Автор ёмко и убедительно, и в то же время лаконично и ярко освещает истинную причину человеческих бед и страданий. В книге нет "воды", зато она содержит много глубоких прозрений в величайшую мудрость, заключённую в словах молитвы Господней. Техника медитации, разработанная автором, гармонично соединяет в себе духовную силу буддизма и христианства, что превращает её в подлинное лекарство для души. Она легка в освоении и очень действенна. Регулярная практика этих медитаций поможет обрести покой и счастье в жизни, полной бесконечных перемен, опасностей, борьбы и лишений. Книга будет полезна всем, кто хочет начать жить свободно и осознанно, без страха и переживаний.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Христианская випассана: практика медитации на основе молитвы Господней предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Толкование слов молитвы
Молитва начинается со слов: «Отче наш, сущий на небесах!». Это не просто обращение. Мы произносим это не для привлечения внимания к своей персоне. Бог — не рассеянный старичок, чтобы нужно было кричать ему, обращая на себя внимание. Ему не нужны наши обращения. Следует произносить эти слова молитвы не для того, чтобы напомнить Богу о себе, но чтобы самим себе напомнить о том, кто мы есть. Мы проживаем всю жизнь в забытьи. Нас с головой засосало в трясину мирской суеты. Именно поэтому мы не ощущаем Его присутствие. Чтобы хоть немного приподняться над этой трясиной, мы напоминаем себе: «Отче наш сущий на небесах!». Наша истинная природа божественная, не мирская. Наш истинный дом — не здесь. Всё происходящее в материальном мире — лишь декорации, иллюзия, сон заблудившегося рассудка. Мы должны осознать себя присутствующими вне вещного мира, там, где единственно возможно истинное присутствие. Мы должны пробудиться, очнуться, восстановить связь с Источником. Произнося эти слова молитвы, постарайтесь как можно ярче почувствовать нереальность материального мира, как будто это лишь сон. Отстранитесь, дистанцируйтесь от мира. Вы почувствуете, что между вами и миром образовалось пустое пространство, вы как бы оказались в пустоте, вне всего. Поначалу Бог воспринимается как пустота. Потом Вы увидите, что эта пустота излучает осознанность, блаженный покой и безусловную любовь ко всему сущему. Она засияет для вас светом Истины. Вы узнаете, что внутри вас — точно такая же пустота, что всё остальное, чем вы пытались быть или казаться — лишь грязная скорлупа, скрывавшая истинное сокровище. Но поначалу вы можете воспринять Его лишь как обычную пустоту.
Чем больше вы сможете отстраниться от мира, тем отчётливее будет ощущаться присутствие Бога. Не пытайтесь Его себе как-то представить, иначе создадите идола в своём уме. Если идола выстрогали из дерева, его можно сжечь. Если идол высечен из камня, его можно разбить на осколки. Идола, отлитого из металла, можно переплавить на колокола и кастрюли. Но как избавиться от идола, сотканного из ваших собственных убеждений? Опасность критически высока, и лишь единицам удалось её избежать. Поэтому лучше забудьте об ангелах, демонах, духах, и о загробном мире со всей его географией и бухгалтерией. Забудьте даже о Боге и об Антихристе, ибо все эти представления — лишь материал, из которого, как гомункулус из пробирки алхимика, вырастает ментальный идол, которого нельзя ни сжечь, ни расплавить, ни разбить на куски. Я называю его «карманным богом», потому что он только и делает, что потакает всем заблуждениям своего «носителя», оправдывает все его нехорошие желания и поступки. Маленький идол слеплен по образу и подобию своего творца — большого идола под названием «Я». Поэтому у каждого свой уникальный «карманный» божок, двух одинаковых не сыскать. Если Вы «верите в Бога», ответьте честно, на кого он больше похож — на Вас, или ну хоть на кого-то из ваших товарищей?
Слепой от рождения, который даже не ведает, что значит слово «свет», тоже имеет какое-то своё представление о свете. Ум так устроен, что он всему создаёт представление, будь оно ведомо или не ведомо. Ведь роль ума заключается в том, чтобы прокладывать маршруты, ведущие за рамки наличного опыта. Эта деятельность мало чем отличается от метода «научного тыка». Поэтому, когда такому слепцу скажут: «иди к свету!» — он даже может сам себе выдумать какую-то чушь о том, куда и как нужно идти. Если он встретит другого такого же слепца, то подерётся с ним из-за различия в убеждениях о природе света и пути к нему. Слепой не может видеть свет, зато отлично чувствует тепло. И если Вы заметите, что не бывает света без тепла, то можете сказать ему: «иди туда, откуда веет теплом!» — и он пойдёт навстречу свету, ибо от света исходит тепло. Пока вам не видно сияние Истины, бесполезно советовать: «обратись к Богу». Но не бывает Бога без мудрости, любви и сострадания ко всему живому на Земле, как не бывает света без тепла. Поэтому не пытайтесь приблизиться к Богу, это невозможно, как невозможно рыбе стать ещё ближе к воде. Вместо этого усердно обучайте свой разум и сердце мудрости, любви и состраданию, так вы не собьётесь с пути. Ведь цель не в том, чтобы куда-то прийти, а в том, чтобы когда-то прозреть.
