Эта книга для тех кто хочет изменить свою жизнь к лучшему, кто хочет понять, что мешает двигаться вперёд, что останавливает или разворачивает на пути к своей цели. В книге предложены практики и упражнения, которые помогут осознать и пересмотреть свои страхи, ограничивающие убеждения и привычки, являющиеся препятствием на пути к счастью. Эта книга про понимание. Когда ты не понимаешь, что с тобой происходит, ты видишь безысходность, когда понимаешь, что с тобой происходит, ты видишь множество выборов. Понимание – это свобода. Свобода выбора, свобода от чужих установок, программ, сценариев, общественного мнения, страхов, привычек.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключ к счастью, или Как обрести свободу выбора предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
НАШИ ПОТРЕБНОСТИ И ЖЕЛАНИЯ.
КАК УЗНАТЬ, ЧЕГО МЫ ХОТИМ НА САМОМ ДЕЛЕ. КАК ОТЛИЧИТЬ СВОИ ЖЕЛАНИЯ ОТ СТЕРЕОТИПОВ И НАВЯЗАННЫХ ЖЕЛАНИЙ ОКРУЖАЮЩИМИ
Все, что вы делаете, вы делаете для того, чтобы получить удовлетворение.
На состояние человека (состояние — это мера, состояние че — ловека — это мера его удовлетворенности или неудовлетворен — ности), его удовлетворенность жизнью влияет степень удовлет — воренности его потребностей и желаний.
Потребность — это то, что требуется для выживания.
Желание — это то, что нам хотелось бы иметь.
Цель — это то, к чему мы стремимся. При стремлении удовлетво — рить потребность или желание, они становятся вашей целью.
Наши потребности и желания — стремление к удоволь — ствию — это энергия, мотивация поведения человека. Ког — да потребности и желания не удовлетворены, мы становимся шаткими, наши внутренние ресурсы истощаются, потому что наш ресурс — это удовольствие. Если потребности и желания человека не удовлетворены, он испытывает напряжение и дис — комфорт, несоответствие внутреннего (желаемого) и внешнего (реального), которые являются побудителями и мотивацией активности человека.
В течение жизни потребности человека меняются и возрас — тают. Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая имеет свой уровень значимости. По мере их удов-
летворения они уступают первенство другим потребностям. А. Маслоу распределил потребности по мере убывания важности. Потребности размещены следующим образом: самые насущные, базовые и простые находятся в нижней части пирамиды, а самые возвышенные и благородные — в верхней части пирамиды.
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
ПРИЗНАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ И КОМФОРТ
ФИЗИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ
еда, вода, тепло, отдых
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ПОТРЕБНОСТИ
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
Физиологические потребности касаются тела и здоровья (голод, жажда, сон, движение, отдых, половое влечение и так далее).
БАЗОВЫЕ
ПОТРЕБНОСТИ
Потребность в безопасности и стабильности (чувствовать себя защищенным; избавиться от страха неудач; ощущать уверенность в завтрашнем дне и отсутствие угроз).
Потребность принадлежности и любви (принадлежать к общности, быть принятым, любить и быть любимым).
Потребность в признании, уважении, почитании (компе — тентность, достижение успеха, одобрение, признание).
Потребность в познании (знать, уметь, познавать, исследовать).
Эстетические потребности (гармония, порядок, красота).
Потребность в самоактуализации (реализация своих це — лей, способностей, развитие собственной личности).
А. Маслоу обосновывает такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается
в более примитивных вещах. «Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъ — ясняет американский психолог, — но что случается с человече — скими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда по — лон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод управляют вашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них». Смысл этой иерархии состоит в том, что, только удовлетворив низшие потреб — ности, человек может двигаться к более высоким. Например, че — ловек решает уволиться, потому что считает, что его не уважают на работе, но, спустя полгода, так и не найдя новую достойную работу, испытывая материальные трудности, он уже готов посту — питься гордостью и не прочь оказаться на прежнем месте. Или, например, женщина с низким уровнем дохода, одна воспитываю — щая двоих детей, думает только о том, как заплатить за садик или на что купить одежду и еду, и она не может планировать то, как ей самореализоваться, пока ее мысли заняты тем, где достать деньги. Сначала появляется потребность, а уже потом — желание. Не удовлетворив свои потребности, мы не можем чего-то желать, а тем более — стремиться к удовлетворению желания, говоря простым
языком, «С гвоздем в сапоге, человек не может думать о Боге».
