Таро. Практикум для души

Алена Солодилова (Преображенская), 2023

«Таро. Практикум для души» – настоящая энциклопедия современных Таро-практик во всем их разнообразии. Это книга для тех, кто видит в Таро не просто колоду карт для гадания, а универсальный и практичный инструмент для исцеления души и помощи людям, объединяющий в себе древность и мистику с новейшими психологическими подходами. Ее автор Алена Солодилова – опытный практик, психолог, расстановщик, основатель Школы психологического Таро, автор книг и трансформационных игр – рассказывает о том, как с помощью Таро решать психологические проблемы, исцелять травмы, исследовать свое «я» и находить собственный путь в этом мире. В ее книге вы найдете не только классические описания арканов и тематические расклады для гаданий, но и подробные практические рекомендации по использованию Таро в психотерапии, полевых и шаманских практиках, расстановках и работе с архетипами. Эта книга станет настоящим подарком как для тех, кто только знакомится с мистическим миром Таро, так и для тех, кто стремится раскрыть новые смыслы и грани этой системы и ищет собственный путь к познанию себя и внутренней гармонии. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Путь души в пространстве архетипа. Структура Старших арканов

«Мы должны без устали исследовать мир. А в конце всех наших поисков мы придем к тому, с чего начали, и словно увидим это впервые».

Томас Элиот[5]

Старшие арканы представляют собой мифологические архетипы — это элементы, из которых складывается миф. Чертеж, по которому из архетипического конструктора собирается модель мифа, универсален и называется «мономиф». Этот термин впервые употребил американский мифолог Джозеф Кэмпбелл. Он заметил фундаментальное единство духовной истории человечества в виде повсеместно распространенных мифологических сюжетов; заметил, что большинство сказаний имеют общую сюжетную структуру, на первой стадии которой в жизни героя ключевую роль играет предвосхищение своей роли в мире, ощущение собственной грядущей миссии, исполненной смысла.

Эта структура прекрасно ложится на порядок Старших арканов, которые также описывают мономиф. Мне близка позиция Хайо Банцхафа о том, что Старшие арканы иллюстрируют представления древних о движении Солнца и находят свое отражение в культурах и мифах разных народов, как метафора о путешествии героя. Мне также нравится идея о том, что Старшие арканы Таро представляют собой алфавит, как способ сохранить знания о языке. В то время как Младшие — знания об исчислении. Язык отражает культуру, и алфавит разных народов содержит в себе воззрения на мировой порядок, на развитие любого процесса, будь то жизнь Вселенной или отдельного человека.

Путешествие начинается со знакомства с нулевым арканом — Шутом, Дураком, простаком, с которым происходят приключения, и он проходит несколько стадий путешествия, прежде чем становится героем. Это уникальная карта колоды. Этот аркан долгое время оставался без номера и даже пробрался в игральные карты в качестве джокера. И только Мазерс, а за ним А. Уэйт ставят этого скитальца в начало колоды. Шут уникален тем, что метафизически включает в себя всю колоду. Он обозначает абсолютное ничто, не обусловленное ни формой, ни содержанием. Поэтому на каждом новом этапе пути он становится следующим арканом, обретая его функции. И вся череда карт — этапы пути Шута. Он бродит по этим ступеням и становится то Императрицей, то Отшельником. Как и наша душа, которая растет, подчиняясь законам эволюции, самоактуализируется последовательно в каждом из арканов, и, наконец, расцветает во всем многообразии в аркане Мир. Именно путь реализации души, которая стремится к совершенству, восстанавливая свою целостность, показан в Пирамиде опыта.

Пирамида опыта

Уровень души — Шут, Маг и Жрица

Шут — верховная личность человека, идентичная предельной реальности космоса, которая в религиях именуется по-разному: Брахман, Дао, Аллах, Бог, а в трансперсональной психологии называется Mind и «есть то, что имеется, и все, что имеется; не находящийся в пространстве и потому — бесконечный, не существующий во времени и потому — вечный, вне пределов которого ничего не существует. На этом уровне человек идентифицирован с универсумом, Всеединым, или даже скорее он и есть Всеединое… Этот уровень надо рассматривать… как единственно реальное состояние сознания, относительно которого все остальные уровни (Старшие арканы Таро, следующие за Шутом) существенно иллюзорны»[6].

Шут — это божественное состояние Вселенной и человека. Его традиционно связывают с местом пребывания души до зачатия, а также с внутриутробным и младенческим периодами развития. И это такое состояние, когда мы еще не отделяем «я» от «мира». Здесь нет границы между внутренним и внешним, нет осознания себя, собственного бытия. А значит, нет и понимания своих возможностей или невозможностей, нет понимания, что дает абсолютную свободу. Свободу быть любым. И с этим неразделенным космическим сознанием человек приходит в этот мир.