Когда вы цепляетесь за убеждения, вы укрепляете эго. Когда вы цепляетесь за религиозные убеждения, вы создаёте «карманного бога», и поклоняетесь ему вместо Бога истинного. Ваше эго растёт, а свет меркнет, и приближается смерть, одиночество и боль. В конце концов страх разрастается настолько, что становится трудно дурачить «карманным богом» даже самого себя. Сходите на христианское кладбище, вот где вы увидите настоящий парад фальшивой веры. На каждой могиле красуется крест — где-то маленький, где-то побольше, где-то совсем огромный, высотой с фонарный столб. Все эти кресты нужны для того, чтобы успокоить вас. Они должны убедить вас в том, что ваша вера — не выдумка, что ваш «карманный бог» существует, и никакой смерти нет, по крайней мере для вас. Чем больше крест, тем, наверное, твёрже должна быть уверенность. Какого размера вам нужно поставить крест на вашей собственной могиле, чтобы вам было не страшно умирать?
Некоторые люди перепробовали много разных духовных учений, и от каждого оставили себе пачку особо полюбившихся убеждений. Убеждения похожи на одежды, в которые вы одеваете ум. Если одежду носить, не снимая, она станет грязной, рваной и вонючей. Тогда вам захочется переодеться во что-то поновее, но привязанность не позволит расстаться со старым тряпьём, и вот вы напяливаете новое и чистое платье поверх обветшалого. Со временем и оно становится грязным и зловонным, и история повторяется много раз. Страшно представить, какие мерзкие паразиты разводятся в этом «рулете». Не поступайте так. Лучше разденьтесь догола и предстаньте перед Богом как есть. Пусть ваш ум засияет своей первозданной чистотой. Читая священные тексты, не пытайтесь что-либо запомнить, урвать для себя. Пусть информация без задержки проплывает мимо, как облака над головой. Читайте сердцем. В своих речах не ссылайтесь на строки из умных книг. Не пытайтесь кому-либо что-то доказывать. Миллион самых мудрых цитат не заменит дух Истины и Жизни в вашем сердце.
Вы спросите — а как же жить без убеждений? Один товарищ мне как-то выразил мнение, что не имея стойких убеждений люди утратят страх божий, и неминуемо сорвутся в беззаконие. Но разве убеждения могут быть прочной основой для вашего образа жизни? Даже ваше тело не может служить такой основой. Оно стареет, в нём появляются одни болезни и исчезают другие, и вам приходится подстраивать образ жизни под ваши болезни и слабости. В этом мире всё ветшает и распадается, чтобы потом принять новую форму, и цикл повторяется вновь и вновь. Убеждения — часть этого мира, они тоже ветшают и распадаются. Если вы вцепитесь в убеждения, то уподобитесь муравью, вцепившемуся в лист, гонимый ветром. В этом мире вообще ни на что нельзя опереться.
Все явления этого мира — лишь пузыри в бурлящем кипятке. Единственное, что остаётся в нём постоянным, так это то, что кипяток может ошпарить. Мирская жизнь полна страдания, забот и беспокойства. И эта истина — единственное, на что вам можно опереться, чтобы оттолкнуться от мира, несущего боль. Так и всякая птица нуждается в прочной опоре, чтобы взмыть в небо и быть уж свободной. Вас освободит ваша мудрость. Мудрость — это ваши крылья. Страдание — основа мудрости.