Удовлетворение потребности обеспечивает «жизнь в норме», удовлетворение же желания обеспечивает жизнь лучше, чем нор — мально, дает ощущение «счастья». Отсюда следует, что, не имея желаний, а лишь удовлетворяя свои потребности, человек будет просто существовать, его жизнь станет однообразной, напоми — нающей день сурка. Значительная часть таких людей ни о чем не мечтает либо лишь о том, чтобы «дотянуть» до зарплаты, полу — чить премию и выспаться в выходные. И большинство получают именно то, о чем мечтают: такие люди всю жизнь выживают, дотя — гивают до зарплаты и высыпаются в выходные. Чтобы жизнь была ярче, радостнее и счастливее, нужно позволить себе мечтать, сле — довать за своими желаниями и добиваться их исполнения.
Было бы замечательно, если бы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями. Но в этом есть и один большой минус: человек прекратит стремиться, достигать, а значит, перестанет ра — сти. А если желания не совпадают с возможностями, и человек не стремится к большему, то он подгоняет желания под возможности или возможности под желания. В этом случае у человека появляет — ся внутренний конфликт, который негативно влияет на его самоо — ценку. Внутренний конфликт выражается в том, что человек стре — мится быть тем, кем он может стать. Но это ему не всегда удается.
Внутренний (внутриличностный) конфликт
При внутреннем противостоянии человека между его жела — ниями и его рациональной частью возникает внутриличност — ный конфликт, когда одна часть личности отстаивает опреде — ленные желания, другая — отклоняет их.
Твоя худшая битва — это между тем, что ты знаешь, и тем, что ты чувствуешь.
Примеры:
На одной стороне конфликта — постоянная работа в выход — ные, вечные авралы, «горящие» сроки, на другой стороне — потребность в отдыхе, изнеможение, недосып, отсутствие сил и энергии. С одной стороны — рациональная часть: «НАДО работать, чтобы обеспечивать себя, и страх потерять работу», с другой стороны: «ХОЧУ отдохнуть, восстановить силы».
Или: родители требуют от сына поступать в престижный вуз на юриста, ни о чем другом слышать не желают. Сын очень любит и уважает родителей, боится их огорчить, но хочет быть дизайне — ром. Он мучительно решает внутри себя, что ему делать: поко — риться воле родителей или пойти наперекор, выбрать профессию самому, но испортить с ними отношения, может быть, надолго.
Какими бывают уходы от внутреннего конфликта.
Для сильных личностей отсутствие возможности достичь же — лаемого выглядит как вызов и стимулирует еще более активные действия, чтобы добиться желанной цели. Что происходит в дан — ном случае? Побочные, второстепенные моменты отодвигают — ся на задний план и вы, вопреки всему, стремитесь достичь того, что запланировали. Притягательность пока не достигнутой цели лишь усиливается. Возможны и агрессивные попытки рвануть «по бездорожью», что лишь усугубляет положение, требующее обстоя — тельного подхода. Как говорится, «Вижу цель — не вижу преград». Другой вектор, направленный в противоположную сторону, очень распространен, когда вы достигли персонального порога терпимости к внутреннему конфликту и уже не в силах выдер — живать напряжение. Безусловно, природная реакция избегания приносит облегчение, но уход от проблемы сам по себе деструк-
тивен, так как не предполагает достижения цели.
Еще один механизм ухода от внутреннего конфликта: обесцени — вание недостижимой цели в стиле «зеленый виноград» и преуве — личение ценности того, чем обладаешь, в стиле «сладкий лимон». Механизм обесценивания под названием «зеленый виноград» характеризует ситуацию, когда у вас не получается завладеть чем — то и вы обесцениваете это, приписываете негативные качества (в известной басне про лису и виноград лиса, не имевшая возмож — ности достать виноград, сказала, что он незрел, зелен). Механизм идеализации «сладкий лимон» представляет собой «раздувание» ценности того, чем обладаешь. В первом примере — с работой в выходные — можно сказать, что занятой человек — это успеш — ный человек, и постоянная занятость говорит о большом успехе, а отдых только для слабаков. Во втором примере — с выбором профессии — сын может поддаться влиянию родителей и убедить себя в том, что дизайн — несерьезное дело для молодого человека, а вот юриспруденция — это перспективная работа.
