Год ресурсов. Серия «От практика к практику»

Анна Мирцало

В сборник вошли авторские публикации статей и постов, опубликованные на страницах группы «От практика к практику» в 2019 году, который объявлен «Годом ресурсов». Сборник содержит описание 23 упражнений и техник, направленных на активизацию и восстановление ресурсного потенциала личности, методическую разработку семинара-практикума «Время как ресурс: как организовать время жизни» с описанием плана и хода проведения занятия, рабочую тетрадь участника и ссылки на слайды презентации в формате pptx.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Год ресурсов. Серия «От практика к практику» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Работа с установками клиента с использованием метафор

3 февраля 2019 г.

***

Когда человек декларирует одно, а делает другое, его поведением управляет некая установка. Установка — это определенное состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека. Установки выполняют ряд функций: обеспечивают защиту «Я» и ценности личности (примером проявления могут служить явления расизма, национализма); регулируют взаимоотношения (через установку на принадлежность человека к «своим» или «чужим»); способствуют адаптации к условиям среды; организуют процесс получения знаний (проявляются в установках личности на развитие или данность).

Установки тесно связаны с убеждениями, но нет единого мнения относительно характера взаимосвязи: одни исследователи считают, что установки определяют убеждения, другие, наоборот. Но факт остается фактом — убеждения и установки связаны с ценностями и вырастают из них. Установка — это то, на чем фокусируется человек и на что он направляет свои жизненные силы. Убеждение — это некое объяснение, аргументация, декларация того, почему он делает это. Например, за установкой на развитие стоит убеждение в том, что интеллект можно развить; за установкой на взаимодействие (общение) с детьми может стоять убеждение — «хорошая мать много проводит времени с детьми»; за установкой доводить все дела до конца может стоять убеждение — «нормальный человек все доводит до конца». Различные убеждения формируют различные модели поведения. Связь между убеждения, установками и поведением иллюстрирует рисунок 2.

Иллюстрация 2. Связь ценностей, убеждений и установок

Каким образом изменить установку? Задача коуча/психолога — обратить внимание на расхождение между тем, что человек заявляет, декларирует и как он действует в конкретной жизненной ситуации: «Как согласуется одно с другим?», «Что скажете об этом?», «И как долго ты собираешься жить с такой рассогласованностью, когда говоришь одно, а делаешь другое?», «И что дает тебя такая жизнь?», «Как это отражается на твоих отношениях с окружающими»? Специалист обращает внимание на эти нестыковки, фиксирует внимание клиента на них, а клиент уже сам принимает решение, что же делать с этими установками.

Одним из способов работы с установками являются метафоры. Метафоры — это двери выхода за пределы убеждения, установки, взгляда… Цель: обойти сознательный анализ и обратиться к бессознательному опыту.

Работа с метафорой может строиться по двум направлениям:

1. Работа с метафорой (или аналогией), которую предложил клиент

2. Работа с метафорой, которую предложил коуч

При работе с метафорой клиента важны два момента:

1. Конкретизировать содержание метафоры: «Что значит для тебя… (образы из метафоры клиента)?», «Кто ты в этой метафоре?», «Как ты себя чувствуешь, когда… (образы из метафоры клиента)?»

2. Соединить с решаемой задачей: «Как поможет тебе в достижении цели/ решении задачи?»

Пример работы с метафорой клиента «гири на ногах»:

1. «Что вы имеете в виду, когда говорите о гирях на ногах?»,

2. «Что вы при этом чувствуете?»,

3. «Кто вы в этой метафоре?»,

4. «Кем вы себя чувствуете, когда говорите о гирях на ногах?»,

5. «Что хочется сделать с этими гирями?»,

6. «Что в вашей жизни вы называете гирями?»,

7. «Что вы можете сделать, чтобы они перестали тянуть и тормозить вас?».

При работе с метафорой коуча/психолога составляющими метафоры выступают:

— Сходство с ситуацией клиента (например, рассказ о…, история про…). Для этого коуч/психолог использует заход через приглашение на территорию клиента, например, через вопрос: «Интересно ли тебе послушать историю, которая чем-то схожа с тем, что ты говоришь? Мне кажется, что она будет полезна для тебя».

— Наличие решения

— Соединение с ситуацией клиента через вопросы: «Чем эта история может быть полезна тебе?», «Как можешь применить ее для решения своей ситуации?»

А какая метафора, коллеги, отражает вашу установку на предстоящую рабочую неделю?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Год ресурсов. Серия «От практика к практику» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я