Эта книга для тех кто хочет изменить свою жизнь к лучшему, кто хочет понять, что мешает двигаться вперёд, что останавливает или разворачивает на пути к своей цели. В книге предложены практики и упражнения, которые помогут осознать и пересмотреть свои страхи, ограничивающие убеждения и привычки, являющиеся препятствием на пути к счастью. Эта книга про понимание. Когда ты не понимаешь, что с тобой происходит, ты видишь безысходность, когда понимаешь, что с тобой происходит, ты видишь множество выборов. Понимание – это свобода. Свобода выбора, свобода от чужих установок, программ, сценариев, общественного мнения, страхов, привычек.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключ к счастью, или Как обрести свободу выбора предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
О ЧЕМ ГОВОРЯТ НАШИ ЭМОЦИИ
Сигналом удовлетворенной или неудовлетворенной по — требности (желания) будут служить эмоции. Чем в большей степени проявляется негативная эмоция, тем в меньшей сте — пени удовлетворена стоящая за ней потребность или желание. Эмоции — это определенные реакции нашего мозга на про — исходящие события, которые связаны с нашими потребностя — ми. Исходя из тех чувств, которые мы испытываем к какому-то конкретному человеку, мы формируем свое отношение к нему, целостность своего представления о нем. То же самое происхо-
дит и с нашим отношением к миру через наши чувства.
Эмоции (от лат. emovere — волновать, возбуждать) похожи на вспышки, они краткосрочны и являются мгновенной реак — цией на раздражитель. За базовые эмоции отвечает лимбиче — ский мозг. Он посылает сигналы телу и приводит его в тонус в случае опасности, неожиданных позитивных или негативных событий. Эмоции связаны с динамикой, движением. Быстрая смена выражения лица, жесты, интонация могут быть сигнала — ми тех или иных эмоций.
Чем эмоции отличаются от чувств.
Эмоция — это ответная кратковременная реакция на какое — либо событие или ситуацию. Главное значение слова «эмо — ция» связано с глаголом «побуждать».
Чувство — это устойчивое эмоционально окрашенное отно — шение к какому-либо объекту или субъекту, которое не явля — ется реакцией на конкретные ситуации или события.
Например:
Мне страшно — это эмоция.
Я боюсь этого человека — это чувство.
По К. Изарду, существуют десять фундаментальных эмоций:
•
интерес;
•
радость;
•
удивление;
•
страдание;
•
гнев;
•
отвращение;
•
презрение;
•
страх;
•
стыд;
•
вина.
Другие эмоции могут рассматриваться как разнообразные сочетания данных эмоций при их различной выраженности.
Эмоции имеют разную силу. Различают:
•
радость, ликование и
восторг;
•
недовольство,
гнев и
ярость;
•
смущение, стыд и переживание
позора;
•
тревогу,
страх и
ужас.
Между переживанием эмоций и их выражением существует принципиальная разница. Выражать все возникающие эмоции вредно для здоровья, невежливо, опасно и глупо, поэтому надо ис — пытать их, а затем принять решение, стоит ли проявлять. Непра — вильно, когда эмоции — причина, а вы — следствие ваших эмо — ций. Причиной ваших действий может и должен быть только ваш разум, а эмоции могут лишь помогать вам тогда, когда они нужны. Эмоции всегда о чем-то сигнализируют. Любая эмоция важ — на и нужна! Нет негативных и позитивных эмоций, но можно
поделить их условно так:
•
Позитивные эмоции — это эмоции, которые вы
можете
принять, и они посильны вашим
переживаниям.
•
Негативные
эмоции
–
это эмоции,
которые
вы не
можете
принять
в
себе
и
вам
сложно
их
пережить,
вы
боитесь
их
или отрицаете, потому что
в
детстве
был
запрет
на
выражение
эмоций, вы их подавляете, избегаете или выплескиваете
неконтролируемо, нанося вред себе и другим.
Подавление эмоций — это самый худший метод, посколь — ку подавленные эмоции и чувства не уходят, а нарастают и
«нагнаиваются» внутри вас, вызывая тревожность, напряже — ние, депрессию и целый ряд связанных со стрессом проблем. Сдерживание эмоций требует определенных усилий со стороны человека. Блокировка внешнего выражения эмоции осущест — вляется блокировкой мышц собственного тела. Если какая-то эмоция подавляется постоянно, то это может вызывать мышеч — ные блоки. Они, в свою очередь, вызывают спазмы, болевые ощущения, нарушая работу определенного органа или системы организма. Нередко осуществляется блокировка не определен — ной эмоции, а эмоциональности в целом. Человек выглядит отстраненным, холодным или равнодушным, в то время как внутри него бушует ураган эмоций. В большинстве своем это осуществляется ослаблением глубины дыхания, что влечет сни — жение энергетического питания.