Следующие две карты — Маг и Жрица — это две части сознания: мужская и женская, логика и интуиция, рациональность и творчество, левое и правое полушария мозга. Маг — активность и внедрение. Жрица — пассивность и принятие. И здесь находят свое отражение космогонические представления о первоначальном иллюзорном дуализме, о разделении неба и земли, «субъекта и объекта, познающего и познаваемого, наблюдателя и наблюдаемого; онтологически — это разделение между «я» и другими, организмом и средой… Как только человек начинает отождествляться со своим организмом, тут же возникает проблема бытия и небытия, жизни и смерти. Появление такой двойственности с необходимостью влечет за собой возникновение времени, ибо в безвременье вечного Mind не существует ни рождения, ни смерти, ни начала, ни конца, ни прошлого, ни будущего»[7]. Здесь хочу отвлечься на одну из психоаналитических идей, которая так же, как и трансперсональная, находит свое отражение в структуре Старших арканов Таро. Наша психика условно состоит из трех частей. Сознание — лишь верхушка айсберга, все, что мы понимаем, осознаем и пытаемся контролировать. Эта часть соответствует Магу. Затем личное бессознательное, или интуиция, соответствует Жрице. Это наш опыт, который мы не осознаем: внутриутробное развитие, процесс рождения, большинство событий раннего детства и другой опыт, который по каким-то причинам вытеснен из сознательной памяти, что помогает создать единственный в своем роде субъективный мир отдельной личности. И, наконец, большая часть психики — это коллективное бессознательное. Эта часть общая у всех людей, вне зависимости от эпохи и места рождения, от воспитания и условий жизни. Она передается по наследству и содержит базовые общечеловеческие понятия, например добро и зло, мать и отец, успех и поражение. Это опыт нашего рода, нации, этноса, всего человечества и еще шире — животных, растений, минералов, всего космоса. В картах Таро это Шут и одновременно с ним все Старшие арканы как архетипы, отправные точки восприятия мира.

Что еще объединяет Шута, Мага и Жрицу? Они арканы-трикстеры. Впервые эту идею я обнаружила у моего коллеги Максима Бекарюкова, который указывал на особую природу этих трех карт.

Трикстер в культуре и психике присутствует как архетип дублера героя. Герой при этом понимается как правильный, ясный, социально приемлемый. А трикстер — неправильный, неясный, нарушающий устои, демонический и комический одновременно. При этом очень привлекательный персонаж. Природа его зла не во враждебности, а в веселости, в служении хаосу. В сказках это может быть как спутник героя (Чеширский кот[8]), так и обаятельный противник героя (Лойсо Пондохва[9]). Но чаще это сам герой (Иван-дурак, Джек Воробей[10], Макс из Ехо[11]). Его девиз «Слабость победит силу, и слабый станет сильным». Трикстер выпадает из правил, у него нет четких целей, он пребывает вне добра и зла. Этим он и привлекателен.

Шут, Маг и Жрица иллюстрируют структуру души человека, суть которой в расщепленности сознательного и бессознательного. Эта расщепленность отличает нас от прочих живых существ. Она возникает с рождения, с младенческой беспомощностью и потребностью в значимом Другом, который будет удовлетворять наши желания. Не все. И неудовлетворенное вытесняется в бессознательное. Таков механизм изначального расщепления.

И сама расщепленность является функцией трикстера: он проявляется, когда мир идеальный отделен от реального, делает видимым вытесненное через оборотничество, перевоплощение, интригу, перемену пола, спонтанность, провокации, игру. Именно эти качества есть у гениального безумца Шута, творца-авантюриста Мага и Жрицы с ее претензией на папский трон. И у соответствующих богов разных пантеонов — Локи, Гермеса, Эриды.

Конечно, трикстерство, проявление вытесненного — не единственное качество этих арканов, но оно одно из базовых. И некоторая неопределенность, с которой мы встречаемся в интерпретации значений, отличает их от прочих карт Таро.

Уровень семьи — Императрица, Император, Иерофант (Жрец)

Человек приходит в этот мир, и первое существо, которое он встречает, — мама. Третий аркан Императрица. Во многих колодах эта карта называется Великой Матерью или Хозяйкой. В контакте с матерью человек получает опыт базового доверия, сытости, достаточности, удовлетворения, наслаждения и удовольствия. Надо сказать, что любой аркан как архетип амбивалентен, двойственен. Так, Императрица-мать может быть заботливой и любящей — и одновременно жестокой, необузданной и жадной. И переживание этих состояний конкретным человеком зависит от личного опыта общения с мамой в детстве.

Примерно с трех лет становится значимой фигура отца и следующий аркан — Император. И за ним стоят такие качества, как ответственность, власть, контроль, дисциплина, статус, соблюдение субординации. Он отвечает за то, какое место человек занимает в мире социальных игр. В нашей жизни этот архетип (как и остальные) ранжируется: сначала отец, потом начальник, государство и, наконец, верховный начальник — судьба.

