Как написать пресс-релиз

Андрей Мирошниченко

Книга Андрея Мирошниченко «Как написать пресс-релиз» предлагает полную инструкцию для создания пресс-релиза. Читатели познакомятся с композицией пресс-релиза, узнают, как правильно создавать заголовок, лид, основной текст. Представлены журналистские приемы усиления текста: использование знаменитостей, конфликтов, приводится тайный словарь сенсационной слов. Автор предлагает рецепты по производству или симуляции инфоповодов, рассказывает, как редакторы режут или используют пресс-релизы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как написать пресс-релиз предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Андрей Мирошниченко, 2020

ISBN 978-5-4498-7798-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

© Андрей Мирошниченко 2010, 2020

Книга Андрея Мирошниченко «Как написать пресс-релиз» стала первой в России полной инструкцией по написанию пресс-релизов.

Читатели познакомятся с конструктором пресс-релиза, узнают, как правильно создавать основные композиционные элементы — заголовок, лид, основной текст, справку, подпись. В книге разоблачены специальные журналистские приемы усиления пресс-релиза: использование знаменитостей, конфликтов, статданных, приводится тайный словарь сенсационной журналистики.

Самая большая головная боль пресс-секретарей — поиск информационных поводов — получит в этой книге хорошее лекарство. Автор предлагает немало бронебойных рецептов по поиску, производству или симуляций событий для формирования информационного повода.

Ценнейшие сведения и рекомендации привлечены с кухни редакторов СМИ — как они выбрасывают, режут или используют пресс-релизы. Автор скрупулезно и иронично исследует судьбу пресс-релиза.

Книга предназначена пресс-секретарям, рекламщикам, маркетологам, пиарщикам, копирайтерам и всей медийной братии, а также политикам и руководителям малого и среднего бизнеса, которые хотят чаще попадать в газету.

.

Три типа релизов

Все знают, что пресс-релиз — это сообщение, подготовленное компанией для прессы.

На этом простота знания заканчивается и наступает сложность умения.

Каждый болельщик отлично разбирается в футболе, но реально на поле выходят профессиональные футболисты. Написать пресс-релиз может еще меньшее число людей, чем сыграть в футбол. По последним данным, в России насчитывается всего лишь около двадцати тысяч человек, способных написать пресс-релиз. И в двадцать раз меньше — способных добиться его опубликования. Эта книжка может поправить статистику, увеличив количество пресс-релизоспособных профессионалов на несколько сотен человек, заодно облегчив и одновременно усложнив жизнь редакторам СМИ.

Итак, пресс-релизом обычно называют ровно то, что это слово означает на английском языке: выпуск для прессы. Очевидно, информационный выпуск, претендующий на опубликование.

При этом выпусками для прессы бывают и другие специально написанные для СМИ сообщения. И иногда возникает путаница, что же собственно считать пресс-релизом. Потому что помимо термина «пресс-релиз», используются и другие обозначения для таких выпусков: «бэкграундер», «ньюслетер», «ньюс-релиз», «медиа-релиз», «факт-лист», «досье», «справка». Очевидно, пресс-релиз имеет в ряду этих сообщений для прессы свою специфику.

На тот случай, если журналистика когда-нибудь станет академической наукой, к чему она особенно стремилась у нас в советские времена, следует учредить простенькую двухуровневую классификацию, в которой пресс-релиз вступает в родовидовые отношения с другими типами сообщений для прессы. Для простоты все их назовем релизами — это слово тоже употребляется в профессиональной среде.

Итак, релизы бывают трех видов:

— бэкграундер

— ньюс-релиз

— пресс-релиз

Все прочие письменные официальные сообщения для прессы так или иначе принадлежат к одному из этих трех видов.

Бэкграундер

Бэкграундер еще иногда неправильно называют «бэкграунд». Страсть и тенденция к заимствованиям заставляют людей пользоваться иностранным словом, грамматические нюансы которого не всегда ощутимы в силу его чужеродности. Но по исходному смыслу слово хорошее, прямо воплощающее нужные смыслы.

Background — фон, задний план, задник. Backgrounder, соответственно, — информационное сообщение, содержащее фоновую, сопутствующую фактуру, досье. Это информационная справка о компании или организации, которая содержит краткие, но достаточно полные сведения о компании или организации, и может быть использована журналистами при подготовке материала. Собственно, в этом и назначение бэкграундера — дать основную справочную информацию. Естественно, эта информация должна не только сочетать полноту и краткость, но и быть интересной.

Бэкграундер — пример

Информационная справка о компании «Комус»

Компания создана в 1990 году. <…> По итогам года доля «Комуса» на национальном рынке офисных товаров составила около 29% против 23% в 2003 году.

