Диджитал-модерация. Как эффективно управлять групповой работой дистанционно

Алексей Аболмасов

Эта книга – практическое пособие для всех руководителей, которые каждый день работают со своей командой в дистанционном формате. Как провести планёрку, совещание, собрание, креативное обсуждение, как просто сохранить нормальное человеческое общение на удалёнке. Книга не только подарит много готовых шаблонов, но и действительно научит вас управлять совместной работой в онлайн эффективно.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Диджитал-модерация. Как эффективно управлять групповой работой дистанционно предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Иллюстратор Екатерина Кирилова

© Алексей Аболмасов, 2022

© Алексей Новак, 2022

© Екатерина Кирилова, иллюстрации, 2022

ISBN 978-5-0056-2700-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Глава 1. Руководитель как диджитал-модератор

Прежде чем подробно рассказать вам о том, что такое диджитал-модерация, и познакомиться с её инструментами, давайте ответим на важный вопрос, зачем руководителю необходима эта новая компетенция. Значит, нам не обойтись без рассмотрения специфики работы руководителя в дистанционном формате.

1. «Физика» вместо «химии»

В дистанционной работе критически меньше по сравнению с очной личности руководителя, его неоречевлённых знаний и умений, мало общения и влияния друг на друга, при этом много осознанных, логических инструментов управления. Руководитель из харизматичного лидера превращается в технологичного диджитал-модератора виртуальной коллективной работы.

Руководитель, который не осознает резкого изменения управленческих инструментов и навыков при переходе к дистанционной работе, рискует упустить свои лидерские позиции. Ситуация взаимодействия лидера с командой изменилась, значит, поменялись и правила игры. Например, если в очном совещании трехминутная заминка руководителя воспринимается сотрудниками нормально, то оплошность даже в 30 секунд в дистанционном формате ощущается ими уже как некомпетентность. Акелла промахнулся. Несколько таких промашек — и у стаи будет другой лидер.

Диджитал-модерация — это новая компетенция руководителя, которая подразумевает серьёзную перестройку многих управленческих навыков.

Несколько иллюстраций к «химии» общения.

Эксперты музыки утверждают, что способны определить профессионала с нескольких нот. За последние 30 лет, с тех пор как занавесы во время прослушиваний музыкантов стали обычным делом, число женщин в ведущих оркестрах США увеличилось в 5 раз. Когда эксперты видели музыканта воочию, они предпочитали брать на работу мужчин.

Дэвид Майерс в своей легендарной книге «Социальная психология» приводит данные многочисленных исследований, согласно которым чем выше мужчина, тем лучше у него должность и выше годовой доход.

Если сравнить среднестатистический рост обычных мужчин и профессиональных бодибилдеров, то окажется, что последние ниже нормы на 5 сантиметров. Разница небольшая, тем не менее она толкает людей на тяжёлые многолетние тренировки, чтобы её компенсировать и превратиться во внушительных монстров.

Невозможно переоценить силу личного обаяния, влияния, харизмы. Внешний вид, мимика и жесты, голос и история отношений — вот, что на самом деле определяет наше отношение к экспертам, политикам, друзьям.

2. «Цифровая толпа» в подчинении

Наработанные сотрудниками в очной деятельности алгоритмы и привычки в дистанционном формате не работают. И пока у сотрудников не появятся новые паттерны (на адаптацию уходит в среднем 6—8 месяцев), трудовой коллектив превращается в группу индивидов (толпу) с характерными для них проявлениями: реактивным поведением, ориентацией на процесс, низкой осознанностью и т. п. Взрослые сотрудники часто ведут себя как капризные дети.

Большинство руководителей, не задумываясь над причиной странного поведения сотрудников в диджитал-пространстве, работают «как получится». Потому их взаимодействие с сотрудниками, даже с самыми благими намерениями, зачастую превращается в хаос. Первое и наиболее простое правило диджитал-модерации: даже если общаются два человека, то один из них должен управлять, модерировать процессом. Например, прояснить уже «на старте» вопросы: «Что у нас в итоге должно получиться?», «Сколько у нас есть на это времени?»

Две истории про «цифровую толпу».

В начале 2008 года из окна отеля выпрыгнул сорокалетний американец Пол Тилли, успешный бизнесмен и креативный директор рекламного агентства «DDB Chicago». По одной из версий, к самоубийству рекламщика подтолкнула волна негатива в его адрес в блогосфере. Это был взрослый и состоявшийся мужчина. Количество самоубийств подростков из-за травли в социальных сетях исчисляется тысячами.

