Актриса Лионелла Баландовская всегда мечтала сыграть на театральной сцене в постановке Чехова. И вот шанс представился – пьеса «Дядя Ваня», у Лионеллы одна из главных ролей. Однако не все так просто в провинциальном театре, куда пригласили Баландовскую. Небольшую труппу раздирают внутренние конфликты и противоречия, и, конечно, никто из местных не обрадовался приезду столичной звезды. А потом случилось непредвиденное: во время спектакля по гоголевскому «Вию» гроб с панночкой, летающий над сценой, сорвался с тросов и упал, актриса Карина Кропоткина погибла. И это уже не первый трагический случай в театре: за много лет до этого умерла другая служительница Мельпомены, молодая красавица Раиса Снегина. Именно ее призрак, как считают старожилы театра, с тех пор преследует актрис. Муж настойчиво уговаривает Лионеллу все бросить и вернуться домой, но она не намерена отступать и готова принять участие в расследовании и нового, и старого преступления…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Убийство в декорациях Чехова предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3
Закулисье
Как ей показалось, она чересчур поспешно вышла из репетиционного кабинета. Но, если бы Лионелла могла видеть себя со стороны, ей бы понравилось: она вышла уверенно и спокойно.
Спустившись по лестнице, Лионелла вошла в темную анфиладу кулуаров. В голове в такт шагам звучали слова Магита: «У нас не складывается… не складывается… не складывается…»
На карту было поставлено многое: актерское мастерство и вся ее жизнь, казавшаяся теперь пустяком. Что ни говори, а в сорок два года осознавать такое было непросто.
За ее спиной раздался басовитый мужской голос:
— Та самая звезда…
Лионелла обернулась и поискала глазами того, кто произнес эти слова. Из темноты кулуара выступил высокий, ладно скроенный бородач:
— Далекая и манящая…
— Вы про меня? — уточнила она.
— Да.
— Считаете это романтичным?
— Что именно?
— Такой способ самоподачи.
— Не понравилось? — Он подошел ближе.
— Вы меня знаете, но я-то вас — нет.
— Мое упущение, — он протянул руку ладонью вверх и, когда она вложила в нее свою, запечатлел на ней поцелуй. — Платон Васильевич Строков. Можно просто — Платон. Позволите вас называть Лионеллой или Лионеллой Павловной?
— Как больше нравится. — Она чуть заметно улыбнулась: — Значит, будете играть роль Войницкого?
— Так точно. С Астровым уже познакомились?
— Мезенцев в отличие от вас участвовал в читке.
— Жалею, что не мне досталась его роль. — Строков деликатно взял ее под руку и повел по анфиладе. — Но что поделать… Секс-символ тоже не я.
— Если честно, ничего особенного в вашем секс-символе я не заметила.
— Только не говорите ему об этом.
— Делите роли?
— С Мезенцевым? Как и в любом другом театре. Новых постановок — раз-два и обчелся. А играть все же хочется. Да что я вам говорю? Вы же актриса.
— Из погорелого театра, — усмехнулась Лионелла. — Так сегодня меня назвала Кропоткина.
— Не обращайте внимания. Кропоткина — злобная и скандальная баба.
— Я это заметила, — сказала она. — Где здесь выход на сцену?
— Идемте…
Строков вывел ее на лестницу, они пробрались через металлическую дверь, и через минуту Лионелла вышла на сцену:
— Как же я люблю, когда все вот так: безлюдно, темно и тихо.
Строков продолжил:
— А в зале бархатная полутьма, и — ни звука… Так бы разбежаться и прыгнуть туда, как в бездонную пропасть.
— Монолог из какой-то пьесы? — спросила она.
— Только что родилось. Рядом с вами я становлюсь романтиком.
Лионелла зашла в кулису и вдруг отпрянула:
— Что это?!
— Гроб. Через три часа начнется спектакль, и в него ляжет Панночка. — Наблюдая за ней, Строков воскликнул: — Но вы-то зачем?!
Она шагнула в гроб и улеглась, как полагается, скрестив руки на груди:
— Всегда хотела понять, каково это — лежать в гробу.
— Вы сумасшедшая…
— Я — актриса. Гроб будет летать по воздуху?
— Будет, и на приличной высоте. Потрогайте, там по бокам есть крепления, к которым прикручена страховка и тросы. Нащупали?