По итогам 2003 года «Комус» признан лауреатом национальной премии в области бизнеса «Компания года» в номинации «Лучший маркетинг».

Стратегия

Стратегия компании строится на <…>.

Направления деятельности

— продажа канцелярских товаров

— продажа бумаги и картона офисных и полиграфических сортов <…>

Партнеры

Компания является официальным дистрибьютором 110 ведущих производителей 15 стран Америки, Европы и Азии. Среди них — Xerox, <…>

География

«Комус» располагает в отрасли крупнейшей розничной сетью в России — 52 фирменных магазина в Москве и регионах. Является лидером на рынке обслуживания корпоративных клиентов товарами для офиса — 52% столичного рынка и 16% регионального рынка. <…>

Персонал

Численность работников — 4000 человек. В компании разработана и используется многоуровневая система обучения персонала, действуют три учебных центра…

Справка по рынку: Емкость российского рынка товаров для офиса оценивается в 1,4 млрд. долларов ежегодно. Развитие участников этого рынка строится на географической, товарной или сбытовой специализации. <…>

(Здесь и далее примеры реальных пресс-релизов приводятся с сохранением стилистики, орфографии и пунктуации оригиналов. Пресс-релизы взяты из открытых источников, поэтому указываются контактные данные авторов, исключая мобильные телефоны. В тех случаях, когда объем релизов слишком велик, несущественные части сокращены, а изъятия обозначены значком <…>.)

Разновидностью бэкграундера является факт-лист. Эта та же справка, но она организованна, как список, перечень существенных фактов или показателей.

Факт-лист — пример

Корпорация «Глория-Джинс». Факт-лист

— Корпорация «Глория Джинс» создана в начале 90-х Владимиром Мельниковым.

— В 1997 г. примерно 20-процентный пакет акций компании приобрел ЕБРР, однако в 2003 году компания выкупила акции у банка. «Глория Джинс» — компания-создатель модных джинсовых брендов, успешно осваивающая сегменты одежного рынка — модный casual и city life style.

— Оборот «Глории Джинс» в 2002-м году составил более $70, в 2003 г. — 95 млн долл., в 2004 — $127 млн., а в 2005 году — порядка $170 млн. Таким образом, существующий темп развития компании — порядка 40 процентов — позволяет планировать достижение оборота в $1млрд в течение ближайших 10 лет.

— На территории бывшего СССР действует десять тысяч торговых точек, в которых продается одежда Gloria Jeans&Gee Jay.

— «Глория Джинс» активно развивает фирменную розничную сеть. Сегодня в 60 городах России и СНГ работает более 140 магазинов Gloria Jeans & Gee Jay. Планы на 2006 год — открытие 245 магазинов. Обороты продаж розничных магазинов увеличились на 100%. Выручка 2004 года составила $6 млн., 2005-го — $12,6 млн.

— В компании работают лучшие специалисты с успешным опытом работы в известных всему миру компаниях.

Очевидно, что такие бэкграундеры и факт-листы бывают удобны именно как справочный материал. Конечно, в таких текстах нет события, только факты. Хотя факты подобранные, выстроенные и поданные определенным управляемым образом — как это выгодно компании. Так, как она хочет видеть себя в общественном мнении. Под сурдинку здесь можно протащить какие-то идеологические или маркетинговые штучки.

Но ожидать, что это видение в таком точно виде найдет отражение на страницах прессы — нелепо. Вероятность этого невелика. Но она есть. Журналисты в подверстках иногда используют формат справки или досье. И такого рода бэкграундер или факт-лист иногда может целиком перекочевать в досье, подверстанное под статью. Не потому, что он чертовски хорош, а потому, что редактору надо было забить дыру или разнообразить формат подачи материала врезами и подверстками.

Очень важно: единственное, чего не хватает в приведенных примерах бэкграундера и факт-листа — выходных данных. Любое сообщение для прессы должно содержать контактные данные — к кому обратиться, чтобы переспросить, каков статус людей, выпустивших эту информацию. Или это слив? Возможно, с провокационными целями, чтоб извратить, передернуть информацию о компании.

Контактные данные, подпись автора информации с телефоном и должностью нужны обязательно. При всей очевидности этого тезиса в почте редактора нередко попадаются анонимные сообщения, скорее всего, просто по недогляду их авторов. Но всякий нормальный редактор — параноик. Поэтому сообщение без подписи и контактов — это слив, происки конкурентов, провокация и все такое. В конце концов, если за анонимкой нет злого умысла, то тогда — есть непрофессионализм ее сочинителей.

Но о контактных данных еще будет сказано ниже — эта тема заслуживает того.

