Тайный код России

Александр Мясников, 2014

История России – территория заповедная. Она полна удивительных взаимосвязей, параллелей, тайн и загадок. Так считает автор книги «Тайный код России» Александр Мясников. И пытается выявить эти самые взаимосвязи, обозначить загадки. По его мнению, все версии, легенды, предания, окутанные пеленой правдивости, и прячут ключ к тайному коду России. Книга «Тайный код России» – приглашение в удивительное путешествие. Автор предлагает читателям попытаться вместе отыскать ключ к тайнам России и по-иному взглянуть на многие известные и малоизвестные события русской истории.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тайный код России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Российские тайны

Оказывается, их довольно много. Много того, о чём или совсем ничего не известно, или знания о чём потеряны. И зачастую безвозвратно.

Тайна — это то, что человек не может узнать, но всегда стремится разгадать.

Наука прагматично раскладывает всё по своим местам: различают вечные тайны (жизни и смерти) и тайны природы, тайны ремесла и тайны власти, тайны духа и, наконец, тайны причастия или тайны банковских вкладов.

Разложили, и всё — флёр загадочности пропал. Остался только голый нерв самой сути — математика.

Волшебная вязь орнамента

О русских орнаментах говорят и пишут, когда заходит разговор о народном искусстве или народных промыслах.

Но никто не хочет сознаться в том, что сегодня нет ни одного человека, который бы смог разъяснить тайну этой народной геометрии.

Это искусство заснуло ещё в XVIII веке.

Вязь узора — это волшебная красота. Магическая и мистическая.

Учёные-фольклористы, конечно, уверенно разъясняют, что означает тот или иной узор, говорят о «защитных» функциях орнамента и прочее.

Но учёные не могут до сих пор объяснить вполне «фигуральных» петушков и жар-птиц народной вышивки. Что уж говорить о «фрактальной геометрии» высокого орнаментального искусства в храмах.

А ведь лишь одна из многих функций этих орнаментов — передавать присутствие Господа.

Колдовство языка

Любой язык отражает определённый способ восприятия действительности, который называется языковой картиной мира. Значения слов и выражений складываются в единую систему взглядов, которую, даже не зная об этом, разделяют все носители языка. Русский язык — один из богатейших языков мира.

Как считал Александр Иванович Куприн, «язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью».

Из основных компонентов языка — слов — складываются предложения. Предложения соединяются в текст. Текст наполняет книги.

Книги обладают способностью бессмертия. Они самые долговечные плоды человеческой деятельности

Язык, слова, тексты и книги порождают тайны и мифы. В том числе о русском характере.

Ведь и в самом деле, в русском языке много удивительного. Начиная от того, что включатель называется выключателем до словосочетания «преданный друг». В русском одно и то же слово может означать процесс управления, объект управления и результат управления. И слово это «организация».

Кстати

Множество заимствований появилось в русском языке при Петре I.

Что неудивительно, ведь обширная реформаторская деятельность Петра I вызвала рост промышленности, техники и технологии, разработку научного потенциала. Такие кардинальные изменения в жизненном укладе русской нации не могли не отразиться в языке, который оставил огромное число заимствований.

При Петре I появляется и научная терминология, которая представляла собой почти исключительно заимствования из иностранного: каждый специалист пользовался «немецкими» — голландскими, польскими и латинскими — словами.

В Петровскую эпоху в русский язык вошли многочисленные иностранные слова, в значительной степени сохранившиеся и до нашего времени. Как, например, слово «галстук» (слово «галстук» от Hals — шея, Tuch — платок).

С петровских времён существуют в русском языке такие иностранные слова, как алгебра, оптика, глобус, апоплексия, ланцет, компас, крейсер, порт, корпус, армия, гвардия, кавалерия, атаковать, штурмовать, комиссия, контора, акт, аренда, проект, рапорт, тариф, бухгалтер, и многие другие.

Мир слов полон тайн, и поэтому именно в нём и могут происходить самые неожиданные открытия. В том числе и в поиске тайного кода России.

Часть мифа о русском характере — утверждение, что русский «действует на авось» и «рассчитывает на авось».