Третья карта уровня семьи — Иерофант. Его еще называют Первосвященником или Жрецом. Эта карта нам напоминает о самом понятии эгрегора и семьи как духовного сообщества. О процессе принадлежности к этому сообществу и лояльности к его ценностям, о воспитании, передаче традиций, нравственных воззрений социума, в котором живет человек. Она изображает учителя, старейшину рода. С ней связано любое коллективное движение к истине, в том числе религия, мораль и школа.

Социальный уровень — Влюбленные, Колесница, Сила, Отшельник

Итак, человек, воспитанный в традиции своего рода, общества, усваивает данную культуру и выходит на следующий уровень — социальный. Здесь начинается его становление в обществе. Первая карта, карта через которую он сюда попадает — шестой аркан Влюбленные. Карта партнерских отношений. Она связана с осознанием различия полов, выбором «второй половинки» и, как следствие, с отделением от родительской семьи и созданием собственной. Влюбленные отражают архетипы анимы (женской части мужской души) и анимуса (мужской части женской души). Роль этих архетипов важна на пути к самоактуализации личности и проявляется в дальнейшем порядке Старших арканов. Проецируя на своих любовных партнеров собственную Аниму или Анимуса, мы усваиваем уроки жизни, познаем собственную темную сторону, интегрируемся с ней и с другими элементами внутреннего мира и, наконец, освобождаемся от проекций, узнавая вещи такими, какие они есть.

Для мужчины Влюбленные — встреча с женскими качествами в себе, с собственной восприимчивостью, чувственностью, поэтичностью, ранимостью. Для женщины — доступ в мужской мир успеха, социальная реализация, умение следовать за своим желанием и достигать целей.

Влюбленные иллюстрируют проекционные отношения с миром вообще. Это проекции собственных состояний, желаний, ожиданий на мир и, в частности, на партнеров. Так, например, придя на вечеринку, влюбленный мужчина ищет свою девушку, и остальное происходящее для него вторично. Голодный человек стремится к накрытому столу. Нарядная женщина оценивает платья подруг… Каждый выделяет из общего фона значимую для него фигуру, видит в другом актуальные для него черты.

Если в аркане Влюбленные человек, словно лучом фонарика, очерчивает выбранную им область, то седьмой аркан — Колесница — это движение по этому лучу к своей цели, когда выбор уже сделан, симпатии определены. Карта социальных достижений, амбиций, успешности, в том числе в карьере. В пространстве этого аркана у человека получается (или нет) достичь задуманного, воплотить собственные намерения, доводя начатое до конца. Здесь мы видим выезд триумфатора. Это архетип героя, который управляет своим движением.

Далее в порядке Старших арканов Таро еще со времен Мазерса существует запутанность. Наставник А. Уэйта не только поставил Шута в начало колоды, но и поменял местами арканы Силы и Правосудия (Справедливости). Не буду углубляться в теоретическое обоснование этой замены. С точки зрения путешествия Шута и развития души важно, как человек приходит от социальной жизни (Колесница) к духовной (Отшельник), от «мирских» целей к поиску внутреннего смысла. В марсельском порядке Таро этот переход лежал через аркан Правосудия. То есть через ответственность героя за свои поступки, понимание причинно-следственных связей. В колоде Уэйта восьмой аркан — Сила. И здесь для обретения мудрости герою необходимо овладеть психической энергией, мягко и гибко приручить собственного зверя, научиться разрешать внутренние и внешние конфликты, «играть с огнем», управлять собственным гневом и желаниями. Перед тем как искать духовность, нужно принять собственное тело, которое регулярно хочет есть, пить, любить и заключает в себе множество инстинктов, не подчиненных разуму.

Таким образом, доуэйтовский порядок Таро можно назвать путем философа, ума, а послеуэйтовский — путем йогина, тела. Есть и еще одно обоснование такой замены. Колесница и Сила связаны с обрядами жизненного цикла человека, а именно с пубертатными инициациями юношей (Колесница) и девушек (Сила). Такие обряды архетипичны, так как распространены по всему миру, присутствуют в истории всех культур и прочно обосновались в нашем бессознательном. Пубертатные инициации приурочивались к проявлению половых биологических признаков и формально закрепляли изменение социального статуса человека, переход в сообщество взрослых людей. А психологически проявлялись как противостояние природным инстинктам и осознанное, ответственное движение по собственному пути.

Пройдя через Силу (или через Правосудие) человек попадает в Отшельника, где он осознает, что есть нечто главное, а именно — поиск смысла, поиск Бога, поиск себя.

Отшельником заканчивается социальный этап. Обратите внимание, он начинается с партнерства, проходит через управление сексуальной энергией и ответственность и заканчивается одиночеством. Так, в главных экзистенциальных вопросах своей жизни человек одинок. Интересно, что арабское начертание шестерки и девятки иллюстрирует эти процессы. Шестерка — раскручивающаяся спираль, выход за пределы себя. Девятка — закручивающаяся спираль, уход в себя из мира.