Бэкграундер не содержит новости и не является сообщением. Это очень «слабый» пресс-релиз и его вряд ли стоит распространять отдельно. Тем не менее это нужная и полезная штука, например, в составе медиа-кита или в качестве составной части пресс-релиза (справка о компании). В любом случае бэкграундер должен быть в арсенале и на странице пресс-службы компании в Интернете. Распространять бэкграундер отдельно имеет смысл, например, на старте деятельности компании. Но и в этом случае лучше дополнять бэкграундер сообщением и новостью, ведь старт деятельности компании — это, в общем-то, какая-никакая новость и информационный повод.

Ньюс-релиз

Ньюс-релиз — новостной выпуск, новость компании. Это сообщение, призванное проинформировать о важных событиях в жизни фирмы или организации.

Ньюс-релиз, как и бэкграундер, может содержать какие-то технические детали о деятельности фирмы. Но если бэкграундер — это перечень фактов и справка, то ньюс-релиз — это полноценное сообщение, здесь должен быть коммуникативный предикатив, выражаясь научным языком. Грубо говоря, если в бэкграундере, как в перечне, можно обойтись и существительными, то в ньюс-релизе должны быть глаголы, то есть связный развернутый текст.

Термин «ньюс-релиз» еще не устоялся. Наиболее близкий аналог — ньюслетер (newsletter). Но есть одно «но». В англоязычной практике ньюслетером называют не отдельное сообщение, а корпоративный бюллетень, подборку новостей фирмы, корпоративное издание для клиентов и партнеров. Ньюслетеры, как и полноценные СМИ, имеют свои названия, нередко содержащие название фирмы — например, бюллетень «Google Friends Newsletter». В России практика распространения таких корпоративных бюллетеней только входит в моду, но, очевидно, и в России они получат название «ньюслетер» — их так уже называют. Поэтому термин «ньюслетер» уже занят. Ньюслетер — это подборка ньюс-релизов.

Ньюс-релиз содержит такое сообщение, которое является значимым для самой компании, в лучшем случае — для отрасли. Это очень важное отличие от пресс-релиза, который претендует на общественную значимость. На практике большинство релизов является, по сути, ньюс-релизами — их значимость ограничена масштабом корпорации или отрасли.

Закрепить за малозначимой узкокорпоративной новостью термин «ньюс-релиз» позволяет использование этого же термина в хозяйственном праве. В словаре экономических терминов «ньюс-релиз» — это «данные о товаре или компании, представленные в виде описания, аналитического обзора и используемые при заключении договора». В этом определении тоже отмечена важная характеристика: ньюс-релиз — это сообщение о компании, которое имеет узкокорпоративное значение.

Очевидно, что в обиходе ньюс-релиз все равно будут называть пресс-релизом. Во-первых, какой же пресс-секретарь признает, что его сообщение имеет узкоотраслевую и тем более всего лишь корпоративную значимость. Конечно, любой релиз компании имеет огромное значение для мировой общественности. Во-вторых, в обиходе такие тонкие терминологические различия действительно не нужны. Различие между ньюс-релизом и пресс-релизом здесь введено для того, чтобы проанализировать механизмы их создания и восприятия, вскрыть важные типологические нюансы, которые позволяют понять природу релиза. Ну а после прочтения можно сжечь и называть все, что угодно, пресс-релизом — на здоровье.

Вот пример ньюс-релиза — увлекательное сообщение о том, что в Волгодонске некоторая типография установила новый тигельный пресс.

Ньюс-релиз — пример

Новый тигельный пресс в Волгодонске

22.02.2006

В типографии ЗАО «Печатник» (г. Волгодонск), занимающейся оперативным выпуском высококачественной полиграфической продукции, запущен тигельный пресс для тиснения и высечки VarioPress TYMQ-720F.

Основной специализацией типографии является выполнение заказов на «печать по требованию». Это — открытки, этикетки, упаковка эксклюзивными тиражами, флаеры, календари. И тут, как нельзя лучше в общую линейку оборудования, ядром которой является цифровая печатная машина, вписывается тигельный пресс VarioPress TYMQ-720F.

С появлением нового пресса типография начала выпуск поздравительных открыток и дипломов с конгревным тиснением, фигурных этикеток и флаеров. Обслуживает пресс всего один оператор. По словам руководителей типографии, тигельный пресс VarioPress TYMQ-720F — это только начало совместной работы с компанией Вариант в области поставок полиграфического оборудования.

<Контактные данные>

В жизни фирмы это событие эпохальное — наверное, на самом деле, не так часто устанавливают тигельный пресс. С точки зрения широкой деловой общественности (и деловых СМИ), конечно, значимость этого события не столь высока.