Избегание эмоций — это способ справляться с эмоциями, отвлекаясь от них посредством всяких развлечений: беседа, те — левизор, еда, курение, выпивка, наркотики, кино, секс и так да — лее. Но, несмотря на наши попытки избегания, все эти чувства до сих пор здесь и продолжают взимать с нас свою пошлину в виде напряженности. Таким образом, избегание — это всего лишь одна из форм подавления.
Вытеснение эмоций — процесс, который возникает, когда влечение по каким-либо причинам неприемлемо для челове — ка. Удовлетворение этого влечения однозначно вызвало бы на — слаждение, но вместе с тем и неприятное чувство в виде вины, отвращения и др. Это связано с тем, что данное влечение по ка — ким-либо причинам не одобряется человеком, не вписывается в его картину мира. И на первый взгляд кажется, что, вытеснив влечение, мы избавляемся от него, но в действительности оно продолжает существовать в бессознательном. Сдерживаемые вне сознания вытесненные влечения являются источником
различных неврозов по той простой причине, что вытесненное производит беспрерывное давление в направлении сознания, и поэтому приходится оказывать такое же постоянное ответное давление на вытесненное, чтобы продолжать удерживать его в бессознательном. Это противостояние требует постоянной концентрации. Тем не менее стремление может видоизменять — ся, порождать другие состояния и процессы, которые, несмотря на постоянное вытеснение, могут проникнуть в сознание.
Непрожитые, застрявшие (зажатые) эмоции и желания нахо — дят свое отражение в нашем теле в виде зажимов (напряжения, спазмов) в совершенно определенных областях.
Если человек часто испытывает обиду (она сдавливает грудь независимо от того, показывает он ее или нет) и сдерживает ее проявление усилием воли, то уже совсем скоро у него могут поя — виться боли в верхней части спины между лопатками.
Если человек постоянно контролирует свои эмоции, то у него скоро возникает блок в шейном отделе. Боли в шейном отделе приводят к изменению осанки, походки, снижению иммуните — та и, как следствие, частым простудным заболеваниям, хрони — ческим бронхитам и тому подобное. Пока человек будет сдер — живать свой крик, плач, «ком в горле», у него будет болеть не только шея, но и голова, его постоянно будут одолевать ангины, насморки, гаймориты.
Подавление злости, раздражения и обид приводит к усталости и негативно сказывается на здоровье. Типовой механизм: вначале человек раскручивает у себя негатив, после чего не дает ему выход, продолжая внутри раскручивать его еще больше. Гнев или обида задерживаются в груди, в горле, возникшее напряжение переда — ется диафрагме, кровь отжимается от желудка, желудок обескров — ливается, стенки желудка теряют защиту от желудочного сока. Желудок начинает переваривать сам себя, появляется язва.
Ограничение себя в выражении эмоций, сдерживание есте — ственных порывов отражается на психическом самочувствии, проявляясь:
•
неврозами, формированием
комплексов;
•
возникновением
ощущения,
что
ты
живешь
чужой
жизнью;
•
поиском оправданий своей жизни и обвинением в своих проблемах
кого
угодно;
•
формированием
устойчивого
ощущения,
что
ты
постоянно делаешь
не
то,
что
хочешь,
а
то,
что
должен;
•
неумением открыто выражать свои чувства —
близкие
ис — пытывают
недостаток
любви
только
потому,
что
человек
не
может
ее
выразить;
•
обидами, которые бесконечно
гложут,
вместо
того,
чтобы дать
отпор;
•
неконтролируемым
поведением.