По сути, это вовсе не плохие, эффективные защиты, но слу — чается, что они не позволяют нам хотя бы попробовать прибли — зиться к своей цели.
Пройти через опыт удачи, трудности — вот главная задача в борьбе с внутренним конфликтом.
У нерешенного внутреннего конфликта есть свои негатив — ные последствия для человека:
•
апатия;
•
отстраненность;
•
деструкция (разрушение) существующих межличностных отношений;
•
повышенная чувствительность к
критике;
•
поиск
виноватых,
обвинение
других
во
всех
грехах
или,
на — против,
самобичевание.
Если внутриличностный конфликт вовремя не разрешает — ся, то он может привести к более тяжелым последствиям, наи — более сильные из которых — стресс, фрустрация и невроз.
Что делать в случае выявления внутриличностного кон — фликта.
Понять, что на самом деле сейчас является более важным и значимым. Насколько серьезны результаты при неудовлетворе — нии каждой из сторон внутреннего конфликта. Оценить послед — ствия и, согласно оценке, расставить приоритеты. Попробовать найти решение, которое примирит эти две стороны противосто — яния. Определить, действительно ли это является вашей целью, вашим желанием или оно навязано извне. Развить в себе спо — собность здраво рассматривать любую ситуацию, адекватно под — ходить к своим возможностям в конкретных условиях. В таком случае жизнь не идет по сценарию избегания, но и не становится сплошной борьбой. Не нужно терпеть то, что не нравится, жиз — ненно опасно заниматься тем, что ты не любишь.
В ситуации с выбором профессии можно заявить родите — лям о своих желаниях и объяснить, насколько это важно для вас и что может произойти при их неудовлетворении. В случае с выбором между работой и отдыхом следует подумать о по — следствиях, которые могут возникнуть при отсутствии надле-
жащего отдыха, сделать выводы и принять соответствующие меры (снятие части профессиональной нагрузки, смена ра — боты или другие варианты). Загруженность создает иллюзию успеха: именно так все и выглядит, когда вы несетесь на пол — ной скорости, при этом не двигаясь ни к какой цели. Думая,
«если я занятой и нужный, значит, я все делаю правильно и в конце концов у меня все будет хорошо». На самом деле именно сейчас, в этот момент, вы незаметно пропускаете свою жизнь.
Когда ты очень нужный, ты живешь жизнь других, а не свою!
Не делайте, что не нравится, делайте, что нравится. Казалось бы, простая фраза — руководство к действию, но почему на деле все не так просто? Что управляет вами, когда вы, вопреки своим желани — ям и нежеланиям, делаете то, что вам не нравится и не делаете то, что вам нравится? За этими действиями кроется вторичная выгода.
Вторичная выгода
Вторичная выгода — это неосознаваемый положительный бонус от пребывания в неприятном состоянии, который возни — кает на бессознательном уровне.
Когда вы делаете то, что вам не нравится, вторичная выгода здесь — быть принятыми, не быть отвергнутыми, избежать одино — чества, получить возможность быть хорошими для других.
Или, когда вы не делаете то, что вам нравится, долгое время не можете достичь определенной цели, то в большинстве слу — чаев причиной тоже может служить вторичная выгода. Это зна — чит, что нынешнее положение подсознательно устраивает вас больше, чем желаемый будущий результат.
Мы стремимся к тому, чего хотим,
но жизнь дает нам то, в чем мы нуждаемся.
Несколько примеров из жизни, где причиной проблем могут быть вторичные выгоды.
Женщина хочет быть счастливой, любимой, но не разводит — ся с мужем — абьюзером, потому что боится остаться одна и этот страх сильнее любого унижения.
Человека не устраивает его финансовая ситуация. Он хо — чет зарабатывать больше денег, старается изо всех сил, но ничего не получается, уровень дохода остается прежним. И дело в следующем: чтобы больше зарабатывать, нужно пойти на жертвы — посвящать значительную часть времени работе, тратить энергию, брать на себя ответственность, отказываться от некоторых любимых занятий. К таким жертвам человек не готов. Свободное время, развлечения, времяпрепровождение с семьей — вот вторичные выгоды, которые он получает от не — достижения данной цели. Также у некоторых людей есть страх, что они не смогут удержать заработанные деньги, и страх «луч — ше не иметь, чем потерять» является их вторичной выгодой.
