Легенда о "ленивом" эскимосском мальчике величайшем эскимосском шамане-ангакоке целителе Ка-Ха-Си, победителе и впоследствии верном друге великана Кангиксуармиукпака и главных эскимосских духов Торнгарсоака, Теккеицертока и Аглулика, а также укротителе злых сил под предводительством самого зловещего демона Туурнгаита. Эскимосы также почитают его под именем мудреца Эркунгассока и искренне благодарны ему за то, что он систематизировал их язык, дал им письменность, записал легенды, сказания, тосты, а также из первых рук составил каталог их духов и божеств. Последнее он совершил с той бòльшей лёгкостью, что со всеми ними он находился или в родстве, или в дружеских отношениях, включая и самых страшных, ибо по его же собственным словам, «мудрость и знание нужны всем, даже самым зловещим и отвратительным созданиям».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Легенда о ленивом эскимосском мальчике Ка-Ха-Си предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Согласно древней эскимосской легенде, ленивый мальчик Ка-Ха-Си родился на Аляске на живописных берегах озера, которое располагается на труднопроходимом пешем участке между реками Кускоквим и Юкон. В 1842 году это озеро с лёгкой руки лейтенанта российского императорского флота Загоскина было нанесено на географические карты под эскимосским названием Кукаклик. Несмотря на то что Ка-Ха-Си принадлежал к самой низкорослой народности, которая когда-либо населяла землю, а именно к племени Ишигак (1), он был нормального роста, что вызывало смешанные чувства у его соплеменников: от благоговейной зависти до полного отвращения. Как вразумлял своих учеников эскимосский мудрец Эркунгассок: «Люди ненавидят и чураются тех, кто хоть капельку отличается от них».
Перед самыми родами мать ленивого мальчика, которую звали Алигнак (2), угораздило пойти в самое полнолуние к берегу озера за водой, где она внезапно почувствовала родовые схватки. В результате именно там она родила своего сына, наблюдая за странными завихрениями над водой, которые она приняла за душу озера Анирниит (3), проявившая себя в виде отсветов северного сияния на водной поверхности. Опасаясь неминуемой смерти, которая, по поверьям эскимосов, настигала свидетелей этого явления, молодая эскимоска от страха закрыла глаза и просмотрела как действительную причину божественного сияния, так и многие последовавшие за родами события.
На самом же деле Алигнак стала невольной свидетельницей проделок божественной Инуат (4) озера Кукаклик, которая весело порхала над водой, присматриваясь к Луне и её божествам — таинственному Таркуиуп Инуа (5), могущественному Игалуку (6) и многоликому Алигнаку (7). В это полнолуние все три перечисленные лунные божества пребывали в хорошем настроении, так как эскимосское племя, жившее внизу на земле, уже давно не могло убить оленей и тем самым высвободить оленьи души Анирник (8), которые потом беспокоили бы их своими причитаниями и жалобами. А потому лунные божества ласково помахали рукой божественной Инуат и пошли заниматься своими делами, объяснить суть которых непосвящённым вряд ли возможно и ещё в меньшей степени необходимо. Инуат, естественно, пришла в полный экстаз от редкостной удачи — внимания лунных богов — и, не подумав хорошенько о последствиях, а скорее повинуясь секундному чувству кокетливой непринуждённости, игриво дунула в лицо Ка-Ха-Си ещё до того, как малыш издал первый крик. Зато какой вопль издал потом младенец, в лёгкие которого вошла пульмональная сила богини Инуат! Казалось, что разверзлись тверди земные, и небо расщепилось пополам, чтобы выпустить во Вселенную настойчивый неслыханный вскрик нового маленького человечка!
Доподлинно неизвестно, чем уж там таким невероятно важным занимался в это время лунный бог Таркуиуп Инуа, но он с выраженной досадой отреагировал на неимоверный шум с озера и вызвал дух кровожадного волка Ахлута (9) разобраться с источником назойливого горластого бесчинства. На приличном отдалении за происходящим пристально наблюдали адский демон Туурнгаит (10) и дух-убийца шаманов Кигатилик (11), потому что они слишком хорошо осознавали, что любой контакт человека и богини Инуат приводит как минимум к тому, что из посвящённого может вырасти всесокрушающий Ангакок (12). Мощь Ангакока может быть впоследствии усилена непобедимым союзом со всесильным духом хозяина морских животных Торнгарсоаком (13), а зачастую и с духом хозяина охоты Теккеицертоком (14). А ни демону Туурнгаиту, ни тем более духу-убийце шаманов Кигатилику не нужны не только сильные шаманы-целители Ангакуиты, их заклятые враги, но и просто независимые храбрые люди с собственной позицией — так уж устроена жизнь.
— Сейчас посмотрим, что тут за безобразие творится… может быть, и удастся поживиться свежим человечьим мясом! — так думал алчный дух волка Ахлут, стремглав несясь через чащу леса к берегу озера, в надежде застать врасплох роженицу и её первенца.
В самом деле, беззащитная мать лежала без сил на берегу озера, а около неё ползал растущий на глазах ребёнок. И только волк Ахлут хотел вонзить свои острые зубы в молодую плоть человеческого детёныша, как из воды во всей красе появился дух-защитник охотников и рыболовов Аглулик (15) и прогнал злобного волка. Самое смешное в этой истории было то, что малыш Ка-Ха-Си каким-то неведомым образом к тому же подпалил сзади хвост убегающему волку Ахлут огненным факелом! Легко себе представить, что этому есть вполне логическое объяснение, и здесь не обошлось без одного из вездесущих гномов Ингнерсуак (16), которые при необходимости могут принимать вид огня… Так или иначе, но волк Ахлут получил, так сказать, отлуп и более того запомнил своё поражение и унижение, которые он целиком и полностью относил на счёт маленького невинного бутуза по имени Ка-Ха-Си.