Но корпоративная новость часто может иметь значение и для всей отрасли, оставаясь при этом корпоративной новостью. Поэтому пресс-секретарь должен стремиться придать корпоративным событиям статус отраслевой значимости, тем самым повышая и статус ньюс-релиза. Если же удастся придать корпоративной новости такую значимость, которая выходит за пределы и корпорации, и отрасли, интересна всей деловой или даже не только деловой общественности — это уже полноценный пресс-релиз.

Вот еще пример реального ньюс-релиза, близкий к классическим образцам.

Ньюс-релиз — пример

Первая золотая медаль ОАО «Бобруйскагромаш» в новом выставочном сезоне

22.02.2006

Конкурсная комиссия, в которую входили специалисты и руководители департамента технической политики Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Российской академии сельскохозяйственных наук высоко оценило экспозицию предприятия и в номинации «За разработку и внедрение в сельскохозяйственное производство технических средств для подготовки и раздачи кормов» наградило его Дипломом и золотой медалью выставки.

Высшей оценки взыскательного жюри были удостоены раздатчик-смеситель кормов РСК-12 «БелМикс» и измельчитель рулонов корма ИРК-145. Это уже не первые награды международных выставок, которыми были удостоены эти машины. Так в 2003 году РСК-12 отмечено золотой медалью выставки «Центрагромаш-2003» (г. Воронеж) и серебряной медали Российской агропромышленной выставки «Золотая Осень» (г. Москва), а ИРК-145 золотой медали Российской агропромышленной выставки «Золотая Осень» и диплома международной выставки-ярмарки «АгроРусь» (г. Санкт-Петербург).

Высокую востребованность на российском рынке техники с маркой «Бобруйскагромаш» подтверждает и тот факт, что вся представленная предприятием техника была реализована потребителям уже в первый день работы выставки.

Для справки:

ОАО «Бобруйскагромаш» работает на рынке сельскохозяйственной техники с 1974 года. Начиная с 1989 года номенклатура выпускаемой продукции постепенно расширялась и к сегодняшнему дню составляет около 40 наименований техники <…> По итогам 2005 года предприятие экспортировало 30% произведенной продукции.

<Контактные данные>

Ньюс-релиз составлен достаточно грамотно, с техническими деталями, со справкой, с адекватной мерой хвастовства. В этом смысле он аутентичен — содержание адекватно и замыслу, и формату. Конечно, золотая медаль «Бобруйскагромаша», да еще, как выясняется, не первая в его истории, вряд ли возбудит редакторов CNN, но для отраслевых изданий или профильных журналистов — вполне нормальное сообщение. Оно вряд ли будет опубликовано за пределами корпоративной прессы, но дополнит поток информации для профильного журналиста.

Особенность ньюс-релиза в том, что достаточно четко очерчена его аудитория — это отраслевая аудитория, то есть коллеги, конкуренты, поставщики, партнеры, потребители. А также профильные журналисты-редакторы — как медиаторы во всей этой отраслевой среде. Такие журналисты должны знать, где установили тигельный пресс или выпустили миллионный комбайн, даже если они не напишут об этом (в 95% случаев — не напишут). Но они должны быть в теме. И если им выпадет случай писать по этой теме, то такой ньюс-релиз сработает.

Кроме того, ньюс-релизы нередко публикуются в неизменном виде во внутрикорпоративных СМИ, отраслевых изданиях, а также в профильных подборках деловых новостей в деловых СМИ.

Иногда редакторам надо забивать дыры или просто разнообразить подачу информации, придавать своей работе видимость глубины и охвата. Например, подготовили обзор полиграфической отрасли — почему бы не подбить его подборкой новостей полиграфических фирм. Вот тут и пригодится ньюс-релиз об установке тигельного пресса в Волгодонске.

Пресс-релиз

Используя манеру марксистской феноменологии ранжировать социальные явления, можно сказать, что пресс-релиз — это высшая форма релиза.

Пресс-релиз — сообщение для прессы, содержащее общественно-значимую информацию о деятельности фирмы или организации. Таким образом, не только о фирме (как бэкграундер), не только корпоративная новость (как ньюслетер), но — общественно-значимое сообщение. Это такое сообщение, значимость которого выходит за рамки самой компании или даже отрасли. То есть сообщения о дне рождения секретарши или об установке тигельного пресса — не подходят. (Ну разве только секретаршей вдруг работает дочка Людмилы Нарусовой, а тигельный пресс — самый дорогой в мире. Но об этом позже.)

Естественно, очень часто общественную значимость можно симулировать, то есть формировать искусственно. Собственно говоря, в этом чаще всего и состоит задача пресс-секретаря, когда он пишет пресс-релизы — придать своему релизу общественную значимость, простимулировать интерес общественности. Для этого существует определенный набор приемов, которые будут рассмотрены ниже.

