Методические рекомендации подготовлены в помощь педагогам образовательных организаций. В книге вы найдёте анализ типичных проблем с интернет-безопасностью у учащихся и пути их решения, информацию для педагогов начальной школы, среднего и старшего звена, методический материал для взаимодействия педагога с подростками, законными представителями, представителями общественности, специалистами по интернет-безопасности, сотрудниками правоохранительных органов, а также список дополнительной литературы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Интернет-безопасность без проблем. Совместный план для педагогов, родителей и детей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Нормативно-правовая база деятельности образовательных организаций по обеспечению интернет-безопасности обучающихся
Нормативно-правое обеспечение является основой деятельности образовательного учреждения по всем направлениям. В образовательном учреждении должен быть сформирован пакет нормативно-правовой документации федерального, регионального, муниципального и учрежденческого уровней по вопросам информационной безопасности. К таким относятся документы по контентной фильтрации, по обработке персональной информации, положения и регламенты по работе в сети Интернет как педагогических работников, так и школьников, различные положения об организации профилактической работы по медиабезопасности, о формах профилактической работы с детьми и родителями по интернет-безопасности, правила безопасного поведения в сети Интернет. В образовательном учреждении приказами должны быть назначены лица, ответственные за контентную фильтрацию, за работу с персональными данными, за организацией работы школьников в сети Интернет и т. д.
В организационном плане по обеспечению информационной и медиабезопасности в образовательном учреждении должен выполняться ряд мер технико-технологической направленности:
— установка только лицензионного программного обеспечения;
— подключение к системе контентной фильтрации;
— установка антивирусных программ;
— установка и настройка программ-фильтров, брандмауэров.
К организационным внутришкольным мероприятиям относятся:
— разработка и реализация правил интернет-безопасности, с привлечением заинтересованных лиц: директора школы, классных руководителей, преподавателей информационных технологий, самих учащихся и их родителей, поставщиков услуг интернета;
— организация работы детей в интернете по расписанию с ограничением по времени под наблюдением педагогических работников;
— регулярная проверка принимаемых мер в области интернет-безопасности в образовательном учреждении.
Для организации профилактической работы по медиабезопасности с детьми и родителями педагогический работник должен знать проблемы и опасности, которые подстерегают пользователя в сети Интернет, и быть готов дать рекомендации по решению данных проблем.
Для организации профилактических мер в образовательном учреждении необходимо периодически проводить мониторинг, диагностику проблем по интернет-безопасности среди детей и родителей. Данный мониторинг и разъяснительную работу можно проводить с привлечением специалистов школы безопасности «Стоп Угроза» или с помощью иных профессионалов, реализующих проекты по медиабезопасности и способных взять на себя функции школьного модератора, в обязанности которого входит модерация нежелательного содержания в Сети проекта и организация мероприятий с педагогами, родителями и обучающимися по вопросам интернет-безопасности.
В аспекте методического обеспечения воспитательной программы образовательной организации необходимо иметь раздел (программу, модуль), в котором будут включены темы по медиабезопасности, о безопасном поведении в сети Интернет.
В качестве возможного варианта предоставления учащимся соответствующих знаний может быть использована учебная программа, разработанная специалистами «Стоп Угрозы» в рамках проекта по обеспечению информационной безопасности детей «Интернет без проблем. Совместный план для педагогов, родителей, детей». Основу программы составляют интерактивные занятия (тренинги для подростков и семинары для родителей), осуществляемые в форме совместной деятельности, наиболее популярные из них: онлайн-квест «Агент безопасности» (7–12 лет), «Защита от похитителя» (5–10 лет), «Безопасный интернет» (9–15 лет), «Девочки в безопасности» (13–17 лет), «Стоп наркотик» (14–17 лет), «Моральное айкидо» (10–17 лет), а также совместные тренинги «родители + дети» и семинары для родителей и школьных педагогов.
Учебный процесс организован тренерами «Стоп Угрозы» таким образом, что в ходе интерактивного занятия меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого, родителя и ребенка: активность педагога, родителей (законных представителей) уступает место активности обучаемых (детей), а задачей взрослого становится создание условий для детской инициативы. Для этого на занятиях тренером «Стоп Угрозы» организуются парная и групповая работа, применяются проектные технологии, проводятся сюжетно-ролевые игры, идет работа с документами и различными информационными источниками, выполняются творческие задания.
Вы можете пригласить тренера в школу, лагерь, детский сад, клуб, семью, на предприятие или приехать в центр, реализующий программу «Стоп Угроза».
Заметим, что интерактивные занятия по интернет-безопасности может вести и школьный педагог, психолог, родитель, общественник, при этом важнейшее условие для этого — личный опыт педагогической деятельности и ведения тренинговых занятий.
Рекомендуемая тематика для организации профилактической деятельности:
— нежелательная информация в интернете, как ее избежать;
— проблемы достоверности информации в интернете, как проверить достоверность информации;
— социальные сети: опасности и правила поведения в социальных сетях;
— кибермошенничество, как избежать кибермошенников;
— киберхулиганство, киберзапугивание, правила поведения в опасной виртуальной ситуации;
— вредоносные программы, методы борьбы с ними;
— полезные ссылки, ресурсы, сервисы в интернете.
Тематика проведения различных школьных мероприятий по интернет-безопасности может быть самой разнообразной, например:
— противозаконная, неэтичная и вредоносная информация в интернете, как ее избежать;
— достоверность информации в интернете, проблемы и способы проверки информации на достоверность и полноту;
— этика сетевого общения;
— личная информация: нужна ли она в интернете, как защитить личную информацию в блогах, социальных сетях и пр.;
— социальные сети: как общаться и не попасть в сети мошенников и злоумышленников;
— что такое хакерство: этика и основы;
— интернет-зависимость: угрозы, реальность, проблемы, решения;
— Web-серфинг: как не потерять себя и свое время в интернете;
— как распознать кибермошенничество и не стать жертвой;
— нигерийские письма: предложения в письмах и как не попасться на удочку мошенников;
— что такое киберхулиганство: как не стать жертвой и киберхулиганом;
— как защитить свою почту от спама и не стать спамером;
— компьютерные вирусы и методы борьбы с ними;
— киберпреступления в законодательстве России;
— безопасность в коммерческих интернет-сервисах: интернет-магазины, услуги различных фирм и др.;
— компьютерные игры, как не стать игроманом;
— азартные игры в интернете — поле чудес для..?;
— мобильные угрозы в современном мире;
— как правильно вести себя с киберхулиганами и защититься от нежелательного общения;
— твоя жизнь не игрушка.
Методические рекомендации составлены на основе следующих нормативных документов:
— Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
— Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ (с изменениями от 28.07.2012 № 139-ФЗ);
— Письмо Минкомсвязи РФ от 14.08.2012 № 52-165/ВА о применении норм Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
— Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2014 № ДЛ-115/03 «О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет»;
— Приказ Минкомсвязи РФ от 16.06.2014 № 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию»;
— «Концепция информационной безопасности детей», утверждена распоряжением Правительства РФ от 2.12.2015 № 2471-р;
— Указ Президента РФ от 5.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности РФ»;
— Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в РФ Десятилетия детства»;
— методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа, обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования (утв. Министерством просвещения РФ, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 16.05.2019).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Интернет-безопасность без проблем. Совместный план для педагогов, родителей и детей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других