Четыре социальных аркана представляют собой четырех богов западной культуры, а точнее, наш искаженный контакт с ними. На пути взросления мы переживаем одержимость этими богами, набивая шишки и порой утрачивая себя в погоне за их иллюзорными дарами. Эти же арканы отражают и кризисы взрослости.

Влюбленные — бог романтической любви дает нам веру, что влюбленность будет длиться вечно. Этот миф поддерживается сказками, литературой, искусством, где герои встречаются и живут счастливо всю оставшуюся жизнь. Бог влюбленности убеждает нас, что у каждого человека есть единственная идеальная «половинка», «предназначенная ему», и нужно лишь найти ее. Человек переживает здесь кризис перехода от юности к взрослости, сепарации от родительской семьи, созданию собственной системы.

Колесница — бог успеха, один из самых коварных, поскольку подменяет понятия. Что значит быть успешным? Уметь достигать поставленных целей. Но как только к такому простому действию примешивается оценка, действительность искажается. Успех перестает быть процессом (навыком) и превращается в минутный результат. Ведущим мотивом становится желание одобрения, признания, а доминирующим чувством — зависть, стыд и вина за «лузерство». Человек теряет контакт с собственными желаниями, и цели становятся чужими — принятыми, «правильными», согласно потребностям рынка. Таков возрастной кризис достигаторства, он учит отличать собственные цели от ложных, навязанных обществом.

Здесь на помощь приходит третий бог — Сила. Он возвращает человека к желанию, телесности, страсти. Но этот же бог дарит еще один миф — о комфорте. О том, что голодного льва можно накормить раз и навсегда, надо лишь подружиться с ним. И если вести правильный образ жизни, то недуги тебя минуют. И может быть, ты даже придешь к бессмертию. И если окружить себя удобствами, то можно удовлетворить все потребности. Но нет. Наше тело снова и снова заявляет о своих правах на нашу жизнь. Мы остаемся заключенными в материю, словно в львиные челюсти, до самой смерти. Человек переживает здесь кризис ограничения возможностей, понимает, что его здоровье не бесконечно, его силы имеют пределы.

И еще один бог заключен в Отшельнике. Имя ему — безупречность. Здесь живет миф о предназначении («единственном возлюбленном», «деле всей жизни» и прочем) как способе избежать встречи с бессмысленностью бытия. Но поиск смысла жизни сводится к тому, чтобы найти вещи, которые важнее тебя самого. Среди всего духовного наследия человечества мы обречены безустанно по крупицам искать собственные ценности, обретая в них опору и связь с божественным, утраченную при отделении человека от праматери-природы. Здесь человек переживает кризис середины жизни, переоценку пройденного пути, осознает, что глубинные знания могут быть получены только путем трансформации себя самого.

Уровень идей — Колесо Фортуны, Справедливость, Повешенный, Смерть, Умеренность

Когда человек становится Отшельником, он постигает идеи. И не только узнает, но и проживает их, получая универсальный и одновременно очень личный опыт внутренних изменений. Таких идей в структуре Таро пять, и они выражены в пяти мировых религиях. И первая, с которой встречается Отшельник, — идея о карме. Аркан Колесо Фортуны. Эта карта говорит о том, что у всего сущего есть заданность развития, программа, судьба. И в жизни человека в целом, и в отдельных ее аспектах. И постижение этой данности, осознание этих повторяющихся сценариев, участие в них (пребывание на ободе Колеса) и одновременное наблюдение со стороны (пребывание в центре Колеса) дает человеку возможность быть осознанным, попасть в поток везения, оказаться в нужном месте в нужное время и в конечном итоге — выйти за пределы заданного вращения Колеса. Среди религий эта идея полнее всего проявляется в буддизме. Когда человек видит в жизни фатальную предрешенность, он понимает, что платит по своим счетам.

Следующая карта — Правосудие — идея о законе. И помимо нашего взгляда на справедливость, эта карта еще связана с таким сложным понятием, как системная совесть. Есть законы, которые не понятны лично нам, но логичны с точки зрения системы, например системы рода. Системная совесть регулирует коллективные процессы, приводит к балансу отношения между людьми, гармонизирует взаимообмен «брать — давать». Это ответ, например, на такой несправедливый вопрос, почему рождаются больные дети. Наши чувства и даже наша мораль могут говорить нам, что это несправедливо, но наблюдая за закономерностями развития нашего рода, мы понимаем, почему так происходит. В системе должен быть баланс, говорит эта карта, даже путем страданий кого-то. Эта идея лучше воплощена в таких монотеистических религиях, как иудаизм и ислам. Вспомните жертвоприношение Авраама. Беспрекословное, трезвое подчинение требованию Бога, закону системы, невзирая на собственные чувства.

