Актриса Лионелла Баландовская всегда мечтала сыграть на театральной сцене в постановке Чехова. И вот шанс представился – пьеса «Дядя Ваня», у Лионеллы одна из главных ролей. Однако не все так просто в провинциальном театре, куда пригласили Баландовскую. Небольшую труппу раздирают внутренние конфликты и противоречия, и, конечно, никто из местных не обрадовался приезду столичной звезды. А потом случилось непредвиденное: во время спектакля по гоголевскому «Вию» гроб с панночкой, летающий над сценой, сорвался с тросов и упал, актриса Карина Кропоткина погибла. И это уже не первый трагический случай в театре: за много лет до этого умерла другая служительница Мельпомены, молодая красавица Раиса Снегина. Именно ее призрак, как считают старожилы театра, с тех пор преследует актрис. Муж настойчиво уговаривает Лионеллу все бросить и вернуться домой, но она не намерена отступать и готова принять участие в расследовании и нового, и старого преступления…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Убийство в декорациях Чехова предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Все персонажи и события романа вымышлены,
любые совпадения случайны…
© Князева А., 2020
Глава 1
Не так, как хотелось
В первых четырех рядах зрительного зала плечом к плечу сидела труппа областного драмтеатра. Все слушали и смотрели на сцену, где, расхаживая, выступал худрук Виктор Харитонович Магит. Это был крупный пятидесятилетний мужчина в очках и с лысиной, окаймленной рыжими волосами.
— Нашему коллективу есть чем гордиться. В прошлом году труппа дала триста пятьдесят представлений, их посмотрело сто тысяч зрителей. С гастрольными спектаклями театр путешествовал по области, играл в Москве и других городах России. Это, так сказать, подведение итогов. Теперь поговорим о том, что ждет нас впереди. Новый сезон, как вы знаете, открывается завтра спектаклем по повести Гоголя «Вий». Должен заметить, что в нынешнем году труппу театра ждут серьезные вызовы.
Зайдя в световой круг, Магит прикрыл ладонью глаза и помахал осветителю:
— Гена! Свет убери!
Прожектор глухо пыхнул, и световой круг угас.
— Спасибо… — Виктор Харитонович продолжил: — В начале декабря нас ждет премьера. Признаюсь, выбор пьесы Чехова «Дядя Ваня» дался мне нелегко. Жизнь нынче тяжелая, и люди хотят развлечений. Но мы-то с вами знаем, что одна из важнейших задач театра — воспитание зрителя. Нам нужно показать, что классика так же интересна, как и современное искусство.
Из-за кулисы послышалась реплика помрежа, усиленная микрофоном:
— Зритель хочет мюзиклы…
— В нашем репертуаре мюзиклы есть! — живо отреагировал Магит. — Пора замахнуться на вечное! Режиссуру спектакля я беру на себя. Концепция постановки такова: сосредоточиться на смыслах и восприятии, никаких громоздких декораций и сложных решений. Задача заключается в том, чтобы найти причины, по которым события, описанные Чеховым, могли бы произойти сегодня, и чтобы при этом со сцены не пахло нафталином.
— Когда будет распределение ролей? — спросил кто-то из зала.
— Актерский состав утвержден. Приказ сегодня будет висеть на доске. — Магит приложил руку ко лбу и вгляделся в зал: — Завтруппой! Терехина здесь?!
— Здесь! Здесь!
— Слышали? После собрания приказ должен быть на доске!
— Слышу! Слышу!
Из первого ряда поднялась примадонна Петрушанская, статная дама лет сорока восьми.
— В пьесе «Дядя Ваня» всего восемь действующих лиц.
— Ну почему же… Там есть девятый персонаж.
— Кто?
— Работник.
— Шутить изволите? — холодно улыбнулась примадонна. — Лучше скажите: что будут делать остальные?
— Присядьте, Зинаида Ларионовна. — Магит указал ей рукой.
— Ничего, я постою.
— Ну вот всегда вы так, уважаемая.
— Как?
— Всегда в оппозиции.
— Я задала конкретный вопрос. Прошу объясниться. Что в этом сезоне будут делать артисты, не занятые в вашей постановке?
— Ответ очевиден: они будут играть репертуарные спектакли и бенефисы.
— Это все?
— В ближайшее время поставим что-нибудь массовое, с большим количеством возрастных ролей.
Упоминание о возрасте, казалось, не уязвило Петрушанскую, но она была хорошей актрисой и умела скрывать свои чувства.
— Надеюсь, это не будет «Чиполлино», Графиня-вишенка — отнюдь не мое амплуа.
— Зачем же «Чиполлино»? Возможно, поставим Робера Тома. Почему бы нет? Давно о нем говорим… — расчетливо бросил Магит.
— «Восемь женщин»? — вздрогнула Петрушанская. — Вы серьезно?
— А что вас так взволновало? Хотите сыграть Габи?
— Отнюдь нет. — Зинаида Ларионовна горделиво вздернула подбородок: — Рассчитываю на роль Пьеретты.