Очень важно, что пресс-релиз — это готовое журналистское произведение. Часто этого не учитывают. Если бэкграундер — это некоторое досье, он может быть вообще подан в форме тезисов, то пресс-релиз — это готовый текст. И он должен быть исполнен по канонам журналистского произведения как с точки зрения формы (композиции), так и с точки зрения содержания (отбора и подачи материала).

В идеале пресс-релиз должен быть уже пригоден для публикации — должен иметь заголовок, определенное композиционное строение, определенный зажигательный стиль. У каждого редактора в почте или специальной папке лежит кипа пресс-релизов. Нередко бывает, что редактору нужно заткнуть дыру, дать подверстку или быстро сделать тематическую подборку новостей. Вот тут чаще всего и наступает звездный час хорошего пресс-релиза. Если редактор видит, что в этом пресс-релизе почти ничего не надо резать или править, как будто текст написан собственным журналистом, то такой пресс-релиз получает все шансы быть опубликованным полностью. Именно для этого пресс-релиз должен выглядеть, как журналистское произведение, то есть быть журналистской заметкой.

Многие удивятся, но журналистская заметка — это отчетливый жанр журналистского произведения, существующий в системе жанров журналистики. Да, такая система жанров есть и она изучается в рамках науки о журналистике.

Конечно, идут споры о том, учить ли журналистов журналистике как науке или как ремеслу. Обычно в этих спорах побеждает «ремесленная теория», хотя в нашей стране и в нашем вузовском образовании как раз научная традиция преподавания журналистики во сто крат сильнее в силу ряда исторических причин. В результате редакторы стонут от того, что журналисты-выпускники сильно умные, но не умеют писать.

Но есть в преподавании журналистики две вещи, безусловно относящиеся к научно-теоретическим методам познания со всеми подобающими критериями научной классификации — это теория жанров СМИ и типология СМИ.

Собственно, других специальных теоретических знаний по поводу журналистики и нет, так как в остальном журналистика является метадеятельностью и оперирует знаниями других дисциплин или общегуманитарными знаниями и общей эрудицией.

Но теория жанров обязательно применяется в практике журналистов и редакторов, а типология СМИ — в практике редакторов и издателей. Поэтому соответствующие теоретические основы весьма полезно было бы знать и пресс-секретарям, а также прочим пиарщикам — как для работы с текстами для СМИ (теория жанров), так и для работы с самими СМИ (типология СМИ).

Так вот, теория жанров СМИ выделяет три группы жанров с соответствующим набором жанров в каждой.

Эта классификация, во-первых, должна натолкнуть хорошего пресс-секретаря на идею использовать разные жанры для взаимодействия со СМИ, а во-вторых, показать, что требование создавать пресс-релиз в формате определенного жанра, а именно заметки, — это не просто слова, а необходимость соответствовать некоторым стандартам, которые хорошо известны организаторам журналистики — редакторам.

Конечно, обыватель называет заметкой любую публикацию в газете. Можно вспомнить почтальона Печкина, который «принес заметку про вашего мальчика». Но нет, заметка — вполне определенный жанр, со своим назначением и своим атрибутами, о которых подробнее будет сказано ниже.

Пафос всего этого «оправдания журналистики» в данном контексте сводится к тому, чтобы более весомо обосновать тезис: пресс-релиз должен быть исполнен в формате журналистского произведения. Усвоение этого непростого, на самом деле, тезиса очень сильно помогает понять, почему те или иные пресс-релизы не публикуются или публикуются. И, соответственно, как делать такие пресс-релизы, которые публикуются с высокой степенью вероятности.

Вот достаточно хороший пресс-релиз, который может послужить примером именно с точки зрения подстановки сообщения компании в общественно-значимый контекст.

Пресс-релиз — пример

России нужен завод по уничтожению фальшивых лекарств

За последние четыре года число зарегистрированных Минздравом РФ случаев фальсификации лекарств возросло в десять раз. Количество фальшивок достигло таких масштабов, что в Свердловской области проектируется завод по их уничтожению.

Сравнительно недавно сотрудниками ОБЭП была изъята крупная партия (более 5 миллионов таблеток) поддельного анальгина. Это лишний раз доказывает, что проблема лекарственного фальсификата не решена окончательно. Поэтому сегодня многие фармацевтические компании предпочитают не рассчитывать на государственные контролирующие органы, а используют уже известные средства защиты от подделок или применяют свои собственные оригинальные разработки для различных форм выпуска препаратов.

Доля контрафактной продукции на рынке не уменьшается и остается высокой, несмотря на принимаемые меры, отметили участники конференции «Производители против подделки: стратегии победы» (23.11.05, Москва, Центр международной торговли). Евгений Примаков, президент ТПП РФ, в послании участникам конференции подчеркнул, что распространение контрафактной и фальсифицированной продукции наносит непоправимый вред здоровью и благополучию миллионов людей.

