Таро. Практикум для души

Алена Солодилова (Преображенская), 2023

«Таро. Практикум для души» – настоящая энциклопедия современных Таро-практик во всем их разнообразии. Это книга для тех, кто видит в Таро не просто колоду карт для гадания, а универсальный и практичный инструмент для исцеления души и помощи людям, объединяющий в себе древность и мистику с новейшими психологическими подходами. Ее автор Алена Солодилова – опытный практик, психолог, расстановщик, основатель Школы психологического Таро, автор книг и трансформационных игр – рассказывает о том, как с помощью Таро решать психологические проблемы, исцелять травмы, исследовать свое «я» и находить собственный путь в этом мире. В ее книге вы найдете не только классические описания арканов и тематические расклады для гаданий, но и подробные практические рекомендации по использованию Таро в психотерапии, полевых и шаманских практиках, расстановках и работе с архетипами. Эта книга станет настоящим подарком как для тех, кто только знакомится с мистическим миром Таро, так и для тех, кто стремится раскрыть новые смыслы и грани этой системы и ищет собственный путь к познанию себя и внутренней гармонии. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Такое разное Таро

Подходов к пониманию Таро великое множество. Потому что сама система Таро воспринимается нами на нескольких уровнях: это и предсказательная практика, и психология, и философия, и мистика. Также и двери, через которые мы входим в Таро, разные: одни ведут через энергетику и интуицию, другие — через Каббалу и астрологию, третьи — через психологию и магию. Каждый выбирает путь, который ему понятен и приятен.

Возможно, ключ такого многообразия в том, что авторство карт не принадлежит одному человеку. Их создала западная цивилизация, за века отшлифовавшая представленные образы. Так что же такое Таро? Большинство ответят: «Это инструмент для гадания». Но ведь гадание — лишь способ применения карт. Если же мы пойдем глубже, то познакомимся с удивительным сокровищем человеческой культуры, которое хранит в себе мифологические сюжеты, космогонические гипотезы, психологическое осмысление действительности.

Давай, дорогой читатель, попробуем систематизировать эти подходы, отталкиваясь от субъекта, то есть от отдельного человека, его интересов и потребностей.

Культурно-историческое изучение. Возможно, наиболее кропотливый подход, предполагающий как кабинетную (архивную) работу, так и полевые изыскания, путешествия по историческим местам, исследование памятников архитектуры и искусства. В предыдущей главе я коснулась краткой истории. Здесь нет единой точки зрения, исследователи порой противоречат друг другу, мистифицируют данные. Но этим и интересна история карт. Впрочем, как и история в целом.

Изобразительное искусство. Какой таролог не мечтает о своей колоде? И многие берутся за воплощение творческих идей. Открой каталог любого издательства — и увидишь тысячи колод на любой вкус. Таро рисуют профессиональные художники, не имеющие отношения к Таро, профессиональные гадатели, не имеющие отношения к изобразительному искусству. И с каждым годом новых авторских колод становится все больше. В чем же причина такого движения от универсального к уникальному?

В архетипическом содержании арканов. Именно архетипы, общечеловеческие понятия, первообразы, накопленные в нашем бессознательном и передающиеся по наследству, лежат в основе проявлений человеческой природы — снов, спонтанных озарений, фантазий, предвидения, одержимости. И творчества. Каждый исследователь Таро вступает в контакт с глубинной энергией, превосходящей его по силе. И творчество — один из безопасных способов справиться с таким объемом бессознательных переживаний. Порой создатель даже не задумывается о том, что стоит за импульсом, решая: «Нарисую-ка я свою колоду», и лишь спустя время он понимает, какая внутренняя работа была проделана.

Конечно, такие колоды содержат в первую очередь психический материал своего автора. Их образы могут отличаться от базовых эталонов. Каждый автор выражает архетипические силы по-своему, через доступные ему (и ограничивающие его) способы видения. Также существует множество пустых авторских колод, которые не дают нам доступа к большим энергиям, а только затрачивают наше внимание на личные переживания их автора. Не многие из них подходят для консультирования и духовной практики. Но представляют интерес как явление нашего времени (я имею в виду эпоху нью-эйдж, когда ранее эзотерическое знание стало экзотерическим), как способ самоисследования и самоисцеления, а иногда и как произведение искусства.

Духовная практика. В поиске собственного пути и смысла, конечной цели существования, предназначения человечества и отдельного человека мы проходим сквозь идеи и учения. Точнее, они проходят сквозь нас, а мы просеиваем их через сито накопленного опыта. И многие из нас встречаются с Таро как с системой мировоззрения, понимания устройства жизни и устройства души.

Духовная Таро-практика принципиально отличается от гадания как способа получения однозначных ответов и от магии как способа изменения действительности. Ее приверженцы знают, что реальность вариативна, и дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас. Они используют Таро для раскрытия внутреннего потенциала, как компас в бесконечном путешествии, применяя техники медитации, визуализации, психотехник, трансовых погружений.

Помогающая практика. Пожалуй, самое популярное применение Таро. К ней относятся такие направления, как гадание, психологическое и психотерапевтическое консультирование, расстановки, магия и все виды деятельности, которые решают душевные и личностные проблемы — волевые, эмоциональные, соматические.

Разные последователи этих направлений отвечают на вопрос, кто или что является источником информации и энергии, которую мы получаем от Таро, по-разному. «Нечто, превосходящее человека, всезнающее поле», — ответят гадатели, расстановщики, маги. «Наша собственная психика», — ответят психологи. Но при всей неодинаковости взглядов отличие в сути работы не так уж и велико.

Действительно, в жизни мы встречаемся с «реальностями», осознаваемыми и неосознаваемыми, проявленными и непроявленными. Карл Густав Юнг говорит о коллективном бессознательном, Руперт Шелдрейк — о теории морфогенетического поля, Арнольд Минделл выделяет уровни первичной реальности, сновидений и сущностный, Берт Хеллингер — проявления «большой души». Эту единую реальность иллюстрируют и карты Таро, работая с которыми мы неизбежно встречаемся со скрытыми силами, впускаем энергию архетипов в свою жизнь, непосредственно переживая ее. Это дает нам возможность пройти еще глубже и прикоснуться к тайным движениям Большого поля, или Духа.

Мне видится, что при всем многообразии практик и интерпретаций карт различие школ Таро формально. Одни видят корни значений арканов в нумерологии, Каббале, астрологии, другие — в базовом архетипическом содержании психики. Одни используют мистические ритуалы и магические инструменты, другим же для работы нужна лишь колода карт. На мой взгляд, более принципиальное наше отличие в отношениях «помогающий практик — клиент» состоит в целях работы и этических принципах.

Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что карты Таро обладают следующими характеристиками:

Визуальность. Карты Таро представляют собой зрительные образы. Хотя сегодня существуют исследования соотношений арканов и запахов, арканов и цветовых сочетаний, арканов и телесных движений.

Отсутствие автора. Таро — общее дитя всей западной культуры.

Формальность. Каждой карте присвоено ясное значение, карта воплощает в себе определенный архетип.

Вариативность. Арканы адаптируются к изменяющимся реалиям нашей жизни, к многообразию форм проявления архетипического. Отсюда и разнообразие колод, и противоречивость трактовок.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я