— Здесь есть какой-то крепеж.
У Строкова зазвонил телефон, он ответил и, прежде чем уйти, предупредил Лионеллу:
— Простите, я на минуту…
В темноте, лежа в гробу и слушая удалявшийся говор Строкова, Лионелла немного испугалась, но из-за кулис послышался стук каблуков и прозвучал голос Кропоткиной:
— Сегодня гримируюсь в большой гримерке.
— С чего это вдруг? — спросил второй женский голос.
— В моей зеркало треснуло.
— Это не к добру.
— Тьфу-тьфу! Типун тебе на язык.
— А что опять с Костюковой? Тебе еще не надоело выходить на подмены?
— Если бы о подмене попросил кто-то другой, я бы отказала. Но этому человеку я не могу отказать. — Продолжая разговор, Кропоткина проронила: — Не понимаю, для чего ее притащили.
— Провинциальному театру нужны громкие имена.
— Боже мой! Лионелла Баландовская! И это громкое имя? Она же двадцать лет не снималась, жила, как попугай, в золотой клетке.
— Окажись ты в такой клетке, была бы на седьмом небе от счастья. Не знаешь, кто у нее муж?
— Какой-то миллиардер.
— А ведь посмотреть — ни рожи, ни кожи.
Лионелла представила себе, как эффектно могла бы «восстать» из гроба и перепугать этих дурех, но ей хотелось дослушать.
Тем временем разговор актрис продолжался:
— И кстати, зовут ее не Лионелла, а Маша, — сказала Кропоткина. — Имя и фамилию придумали в молодости, когда она снималась в первых трех фильмах.
— Имея мужа-миллиардера, ехать в нашу дыру? По-моему, это глупо.
— Договор заключен на одну постановку. Три месяца репетиций, потом один спектакль в две недели.
— Зачем это ей нужно? При ее-то деньгах!
— Не волнуйся: два раза в месяц ее привезут на «Бентли».
— Господи… Хоть бы день пожить как она.
— Но ты еще не знаешь самого главного…
— Ну, говори.
— На самом деле Баландовская приехала сюда не за этим.
— Я не понимаю…
Лионелла задержала дыхание, чтобы никак не обнаружить себя и выслушать последние новости. Желание встать из гроба осталось нереализованным.
— Она приехала, чтобы втайне от мужа встречаться с любовником! Об этом говорит весь театр.
— Не может быть! Любовник наш? Городской?
— Москвич, художник, приглашен оформлять спектакль.
— Тот самый красавчик?
— Кирилл Ольшанский, внук кинорежиссера.
— Ну и как это называется?! Кому-то все: и миллиардер, и любовник. А кому-то муж-алкоголик и комната на подселение три на четыре.
— Тебе нужен любовник? Ну так заведи его, дело недолгое.
— Разве дело в любовнике? Я в общем говорю. О несправедливости жизни…
Актрисы пересекли темную сцену и вышли в коридор, ведущий к гримеркам.
— Вы здесь? — Из-за кулисы появился Строков и подал ей руку: — Давайте я помогу.
Лионелла встала из гроба и, сделав несколько шагов, попросила:
— Уйдемте отсюда.
Он взял ее под руку, повел за собой. Вскоре они оказались за сценой в запаснике, где хранились жесткие декорации для репертуарных спектаклей. Здесь было темно, в начале и в конце прохода светились тусклые пожарные фонари типа «плафон».
Они остановились у надгробия, на котором стояла бутафорская статуя Командора.
— Вы только посмотрите… — Лионелла зябко поежилась. — У вас и здесь кладбищенская тематика.
— Это из «Каменного гостя», — сказал Строков. — У нас два года идет этот спектакль.
— Да-да… Я видела репертуарный план.
— Если хотите знать, призраков в театре и без Командора хватает.
— Это шутка?
— Вовсе нет.
— Вы серьезно? — заинтересовалась Лионелла.
— Еще как!
— Ну так расскажите.
Строков многозначительно усмехнулся:
— Идемте на свет. Здесь вам будет страшно.
— Да бросьте же вы страх нагонять… Итак? Говорите.
— Знаете, что в нашем театре четвертый год идет «Вий»?
— Ну да. Иначе откуда бы взялся гроб.