Слово «авось» отражает установку: может произойти всё что угодно, и поэтому можно не принимать во внимание некоторые обстоятельства, всего всё равно не предусмотришь. Всегда есть надежда: «Авось обойдётся». А если не обошлось, можно сделать вид, что никто вроде бы и ни при чём. Или сказать «не успел» вместо «не сделал», «мне не работалось» — вместо «я не работал».

В русском языке всё удивительно. «Любовь» — это, с одной стороны, свойство, а с другой — чувство.

Или слово «неприкаянность». Кажется, что это слово существовало издавна. Но его нет ни в словаре Даля, ни в древнерусских текстах. Оно появляется в XIX века. И оно, вообще, никак не связано с покаянием, хотя это первое, что обычно приходит на ум. Слово это означает некоторое специфическое состояние, которое лучше всего описывается тоже очень характерным русским словом «маяться». Оно, в свою очередь, связано с основополагающим для русской языковой картины мира представлением о свободе как о просторе. Но, что главное, отражает другую сторону этого представления. Когда простора слишком много, человеку становится неуютно, и он не может найти себе место.

Кстати

Социологи всего мира регулярно вычисляют так называемый «индекс счастья». В России эти вычисления дают странный результат. То есть, как всегда, последние места. Но тут дело не в тяготах русской жизни, а в том, что в России неловко прямо ответить «да» на вопрос «вы счастливы?». Исторически основным значением слова «счастье» была случайная удача.

Так что русский человек в принципе не очень рассчитывал на счастье. Скомпрометировал счастье и XX век. С одной стороны, его обзывали «мещанским», а с другой — чересчур возвеличивали, и появилось «счастья народов надёжный оплот», «спасибо партии за наше счастливое детство». Потому-то неудивительно, что вопрос о счастье ставит русского человека в тупик.

Уникально и русское слово «хохот». Оно отчётливо отражает трепетное отношение русских к искренности. Хохот оказывается лучше смеха и улыбки, которые бывают и горькими, и язвительными, даже грубый и глупый хохот всегда «от души».

«Честность». Разницу между честностью, законностью и справедливостью в некоторых языках и выразить невозмож но. А в русском языке — это совершенно разные вещи. Ведь русский человек хорошо знает: решения, принятые в соответствии с законами, довольно часто оказываются несправедливыми или нечестными — и наоборот.

Миф о мифе

Для каждого человека Россия открывается со своей стороны. У каждого — своя Россия.

И в этой многоликости — своеобразие огромной, заселённой многими народностями территории. Каждый город, каждое селение чем-либо знамениты, в каждом есть что-то «самое-самое». И конечно, всюду есть свои легенды и мифы. Предания как о конкретных исторических событиях и персонажах, так и о вымышленных.

Поэтому история России представляет собой не только сухую хронику дат, но и собрание различных преданий и рассказов, бытующих с незапамятных времён. Но история России была, есть и будет предметом спекуляций, торговли, обмена ростовщиков от политики, то есть инструментом, который может быть использован в интересах кого-либо. Самое интересное, в интересах кого. Бывает, что вопросы интереснее, чем ответы. Наверное, это тот самый случай.

В поисках тайного кода нельзя не заглянуть на заповедную территорию мифологии. В этом есть веская причина.

Мифы русского народа

Ещё Козьма Прутков увещевал: зри в корень! То есть ищи причину в прошлом, в истории, в первооснове. Что, надо согласиться, вполне логично, ведь дерево растёт, опираясь на корни. И питаясь за счёт корней.

История возникновения народа, как правило, зиждется на мифах. Мифы — первооснова культурной составляющей любого этноса.

На территории России живет много народностей, у которых есть мифы. Разные мифы. Очень разные. И даже разновеликие (по формальному объёму, конечно). Считается, что в мифах можно найти тайные ключи к пониманию национальных особенностей, характера, мировосприятия и мироощущения.

А вот у самих русских мифов нет. Хотя, конечно, находятся исследователи, утверждающие, что нашли эти самые мифы. Как правило, этими изыскателями двигают совершенно благие побуждения — доказать, что русские не гуманоиды, что не свалились с небес, а развивались, как и все прочие народы и народности. Издревле развивались.