Неожиданное спасение карапуза также не пришлось по душе демону Туурнгаиту и духу-убийце шаманов Кигатилику, которые стали держать совет, как бы извести дитя несчастной Алигнак. В самом деле, простой здравый смысл им подсказывал, что будет не так просто добраться до малыша, обласканного такими нехилыми божествами, как божественная Инуат озера Кукаклик, дух защитников охотников Аглулик, а также, вполне возможно, гномы Ингнерсуак. На помощь же лунного божества они небезосновательно шибко не надеялись, так как тишина над озером всё же воцарилась, а это именно то, чего и хотел достигнуть Таркуиуп Инуа. Вот примерно такая диспозиция сложилась на момент рождения эскимосского мальчика Ка-Ха-Си.
Что, скажите на милость, прикажете делать, если ты во что бы то ни стало хочешь добиться какой-то цели? Единственная правильная тактика — это наблюдать и изучать проблему для выработки плана ее решения, а применительно к данному случаю — пытаться узнать слабые стороны противника или врага. И примечать было что! Паренёк рос в физическом и интеллектуальном смысле не по дням, а по часам и очень скоро стал намного выше всех самых мощных охотников, рыболовов и воинов лилипутского эскимосского племени Ишигак, благо, это было не так уж и трудно. Мать Алигнак и отец Панаугйи (17) не могли нарадоваться на своего богатыря, но эту радость разделяли далеко не все в племени, и вскорости они остались в этом смысле в полном одиночестве. Почему же так могло произойти? Очень просто! Помимо всего прочего, мальчонок был крупный и мощный и потому требовал слишком много еды, которая у эскимосов ценится больше самой жизни. К тому же, как мы уже отмечали, в любом человеческом обществе не очень жалуют тех, кто не походит на всех остальных, чужаков, не от мира сего — тут уж ничего не поделать. Пробиваться таким людям везде нелегко, тем более, в условиях крайне холодного климата на аляскинском озере Кукаклик, что тихо плещет свои воды между озёрами Артимот и Кулик.
Справедливости ради отметим, что и в самом деле Ка-Ха-Си мог бы вести себя чуточку помудрее со своими земляками и как-то пытаться найти с ними общий язык. Теоретически это возможно. Без такого рода работы с его стороны соплеменникам казалось, что мальчик проводит все дни в состоянии транса и пробуждается разве только что для еды и некоторых обязательных физических упражнений. На этом основании его и прозвали вполне логично кличкой Ленивый, или Икиасуктук (18).
— Ты всё время витаешь в облаках… Что с тобой? Почему бы тебе не пойти побегать или поиграть с детьми? — с волнением в голосе иногда справлялась его мать Алигнак.
— Я бы с удовольствием так и поступил, если бы не был слишком занят! — следовал обычный ответ пацанёнка при том, что никакой внешней активности с его стороны не наблюдалось.
На самом же деле Икиасуктук Ка-Ха-Си действительно выбивался из сил ради своего племени, оттачивая своё уникальное мастерство, о котором мы поведаем чуть ниже, а также налаживая связи и дружеских отношений со всеми духами и божествами, которых он только мог встретить на своём пути. Дело в том, что после прикосновения дыхания божественной Инуат с озера Кукаклик уже с малолетства он обладал чрезвычайно редким талантом отсоединения своего духа Анирниит, который мог потом путешествовать самостоятельно и незаметно выполнять порученные ему задания. То он мог, например, подобрать и снова вложить в руки выпавшее было из рук отца копьё в самый ответственный момент охоты, то запутывал лесные тропинки для того, чтобы предотвратить нападение на селение волка озорника Амагука (19), то запугивал и обескураживал северного оленя Карибу, чтобы облегчить охоту на него людей из своего племени… Ка-Ха-Си не приходило в голову, что на самом деле он занимается оттачиванием своего шаманского дара, в обязанности которого как раз и входит следить за взаимоотношениями между духами и людьми, а также помогать последним, делая их жизнь более счастливой и продуктивной…
— Икиасуктук Ка-Ха-Си, кажется, один может съесть целого моржа, в то время как этой еды хватило бы всему нашему племени на целую неделю! — неугомонно раздавались недовольные разговорчики.
В немалую степень они провоцировались, конечно, главными заговорщиками в лице демона Туурнгаита и духа-убийцы шаманов Кигатилика, которые для этой цели обзавелись подходящим сообщником из самого племени, заражённого духом воровства Тыгиса (20
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Легенда о ленивом эскимосском мальчике Ка-Ха-Си предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3
Души людей, животных, всех предметов и вещей, которые могут проявлять себя, например, в виде северного сияния, что, по верованиям эскимосов, представляет собой небесные игры душ умерших детей в мяч.
4
Определённый вид души, которая живёт в человеке, животных, растениях, а также реках, озёрах и т.п.
10
Зловещий демон, который приносит неудачу в охоте или порчу оружия, а также может вселяться в людей и наводить порчу. Туурнгаит и шаман являются кровными врагами.
13
Дух-хозяин морских животных и оленей карибу, на которых главным образом охотятся эскимосы. Это один из самых могущественных богов эскимосской мифологии.
14
Дух-хозяин оленей и охоты, который относится к наиболее важным божествам в пантеоне богов эскимосской мифологии.
16
Сверхъестественные существа типа гномов или эльфов, которые живут под землёй или в скалах и могут превращаться в огонь или яркий свет.