Таро. Практикум для души

Алена Солодилова (Преображенская), 2023

«Таро. Практикум для души» – настоящая энциклопедия современных Таро-практик во всем их разнообразии. Это книга для тех, кто видит в Таро не просто колоду карт для гадания, а универсальный и практичный инструмент для исцеления души и помощи людям, объединяющий в себе древность и мистику с новейшими психологическими подходами. Ее автор Алена Солодилова – опытный практик, психолог, расстановщик, основатель Школы психологического Таро, автор книг и трансформационных игр – рассказывает о том, как с помощью Таро решать психологические проблемы, исцелять травмы, исследовать свое «я» и находить собственный путь в этом мире. В ее книге вы найдете не только классические описания арканов и тематические расклады для гаданий, но и подробные практические рекомендации по использованию Таро в психотерапии, полевых и шаманских практиках, расстановках и работе с архетипами. Эта книга станет настоящим подарком как для тех, кто только знакомится с мистическим миром Таро, так и для тех, кто стремится раскрыть новые смыслы и грани этой системы и ищет собственный путь к познанию себя и внутренней гармонии. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Мир богов. Описание старших арканов

«То, что не проживается, становится судьбой».

Карл Густав Юнг

«Там, где нет богов, царят призраки».

Новалис

Итак, порядок Старших арканов описывает путь индивидуации, сами же арканы представляют мир богов, управляющих мирозданием и присутствующих в нас. Боги играют в игры, а люди лишь участвуют в играх, затеянных богами.

Возможно, на первый взгляд, для тех, кто использует Таро лишь в гадательном ключе, это неочевидно и отвлеченно. Например, семантически человеческая роль отца и архетип Императора подобны — в предсказательный практике мы уподобляем Императора отцу. Но на энергетическом уровне это не так. Энергии Старших арканов не имеют ничего человеческого. Каждый раз, когда мы встречаемся с их силой, намерения и желания нашего «я» перечеркиваются и утрачивают значение. Наше «я» по сути своей хочет только одного — счастья, оно стремится к личному комфорту. Энергии Старших арканов амбивалентны, противоречивы и далеки от идеи о нашем комфорте. Наоборот, они жестко вмешиваются в нашу жизнь, бросают нам вызов жизненными обстоятельствами, призывая служить не собственному комфорту, а некой неизвестной нам цели. Тогда мы спрашиваем себя: «В чем смысл моей жизни? И кто я есть?» И иногда приходим к выводу, что я есть то, что происходит. Психоаналитик Джеймс Холлис в своих книгах размышляет о том, что независимо от величины роли каждый из нас является носителем космической энергии, раскрывающегося паттерна. Мы не увидим окончательного его раскрытия, но нам нужно до конца сыграть свою роль. Идея не нова, она есть во многих религиозных и духовных традициях: о боге, сновидящем самого себя, проживающем себя через наши жизни.

Каждый Старший аркан содержит в себе динамику. Это не застывший образ, его нельзя зафиксировать, хотя именно это мы пытаемся сделать, изображая энергию в символах и картинках и описывая значение карты. Но карта пуста, если в ней нет движения. Движение порождается нашей встречей с таинством, нашим участием в мистерии. Если мы входим в этот контакт, то становимся свидетелями деятельности божества. Если же трактуем аркан, исходя из собственного комфорта («Солнце — хорошо, Башня — плохо»), упрощаем его неоднозначность, отрицаем глубину, то попадаем в ловушку: силы арканов начинают навязчиво преследовать нас. Именно эта ловушка описана в главе как недостаточное и чрезмерное проявление архетипа. Она подобна маятнику: качнувшись в одну сторону, маятник неминуемо последует в другую. И если ты оказался в чрезмерном поле аркана, то и его недостаточная энергия уже живет в тебе и спустя какое-то время накрывает тебя с головой.

Встреча со Старшим арканом подобна переживанию мифа, когда мы выходим из времени хронологического, светского и вступаем в область времени сакрального, первоначального и одновременно исходного. Любое взаимодействие со Старшим арканом (расклад, медитация, визуализация, психологическая работа или трансформационная игра) — это способ получить доступ к энергии богов и привнести ее в обыденность, обогащая смыслом свое ежедневное существование. Возможно, смысл существования людей и есть в том, что мы приносим в этот мир осмысленность, будучи объективными наблюдателями творения. Через Таро мы можем делать это осознанно: «Такой индивидуальный, прямой доступ к таинству снижает нашу пассивность в присутствии богов. Мы их приглашаем, хотя они все равно будет присутствовать, даже без приглашения»[17].

Различные контексты Старших арканов — личный, культурный, архетипический — и есть фильтры, которые мы используем, чтобы приспособить божественную силу архетипа к привычной нам повседневной реальности.