Разочаровавшись в мире, осознав, что его природа — страдание, вы неизбежно пересмотрите свою систему ценностей. Вам больше не захочется гоняться ни за удовольствиями, ни за впечатлениями, ни за общественным признанием. Больше всего этого вы начнёте ценить покой. Такой покой, который есть только у Бога. Вот тогда в полной мере раскроется смысл второй строчки молитвы — «Да святится имя твоё!». Этот призыв — отнюдь не льстивое подлизывание к грозному и всемогущему деспоту. Бог совсем не такой, Ему ни к чему ваша лесть. Эта строчка опять адресована не Ему, а самому молящемуся. Она нужна, чтобы мы вспомнили, что для нас нет и не может быть большей ценности, чем сам Бог. По сравнению с возможностью ощущать присутствие Бога в своей жизни, жить в неразрывной гармонии с Ним, ценность всего остального ничтожна. Не повторяйте эту строку механически. Вложите в неё правильный смысл, прочувствуйте его всей своей кожей, и пусть ощущение смысла дойдёт до кишок. Повторите эту строку столько раз, сколько нужно, но только делайте паузы межу повторениями, чтобы смысл успел глубже дойти.
Мирская круговерть засасывает, как турбина авиалайнера. Если вас туда затянет, то покромсает на фарш. Ещё недавно я считал себя почти просветлённым и вроде как почти спасшимся, но вот в соседней стране кровавый диктатор надругался над народом, отняв право голоса у миллионов, применив дубинки, пули и гранаты против мирных протестующих. Целый народ получил психологическую травму, сравнимую с грубым изнасилованием. И вот я снова ввергнут в эту мясорубку под названием «мир». Меня переполняет гнев и жажда возмездия за массовое надругательство над человеческим достоинством. Как это далеко от чувства любви и сострадания! Но ежедневная молитвенная практика делает своё дело, и мало-помалу я восстанавливаю мир и безусловную любовь в своём сердце. Я не хотел писать эту книгу потому, что знаю, что ещё не готов. Но чувство сострадания к озверевшим от страха и ярости людям в погонах заставило меня взяться за эту работу уже сейчас. Мне бы очень хотелось, чтобы кто-то из них прочитал её и, может быть, научился отпускать. Очень важно уметь отпускать, иначе придётся всю жизнь прожить в бешенстве. Каждый из нас должен построить в своём сердце царство мира и безусловной любви. Об этом — третья строчка молитвы: «Да приидет царствие твоё». И снова, это — не призыв к Богу, чтобы Он к нам спустился и что-то принёс, а указание для самого молящегося, чтобы он усердно работал над очищением своего сердца.
Эго — это клубок зависимостей, сплетённых в общий жизненный сценарий. Этот сценарий должен быть разрушен, поскольку он служит вашим зависимостям. Жизненный сценарий — это мрачная башня, в которой томится ваш дух. Виктор Цой очень точно подметил: тот, у кого есть хороший жизненный план, вряд ли станет думать о чём-то другом. Жизнь по плану исключает возможность спасения, ибо его невозможно никак запланировать. План — это мёртвая абстракция. Туда можно втиснуть такого же мёртвого «карманного божка», но в нем нет места для истинного, живого Бога.
Будущее никогда не бывает таким, каким мы его представляем. Ваша «башня» то и дело трещит по швам, но вы безустанно латаете её, а когда она всё-таки рушится — рыдаете на руинах. Вдоволь погоревав и не набравшись при этом ума, вы приступаете к возведению новой тюрьмы. В этом нет мудрости. Когда Марпе нужно было быстро подготовить ум Миларепы к восприятию учения Будды, он заставил Миларепу без конца строить башни, а потом сразу же их разрушать. Каждая такая стройка — это вся ваша жизнь в миниатюре. Мудрость приходит тогда, когда вас начинает тошнить ото всех этих «башен». Разрушьте эту тюрьму для духа, и пусть отныне его постоянным прибежищем станет неопределённость. Неопределённость — это священное место, в котором максимально обостряется ощущение связи с Богом. Об этом — четвёртая строчка молитвы: «Да будет воля Твоя и на земле, как на Небе». Произнося её, каждый раз вспоминайте и старайтесь прочувствовать её истинный смысл.
«Хлеб наш насущный дай нам днесь». Мы так беспокоимся о том, чтобы нам хватило и на завтра, и на послезавтра, и на год, и на два, и на десять, и на чёрный день. Детям, внукам, на похороны, на яхту, на велосипед, на мешок мёрзлой картошки в голодный год, на зубные протезы, на пирамиду Хеопса, в которой нас же и похоронят. Боимся, что мы заболеем, что нас обворуют, ограбят, уволят с работы, не пустят грабить других. Всё это — различные проявления тяжёлой зависимости от материальных условий нашего существования. Мир движется, и эти условия тоже меняются. Когда мы цепляемся за условия жизни, то перемены причиняют нам страх, гнев, беспокойство и боль. Чем больше условий мы считаем необходимыми для собственного благополучия, тем больше поводов для беспокойства. Так счастья не достичь.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Христианская випассана: практика медитации на основе молитвы Господней предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других