После суда часто бывают казни, и следующая карта — аркан Повешенный. Это не обязательно казненный преступник. На дереве (кресте) висели и боги, например Христос, Митра и Один. Часто посвящение происходит через мучительные и, на первый взгляд, бессмысленные страдания и изоляцию. Здесь представлена идея о жертве, о том, что можно спасти главное, принеся в жертву ценное и важное, стяжаемое, может быть, на протяжении всей жизни. Но прежние знания, опыт, достижения на этом этапе не приводят к решению, только еще больше запутывают человека. Необходимо прийти к качественно новому состоянию — к инсайту. Это в том числе и христианская мысль об искуплении: в страданиях душа совершенствуется. То есть это путь, ведущий к озарению. Инициация, способствующая пониманию истинной сути всех вещей.

Надо сказать, что арканы этого уровня — это не только идеи, которые постигает душа, но и продолжение ее движения по линии времени. Человек понимает, что есть его собственная программа (Колесо Фортуны) и есть законы, над которыми он не властен (Правосудие). И это период зрелости. Затем в Повешенном он ограничен в своих действиях, хоть и озарен иными знаниями. И это период болезней и старости. Следующий этап — Смерть. И все, о чем дальше пойдет речь, напоминает мистические представления о жизни после физической смерти, во многом совпадает с описанием в Книге мертвых и с другими религиозными взглядами. Также Повешенный олицетворяет заходящее солнце и прохождение светила по подземному царству. Однако порядок Старших арканов после аркана Смерти — это не просто повествование о загробном мире, а прежде всего — путь ассимиляции в пространстве Мировой души опыта, полученного человеком при земной жизни.

Тринадцатый аркан — Смерть — идея о трансформации. О том, что жизнь постоянно меняется. И прямо в это мгновенье слова, которые ты читаешь, уже становятся прошлым. И следующее их прочтение, возможно, откроет совсем иной смысл. Еще в утробе матери клетки неродившегося ребенка образуются, меняются, делятся и отмирают. Это естественный процесс, который происходит постоянно и прямо сейчас. Жизнь движется благодаря смерти. Эта идея ясно развита в шаманизме.

После Смерти мы встречаемся с ангелом-хранителем, неким светоносным существом. В Таро его представляет аркан Умеренность. Это архангел Михаил в христианстве или бодхисатва в буддизме. Он достиг совершенства, но остался в земном мире помощником в повседневных делах, проводником в подземном царстве. Он наш спутник в ассимиляции опыта, такой же, каким являются анима и анимус в приобретении этого опыта в земной жизни. Это аркан чувства меры в искусстве алхимии души, чуткости в смешивании противоположных начал — материального и духовного, добра и зла, черного и белого, мужского и женского. Эта идея о Дао воплощается, например, в даосизме. Любопытно, что содержание кризисных арканов перекликается с описанием последовательных переживаний базовых перинатальных матриц в трансперсональной психологии, в частности, с опытом космического поглощения и безысходности (Повешенный), борьбы с демоническими персонажами и смерти (Смерть), возрождения и видения радужного света невероятной красоты (Умеренность).

Уровень реализации — Дьявол, Башня, Звезда, Луна, Солнце, Суд, Мир

Следующий уровень пирамиды — уровень реализации, на котором душа приходит к своей целостности. Здесь семь карт. Возможно, они соответствуют мистическому взгляду на семь тел человека, семь основных астрологических планет, семь нот, семь цветов радуги и другие архетипические семирицы. И первая карта, с которой мы встречаемся на этом уровне, — Дьявол, архетип Тени. Он князь мира сего, мира земного, сансары, где действуют законы обусловленности судьбой, материей, смертью. Здесь генерируется и сосредотачивается энергия. Представь себе большое и полезное животное. Кого ты представляешь? Это животное когда-то родилось одновременно с тобой. И его еще в младенчестве посадили в тесную, темную и голодную клетку. То ли из страха перед его будущей силой, то ли из представлений о чем-то плохом. Шло время, рос человек, и животное росло вместе с ним. И из животного вырос монстр, уродливый, ненасытный в своих желаниях и всемогущий. Согласно мифам, человеческая душа спускается в ад подземного царства, проходя искушения собственного эго. И здесь интегрируется со своей тенью, ранее отчужденной от образа самого себя и кажущейся слишком болезненной, пагубной и нежелательной. Человеку здесь комфортно и выходит он из Дьявола тяжело. Через аркан Башня. То есть через катарсис, разрушение прежних устоев.

Это крушение тех стен, которые когда-то защищали нас, а теперь стали малы, как одежда, из которой мы выросли. Нам самим осознать это трудно, мы к ним привыкли, поэтому необходимо потрясающее основы событие, как удар молнии. И одновременно это образ Вавилонской башни — падение гордыни, разрушение эго и самой структуры личности. Энергия, аккумулированная в Дьяволе, вырывается наружу, высвобождается, очищая психическое пространство.