Далее глава содержит 22 части. Каждая посвящена одному Старшему аркану и включает в себя его описание, собрание афоризмов и цитат к размышлению. А также общие, чрезмерные, недостаточные значения и значения в определенных сферах жизни, применяемые в предсказательной практике.

Шут. Хаос

Описание аркана

Шут — самый удивительный аркан Таро. Он так и не находит свое место в колоде. Несмотря на то что Мазерс, а за ним и Артур Уэйт, ставят Шута в начало, его порядковый номер и сегодня является предметом спора различных школ. Шут свободно гуляет по всей колоде и даже пробрался в игральные карты в качестве джокера. Кто он? Дурак? Слепой безумец? Бог-случай? Порой кажется, что он способен заменить любую карту. В некотором смысле колода Таро — это колода одной карты, карты Шута. Каждый последующий аркан выходит из предыдущего. И каждая новая карта Таро — новая песня, которую распевает юноша на краю обрыва. Одна из его безумных мыслей. Один из снов спящего бога, посвященный лично ему. Есть ли порядок у этих снов или колода постоянно тасуется? Не знаю. Каждый ответит по-своему.

Однако Шут не всегда изображался беззаботным юношей, как в колоде Артура Уэйта. На карте из колоды Висконти-Сфорца мы видим юродивого. Образ духовной нищеты, вольницы, безумия и святости как свободы от самого себя, от собственной личности. Там, где есть Шут, еще ничего нет. Ноль — предначало, первичная целостность, не изменяемая ни умножением, ни делением. Здесь нет знаний, нет предначертания. И одновременно есть всё в непроявленном виде, в зачатке — бесконечное многообразие вариантов.

В мифах наивный Парсифаль становится рыцарем и открывает великую тайну Святого Грааля. В сказках Иван-дурак идет «туда, не знаю куда», ищет «то, не знаю что» и обретает удивительные дары.

Этот Шут живет в каждом из нас. Поражает безумие и отвага, с которой мы с самого рождения смотрим в пропасть собственной смерти, стоя на ее краю и продолжая играть в мирские заботы. Мы бросаемся в пропасть, не умея летать, и вера в чудо — единственный ориентир и способ выжить. Мы позволяем безумному ветру подхватить себя, отдаемся невежеству, не пытаясь ничего понять и объяснить, сохраняя бесценную способность быть дураком. В этом полете или падении мы попадаем в пространство бесконечных возможностей, ни одна из которых не исключает все остальные. Мы доверяем тому, что происходит. И сами становимся тем, что происходит.

В котомке Шута, как в нашей душе, как в яйце нерожденной Вселенной, свернуты четыре стихии. Однажды он назовет себя «я», станет Магом, развяжет свой узелок и начнет творить из них Мир. Этот или какой-то другой. Для чего? Зачем? А зачем вы читаете сейчас этот текст, обретая очередные знания и инструменты? В погоне за чудесами мы объясняем необъяснимое. Предпочитаем временный порядок извечному хаосу. Выстраиваем границы реальности, теряя свободу из-за собственных представлений о ней. Иллюзия понимания дает нам иллюзию контроля над реальностью жизни и смерти. И вы продолжаете читать, потому что хотите стать Магом и не хотите быть Шутом. Начинаете новое путешествие, думая, что тот, кто блуждает без смысла, никогда не заблудится.

Символы

Путь в горах — духовный поиск.

Четверть солнца — нецелостность, начало.

Обрыв — грань между безумием и гениальностью.

Узелок — мировое яйцо, содержащее четыре стихии.

Палка через плечо — опора, противовес.

Рваные рукава — нищета, «крылатость», воздушность, легкость.

Расшитое платье — хаос, многообразие.

Одиннадцать плодов на платье — десять Сефирот Каббалы и одиннадцатая Сефира Даат.

Белая роза в руке — символ ложи Золотой Зари.

Красное перо — жизнь, вес души.

Собака — инстинкт самосохранения.

Цитаты к размышлению

«Существование начинается с одинокого крика в тревожном ожидании ответа».

Ирвин Ялом [1]

«История идей — это история ошибок».

Альфред Уайтхед

«Со мной можно все — просто потому, что это не считается».

Макс Фрай [2]

«Ничего не поделаешь, — возразил Кот. — Все мы здесь не в своем уме — и я, и ты, иначе бы ты сюда не попала».

Льюис Кэрролл [3]

«Дурак — это человек, который не умеет делать глупости, но делает. Умный — это человек, который умеет делать глупости, но не делает. Мудрый — это человек, который умеет делать глупости и делает. А кто не умеет делать глупости и не делает, тот ничего не умеет и ничего не делает».

Сян-цзы

« — Куда мне отсюда идти?

Конец ознакомительного фрагмента.

Примечания

17

Холлис Дж. Мифологемы. Воплощения невидимого мира. М.: Класс, 2010.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я