Выплескивание эмоций также носит негативный харак — тер. Порой наши эмоции подобны убежавшему из цирка ти — гру: он неуправляемый, поэтому может испугать и поранить окружающих (да и сам пострадать в итоге). Взрываясь иногда или теряя терпение, мы освобождаемся от гнета накопив — шихся эмоций. Можно даже почувствовать себя хорошо, по — скольку это переводит энергию в действия. Но это вовсе не значит, что мы избавились от данных чувств, это всего лишь временное облегчение. К тому же выражение наших эмоций может быть неприятно для человека, который их получает. Это, в свою очередь, может вызывать еще больший стресс, поскольку мы начинаем испытывать вину за то, что заде — ли кого-то, выражая свои естественные чувства. Вспыльчи — вые люди — это те люди, которые не удовлетворены своей жизнью, поэтому постоянно вовлечены во внутренний кон — фликт — между тем, что не нравится, и тем, что им приходит — ся с этим мирится.
Самая не принимаемая человеком эмоция — это злость (гнев, агрессия). Она подавляется, избегается, вытесняется либо не — контролируемо сливается — выплескивается.
Злость, гнев — это почти всегда побочная реакция, и надо смотреть, что под ней скрывается: вы обижены? Ревнуете? Вас что-то не устраивает?
Давайте разберемся, о чем говорит эмоция злости.
Злость (гнев, ярость) сигнализирует о том, что с вами посту — пают несправедливо, ваши границы нарушены, и вам нужно на это отреагировать. Либо вы злитесь на себя или обстоятельства за то, что у вас что-то не получается сделать, и за то, что до сих пор что-то не можете изменить.
В нашей культуре любые проявления агрессии — ярость, злорадство, напористость, раздражение и так далее — принято осуждать. Многих из нас с детства учили подавлять негативные эмоции: нельзя злиться, когда заставляют делиться игрушкой; нельзя сердиться на младшую сестру; нельзя кричать на маму. Одним словом, злиться — плохо. Что же выходит? Ощущения несправедливости, обиды никуда не деваются, но проявлять их нельзя. И вместо того, чтобы направить злость на ее источник, человек тратит уйму сил на укрощение эмоций, а то и вовсе пере — направляет агрессию на себя.
Если у человека с детства нет возможности найти место свое — му гневу, то он выражает его более социально приемлемым спо — собом: либо обращает гнев на себя (аутоагрессия), либо стано — вится пассивно-агрессивным.
Аутоагрессия — это активность, нацеленная (осознанно или неосознанно) на причинение себе вреда в физической и психи — ческой сфере. Человек делает с собой то, что не позволяет себе сделать с другими. К аутоагрессии относится не только само — разрушающее поведение — самообвинение, самоунижение, ал — коголизм, переедание, нанесение порезов, лишение сна — но и его социально одобряемые формы: трудоголизм, изматываю — щие спортивные тренировки, занятие экстремальными видами спорта и так далее
Пассивная агрессия — это модель, при которой агрессив — ность выражается, но, скорее, пассивным, чем активным спо — собом. Такое поведение характеризуется скрытой, косвенной, непрямой агрессивностью; обычно скрываемой демонстраци — ей покорности или доброжелательности. Например, подчинен — ный не может открыто выразить начальнику свое недовольство
и начинает саботировать его поручения, опаздывать, откла — дывать работу на потом. В семейных и дружеских отношениях пассивная агрессия проявляется по-разному, например, один из партнеров играет в молчанку вместо того, чтобы открыто за — явить о том, что его не устраивает. Манипуляции, провокации, саботаж, перекладывание ответственности за свои чувства — для некоторых это единственно возможные способы выразить агрессию. Но держать зло на кого-то — то же самое, что пить яд, думая, что умрет кто-то другой. Не дайте злости разрушить свою жизнь.
У человека, которому запрещали проявлять свою злость и при этом «насиловали» (рывки, шлепки, избиения, шантаж, угрозы), уходит много времени на воссоединение связи между чувствованием своей злости и принятием этого чувства.
Отрицая агрессию на уровне внутренних ощущений, в ка — кой-то момент человек теряет связь с собой и вовсе разучива — ется отслеживать причины своих эмоций. Подавление злости дезориентирует. Реальность сигнализирует об опасности, вы испытываете злость, но ничего не предпринимаете. Нужно на — учиться признавать свое право на гнев, слушать его, находить его причину.