Таким образом, Дьявол аллегорически представляет собой сошествие в ад, Башня — чистилище (по мифам, промежуточное место между адом и раем), а следующий аркан — Звезда — архетип чистоты и надежды. Это парадоксальная возможность сохранить себя в будущем без персонификации личного опыта, но через «волновой эффект». Последствия наших действий и мыслей влияют даже без нашего ведома и усилий на людей, встреченных нами, и далее — на их знакомых, которых мы никогда не встречали, и на следующие поколения. Или, как писал об этом удивительном послании Ирвин Ялом: «Часть тебя теперь находится внутри меня. Она изменила и обогатила меня, и я готов передать это дальше, другим людям. Ищите меня в моих друзьях»[12].

Здесь есть понимание единства со всеми людьми, братства, где каждый связан с другими системным взаимодействием всего со всем. Трансперсональный опыт, медитативная и религиозная практика знают такое состояние сознания, когда границы человека и остального мира не фиксированы и не абсолютны. В аркане Звезда и далее возможно пространственное единение с любым объектом, включая весь космос. Звезда льет из двух кувшинов мертвую и живую воду. Преображение представлено в следующих двух картах. Купание в мертвой воде — в аркане Луна, в живой — в аркане Солнце. В сказках человек входит вначале в мертвую воду, и она ведет в наши скрытые страхи, в небытие, в забвение.

Луна — аркан темного предрассветного часа, самая глубокая точка Пирамиды опыта, середина ее основания и такой уровень исторической регрессии, когда сознание может идентифицироваться с биологической клеткой, быть связанным с жизнью животных, сущностью растений и минералов, процессами и объектами неорганического мира. Возможно, это изначальное знание о последствиях изменения тела после смерти, о его превращении в материю земли и продолжении его существования в других формах жизни. Под влиянием Луны совершаются многие поступки, о причинах которых мы не догадываемся, присутствуют тонкие нюансы поведения, которые мы не отслеживаем. Попытки осознать эти базовые процессы вызывают тревогу, трепет перед работой уникального механизма нашей жизни. Поэтому Луна — это период предрассветных сумерек, который проживается человеком в естественном трансе. Это уровень вневременного мифа, сказки, притчи, которые каждый потом трактует по-своему, но основное воздействие так и остается скрытым.

Следующий аркан — Солнце. Здесь речь идет о той части души, которая в разных религиях и учениях называется по-разному. Искра Божия в человеке, сущностный центр, самость, тело света, неделимая монада, нечто главное в нас. Здесь сознание выходит за пределы воспринимаемого чувствами мира и переживает интеграцию с многочисленными архетипическими персонажами и сюжетами, божествами различных культур. Это состояние внутреннего света и радости, уникальной и единственной реализации человеческой индивидуальности.

Из этого светоносного качества душа, как Феникс, возрождается к новой жизни в аркане Суд. Здесь наступает новая эра для человечества, и единичная душа приобщается ко всеобщим процессам, коллективным программам своего рода, нации, этноса.

И, наконец, в аркане Мир человек приходит к целостности, интегрирует все части своего существа. Здесь возможно переживание сознания целой биосферы, нашей планеты и всей Вселенной. Так, «многие трансперсональные переживания включают события их области микрокосма и макрокосма, которые не могут быть обнаружены непосредственно с помощью органов чувств, или же события, относящиеся к периоду до возникновения солнечной системы, связанные с формированием планеты Земля, появлением живых организмов, развитием центральной нервной системы и появлением человека разумного. А это, безусловно, означает, что в каждом человеке, непонятным пока еще образом, содержится информация обо всем в мире или обо всей жизни. А это значит, что человек потенциально способен контактировать с каждой из частей этого многообразия бытия и представляет собой в каком-то смысле целостную космическую структуру, хотя каждый есть всего лишь бесконечно малая ее часть, отдельная и малозначащая биологическая сущность»[13].

Аркан Мир (Вселенная) — это архетип вновь обретенного рая, завершение процесса актуализации и возвращение к истоку. В качестве метафоры мне нравится история об одном юноше, который решил отправиться в длительное путешествие, построил корабль, собрал команду, прошел пять морей, пережил множество приключений. И подплывая к родной земле, увидел одиноко стоящую фигуру, которая ждала его на берегу. Кто бы это мог быть, ведь он никому не сообщил о своем возвращении? Юноша сошел на землю и узнал во встречающем его человеке самого себя. Они подошли совсем близко друг к другу и слились в единое целое. Истинное путешествие заканчивается воссоединением с самим собой, когда душа-путешественник приносит свой опыт, ассимилируется в океане Мировой души и всеобъемлющая жизненная сила вбирает ее в себя.

Миф формирует наше мировоззрение, наполняет жизнь смыслом. Карл Густав Юнг писал об этом: «Потребность в мифических формулировках удовлетворяется, когда мы формируем видение мира, вполне приемлемое для объяснения смысла человеческого существования во Вселенной — видение, исходящее из нашей психической целостности, из сотрудничества [со-действия] сознания и бессознательного. Бессмысленность мешает ощущать полноту жизни, а значит, она эквивалентна болезни. Смысл позволяет выдержать очень многое — если не все. Никакая наука никогда не сможет заменить миф, и миф не может быть создан никакой наукой. И тогда не"Бог"является мифом, а миф является раскрытием божественности в человеке»[14].