Женщина хочет отношений, но одинока долгое время. Об — щество давит на нее, и ей кажется, что для счастья нужно обязательно быть в паре, она пытается найти партнера и по — строить отношения, но у нее ничего не получается. Возмож — но, женщина не строит отношения, потому что на самом деле ей нравится свобода: она не хочет делить с кем-то жилпло — щадь, планировать доход, тратить энергию и время на дру — гого человека. А возможно, у нее страх быть поглощенной в отношениях. В этом случае вторичной выгодой, которая не дает ей строить отношения, будет ее свобода.
Человек хочет бросить курить, но у него не получается. Этот случай сложнее, здесь большую роль играет сформи — рованная привычка. Но все же стоит разобраться, есть ли вторичные выгоды по типу: курение позволяет расслабить — ся, дает возможность сделать перерыв в работе, успокаивает в стрессовой ситуации.
Иногда вторичные выгоды кроются в болезни, если она одна и та же и периодически повторяется. Человек, не осознавая, может
получать вторичные выгоды от болезни: супруга уделяет больше внимания, чем обычно; коллеги сочувствуют, жалеют, не нагру — жают работой; заботятся родители или взрослые дети. Болея, можно остаться дома в кровати и не ходить на работу. Взрослому очень сложно определить здесь вторичную выгоду, а вот у ребен — ка она может проявляться достаточно четко: «Мама, у меня болит живот, можно я в школу не пойду?» Получая бонусы от такого состояния, люди бессознательно не хотят поправляться.
Чем опасны вторичные выгоды?
Если вовремя не обнаружить вторичные выгоды, человек включает внутреннего критика: ругает себя за то, что не может прийти к цели, находится в состоянии стресса каждый день. Та — кой слив энергии и неудовлетворенность жизнью могут приве — сти к серьезным заболеваниям, например, к неврозам.
Но ошибочно считать, что вторичные выгоды — это плохо. Я лишь говорю о том, что важно их выявить. Понимая, что пре — пятствует достижению цели, можно разобраться, а так ли она важна для вас и стоит ли тех усилий, которые нужно приложить. Выявить вторичные выгоды поможет упражнение «квадрат
Декарта». Надо ответить письменно на четыре вопроса:
Что я получу, если добьюсь поставленной цели?
Что получу, если не добьюсь ее?
Что потеряю, если добьюсь ее?
Что потеряю, если не добьюсь ее?
Ответы натолкнут вас на определенные инсайты. Второй и третий пункты — это как раз вторичные выгоды. Например, если вы добьетесь повышения, вам придется жертвовать частью свободного времени и отдыха, брать на себя ответственность и тратить больше энергии на работу.
Как работать с полученными ответами.
Здесь надо взвесить, готовы ли вы заплатить определенную цену за получение желаемого. Если да — то нужно искать заме — щение вторичным выгодам.
В случае с курением нужно придумать замену ритуалу успо — коения, например, попробовать дыхательные практики. В си — туации, когда болезнь приносит вторичные выгоды в виде вни — мания супруга, стоит поговорить с ним напрямую и поискать решение: найти совместное хобби или договориться об опреде — ленном дне на неделе, когда вы будете только вдвоем, без отвле — кающих факторов. В примере с одиночеством женщина может найти партнера, близкого по духу, который так же ценит свобо — ду и пока не готов к совместному проживанию.
Если вы все же понимаете, что вторичные выгоды не подда — ются замещению, они очень важны, то стоит отодвинуть цель на более поздний срок или полностью от нее отказаться. Воз — можно, вы поймете, что это не ваша цель и вам нужна другая.
Когда желаешь что-то, нужно просто верить и не думать, что это невозможно. Если для вас это невозможно — значит, вам это не нужно. Если цель нереальная, она отнимает много энергии.
