«Коммунизм на продажу…» рассказывает, как устроено китайское экспортное производство, по каким принципам работает, и как это соотносится с программой коммунистической партии Китая.Реалии работы китайского малого и среднего бизнеса описаны на основе совместных проектов, которые продолжаются более тринадцати лет.Книга продолжает и дополняет первую работу автора «Китайцы: руководство по применению».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Китайцы: коммунизм на продажу. Как устроено экспортное производство при социализме с китайской спецификой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Что такое коммунизм и какой режим пытаются построить в современном Китае
Читателю наверняка хочется побыстрее перейти к описанию и анализу работы китайского малого и среднего бизнеса. Но чтобы лучше понять частное, нужно сначала в общих чертах разобраться в теории.
Признаюсь, первая глава книги далась непросто. Я старался сделать начало максимально лёгким и нескучным, чтобы было интересно читателю, а я сам мог использовать материалы во время будущих презентаций и лекций на тему политического режима современного Китая. По-моему, это удалось.
Однако если вы спешите, то после этого абзаца можете листать дальше, ко второй главе. Специально для вас кратко скажу: китайская Коммунистическая партия собственно коммунизма уже давно не строит, а «претворяет в жизнь идеи о социализме с китайской спецификой». Чем является «социализм с китайской спецификой» по факту, я постараюсь подробнее рассказать тем, кто остался и решил разобраться или освежить познания в теоретическом коммунизме.
* * *
Благодарю, если вы остались и продолжили чтение. Автору всегда приятно знать, что его тексты изучают не по касательной.
Задаваясь вопросом, а чем, собственно, является коммунизм, логично обратиться к отцу-основателю этого термина. Так, в 1844 году Карл Маркс писал, что «коммунизм есть положительное выражение упразднения частной собственности; на первых порах он выступает как всеобщая частная собственность»3.
В Третьей программе КПСС4 говорилось: «Коммунизм — это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе со всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям».
А великий китайский председатель Мао Цзэдун писал: «Коммунизм есть цельная идеология пролетариата и вместе с тем новый общественный строй. Эта идеология и этот общественный строй отличны от всякой другой идеологии и всякого другого общественного строя и являются наиболее совершенными, наиболее прогрессивными, наиболее революционными, наиболее разумными во всей истории человечества»5.
Итак, планировалось, что при коммунизме будут общественная собственность и полное социальное равенство. Предполагалось, что трудиться люди станут не за деньги, а за идею. Но вдруг и сразу построить коммунизм невозможно, поэтому общество должно пройти «переходный этап».
Говоря об опыте Советского Союза, на XXII съезде КПСС первый секретарь ЦК Никита Сергеевич Хрущёв объявил, что к 1980 году в СССР «в основном» коммунизм будет построен6.
Однако эти амбициозные планы были скорректированы уже в 1967 году. На торжественном заседании, посвящённом 50-летию Октябрьской революции, Леонид Ильич Брежнев выдвинул концепцию «развитого социализма». По сути, она подразумевала отказ от скорого построения коммунизма и перенос этой цели на неопределённый срок. В материалах XXIV съезда КПСС новая идеологическая норма была закреплена официально7. «Развитой социализм» рассматривался как переходная стадия (первая фаза) коммунистического строительства.
Если говорить об опыте КНР, то идею «социализма с китайской спецификой» сформулировал великий руководитель Дэн Сяопин и основой китайской версии социализма является рыночная экономика. Реформы, знаменующие переход к этой форме, начались в 1979 году, а в развёрнутом виде концепция начального этапа социализма изложена в докладе Чжао Цзыяна на XIII съезде Коммунистической партии Китая в октябре 1987 года8.
На всех последующих съездах КПК неоднократно утверждалось, что ещё долго — «сто лет и более», а «может быть, и несколько столетий» — страна будет находиться на начальной стадии социализма9. Как это будет в реальности, смогут оценить уже новые поколения, которые, возможно, и вовсе не будут читать книг, как бумажных, так и цифровых, а наверняка станут получать информацию более интересным и необычным для нас способом.
Что касается недавнего времени и фактических результатов, то в период 1979—2002 годов Китай плавно перешёл от планового ценообразования к рыночному, а также к рыночному валютному курсу, создал современную банковскую систему, небанковские финансовые институты и рынок ценных бумаг10.