Но доказательства очевидности, как правило, приводит к обратному результату. Как и нелюбимые продукты во время диеты приводят к обратному эффекту.

Между прочим

Наука объясняет эффект обратного действия так. Мы привыкли считать себя непредвзятыми и думаем, что готовы воспринимать новую информацию независимо от того, противоречит ли она нашему мировоззрению. Но парадокс заключается в том, что, когда новые факты опровергают самые дорогие наши убеждения, вера в них только укрепляется. В психологии это явление и называет эффектом обратного действия.

Так всё же были или нет мифы у русского народа.

Кстати

Спорить на тему мифов совершенно бесполезно. По сути, бессмысленно.

Это так же бессмысленно, как переспорить кого-нибудь в Интернете. Когда вы, втягиваясь в спор в Интернете, начинаете опираться на факты и имена, бросаться гиперссылками и цитатами, ваш оппонент на самом деле становится ещё больше уверен в своей правоте, чем до того, как вы начали спор.

И если мифы были, то где можно обнаружить их следы. Ведь многотысячелетняя история предков русских людей не могла пройти бесследно. Да и не прошла.

Славянская и русская мифология характерна тем, что она — всеобъемлюща. Она являла собою не отдельную область народного представления о мире и мироздании, а находила воплощение даже в повседневной жизни, в быту — будь то обряды, ритуалы, культы или земледельческий календарь.

О существовании яркого мира славянской и русской мифологии говорят и сохранившаяся демонология (от домовых, ведьм и леших до банников и русалок), и забытое отождествление многих языческих божеств с христианскими святыми.

Мифология стала вымещаться из жизни русских людей практически сразу после принятия Крещения. Практически уничтоженная на уровне текстов до XI века, мифология продолжает жить в образах, символике, ритуалах и в самом языке. Осколки мифологии можно разглядеть в былинах и даже сказках.

Поэтому-то былины имеют особое значение в истории России и русского миропонимания.

Кстати

Термин «былины» был введён в обиход археологом, собирателем песен, народных верований, преданий и обычаев Иваном Петровичем Сахаровым в XIX веке. До этого эпические песни назывались старинами. Слово Иван Петрович позаимствовал из «Слова о полку Игореве». Автор «Слова» ведёт рассказ «по былинам сего времени», а не по старинным песням «славам» в честь князей, созданным вещим певцом Бояном. По одной из версий, Боян (или Баян) — славянское имя, произошедшее от глагола «боятися»: «наводящий страх», «которого боятся».

Первые былины были сложены, вероятно, ещё до Крещения Руси и носили черты очень древнего языческого эпоса, хотя в последующем в достаточной мере «христианизировались».

Они отличаются от более поздних былин неопреде-лённостью времени действия.

Из героев былин к дохристианскому циклу принадлежат Святогор, Микита Селянинович, Вольга. Многие их мотивы относятся к так называемым «бродячим сюжетам», коренящимся в общности религиозно-культовых элементов дохристианской Европы.

Кстати

Крещение Руси и эпоха князя Владимира стали ядром обширного былинного цикла, в основании которого лежат достоверные исторические события и личности. Главными действующими лицами киевских былин являются богатыри-воины, защищающие Русскую Землю. Центральной фигурой этого цикла, да и всего русского эпоса, стал Илья Муромец. Его мощи вплоть до революции почивали нетленно в ближней Антониевой пещере КиевоПечерской лавры.

Поэтому-то русские богатырские былины могут быть поставлены в ряд с героическими мифами в других мифологических системах. Разница же в том, что былины более историчны. А герои былин воспринимаются не только как личности, имеющие отношение к определенной исторической эпохе, но и прежде всего — как защитники, родоначальники, именно эпические герои.

В единство былинных героев с природой и есть волшебная сила, в этом их непобедимость. Ведь практически нет былин о гибели богатырей или о поигранных ими сражениях.

Есть точка зрения, что история России была, есть и будет предметом спекуляций, торговли, обмена ростовщиков от политики, то есть инструментом, который может быть использован в интересах кого-либо.

А как не вспомнить поговорки, пословицы! Их справедливо называют бесценным культурным достоянием русского народа.