— Ну хорошо! Об этом потом! — Виктор Харитонович сменил тему: — Сейчас хочу представить вам нового члена труппы, актрису из Москвы Лионеллу Баландовскую. Прошу любить и, как говорится, жаловать. — Он спустился в зал и, продолжая говорить, зашагал по проходу к одиннадцатому ряду, где в темноте сидела Лионелла. — Руководство театра пригласило ее на роль Елены Андреевны, жены профессора Серебрякова. Она любезно согласилась. Надеюсь, все слышали о сумасшедшем успехе Лионеллы Павловны после премьеры фильма «Варвара Воительница».
Сидевшие в передних рядах обернулись, чтобы рассмотреть столичную «диву». Глухо пыхнул прожектор, осветив Лионеллу, и она приветственно помахала.
Виктор Харитонович любезно поцеловал ее руку.
— Добро пожаловать в творческий коллектив.
— Спасибо.
— Надеюсь, вам здесь понравится. Люди у нас хорошие.
— Надеюсь.
Из глубины «творческого коллектива» послышался женский ропот:
— Своих актрис нечем занять… Зачем везти из Москвы?
Магит вытянул шею и вгляделся в партер:
— Я все слышу, Кропоткина! После собрания зайдите ко мне в кабинет. Хотите высказаться — там поговорим! И предупреждаю! Завтра в одиннадцать утра первая читка «Дяди Вани». Тех, кто занят в постановке, прошу не опаздывать!
— Виктор Харитонович! — в динамиках прозвучал голос помрежа. — Пришел сотрудник ДПС.
— Что ему надо?! — крикнул Магит.
— Он спрашивает: чей «Бентли» припаркован на пешеходной дорожке в сквере?
— У нас никто не ездит на «Бентли»!
Лионелла вступила в центр светового круга и громко заявила:
— Это моя машина!
В зале повисла тяжелая пауза, по истечении которой Лионелла углубила трещину между собой и творческим коллективом:
— Скажите водителю, он переставит.
Тишина сменилась тихим многоголосьем, в котором различались отдельные фразы:
— На «Бентли»… С водителем… Барыня приехала, долой шапки, холопы…
— Прошу вас, пройдемте. — Виктор Харитонович взял Лионеллу под руку и буквально вывел из зала. В кулуаре зашептал громким шепотом:
— В самом деле, нельзя же так, драгоценная.
— В чем дело? Я сказала: в автомобиле сидит водитель.
— Вы приехали на «Бентли». Это нескромно. Зачем же дразнить гусей? Здесь вам не Москва. Актеры получают небольшие зарплаты, а тут вы на своем «Бентли», да еще с водителем. Вас уже невзлюбили, зачем же усугублять?
— Сами сказали, что люди у вас хорошие, — заметила Лионелла.
— Голубушка, не до такой же степени. Вы что? Не служили в театре?
— Нет, никогда.
— Тогда вам придется туго.
— Я так не думаю.
— Поверьте мне, я стреляный воробей. При мне в этих стенах разыгралось много трагедий. Здесь все едят всех. Не успеете оглянуться, как в вашу ногу или, того хуже, филейную часть вопьются чьи-нибудь зубы. Разумеется, я выражаюсь фигурально.
— Что же мне делать?
— Избавьтесь от машины. Скажите водителю, чтобы возвращался в Москву.
— И как, по-вашему, я буду передвигаться по городу?
— Где вы остановились? — спросил Виктор Харитонович.
— За городом. В пятнадцати километрах. Помощник мужа снял для меня особняк.
— Дражайшая! Умоляю, не говорите об этом в коллективе… — Магит перешел на трагический шепот. — А лучше переезжайте в гостиницу, поближе к театру. Так будет меньше разговоров. — Он огляделся и прислушался. — Теперь мне нужно вернуться в зал.
— А мне?
— Вы лучше уходите. И не опаздывайте завтра на читку.
— Я помню: в одиннадцать.
— Учтите, что любую вашу оплошность будут рассматривать под лупой и вынесут на всеобщее обозрение.
— Я буду осторожна.
— И не заводите друзей. Доверительность сослужит вам дурную службу.
— Постараюсь быть отстраненной.
— Отстраненность спишут на столичную «звездность».
— Да, вы со всех сторон меня обложили!
— Не я, а творческий коллектив. Но у вас есть шанс все исправить.
В вестибюле Лионеллу встретил сержант дорожно-патрульной службы:
— Нехорошо, гражданочка, оставлять транспортное средство на пешеходном тротуаре. Придется платить штраф. Что ж у вас, в Москве, все так паркуются?
— При чем здесь Москва? — спросила Лионелла.
— Номера на автомобиле московские.
— А вам это не нравится?
— Я при исполнении! Идемте к машине!
Водителя в салоне «Бентли» не было, он прибежал спустя минуту, бледный от пережитого испуга:
— Простите, Лионелла Павловна! Всего на несколько минут отлучился по нужде.
— Предъявите водительское удостоверение и документы на транспортное средство! — прикрикнул сержант.
— Сейчас… сейчас… — Водитель достал бумажник.
Вскоре мужчины отправились к патрульной машине, а Лионелла уселась в «Бентли» и позвонила помощнику мужа:
— Снимите мне номер в гостинице. Где? Поближе к театру. На сколько? Так же, как особняк, — месяца на три.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Убийство в декорациях Чехова предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других