<…> Сегодня одним из эффективных способов защиты лекарства от подделки остается постоянное совершенствование его упаковки и использование для ее производства дорогостоящих материалов. Например, компания Boots Healthcare International для упаковки популярного обезболивающего препарата Нурофен применяет дорогую серебряную краску и фольгу, а также вводит рельефные элементы (изображение мишени на упаковке, детские силуэты на Нурофене для Детей). <…>

Помимо «прямой», важна «косвенная» защита препаратов от подделки. Так, «Нурофен для Детей» снабжен брендированным мерным шприцем, при помощи которого точно отмеряется необходимая доза лекарства, а также специальной мембраной на горлышке флакона.

На сегодняшний день такие меры безопасности позволяют защитить интересы и производителей, и потребителей. Однако крупнейшие фармацевтические компании не намерены останавливаться на достигнутом и продолжают вкладывать серьезные средства в разработку новых способов защиты своей продукции от подделки.

<Контактные данные>

И по форме, и по содержанию этот релиз выполнен как журналистский материал. Поднимаемая тема — фальсификация лекарств — достаточно остра. Все знают, что в аптеках продается огромное количество подделок, и почти все с этим так или иначе сталкивались и страдали от этого. В заметке фигурируют еще несколько тематических раздражителей общественного мнения — выводится криминальная подоплека (ОБЭП), упоминаются известные люди (Евгений Примаков). Это правильные крючочки и наживочки. В тексте есть любопытная статистика, как бы призванная ориентировать людей в реальности (а это одна из функций журналистики). И потом в этом контексте идет рассказ про замечательный «нурофен для детей» — как он противостоит проблеме подделки лекарств.

Не надо думать, что если авторы пресс-релиза так ловко симулируют общественную значимость, то пресс-релиз тут же будет опубликован на первых страницах деловых газет. Конечно, нет. И дело не в том, что уши производителей нурофена торчат из текста примерно по пояс. Даже если бы нурофен был спрятан получше, редакторы бы все равно увидели и раскусили. Редакторы большей частью все-таки не дураки, и к тому же они весьма подозрительны на предмет размещения тайного нурофена между строк. И, как все параноики, редакторы, конечно, весьма внимательны к деталям и увидели бы в тексте нурофен, даже если бы он там шел 25-м кадром. Если дорабатывать этот пресс-релиз до идеала, то надо… как раз таки не прятать нурофен, а просто его дозировать или балансировать другими препаратами. Пусть уши торчат, но в границах приличия.

Единственный чересчур заметный журналистский недостаток этого релиза — первая фраза «сравнительно недавно сотрудниками ОБЭП была изъята..». Такая приблизительная свежесть в информационном жанре никуда не годится. Лучше уж опускать привязку к дате вообще, чем давать ее неопределенной — новизна не может быть неопределенной, как осетрина не бывает второй свежести. Можно было написать «В Москве сотрудниками ОБЭП была изъята…» и все. Указание места и действие уже придают необходимый динамизм, симулирующий оперативность сообщения. В конце концов, параметр «когда» здесь нужен весьма условно.

Этот пресс-релиз хорош в качестве примера именно потому, что его авторы постарались приподнять общественную значимость своего сообщения. И нашли верный контекст. За эту попытку — зачет. Даже с учетом вопиющей выпуклости нурофена в тексте, такой пресс-релиз вполне имеет неплохие шансы на опубликование в непритязательных или отраслевых изданиях. Желающие могут «пробить» фрагмент текста этого релиза «Яндексом», чтобы убедиться, что по крайней мере в сети он был перепечатан весьма обильно.

Еще один пример пресс-релиза, в котором достаточно удачно симулируется социальная значимость сообщения.

Пресс-релиз — пример

Из СИЗО на Олимпиаду

20.02.2006

Работница московского следственного изолятора отправляется болеть за наших на Олимпиаду в Турин.

Решив попробовать погасить свой кредит через терминал оплаты Элекснет, Адриашкина Наталья и не подозревала, что получит возможность поехать на ХХ Олимпийские игры в Турин.

16 февраля в торжественной обстановке ей был вручён главный приз из рук Оливера Хьюза, главы представительства Visa International в России и Сергея Кузина, председателя Совета Директоров компании Элекснет.

Путёвка на Олимпиаду разыгрывалась с 21 по 31 декабря в рамках продвижения уникальной услуги пополнения карточного счёта VISA через терминалы самообслуживания крупнейшей в России сети «Элекснет». Для этого нужно было пополнить карточный счёт через терминал.

