Культурно-деятельностный подход и T&D. Методическое пособие

Алексей Владимирович Аболмасов

Содержание:1. Постулаты культурно-исторической теории и их значение для T&D2. Социально-психологические феномены человека и группы на разных этапах деятельности3. Список методов обучения в рамках культурно-деятельностного подхода4. Этапы деятельности и их значение для обучения и развития5. Действия ведущего-фасилитатора-тренера команды6. Культура7. Культурно-деятельностный подход и формирование новой модели организационного поведения

Оглавление

© Алексей Владимирович Аболмасов, 2022

© Алексей Иванович Новак, 2022

ISBN 978-5-0056-7489-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Глоссарий

• Стратегия «бей» — базовая установка, принципиальный выбор в пользу активных действий в ситуации неопределенности, который проявляется в проактивной жизненной позиции, смелости, умении преодолевать фрустрацию, эффективно действовать в ситуации цейтнота и дефицита ресурсов.

• Стратегия «беги (замри)» — базовая установка, принципиальный выбор в пользу ухода (физического или психологического) от сложной ситуации, который проявляется в реактивной жизненной позиции, избегании фрустрации, неготовности активно действовать в ситуациях неопределенности, выученной беспомощности.

• Работа — решение стандартных, типовых задач. Работа предполагает автоматизмы, она не развивает человека.

• Деятельность — решение задач с постоянным повышением уровня сложности. Деятельность предполагает содержательное решение, поэтому она развивает человека. Есть деятельность как акт, решение одной задачи и как процесс — образ жизни, в котором стирается граница между жизнью и работой.

• Коллективная содержательная деятельность в бизнесе — совместная деятельность для создания новых ценностей и интеллектуальных продуктов (идей, решений, концептов), решения практических задач, разработки потребительских продуктов и услуг.

• Терминальная ценность — норматив должного, базовая аксиома, которая определяет смысл жизни и деятельности человека, а также его жизненные стратегии.

• Инструментальные ценности — установки, убеждения относительно форм поведения, приемлемых для достижения целей. Система терминальных и инструментальных ценностей характеризует степень усвоения человеком культурных норм и правил.

• Потребность — нужда в чем-либо, выступающая источником активности и деятельности человека. Одни и те же потребности у разных людей удовлетворяются разными способами.

• Мотив — опредмеченная потребность, побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека конкретным способом.

• Цель — идеальный образ будущего результата, на достижение которого направлена деятельность человека.

• План — осознанный выбор пути к цели, порядка ее достижения, необходимых ресурсов.

• Планирование — процесс выбора оптимального способа достижения цели: определения нужных ресурсов, учета рисков, создания графика решения задач и т. п.

• Функционально-ролевой контракт — взаимные ожидания сотрудников от ролей и функций друг друга в деятельности, обусловленные опытом предыдущей работы и определяющие эффективность взаимодействия в группе.

• Результат — последствия цепочки действий, выраженные качественно или количественно и обладающие ценностью.

• Вознаграждение — все, что человек считает ценным в качестве обмена на его работу и деятельность.

• Рефлексия — процесс осознания человеком и группой своих внутренних психических актов и состояний, а также процесса деятельности, причин побед и поражений, достигнутого результата.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я