То есть партия остаётся коммунистической, но формирует социализм. Социализм не простой, а китайский. Мне это очень напоминает молекулярную кухню, когда заказчику подают блюдо, совершенно непохожее на то, из чего оно приготовлено, и никаких ассоциаций с ингредиентами не вызывающее.
Работая над изданием книги, я просмотрел множество классических определений социализма (включая как русско — и англоязычные, так и китайские) и понял, что ни одно из них для современных китайских реалий не подходит.
Например, «социализм — это общественно-политическая теория, основанная на стремлении к социальной справедливости, которая реализуется через отказ от индивидуализма и частной собственности в пользу коллективизма и общественной собственности»11, — точно не про Китай.
Как не имеет отношения к Китаю и современный термин «социализм XXI века», который широко применялся в латиноамериканских странах и был лозунгом президента Венесуэлы Уго Чавесa. «Социализм XXI века»12 опирается на фундаментальные столпы демократии, региональное сотрудничество и права рабочих. Но «демократия», «права рабочих» и «Китай» — понятия несочетаемые.
Дальнейшие теоретические искания только запутают читателя, а не раскроют тему.
Поэтому я предлагаю закончить на этом с теорией и перейти к практике. К тому же для граждан нашей страны привычно жить в условиях, когда декларируется одно, подразумевается другое, а получается третье.
Добавлю только, что когда работа над книгой походила к концу, и издатели поторапливали меня с отправкой текста на вычитку редактору и корректору, в России произошли два показательных для российско-китайских отношений события.
В конце августа 2023 года в Москве и Санкт-Петербурге были открыты китайские визовые центры. Консульские отделы перестали справляться с потоком людей, которые хотят въехать в КНР с туристическими и деловыми целями. Как обладатель свежей китайской визы, могу вам сказать, что поток посетителей в этих центрах очень плотный.
Также на базе Института Китая и современной Азии Российской академии наук открыли лабораторию по изучению идей председателя КНР Си Цзиньпина13. Согласно пресс-релизу, «перед лабораторией поставлена задача установить контакты с китайскими научными центрами, провести несколько совместных конференций и круглых столов. По итогам работы, в 2025 году будет издана большая научная монография, которая познакомит российских читателей, в том числе представителей российской власти, с идеями Си Цзиньпина и их значением для развития Китая и российско-китайских отношений». Директор Института Китая и современной Азии заявил, что «нам необходимо знать и очень хорошо анализировать идеи Си Цзиньпина, потому что Китай сегодня — наш главный стратегический и экономический партнёр». По словам учёного, «для выстраивания взаимоотношений российскому правительству необходимо хорошо понимать, в чём заключается идейная основа развития сегодняшнего Китая».
Факт возникновения подобной лаборатории интересен и симптоматичен. Но подчеркну, что учёные будут заниматься теориями, а я работаю с Китаем на практике. И если научные работники будут только разбираться с идеями председателя и влиянием теорий на развитие Китая, то не побоюсь заявить, что простые и понятные выводы по части бизнеса в этой книге уже представлены. Например, что китайский малый и средний бизнес живёт в параллельной с большими идеями реальности.
«Китайцы: коммунизм на продажу» — это, конечно же, не научная монография. И написана книга не учёным, а человеком, который пусть и сдал кандидатский минимум, но не защитил диссертации и пока не стал кандидатом наук. Но, возможно, именно это помогает мне общаться с читателями на понятном языке и отвечать на вопрос, какой ценой Китай стал второй (на момент выпуска книги) экономикой мира.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Китайцы: коммунизм на продажу. Как устроено экспортное производство при социализме с китайской спецификой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3
Маркс К. Экономическо-философские рукописи (1844). Часть «Коммунизм» // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 42.
4
Программа КПСС 1961 года (также Третья программа КПСС) — главный документ КПСС, принятый на XXII съезде КПСС 31 октября 1961 года. Основной целью программы было создание плана строительства коммунизма.
5
Цитируется по: Мао Цзэдун, Выдержки из произведений (пекинское издание на русском языке, 1967) — краткому сборнику ключевых изречений Мао Цзэдуна, впервые изданному правительством КНР в 1966 году. «Цитаты Мао Цзэдуна» напечатаны одним из самых больших книжных тиражей в мире, сопоставимым с тиражами Библии и Корана. Только с 1966 по 1971 год было напечатано около 800 млн экземпляров.