Фактически любой человек, может внести деньги на карточный счёт Visa любого российского банка буквально по дороге: более 800 московских терминалов стоят в самых удобных местах для оплаты: магазинах, торговых и развлекательных центрах, в крупнейших сетях супермаркетов, ВУЗах, АЗС, вокзалах.. При этом не нужно ни идти в банк, ни планировать на это время (ведь все терминалы работают круглосуточно), ни стоять в очереди, ни заполнять квитанции.

Что это означает? Это означает:

1. теперь можно погасить кредит российского банка-участника сети Visa International, что при достаточной раскрутке может спасти банков от кризиса неплатежей <…>

О терминальной сети «Элекснет»

Элекснет является крупнейшей сетью терминалов самообслуживания в России, а также единоличным лидером Московского региона по числу банковских розничных переводов. Образована в 2000 году. Объединяет около <…>

<Контактные данные>

Замысел автора релиза понятен, он отражается в весьма удачном для пресс-релиза заголовке. Заголовок замечательный, очень точно воплощает принцип читабельности, жрецами которой небезосновательно считают себя редакторы и журналисты. Можно с высокой степень уверенности сказать, что любой редактор, получив релиз с таким заголовком, по крайней мере пробежит его глазами. И даже оценит находчивость пресс-секретаря. Больше того, сам факт, что сотрудница СИЗО в результате розыгрыша призов некой компании поедет на Олимпиаду — может стать поводом для отдельной заметки. Это, конечно, не передовица, но вполне любопытный факт. Публикуя который — ладно уж — редактор может оставить и упоминание про «Элекснет».

Сделать праздник из будней

Часто задаваемые неопытными пресс-секретарями или пресс-секретарями небольших компаний вопросы сводятся к следующим:

1. Так что должно быть общественно значимым? Содержание пресс-релиза или содержание события, легшего в основу пресс-релиза? Что главнее в формировании значимости — текст или событие? Хорошо тем, у кого есть такие значимые события, им и придумывать не надо… Вопрос важный. В следующих параграфах будем на него отвечать, рассуждая и об информационном поводе, и журналистских критериях значимости/читабельности.

2. Где же ее взять, общественную значимость, если исходно, хоть убей, ее нет — компания маленькая, события заурядные… А начальство требует, чтобы про компанию написали. Конечно, «Газснабу» продвигать свои пресс-релизы немного сложнее, чем «Газпрому». Но тоже можно, если понимать пропорцию адекватности между значимостью своей компании и общественной значимостью. Первое можно подтягивать ко второму при тщательном и креативном подходе — поговорим о специальных приемах для этого.

3. Пусть даже удастся разыграть в пресс-релизе общественная значимость — редактор это использует, а про компанию все равно вырежет. И как быть? Правильно, скорее всего, вырежет. Как, почему и сколько режут редакторы в тексте пресс-релиза — тоже поговорим в следующих главах.

4. Вообще, как оценивать успех пресс-релиза? А то в газете про Андриашкину, которая поехала из СИЗО на Олимпиаду, допустим, напишут, а про «Элекснет» — нет, Обидно. Ну что ж, есть определенные критерии оценки успешности пресс-релиза, и, что самое важное, есть способы достижения этого успеха.

В заключении вводной главы стоит сказать, что в подготовке пресс-релизов, как и любых материалов для прессы, важна адекватность, причем во многих смыслах. Пресс-релиз — не ставка в казино, тут на последние две копейки джек-пот не сорвешь. Работа с прессой — это системный процесс вообще, и подготовка пресс-релизов — системный процесс в частности. Соответственно, результат должен быть адекватен усилиям и масштабу исходных данных.

Например, на понижение результативности общения с прессой работает малый масштаб компании или организации, ее отраслевая «заурядность». На повышение результативности общения с прессой в любом случае будут работать креативность, системность, последовательность. Результат — это некоторое сальдо, баланс многих факторов.

Для того, чтобы сделать успешный пресс-релиз, прежде всего нужно… дезавуировать миф о том, что всякий пресс-релиз достоин опубликования. Любой человек очень любит результат своего труда, поэтому пресс-секретарь, сотворив нечто, ожидает от общества восторгов. Эти ожидания часто завышены, даже если результат труда неплох. В этом смысле перед конкретным пресс-релизом надо ставить адекватные задачи. Релиз — всего лишь один из способов общения с прессой, пусть и самый распространенный. Но даже в наборе материалов, которые компания готовит для прессы, пресс-релиз — далеко не единственный элемент. Наличие текста вовсе не означает его публикации. Надо спокойнее относиться к результату творческого акта, когда речь идет о конвейере. А работа пресс-службы — конвейер.