Здоровая агрессия — это когда агрессия не равна насилию. Чувствовать злость и проявлять злость — не одно и то же. Детям говорят: «Злиться можно, драться — нет», разделяя их чувства и действия. Не чувствуя злости, вы не оцените ситуацию насилия как насилие, и не выйдете из нее вовремя. Злость — ориентир для понимания, что вам не нравится происходящее. Человек, соединенный со своей злостью, различает ситуации насилия благодаря тому, что в них он явно чувствует собственную злость. Агрессия на самом деле — это не только злость, но и жизнен — ная сила, энергия, импульс вовне. Она заставляет нас добивать — ся чего-то, помогает двигаться к цели: мы злимся, когда не по — лучаем того, чего действительно хотим. Гнев показывает, какие цели и задачи нам важны. Он же дает энергию, чтобы преодо — леть преграды и добиться желаемого. Гнев помогает отстаивать
то, что принадлежит нам по праву. Мы начинаем злиться, если кто-то покушается на наше благосостояние, и противостоять захватчикам. С помощью гнева мы чувствуем себя не беспо — мощными, а контролирующими свою жизнь. Умеренное прояв — ление злости помогает и в рабочем процессе. Так мы даем по — нять партнерам и коллегам, что проект долго буксует, и нужно, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки.
Не имея доступа к собственной агрессии, человек не может сде — лать иной свою жизнь (пока как следует не разозлится на то, что его не устраивает, не начнет действовать и что-то менять). Когда гнев нами не контролируется, он разрушает нас и все вокруг. Но если использовать его разумно, то он начинает приносить пользу. Примите свой гнев и научитесь им управлять, тогда вы узнаете, какую огромную силу он может вам дать.
Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятель — ства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. По — мочь при этом нам может эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Человек с развитым эмоциональным интел — лектом реагирует на причины, а не на действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.
Нахождение связей между мыслями, чувствами и реакция — ми; понимание того, что руководит нами при принятии реше — ния; представление последствий альтернативных вариантов поведения и применение этого осознания к принятию реше — ний — это и есть эмоциональный интеллект или, иными сло — вами, осознанность (о ней мы поговорим далее).
Что сделать, чтобы не попасть в ловушку собственных эмоций.
•
Разрешить себе
чувствовать:
каждый
раз при
малейшей
реак-
ции
говорите
себе
МОЖНО:
«Мне
можно
чувствовать,
я
уже
взрос-
лый
и
могу
сам
принимать
решения
и
нести
ответственность».
•
Разрешить себе отпустить застрявшие эмоции, снять на — пряжение, расслабиться (выговориться
близкому;
выписать потоком все, что накопилось, беспокоит; протанцевать,
прото — пать, побить
подушку,
проораться во все
горло
там,
где
вам
бу-
дет
комфортно
и
безопасно;
сходить
на
массаж,
или
на
телесно ориентированную терапию, или на
расслабляющие
практики, которые помогают вам). Каждый раз,
когда
вы освобождаете застрявшие эмоции, высвобождается заряд подавленной
энер — гии, помогающий вам в дальнейшем яснее мыслить, быть спо — собным
действовать
в
любых
ситуациях
более
спокойно
и
более
продуктивно полезным для здоровья
способом.
•
Научиться идентифицировать свои чувства и эмоции (со — поставлять
чувства
со
своим
состоянием).
•
Научиться понимать сигналы эмоций (понимать, на что была
реакция,
на
какую
ситуацию,
что
в
этой
ситуации
нравит — ся / не
нравится).
•
Научиться
отслеживать
появление
напряжения
в
теле
и
ре — агировать на него (научиться чувствовать скованность, зажим, болезненную
реакцию
на
услышанные
слова
или
ситуацию).
•
Развить эмоциональный
интеллект.
•
Разрешить себе проявлять эмоции (плакать,
когда
грустно; бояться,
когда
страшно;
смеяться,
когда
весело;
радоваться,
ког — да радостно; злиться;
любить).
•
Разрешить себе говорить о своих чувствах (рассказывать о своих чувствах, а не демонстрировать их). Научитесь говорить на
языке
эмоций.
Используйте
фразу,
состоящую
из
трех
частей:
«Я чувствую… Потому что… Я хотел бы…»
В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а на намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реак — цию и поведение можно разложить на три составляющие:
Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать свое намерение, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.
Действие — то, как человек реализует причину. Бывает по — зитивным и конструктивным или негативным и разрушитель — ным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемле — мое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.
Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — кол — лега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.
У человека всегда есть возможность выбора, как реагировать на эмоцию, и чем больше способов реагирования на эмоцию ему известно, тем увлекательнее может быть его жизнь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключ к счастью, или Как обрести свободу выбора предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других