Люди в составе толпы всегда были жестокими, но «цифровая толпа» — это новое и более опасное из-за своего масштаба явление. Группа коллег в диджитал-пространстве и сотни троллей в социальных сетях — это, конечно, не одно и то же, но если оставить людей в цифровом мире предоставленными самим себе, то это будет толпа в худшем её проявлении.

«Цифровая толпа» может быть и умной, если, конечно, её организовать.

Все сталкивались с механикой CAPTCHA, которая проверяет, что вы не бот. Гватемальский предприниматель и учёный Луис фон Ан написал программу под названием reCAPTCHA, которая заносит неразборчивые для компьютерных сканеров слова в программу САРТСНА, а та в свою очередь предлагает их для расшифровки посетителям интернет-сайтов. Крупные сайты вроде Yahoo и Facebook используют reCAPTCHA, и фон Ан бесплатно раздает её всем желающим.

Так, миллионы пользователей интернета помогают расшифровывать примерно 150 тысяч книг в год. Для выполнения такого объёма работы потребовалось бы 37 500 работников, занятых полный день. Помимо прочих достижений, reCAPTCHA помогла оцифровать весь печатный архив газеты «New York Times» с 1851 года. Луис фон Ан смог превратить рефлексивное поведение людей в диджитал-пространстве в нечто полезное для всего человечества.

Руководителю не стоит надеяться на то, что в дистанционной работе «всё само собой образуется». Если сознательно управлять поведением сотрудников, то совместно они свернут горы. Если пустить всё на самотёк, то те же самые люди будут с азартом троллить друг друга.

3. Команда — это не роскошь, а средство выживания

При очном взаимодействии у коллег по работе формируется целостное восприятие личностей друг друга, так как существует баланс между деловым и социальным общением. И это дает устойчивость коллективу в кризисных и конфликтных ситуациях. При дистанционной работе восприятие друг друга искажённое, только через призму эпизодического делового взаимодействия. Идёт явный перекос общения в сторону делового.

Если руководитель игнорирует эту особенность, то он получает две крайности. Одна часть коллектива с меньшей потребностью в общении исчезает с его радаров, отсиживаясь в своих квартирах. Другая часть сотрудников, у которых социальная потребность в общении высокая, начинает претендовать на всё время руководителя. И то, и другое мешает работе.

В дистанционной работе резко снижается влияние трудового коллектива на человека, что приводит сначала к социальной депривации, а затем и к остановке личностного и профессионального развития сотрудников. Личностное и профессиональное развитие — это всегда эффект присутствия человека в коллективе. Поэтому лучший способ сохранить и сам коллектив, и его развивающее влияние на людей — развивать виртуальную команду в подразделении как специфический способ взаимодействия сотрудников.

Две истории, иллюстрирующие всю серьёзность социальной депривации — ограничения контактов человека с обществом, другими людьми.

Шахтёра во время обвала засыпало в шахте. Он находился там в течение 8 суток до момента обнаружения его спасателями. Ему удалось укрыться в небольшой нише, куда просачивался воздух. Когда ход к нише был открыт, шахтёр не откликнулся на крики спасателей: более того, действуя под влиянием развившегося психоза, он умышленно укрывался в глубине ниши. Спасателей шахтёр предупредил, чтобы к нему не подходили, так как он будет «жестоко сопротивляться». Покинуть нишу он согласился с трудом и только в сопровождении сменного инженера. Медицинский осмотр показал, что этот человек неправильно ориентировался в месте и времени, у него наблюдались расстройства памяти, он высказывал бредовые идеи преследования (хотели убить и подорвать, неправильно вели работы по спасению и т.д.). Расстройства памяти в течение 5 дней постепенно исчезли. Стойким, не поддающимся коррекции оставался параноидный синдром.

Обратите внимание на скорость, с которой нарастали патологические изменения в психике шахтёра: прошло всего 8 дней. А вот, что происходит с человеком, когда социальная депривация действует дольше.

На одной из гидрометеорологических станций зимовали три сотрудника. Два из них поддерживали отношения, а третий оказался в изоляции. Став изгоем, он приучил к себе муху, которую поил, кормил, разговаривал с ней. Однажды муха села на лоб одному из его двух коллег. Тот машинально прихлопнул её. Тогда «друг мухи» снял со стены ружьё и в упор убил человека. Судебно-психиатрическая экспертиза признала его вменяемым1.