Двигаясь по своему жизненному пути и переживая все его коллизии, каждый из нас создает свой собственный личный миф, отражающий его индивидуальное развитие и пребывающий в согласии с коллективным мифом и его архетипическими мистериями. И если Старшие арканы описывают мир богов и мифов, то Младшие — роли, которые играем мы, люди, и сцены, в которых участвуем. Движение энергии запускается встречей божественного и человеческого, внешнего коллективного мономифа и мифа личного, внутреннего. Если эти мифы не совпадают, то мы чувствуем расщепленность души, огромную дистанцию, отделяющую нас от смысла. Встреча этих двух мифов позволяет нам соучаствовать в творении мира.

Примечание 1. Склоны пирамиды

При внимательном исследовании пирамида открывает новые смыслы. Так, правый склон пирамиды (от Шута через Жрицу, Жреца, Отшельника, Умеренность к Миру) отражает эзотерические представления о горнем пути, левый (от Шута через Мага, Императрицу, Влюбленных, Колесо Фортуны к Дьяволу) — о дольнем. Вот что пишет Х. Банцхаф: «Дуальность обнаруживается в обоих путях, ведущих человека к познанию, пути магическом и пути мистическом. Они, в свою очередь, соответствуют двум основным способам сосуществования с природой: вмешательству и приспособлению. Путь Мага — это путь Фауста, в поисках познания вмешивающийся в природу, проникающий в ее тайны, чтобы понять ее, а потом и овладеть ею. Этим путем пошел человек Запада — и пришел к своему теперешнему уровню жизни со всеми плюсами и минусами технической цивилизации (аркан Дьявола. — Примечание автора). Это активный путь силы, преображающий мир"всеми возможными способами", а когда что-то выходит не так или мешает, то от него теми же способами отделываются. Это — энергия Мага, предполагающая активное действие, в отличии от энергии Жрицы, идущей по мистическому пути невмешательства, того самого недеяния, которое мы в наши дни находим на Востоке в качестве основополагающей жизненной позиции. Мистический путь означает тренировку, терпение и готовность услышать божественный зов, получить веление свыше и выполнить его (и об этом аркан Мир. — Примечание автора). Проще говоря, Маг ищет, а мистик ждет, чтобы его нашли. И тот и другой путь — путь познания, но каждый из них соответствует одному из двух полюсов как космической, так и человеческой дуальности, проявляющейся во всем, начиная с различной роли двух полушарий нашего мозга. Но при этом ни один из путей не важнее, не"правильнее"и не лучше другого. Он плох, если человек идет только им одним, и хорош, если человек соблюдает в его отношении верную меру. Поэтому и герой нашей повести, как и каждый из нас, должен пройти о тот, и другой путь, чтобы достичь цели»[15].

Арканы уровня идей и уровня реализации, расположенные друг над другом, имеют смысловые связи, будто одни находят собственное выражение через другие. Колесо Фортуны и Башня — заключенность в сценарий и разрушение оков. Справедливость и Звезда — баланс «я и другие» и растворение в других. Повешенный и Луна — путь в транс и пребывание в растворенном состоянии сознания. Смерть и Солнце — смерть и жизнь. Умеренность и Суд — ангел смерти и ангел возрождения. Интересна центральная ось: Шут, Император, Повешенный, Луна. Эти тайны ждут своих путешественников. Может быть, тебя.

Примечание 2. Смысловые пары «семейных» карт

Пары Маг и Жрица, Император и Императрица, Жрец и Жрица можно назвать «семейными», они представляют персонажей семьи — юношу и девушку (брата и сестру), мужа и жену (отца и мать), дедушку и бабушку (старейшин рода). Арканы пары семантически дополняют друг друга.

Две смысловые пары выделены в структуре Таро более очевидно. Маг и Жрица, Император и Императрица, олицетворяющие мужское и женское начала. В чем их разница? Маг и Жрица представляют мужскую и женскую суть, энергию, которая есть в душе каждого человека вне зависимости от его пола. Эта мужская и женская сущности Бога-творца. А Император и Императрица — это конкретный мужчина (в частности, отец, муж) и конкретная женщина (мать, жена). И в то же время государственный миропорядок на земле (Император) и изобильная Мать-природа (Императрица). Маг — активное мужское начало. Его функция — создавать, генерировать идеи. Жрица — пассивное женское начало. Ее задача — сохранять информацию. Императрица — активное женское начало. Она созидает природу реального мира. Император — пассивное мужское начало. Он сохраняет структуру реальности.

