессом познания, открывает его главные законы, методы и формы.

5.Структура философского знания

Прочитав этот параграф, вы узнаете названия важнейших разделов философии и что они изучают.

В структуру философского знания обычно включаются следующие разделы:

1) история философии — изучение философских идей в их историческом развитии;

2) онтология — учение о бытии, мироустройстве и способах и закономерностях существования вещей;

3) теория познания (гносеология) — учение о познании, о его структуре, методах, законах и формах;

4) философия науки (эпистемология) — отдельный раздел гносеологии, исследующий основные закономерности научного познания;

5) логика — учение о формах и законах правильного мышления;

6) философская методология — раздел философии, изучающий методы познания;

7) аксиология — учение о ценностях;

8) социальная философия — учение об обществе и историческом развитии человека;

9) философская антропология — учение о человеке и его месте в мире;

10) этика — раздел философии, исследующий мораль и нравственность;

11) эстетика — область философии, исследующая прекрасное и искусство как форму осмысления мира.

Примечания

1

Аристотель, Р. Декарт, Д. Юм.

2

Историки обычно называют 476 г. н.э. — дату падения Западной Римской империи — завершением эпохи Античности. Однако платоновская Академия, одна из наиболее влиятельных философских школ Античности, просуществовала до 529 г. н.э.

3

Историки обычно называют Средними веками эпоху с V в. н.э., однако один из периодов средневековой философии, патристика, начинается со II в. н.э.

4

Бэкон Ф. Сочинения в 2 тт. Т. 2. С. 19.

5

Бэкон Ф. Сочинения в 2 тт. Т. 2. С 25.

6

Там же.

7

Бэкон Ф. Сочинения в 2 тт. Т. 1. С. 308.

8

Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 1. От Возрождения до Просвещения. С. 449.

9

Среди наиболее важных достижений И. Канта следует выделить два: во-первых, он показал, что ни один закон природы не может быть взят из простого наблюдения, все они получаются в результате творческой активности ученого; во-вторых, наш разум важен не столько в теоретическом смысле — как инструмент познания, сколько в практическом — как законодатель, устанавливающий моральные нормы.

10

К. Маркс. Тезисы о Фейербахе. 11-й тезис.

11

Элиаде М. Аспекты мифа. С. 18.

12

Экзистенция (от лат. existentia) — переживаемое человеком собственное существование. Подлинная экзистенция указывает на то, что человек может задавать вопросы по поводу смысла своей жизни, создавать определенный образ своего будущего и стремиться к его воплощению.

13

Трансцендентальный — являющийся всеобщим субъективным условием нашего познания. Б. Рассел сравнивал трансцендентальное с призмой, посредством которой мы смотрим на мир.

14

Трансцендентный — выходящий за пределы, недоступный познанию или, по крайней мере, его обыденной форме.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я