Если же страж видел идущий меч и не затрубил в трубу, и народ не был предостережён, — то, когда придёт меч и отнимет у кого из них жизнь, сей схвачен будет за грех свой, но кровь его взыщу от руки стража. Иезекииль 33:6
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Казахи и евреи» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 11
Праздники отменить, героев обозвать
При монархии никто не кочует и не ворует
Воруют, значит до сих пор кочуют некие дикари язычники. Причем в дикарство впадают сознательное, товарно-вещевое (как всегда), но одеты хорошо, значит считают себя культурными людьми (даже верующими по определенным дням и по событиям).
Но это лицемеры. Лицемеры были всегда. (Но не до такой же степени, как сейчас). Чем больше было наслоение так называемо цивилизации на первобытные зерефные пласты, тем больше показухи и лицемерия.
Ну что, построили у себя демократию? — можно спросить у всех новых демократов
О чем говорит демократическое фиаско почти во всех республиках после распада СССР?
О чем угодно, но только не о демократии.
Внешне все вроде бы прилично — не придерешься. Иллюминации много, вывески зазывные, красивые фасады, тротуарной плиткой все выложено.
Люди совсем не такие ходят по улице. Одеты богато и разнообразно. Никак при социализме, в общем. Богатые машины импортного производства рассекают центральные проспекты. Другим транспортом — чуть подешевле, заставлены все дворы — не проехать, не пройти. В гипермаркетах все есть. Люди катят полные тележки к кассе. Но смурные. На лице нет улыбок, лица напряженные, готовые к конфликтам и драке. Вот что у них в головах?
Какие еще там ценности, кроме товарно-денежных?
Почему вместо демократии везде правят автократы, которые конечно же сегодня «президенты»?
Юристов и адвокатов вроде бы тоже полно. Официально продекларировано, что на первом месте закон. Но к юристам мало кто обращается, в основном по нужде. Прекрасно знают, что это крохоборы. Им, как всем, нужны только денежные клиенты. Лучше найти родственника, знакомого во власти и решить все проблемы. Неформальные законы — еще раз — все решают. Все остальное — для вида.
О чем это я? Для чего эти параллели?
Прежде всего, эти параллели нужны для понимания, почему в раннем средневековье у хазар ничего не получилось.
Вроде бы приняли иудаизм — первую религию монотеизма, даже не христианство и не мусульманство, но Хазарский каганат распался (более того, хазары исчезли как народ).
А не грозит ли нам то же самое? Что делать? С основной идеологией не шутят. Религия (идея) должна соответствовать обстоятельствам. Народ должен понимать, во что он верит, или должен верить в любом случае. (Как то в далеком уже 1993 году, являясь студентом в Алма — Ате (Алма — Ата сразу стало Алматы после распада СССР в 1991), беря продукты с балкона, я удивился, как же тихо на улице. 7 ноября. А ведь раньше какие были шумные демонстрации! Стоило новым властям пролетарский праздник отменить — такой значительный, такой важный, два года назад всего, и все пафосное и народное стихло…).
С демократией приходят рыночные отношения — всем известно.
Но рыночные отношения могут прийти и без демократии, как оказалось. Достаточно только обозначать демократию — говорить о ней, вещать со всех официальных каналов, со страниц газет, упоминать в речах уполномоченных спикеров, в первую очередь первых лиц государства и приближенных к власти (снова родственников, знакомых, угодливых слуг). Остальное — мелочь. Главное все купить, получается, или все продать — набить карманы деньгами, совершить первоначальное накопление, а затем эту лавочку закрыть, здравствуйте, я ваша тетя называется.
Автократия тоже подходит к нашему базару.
На любом базаре тоже должен быть порядок и охрана. Государство, в конце концов, вас тоже охраняет, дает вам гарантию. Все в это поверят? Сомневаюсь. Не оттого ли все катящие свои тележки в супермаркетах такие сумрачные, не улыбаются, как будто живут в новом рабстве? Что их удручает?
Точно также простые хазары, кочевники смотрели на свою иудейскую элиту.
Они никак не могли понять, что такое иудейский моно Б-г, во-первых.
Зачем им один монобог, когда у них много богов и божков — это во вторых.
Чтобы понимать, как возникает локальная вера, превращающаяся через практику в религию, нужен понятный ряд образов. Бог Тенгри и духи предков, — вот это было понятно хазарам.
К примеру, язычнику не понятно, как ему помогает бог, если он не его родственник. Зачем богу помогать всем? Как, по какому признаку он различает своих и чужих? Именно своих и чужих — вы поняли? От этого недалеко и «первый — второй». Я первый любимый или второй по фарту? Чтобы этот бог различал. Чтобы эти язычники понимали. Прежде всего понимали, что такое правда и справедливость вне «свой — чужой» про крови.
Чтобы люди вышли из образного ряда свой-чужой, нужно чтобы свои и чужие перемешались.
Евреи 2000 лет скитались по чужим землям. Они отлично усвоили правду, добро, равенство и справедливость в одном требовании — общего универсального гражданства. Нельзя быть интернационалистом в кругу родственников. Нужно жизнь на чужбине. Нужно мигрировать по разным мотивам (в основном по нужде) куда угодно. И там требовать равенства на основе общечеловеческих ценностей, а не по крови.
Если тебя не понимают (и не могу понять по определению), то устраивать или подстраивать бунты и революции. Вот почему азиаты не понимают революционеров от слова никак. Азиаты инерционны и традиционны. Все пастушьи народы в прошлом были точно такие же. Они гоняли стада. Ни одна овца не могла отделиться от стада. Ни один человек в родоплеменном коллективе не мог заявить претензии на свой статус. В многодетной семье нет избранности. Все дети стараются быть самыми любимыми, но хорошие родители не выделяют любимчиков.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Казахи и евреи» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других