Есть и третья смысловая пара, не столь явная, — Жрица и Жрец (Иерофант). Жрица олицетворяет собой Прародительницу, так же как Жрец — Прародителя. Это корни рода. Таким образом, Жрица входит в пару и с Магом, и со Жрецом. Потому что связана с процессом женских инициаций. Этапы этого процесса показывает ее корона. Три фазы луны. Молодой месяц олицетворяет превращение девочки в девушку, чистоту, невинность и ожидание мужчины, готовность к инициации. Полная луна — женщину в рассвете сил, познавшую любовь и плодоносящую. Ущербный месяц — это женщина, вступающая в период мудрости, хранительница знаний и обрядов (повивальных, свадебных, похоронных). Это связывает Жрицу с мифическим образом Мойры, прядущей, отмеряющей и обрезающей нить судьбы.

Мужские и женские инициации Старших арканов

«Семейные» карты Таро представляют также порядок возрастных инициаций. Последовательность пар иллюстрируют этапы творческого цикла: созидание (Маг и Жрица), управление (Император и Императрица), сохранение (Жрец и Жрица).

Мужской путь символизирует прямую линию, вектор развития: юноша (Маг), осваивающий и воздействующий на этот мир — зрелый муж (Император), владеющий государством — старейшина рода (Жрец), передающий традицию.

Женский путь символизирует круг, цикл развития: юная девушка (Жрица), ожидающая своей женской судьбы — жена (Императрица), познавшая любовь и материнство — старуха (снова Жрица), хранящая семейные тайны. Жрица, как я уже писала, представляет сразу два архетипических образа: юной девы и старой девы. Этот аркан через двойное содержание иллюстрирует естественную динамику женского биологического цикла.

Примечание 3. Другие системы Старших арканов Таро

Стоит упомянуть о том, что структурирование Старших арканов в определенный последовательности, порядок которой отражает путешествие души к самости, не единственный способ описания Таро как системы. В частности, существует пространственная модель, описанная основоположниками русской традиции оккультизма — Г. О. Мёбесом (ГОМ), В. Шмаковым, П. Успенским. Она выглядит следующим образом.

В центр помещен круг, изображающий человеческую душу — нулевой аркан Шут. Треугольник вокруг центра соответствует Старшим арканам, представляет тройственную сущность божественного, символизирует непроявленный мир. Четыре стороны квадрата вокруг треугольника соответствуют четырем мастям Младших арканов. Квадрат символизирует физический, проявленный мир. Остановимся пока на Старших.

Мир разума — героический путь личности — описан Магом, Жрицей, Императрицей, Императором, Жрецом, Влюбленными и Колесницей.

Мир души — экзистенциальных жизненных коллизий — описан Силой, Отшельником, Колесом Фортуны, Правосудием, Повешенным, Смертью и Умеренностью.

Бытие — мир духа, индивидуации — описан Дьяволом, Башней, Звездой, Луной, Солнцем, Судом и Миром.

П. Успенский считал целесообразным парные рассмотрения арканов. Он писал, что «при таком расположении один лист объясняет другой, а главное, показывает, что их можно объяснять только вместе, но не порознь»[16]. Если в равностороннем треугольнике распределить Старшие арканы в соответствии с рисунком, то в вершинах треугольника оказываются Маг, Сила и Дьявол, а линии образуют связи (потоки энергии) и пересечения этих связей. Так, каждый аркан получается в непосредственном контакте еще с четырьмя, а опосредованно — со всеми.

Я не буду здесь рассматривать подробно эти связи, оставлю вопрос открытым для заинтересовавшихся исследователей. Но сама идея о пересечении семантических полей архетипов представляется мне верной. Думаю, она же вдохновляет последователей модели расположения Старших арканов на Древе Сефирот. Мистерии Таро словно образуют божественный кристалл, сверкающий гранями смысла и поражающий нас своим величием.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Таро. Практикум для души предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

5

Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страюха смерти. М.: Эксмо, 2008.

6

Уилбер К. Вечная психология: спектр сознания // Практика холотропного дыхания. М., 2004.

7

Доктерс-ван-Леувен О., Доктерс-ван-Леувен Р. Восстановленное Таро. Теория — история — практика. М.: КСП+, 2001.

8

Персонаж книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». М.: Альфа-книга, 2022.

9

Персонаж серии книг Макса Фрая «Лабиринты Ехо». М.: АСТ, 2020.

10

Персонаж серии фильмов о пиратах Карибского моря, снятых кинокомпанией «Уолт Дисней».

11

Персонаж серии книг Макса Фрая «Лабиринты Ехо». М.: АСТ, 2020.

12

Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти. М.: Эксмо, 2015.

13

Гроф С., Уилбер К., Тарт Ч. Т., Веховски А. Практика холотропного дыхания. М.: Маркетинг, 2004.

14

Холлис Дж. Мифологемы. Воплощения невидимого мира. М.: Класс, 2010.

15

Банцхаф Х. Таро и путешествие героя. М.: КСП+, 2002.

16

Успенский П. Д. Новая модель Вселенной. СПб.: Изд-во Чернышева, 1993.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я