Национальная идея

Что или кто стоит за поворотами истории? Божий промысел, случай или пресловутая борьба классов? А может быть, нечто или некто? Не за этими ли поворотами можно натолкнуться на ключи к тайне, может быть, и к тайному коду России. Найти золотой ключик.

Один из таких «золотых ключиков» — национальная идея.

Кстати

Идея (греч. idea — буквально: «то, что видно», образ) — философский термин, обозначающий «смысл», «значение», «сущность» и тесно связанный с категориями мышления и бытия.

Россию, как правило, рассматривают в противопоставлении Америке. И всегда приводят аргумент — у Америки нет национальной идеи. И живут ведь. Хорошо живут.

А ведь она есть, эта самая идея. Просто называется по-другому.

Америка придумала максимально осмысленную и прагматичную «американскую мечту». Почему прагматичную? Да потому, что, в отличие от идеи построения коммунизма, мечта ни о чём, мечта вообще не разрушаема. Она всеобъемлюща. Под неё все подходит Её ложе не прокрустово, в него вмещается всё что угодно.

Она привлекательна. За неё хватаются многие, перенося эту формулу на свою почву. Как, например, Грузия провозгласила «грузинскую мечту».

Так, может быть, просто заявить о «русской мечте»?

Можно, но «русская мечта» созерцательна.

В России существует много вариантов формулирования национальной идеи. То есть сути вопроса о том, что есть национальная идея. Некая желанная панацея или руководство к действию или к мечте.

Среди вариантов такие.

Национальная идея призвана дать ответ на ряд вопросов, характеризующих народ. В частности, вопрос истории и возникновения нации, а также вопрос об исторической миссии и о смысле существования.

Национальная идея — это систематизированное, устойчивое ко времени обобщение национального самосознания, представленное чаще всего в форме социальнофилософских или общественно-политических, художественных произведений, то есть могущее иметь как рациональный, так и образный вид.

Национальная идея появляется тогда, когда какой-нибудь народ замечает своё единство, свою внутренняя связь, свой исторический характер, свои традиции, своё становление и развитие, свою судьбу и предназначение, делает их предметом своего сознания, культивирования своей воли. То есть национальная идея состоит из чётко сформулированной цели, к которой стремится национальная воля.

Национальная идея является синтетическим взглядом на своё национальное (этническое) сообщество как на единую, развёрнутую в социальном времени и «социализированном» пространстве совокупность и одновременно как на субъект всеобщего исторического процесса.

В национальной идее народ осознаёт своё единство, свою внутренняя связь, свой исторический характер, свои традиции, своё становление и развитие, свою судьбу и назначения, делает их предметом своего сознания, мотивировкой своей свободы.

Национальная идея — это комплекс основополагающих этических (нравственных) идей, доминирующий длительное время в идеологии народа определённой национальности, служащий для максимально длительного сохранения телесноидеологической самобытности этого народа, то есть продолжения его рода при сохранении свободы выбора его собственной идеологии.

Национальная идея — это не этническая, а государственно-политическая категория. Именно поэтому она должна быть близкой и понятной не только этническим русским, но и белорусам, украинцам, татарам, удмуртам, евреям, другим народам.

Национальная идея является целью, идеалом, святым устремлением вперёд. Национальная идея есть элемент, определяющий направление развития общества и являющийся мерилом прогресса общества в этом направлении. Национальная идея — это объединяющее, сплачивающее начало для развития общества и указующий вектор его развития. Национальная идея — это тот идеал, те ценности, в которых члены общества черпают своё вдохновение, то, что является общим для разделяющих идею, то, что придаёт энергию, стимул и направление деятельности индивида.

Кстати

Пушкин, Достоевский, Соловьёв, Фёдоров и другие мыслители ставили вопрос о предназначении России. Философ Владимир Соловьёв формулировал так: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности».

Есть точка зрения, что надо искать национальную идею в тысячелетней истории народа, территории, в культурных традициях и прочем.