Человек — существо коллективное, поэтому и в дистанционной работе, которая в физическом смысле разобщает людей, руководителю важно заново формировать коллектив в новом формате — виртуальную команду.

4. Команда развивается только в совместной содержательной деятельности

Команда формируется не на корпоративах и тимбилдингах (хотя они не будут лишними), а только в реальной совместной деятельности. В дистанционной работе в разы меньше командной деятельности, общего времени, проведённого за спорами, дискуссиями, профессиональным общением.

Руководители при удалённой работе из-за слабых навыков управления виртуальной группой предпочитают взаимодействовать с подчинёнными один на один, в крайнем случае с парой или тройкой сотрудников. Другая крайность: переходят в формат жёсткого монолога — сиди и слушай. А в это время можно отработать дистанционно сразу со всем коллективом, даже если в нём 20—50 человек, при этом включить в обсуждение каждого. Экономия времени и повышение мотивации налицо. Но это возможно лишь в том случае, если руководитель умеет организовать групповую работу.

Поэтому руководителю важно, с одной стороны, использовать любой повод для содержательной работы со своим коллективом, с другой стороны, владеть разными методами дистанционной работы с группой.

Традиционно пара иллюстраций тезиса о важности совместной работы в формировании команды.

В начале лета 1965 года шестеро учащихся католического интерната в столице королевства Тонга решили устроить приключение. Ребята в возрасте от 13 до 16 лет задумали добраться морем до Фиджи или даже доплыть до Новой Зеландии. Они украли небольшой катер у местного рыбака. С собой ребята взяли немного кокосов, несколько связок бананов и газовую горелку. В первую же ночь начался шторм. Сильный ветер порвал парус и унёс весла. Лодка неделю дрейфовала в открытом океане. На восьмой день странствий мальчики увидели берег неизвестного острова. Лодку разбило о прибрежные камни, мальчикам удалось добраться до берега вплавь. Позднее выяснилось, что остров назывался Ата. Располагался он приблизительно в 100 милях от Тонги и был необитаем. На этом острове юноши прожили 15 месяцев.

Парни из Тонги сразу договорились не ссориться, придерживаться строгой дисциплины и трудиться на благо всех не покладая рук. Площадь острова, на который попали ребята, чуть более 2 кв. км. Территория с густой растительностью казалась не приспособленной к жизни. Но парни из бедных семей не растерялись. Они сумели развести костёр и поддерживать его на протяжении всего времени пребывания на острове. Ребята ввели трудовые смены и по двое дежурили на кухне, собирали еду и стояли на вахте. Мальчишки ловили рыбу и птиц. Питались они также стеблями таро. С водой было сложнее. Дожди шли редко, но со временем они научились лучше собирать и хранить дождевую воду.

Каждое утро ребят начиналось с молитвы. Развлекались мальчишки игрой на самодельной гитаре и пением у костра. Из подручных средств они соорудили спортивный зал, в котором были даже гантели. Однажды один из парней сломал ногу. Товарищи наложили ему шину с помощью палок и лиан. Всё было сделано настолько правильно, что кость идеально срослась. Благодаря смекалке и дисциплине научились справляться с любыми трудностями. Позже местный врач был удивлён их отличным физическим состоянием2.

У этих ребят было на формирование команды целых 15 месяцев, но всё можно сделать и значительно быстрее.

Социолог Музафер Шериф и его коллеги (Sherif, Harvey, White, Hood & Sherif, 1961) заинтересовались проблемой межгрупповых конфликтов. Шериф и его исследовательская команда решили провести несколько тайных исследований в летних лагерях для мальчиков. Они меняли условия жизни в лагере и пытались выяснить, как различные социальные изменения влияют на отношения между группами.

Чтобы вызвать у детей чувство взаимной неприязни, распределили мальчиков по двум жилым помещениям, присвоили этим двум группам названия («Орлы» и «Гремучие змеи»). Это усилило чувство соперничества. Мальчики начали принижать достижения другой группы и высмеивать её членов.