— Так вот, четыре года назад после премьеры «Вия» стал являться призрак.
— Чей? — с улыбкой спросила Лионелла.
— Да кто ж его знает. Он не представляется.
— При вас такое случалось?
— Актеры после ночных прогонов его видели.
— А вы? — спросила Лионелла.
— Видел, — помедлив, ответил Строков. — Но только один раз.
— Где?
— Здесь.
— Шутите? — Лионелла недоверчиво оглянулась.
— Нет. Не шучу. — Строков отступил назад и вытянул руку. — Я стоял там и курил.
— А разве здесь можно?
— Нельзя, но мы иногда курим. Так вот… Стою, курю и вдруг краем глаза улавливаю: в темноте, за бутафорской колонной, движется что-то…
— Что-то или кто-то?
— Ну вроде тень или человек какой-то движется. Поворачиваю голову — и правда вижу белое пятно.
— Человек?
— Не то чтобы во плоти, а в дымке какой-то, будто плывет.
— Что было потом?
— Проплыл в тот угол и растворился за декорациями.
Лионелла посмотрела туда, куда показывал Строков.
— Вы меня напугали, — сказала она и быстрым шагом направилась к лестнице.
— А я вам говорил!
У лестницы Лионелла остановилась у высоченной металлической двери.
— Что здесь?
— Не догадываетесь?
— Я не театральный человек.
— За этой дверью рисуют декорации: задники, интермедийки и прочее. Хотя теперь все реже и реже. На смену старой доброй малярной кисти пришла электроника. По мне, так все эти картинки — чистая мертвечина. — Строков уперся руками в дверь и сдвинул ее ровно на столько, чтобы можно было пройти:
— Прошу вас.
Лионелла вошла в огромное помещение с высокими потолками и прищурилась: яркий свет буквально бил по глазам. Различив мужскую фигуру на верхней галерее, она скорее почувствовала, чем увидела, что это Кирилл.
— Видите человека наверху? — спросил Строков. — Это художник. Чтобы видеть декорацию в целом, он влезает на галерею и смотрит, что нужно исправить.
— Мы знакомы, — сказала Лионелла и окликнула: — Кирилл!
Он обернулся и, увидев ее, быстро спустился вниз:
— Рад тебя видеть.
— Я тоже.
Кирилл протянул руку Строкову.
Тот ответил рукопожатием и, улыбнувшись, заметил:
— Мне говорили, что вы знакомы.
— Тысячу лет, — ответил Кирилл и, обратившись к Лионелле, спросил:
— Давно приехала?
— Только вчера. Ты знал, что я занята в спектакле?
— Магит рассказал.
— Что же не позвонил?
— Зачем?
— Ну да… — Она опустила голову. — Мы с тобой, кстати, живем в одной гостинице.
— И даже на одном этаже. Сегодня встретил там твоего мужа.
— Он приезжал ненадолго.
Понаблюдав за ними, Строков прервал разговор:
— Идемте дальше?
— Да-да! — заторопилась Лионелла и обронила Кириллу: — Надеюсь, еще увидимся.
Они со Строковым вышли за дверь и направились в другое крыло здания.
— Здесь у нас располагаются производственные цеха: бутафорский, костюмерный и постижерный. — Он посмотрел на часы: — Но они уже не работают. А могли бы зайти и посмотреть. Можно мне задать нескромный вопрос?
— Нет, нельзя.
— И все же… — Не дожидаясь повторного отказа, Строков спросил: — В декораторской мне показалось…
— Ну-ну, говорите.
— Вы хотели, чтобы я ушел?
— Если показалось, что ж не ушли?
— Ваша прямота обезоруживает. — Он покачал головой. — Редкое качество для женщины. Вы словно с шашкой наголо и на лихом скакуне. Это — сильно.
— Во сколько начинается спектакль? — спросила Лионелла.
— Ровно в семь.
— Тогда попрощаемся. Мне нужно успеть переодеться.
— Неужели придете? — удивился Строков.
— Непременно приду, — ответила она и поинтересовалась: — Вы заняты в постановке?
— Играю сотника, отца Панночки. Вам взять контрамарку?
— Спасибо, нет.
— Надеюсь, вы не станете покупать билет?
— Как-нибудь разберусь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Убийство в декорациях Чехова предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других