Зацикленность пресс-службы и болезненную зацикленность пресс-секретарей на своих драгоценных пресс-релизах надо лечить простым терапевтическим приемом — созданием медиа-кита компании. Пресс-служба, создавшая полноценный медиа-кит, более адекватно относится к своим пресс-релизам, а ее пресс-релизы становятся более эффективными. Просто возникает правильное понимание масштаба тех или иных усилий, их адекватности и вклада в общий успех.

И напоследок еще раз о типологии релизов. С точки зрения предложенной выше классификации большинство направляемых в СМИ релизов — это ньюс-релизы, сообщающие корпоративные новости компаний даже без какой-либо попытки симулировать общественную значимость этой новости.

Достаточно зайти в Интернете на какое-нибудь кладбище пресс-релизов (есть специальные сайты — коллекторы пресс-релизов), чтобы убедиться, что почти все релизы — это внутрикорпоративные новости, иногда совсем мелкопоместного масштаба.

Объяснений тому несколько. Очень часто пресс-секретари испытывают по отношению к своей компании и своему начальству религиозные чувства, и считают, что все, что произошло «у нас», автоматически достойно общественного ажиотажа. Поэтому дают новость, как есть, не осознавая безразличия внешнего мира. Как дали бы ее в собственную стенгазету, где, безусловно, любая внутрикорпоративная новость вполне уместна.

Из-за религиозного ослепления такие пресс-секретари не делают различий между сообщениями для своей стенгазеты и сообщениями для внешних СМИ. Поэтому на выходе получается всего лишь ньюс-релиз, а не пресс-релиз, если судить по требованиям приведенной выше классификации.

Другая возможная причина, по которой из компании идет, по сути, поток малозначимых внутрикорпоративных новостей, связана с невысоким уровнем требовательности к своим текстам, который, в свою очередь, связан с неверием в возможность пробить защиту СМИ. Установилась некоторая привычки слать в СМИ внутрикорпоративные новости — и пресс-служба исправно поддерживает регулярную работу этого непритязательного конвейера. Мол, все так делают, и мы тоже должное исполняем, регулярный поток сообщений в прессу идет.

Между тем стоит немного довернуть, переключить регистр, привесить правильный бантик — и ньюс-релиз заиграет другими красками, начнет претендовать на общественную значимость. И из корпоративного спама в ящике редактора превратится в некоторое вполне сносное сырье для журналистской публикации.

Как сделать этот доворот? Как превратить ньюс-релиз (а в реальности большинство релизов — это ньюс-релизы) в журналистский материал, каковым и должен быть пресс-релиз?

Для трезвой оценки значимости своего сообщения пресс-секретарь прежде всего должен уметь разлюбить свою компанию и своего шефа. Хирург руководствуется не любовью, а пользой. А функции пресс-секретаря чем-то схожи с функциями хирурга. Правда, пластического.

Профессионализм должен возобладать над религиозными чувствами или непритязательной рутиной конвейера.

Дальнейшее изложение в этой книге базируется на предложенной типологии релизов, которая сама по себе достаточно условна и даже оторвана от реалий, но помогает понять важные и достаточно высокие требования к пресс-релизу, из которых ключевыми являются два:

1. пресс-релиз — это сообщение, которое реально претендует на общественную значимость;

2. пресс-релиз является журналистским произведением.

Соответственно, даже хотя бы стремление выполнить эти требования позволяет улучшать результат. И дальше речь идет не о том, как описать внутреннюю новость компании и создать ньюс-релиз, а о том, как создать пресс-релиз высокой пробы с высокой вероятностью его использования в СМИ.

Очевидно, что ньюс-релиз и пресс-релиз создают два полюса на некой шкале значимости релиза. Если корпоративная новость совсем никчемная, значимость ее невозможно натянуть да еще и нет желания/способностей, то сообщение о такой новости останется ньюс-релизом — сообщением о внутрикорпоративной новости, которое вряд ли кому интересно за пределами компании.

Если же приложить определенные усилия, повысить значимость новости, значимость отображения новости в тексте, улучшить журналистские характеристики текста, воткнуть в тесто текста изюминки, то такое сообщение начнет двигаться по шкале от ньюс-релиза к пресс-релизу. То есть в сторону сообщения, имеющего общественную, а не внутрикорпоративную значимость.

Но, конечно, надо отдавать в себе отчет в том, что не каждая внутрикорпоративная новость может быть раздута до масштаба хедлайнов мировых агентств. Бывают новости безнадежные, вроде семинара региональных дилеров компании. Хотя… в мировые заголовки, может, вытащить и не удастся, но пробиться в отраслевые и, чем черт не шутит, в общеделовые СМИ…

Важно знать как.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как написать пресс-релиз предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я