Страсти разгорелись еще больше, когда экспериментаторы сознательно ввели во взаимодействие мальчиков элементы конкурентной деятельности. Охота за сокровищами, игра «хижина против хижины», перетягивание каната, атлетические соревнования привели к появлению обидных прозвищ и конфронтации. Во время соревнований членов чужой команды обзывали «мошенниками», «трусами» и «вонючками». Совершались налёты на хижины «врагов», похищались и сжигались знамёна соперников, развешивались угрожающие надписи, обычным явлением стали потасовки в столовой.

Чтобы ликвидировать укоренившуюся враждебность, исследователи начали часто организовывать общие отрядные встречи, коллективные просмотры фильмов и другие подобные мероприятия. Результаты были ужасными даже тогда, когда эта совместная деятельность носила приятный характер (кинофильмы, общественные события). Пикники заканчивались сражениями, в которых пища использовалась в качестве метательных снарядов, во время вечеров отдыха устраивались шумные потасовки, очереди в столовой превращались в место проведения соревнований по выталкиванию соперников. Шерифу и его ассистентам начало казаться, что они, подобно доктору Франкенштейну, создали чудовище, которое не в состоянии контролировать.

Как инсайт была смоделирована серия ситуаций, в которых конкуренция между группами принесла бы вред всем, а сотрудничество привело бы к взаимной выгоде. Во время продолжавшейся весь день экскурсии было «обнаружено», что единственный автомобиль, на котором можно было привезти продукты из города, застрял в придорожной канаве. Мальчики собрались вместе и толкали автомобиль до тех пор, пока он не оказался на дороге. В другом случае исследователи организовали перерыв в снабжении лагеря водой, которая поступала по трубам из отдаленного резервуара. Понимая необходимость объединения усилий в возникшей чрезвычайной ситуации, мальчики сами нашли решение проблемы и реализовали его до конца дня. В третьем случае исследователи сообщили мальчикам, что за прокат любимого всеми фильма требуется заплатить сумму, которую лагерь не может себе позволить. Понимая, что спасти положение можно только посредством объединения финансовых ресурсов, мальчики внесли свои личные деньги в общий фонд. В результате они провели необыкновенно приятный вечер в компании друг друга.

Полученные результаты воодушевили исследователей. Успешные объединенные усилия, направленные на достижение общих целей, положили конец расколу и вражде между группами. Вскоре прекратились словесные баталии, толкотня в очередях, мальчики начали «перемешиваться» за обеденными столами. Когда исследователи попросили мальчиков перечислить имена своих лучших друзей, большинство детей назвали имена мальчиков из бывшей «чужой» группы, раньше же мальчики считали друзьями только членов своей группы.

Резюме

Дистанционная работа имеет ряд специфических особенностей, которые влияют как на руководителя, так и на его сотрудников. Чтобы сохранить эффективность управления, психическое здоровье подчинённых и сложившийся в подразделении коллектив, руководителю важно, во-первых, понимать, что происходит с его сотрудниками, во-вторых, осваивать новые приёмы и компетенции.

Разобравшись в специфике деятельности руководителя при дистанционной работе, дадим определение диджитал-модерации.

Диджитал-модерация (ДМ)это опосредованное цифровыми технологиями управление работой в дистанционном формате для получения различных интеллектуальных продуктов (планов, идей, решений) или изменения групповых феноменов участников (создания единого информационного поля, повышения мотивации и т.д.).

Миссия ДМ — вернуть людям, работающим дистанционно, естественное общение, а также ослабить негативные групповые эффекты.

В следующих главах этой книги мы предлагаем нашим читателям минимально необходимый набор инструментов ДМ.

— 12 базовых правил диджитал-модерации;

— 5 универсальных диджитал-механик с готовыми инструкциями;

— готовые сценарии 5 управленческих методов в дистанционном формате.

Несколько простых советов, с чего нужно начинать, чтобы развивать у себя компетенцию диджитал-модератора:

1. Начните дистанционно работать с командой: не один на один с сотрудником, а сразу со всем коллективом.

2. Расскажите сотрудникам базовые правила диджитал-модерации. Приучите себя и команду их соблюдать.

3. Используйте разные механики дистанционной работы. Начните с разминок.

4. Начните проводить по готовым сценариям разные методы работы с коллективом, например, дистанционную планёрку.

5. Обучите диджитал-модерации других участников команды. Хорошо, если модератором №2 станет ваш заместитель.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Диджитал-модерация. Как эффективно управлять групповой работой дистанционно предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Алексеенкова Е. Г. Личность в условиях психической депривации

2

https://ru.wikipedia.org/wiki/Тонганские_робинзоны

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я