Неопознанная педагогика. Красноярский край. Человек вверх тормашками из деревни Караульной

Анатолий Цирульников, 2022

В глазах более тёплых стран Россия всегда воспринималась как Сибирь, но для собственного отечества последняя всегда была краем, которым думали прирастать, а, на деле, убывали, пытались убрать с глаз вон, заткнуть, а оно обнаруживалось и мозолило глаза. Сибирь – это всегда нечаянное и нежданное открытие – месторождения, человека, школы. Эта книга – о сибирской школе, и в смысле учебного заведения, но ещё больше – жизненного, в смысле, жизненной школы, в которой нам всем приходится пребывать. Образование, укоренённое в исторической традиции, включённое в контекст жизни нашего века и соединяющее с ним проекты, надежды, нацеленные в будущее – такова сквозная тема исследований академика РАО А.М. Цирульникова. Автора интересует школа, взятая не сама по себе, со своими методиками и режимами, а вписанная в пространство – двора, города, села, мироздания. В его книгах ищут и находят ответы на главные вопросы современного образования: как опознать педагогику вокруг себя и в себе, как поверить в свои силы и объединиться для поиска решений в конкретной жизненной ситуации.

Оглавление

Из серии: Российское образование. Неопознанная педагогика

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Неопознанная педагогика. Красноярский край. Человек вверх тормашками из деревни Караульной предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Цирульников А.М., 2022

© ООО «Образовательные проекты», 2022

Предисловие

Неоконченное жизнеописание сибирской школы

Эта книга — итог путешествия по краю, который только сейчас, когда оно совершилось и книга написана, проявился вдруг в своём первоначальном смысле — в смысле «крайнего», «предельно воз-можного», «последней черты»…

В глазах более тёплых стран Россия всегда воспринималась как Сибирь, но для собственного отечества последняя всегда была краем, которым думали прирастать, а, на деле, убывали, пытались убрать с глаз вон, заткнуть, а оно обнаруживалось и мозолило глаза. Сибирь — это всегда нечаянное и нежданное открытие — месторож-дения, человека, школы.

Эта книга — о сибирской школе, и в смысле учебного заведения, но ещё больше — жизненного, в смысле, жизненной школы, в которой нам всем приходится пребывать, а уж что в итоге получится… Школа тут не причём, всё дело в нас. И в этом путешествии по сибирским краям и школам, в глубинке, меня интересовали не столько методики и программы, сколько люди, которые сами себе программы, хотя я знаю, что официальная педагогика с этим не согласна. Вы не найдёте тут про то, как в Сибири озабочены московскими стандартами, и про более умные краевые эксперименты — книга не о том. Она написана не сверху вниз, а скорее снизу — вбок, и на восток, на север, сколько хватит сил и возможностей, пока не тронулись великие сибирские реки, и на юг — в Саянские горы. В ней немало непредвиденного. Я не думал о связи школы с Тунгусским метеоритом или затопленными при строительстве Красноярской ГЭС деревнями, а она вот обнаруживается даже в названии книги — в виде рисунка на утёсе у затопленной деревни.

Дело прошлого, но почему-то эти деревни тревожат и сегодня. Может, потому что нас всех топят с упорством, достойным лучшего применения — испытывают войной, авариями, некомпетентностью власти, возрождением старых мифов и прежних песен.

Под гнётом происходящего может показаться, что всё утонуло — мозги, силы, надежды, и страна вместе с её школой опустилась на дно мирового океана, откуда поднять невозможно.

Между тем, это не так. Эта книга, несмотря ни на что, именно о том, что это не так, и школа Сибири тому подтверждение. Страна ещё не затоплена. Школа не закрыта. Мы на самом краю, но можем выбраться.

Как? Может быть, что-то подскажут герои книги…

Она — о маленьком человеке, он оброс двойками, а ему нужно место, чтобы отогреться. Об интеллигенте, который подобен в России верстовому столбу. О том, может ли, как выразился один из героев, свет любви и доброты проникнуть в убогий быт.

Она, в общем-то, о школе, которую можно назвать народной. Как? В начале XXI века? Но центральные власти теперь уже офици-ально, законодательно, через сонм поправок в законе, отвернулись от школы, она держится на людях, на учителях, на местном сообществе. Впрочем, так и всегда было. Как сказала одна замечательная сибирская учительница, при любом режиме я всё равно закрываю двери класса, остаюсь наедине с учениками и говорю им всё, что хочу.

Другой учитель, герой книги, заметил, что сегодня что-то инте-ресное в образовании надо искать вне государственных структур. Это не значит, что вне людей, которые в них могут работать. В соз-дании народной школы в прошлом участвовали и министры (если среди них попадались живые люди), и инспектора, и культурные бюрократы, и земские деятели. Многих из этих слоёв уже нет, а то, что есть — это современная версия народной школы.

Эта книга неоконченных, слава Богу, жизнеописаний. И она не исчерпывает того, что есть в крае, да мы к этому и не стремились. Но если читатель узнает что-то стоящее о сибирской жизни и не только, будем считать, что наше путешествие не напрасно.

Оглавление

Из серии: Российское образование. Неопознанная педагогика

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Неопознанная педагогика. Красноярский край. Человек вверх тормашками из деревни Караульной предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я