Другие считают такую точку зрения бесполезной. Национальная идея — это взгляд в будущее, это стремление вперёд и бессмысленно в этом вопросе упираться в достижения или неудачах далёких предков. Национальная идея краткосрочна — на одно — два-три поколения, и бессмысленно её выводить из глубокого прошлого.

Между прочим

В эпоху СССР страна видела свою миссию в освобождении человечества от эксплуатации, построении самого правильного и справедливого общества, с прогрессом, служащим человеку. Москва претендовала на роль эталонного коммунизма, все отклонения от которого считала ревизионизмом.

Советский проект псевдонациональной идеи потерпел крах. Крах советского проекта привёл к новому смутному времени, и вопрос о национальной идее для России стал более чем актуален. Ведь гарантированно суверенен только тот народ, чей суверенитет никто не только не может, но и не хочет колебать.

То есть точек зрений на то, что такое национальная идея, множество. Среди последних — взгляд на проблему наместника московского Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова). Он считает, что национальную идею России, о которой до сих пор спорят философы и политики, стоит искать не в идеологических формулах, которые всегда будут иметь недостатки, а в героических поступках наших современников, которые воплощают в себе все лучшие черты национального характера и могут служить замечательным примером для молодёжи. Герои — это величайшая драгоценность. Это, может быть, самое дорогое, что есть в нашей стране.

Это о сути национальной идеи, её, так сказать, предназначении. А вот версий её реализации — на несколько порядков больше.

Тут, признаться, не обойтись даже несколькими страницами книги. Да и нескольких книг не хватит. Хотя большинство людей искренне и честно занимались и занимаются разработкой этой темы.

Между прочим

Всё, что связано с формулировкой национальной идеей и рецептов её реализации, очень многословно. Ну, очень. И потому всё пустопорожне. Правильное должно быть просто. Просто и понятно без лишних слов.

Рассматривая все эти точки зрения, формулировки самой концепции приходишь к неутешительному выводу: национальная идея — это способ увода от ответа. Она сбивает с толку и взбудораживает мозги. И занимает все помыслы. Это своего рода вечный двигатель, только виртуальный, конструированием которого занимались, занимаются и будут заниматься. Заниматься в надежде — а вдруг? Зная, что надежда — это чаще всего отсроченное разочарование. Но, с другой стороны, надежда видит невидимое, чувствует неосязаемое и совершает невозможное.

А ведь формула национальной идеи проста: единица, то есть человек плюс икс равняется Счастье. То есть 1+Х= Счастье. Элементарная математическая задача.

Как вычислить Х? Довольно просто.

И выясняется, что Х — это безопасность.

А что такое безопасность? Это уверенность в завтрашнем дне, которую может и должно обеспечить только государство, то есть власть. Безопасность — это власть закона, то есть понятные для всех правила игры.

Но это уже особая тема — тема власти. Она вдали от поиска тайного кода России.

Всякая власть исходит от народа, но, правда, никогда уже к нему не возвращается. Поэтому, как говорится, в поговорке: что упало, то пропало.

У человека, как и у всего человечества, есть генетическая память. Она хранит всё. В том числе и воспоминания о счастливом времени. Или мечты.

Гомер написал историю про Трою, перевернув историческую правду с точностью до наоборот. Ведь в реальности победителями вышли не эллины, а троянцы. Это доказывает элементарная логика событий. Одиссей двадцать лет добирался до дома не потому, что любил путешествовать, а потому, что у побеждённого нет того, с чем возвращаются домой победители. Да и вряд ли спустя многие столетия Генрих Шлиман смог бы раскопать сокровища Трои. Если бы греки взяли Трою, то мало что бы уцелело до наших дней.

Но спустя пять сотен лет после событий Троянской войны уже можно было рассказывать всё по-иному. Даже не можно, а нужно, так как был очевидный госзаказ на героизм предков. В том конкретном случае — греков. И всё сработало. Начался подъём Греции, золотая эпоха, которая стала колыбелью всей европейской культуры.

Всё-таки искусство живёт по своим законам. И история с Гомером лишний раз подтверждает, что правдивость важнее правды. Точнее, в хорошо отшлифованную и обработанную правдивость верят больше, чем в неотёсанную правду. И этот закон или закономерность не раз подтверждала история.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тайный код России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я