Истинные желания или навязанные окружением
Если вы несчастны, значит, жизнь складывается не так, как бы вам хотелось. А если все в вашей жизни происходит так, как вам хочется, — вы счастливы. Чтобы в жизни происходило так, как вы хотите, важно понять, чего вы хотите, насколько это важно для вас и насколько желание является вашим. Для этого нужно взвесить, насколько оно важно или не важно для вас. Вы заводите семью, потому что пора, а не потому, что это подходя — щий человек? Соглашаетесь на работу, потому что она престиж — ная, а не потому, что она вызывает любопытство? Прыгаете с парашютом, чтобы доказать себе, что вы не трус? Путешествуе — те, потому что так принято в вашем окружении или потому что заряжаетесь энергией в новых обстоятельствах? Общаетесь с этими людьми, потому что привыкли или потому что они вам нравятся? Люди часто за свои желания выдают не то, что им нужно на самом деле, а то, что есть у других, или то, что приня — то в окружении. Чтобы отсеять лишнее, подумайте, будете ли
вы счастливы, если достигнете конкретной цели или получите конкретную вещь? Или она вам нужна, чтобы соответствовать представлениям об успехе коллег, подруг, родственников? По — пробуйте честно ответить себе на вопрос: «Почему я это хочу?» Основная потребность человека, которая рождает в нем все же — лания, — быть счастливым. Но в погоне за модой, под воздействием общества человеку начинает казаться, что он испытывает необхо — димость чем-то владеть. Грустно бывает наблюдать за людьми, бес — конечно следующими за своими поверхностными желаниями, хао — тично мечущимися от одной идеи к другой, трансформирующими жизнь вовне и, тем не менее, продолжающими оставаться отрезан — ными от своих же, но все еще не осознанных желаний, потому никак не достигающими удовлетворения: разочарованными, вымотанны-
ми, озлобленными и обвиняющими других в своих неудачах.
Важно разобраться и научиться понимать: то, о чем вы мечтае — те — это истинное желание или это социум делает так, чтобы вы этого хотели? Чего действительно хотите лично вы?
Когда у вас появится желание, вы сможете определить, нуж — но оно вам или нет, ответив на следующие вопросы:
•
Что
мне это
даст?
•
Зачем
мне это
нужно?
•
Что
хорошего произойдет
со
мной?
•
Какая моя потребность
будет
удовлетворена?
•
Чего
на
самом
деле
я
хочу?
Чтобы начать новую жизнь, нужно детально изучить старую, понять, чего не хватает вам для счастья в жизни сейчас. Для это — го надо оценить по десятибалльной шкале все ее аспекты:
•
Личная жизнь, семья,
любовь.
•
Работа, карьера,
деньги.
•
Условия
жизни,
дом,
наличие
в
нем
своего
места.
•
Отношения
с
другими
людьми,
общение,
дружба.
•
Духовная сфера, ваше личностное развитие и,
возможно,
образование.
•
Здоровье, внешность,
спортивность.
•
Отдых,
досуг,
хобби,
творчество.
Подробно изучите те области, которые в вашем рейтинге на — брали меньше всего баллов.
Представьте, что случится, если вы оставите все как есть, и не будете предпринимать активных действий.
Представьте, чего не случится, если вы оставите все как есть. Теперь представьте, а как должно быть именно для вас, что-
бы это было на десятку.
Чего бы вы действительно хотели получить, добиться, смочь?
Проанализируйте, что именно не позволяет вам жить так, как хочется. Когда вы увидите полную картину настоящего, то пой — мете, что бы хотели иметь в будущем. Это уже не будет похоже на пустые фантазии. У вас появятся намерения, основанные на реальной картине вашей жизни, на истинных желаниях. Свои желания, идеи, полезные мысли записывайте. Это поможет не держать все в голове и ничего не забывать. Возвращайтесь к сво — им записям, отмечайте, чего уже добились, и говорите себе: «Я сделал это!», что поможет вам укрепить веру в себя, в достижение собственных целей. Такое внутреннее ощущение принесет вам большее удовлетворение, чем поощрения извне.
Когда вы думаете о своей БОЛЬШОЙ цели, вы можете начать чувствовать себя подавленно. Почему? Потому что большие цели не достигаются сразу. На пути к большой цели ставьте мини-це — ли, этапы, которые вам нужно пройти для достижения главного. Возможно, вы разделите свою цель на десять небольших целей с задачами, которые помогут вам достичь их. Празднуйте каждый пройденный этап, это поможет вам сохранить мотивацию в ва — шем продвижении к цели. К тому же праздновать всегда очень весело. Это может быть бокал шампанского или десерт со свеч — кой — не важно, главное, чтобы вы почувствовали состояние праздника и порадовались пройденному этапу. Даже маленькая победа стоит того, чтобы поднять бокал.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключ к счастью, или Как обрести свободу выбора предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других