Избранное-2. История обучения мореходов в Восточной России и Русской Америке

Валерий Павлович Королюк

В книге комплексно, во взаимосвязи и без обособления гражданской и военной составляющих, описано развитие на Тихоокеанском побережье России морского образования как системы, восстановлены многие ранее не известные события, факты и документы.Издание может быть рекомендовано морякам, историкам, краеведам и всем интересующимся историей русского флота, России и ее образовательной системы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Избранное-2. История обучения мореходов в Восточной России и Русской Америке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

(«Резоны, которые в рассуждении ея императорского величества кабинетным господам министрам… с покорностию передаютца»)

© Валерий Павлович Королюк, 2022

ISBN 978-5-0056-3275-3 (т. 2)

ISBN 978-5-0056-3272-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Перед вами — последняя моя попытка обращения к этой теме, в стремлении дать более-менее полную картину и комплексную оценку становления и развития в дальневосточном регионе военного и гражданского морского образования, представить не только процесс этот на фоне изменяющегося времени, но и саму образовательную систему как единое целое, без традиционного противопоставления частей (военной и гражданской), ее составляющих… Через какой-то десяток годов, когда морскому образованию на Дальнем Востоке России исполнится ровно 300 лет, мне будет 75. Не знаю, доживу ли до этого дня, но сомневаюсь, что за оставшееся время слишком многое изменится.

Наша страна всегда стремилась к продвижению на восток, «встречь солнца» — даже тогда, когда еще и не была Россией. Этот импульс заложен у нас в крови, подарен предками, и ничто не способно его изменить. Не Запад, а именно Восток — вечный вектор продвижения россиян. Запад нам не указ, а вот к Востоку мы издревле приглядываемся, вслушиваемся в него, врастаем постепенно… Да и морская судьба России, начавшись с западных реформ, все более тяготеет к востоку. Однако в истории восточной экспансии нашей все еще хватает неясностей, а описания ее зачастую непоследовательны и противоречивы.

Начало XVIII века вошло в историю России как эпоха Петровских преобразований, прорыв во всех направлениях формирования государственности, прорубание «окна» в Европу. Однако это и время не менее масштабного конструирования целой «двери» в Тихий океан.

Cозданный в ходе Северной войны российский флот превратил Московское царство из окраины Европы в Империю двух материков. Флот обеспечил России не только возвращение Балтийского и Черноморского побережий, но и (чуть позже) освоение берегов Северного Ледовитого океана, Тихоокеанского побережья, Курил, Алеутских островов и Аляски с Калифорнией (Русской Америки). Построение Петром регулярного флота явилось для той эпохи огромным инновационным прорывом — военно-морское развитие потребовало новой техники и технологий, мощного промышленного производства, а главное — совершенствования науки и, как следствие, нового уровня подготовки кадров. Всей ее длинной цепочки — от кораблестроителей, строителей новых портов, специалистов всех смежных отраслей до непосредственно моряков и флотоводцев.

Новый уровень развития государственности потребовал новых подходов не только к военному, но и к торговому флоту. Масштаб Петровских реформ нуждался в главном — в людях, способных реализовать новые установки. Решение этой задачи оказалось наиболее трудным.

Приглашение на русскую службу иностранных моряков и посылка своих стольников для обучения за границей стали лишь первой и временной мерой. Для создания национальных кадров флота 14 (25) января 1701 г. именным указом Петра I в Москве была открыта Навигацкая школа, ставшая первым светским (не церковным) учебным заведением России. Но она решала отнюдь не только задачи подготовки отечественных флотских офицеров — капитанов, навигаторов и корабелов, в Указе было особо подчеркнуто, что «школа оная не только потребна к единому мореплаванию и инженерству, но и артиллерии, и гражданству», и архитектурным делам, и геодезическим, и т. п.

С открытием в 1715 г. еще и Морской академии, в России начала создаваться система военно-морского образования, ставшая фундаментом национальной системы образования вообще.

А в народно-хозяйственном освоении дальневосточных рубежей военно-морской флот вообще играл главнейшую роль. Создание постоянного флота на Тихом океане привело к закреплению за Россией Дальнего Востока, став предпосылкой и обеспечением реализации возможностей этого обширного региона. Поскольку, в силу геополитического положения России, тихоокеанское побережье является самостоятельным (оторванным от остальных сил) местом, исключающим общий стратегический маневр военно-морского флота страны, то и торговый флот, базирующийся в местных портах, также остается для России элементом национальной стратегии.

Транспортное сообщение по морским и речным путям всегда было едва ли не основным — в особенности, в начальный период, до постройки железных дорог. Но значение торгового флота, как одной из главных составляющих дальневосточной транспортной системы — и в прежние времена, и теперь — продолжает сохранять свою актуальность.

Начатое Петром освоение Дальнего Востока было продолжено его преемниками. И с самого первого дня вопрос о подготовке специалистов постоянно находился под пристальным вниманием и непреходящей заботой как правительственных органов, так и «местных обществ», которые полностью отдавали себе отчет в том, что подготовка кадров флота на Дальнем Востоке имеет решающее значение для дальнейшего развития. Старт такой подготовке был дан 10 марта 1731 г. Указом императрицы Анны Иоанновны об учреждении Охотского порта, ведь в нем была конкретно обозначена и Охотская навигацкая школа — первое учебное заведение для Дальнего Востока.

Становление и развитие системы военно-морского и торгово-мореходного обучения на начальном этапе было неразрывным и, по существу, являлось единой государственной задачей. Но к концу XIX века эти два направления стали постепенно расходиться, что вызвало некоторые их специфические особенности (наиболее ярко проявившиеся для военно-морского образования — в военные времена 1904—1905, 1914—1922 и 1939—1945 гг., а для торгово-мореходного — в периоды, непосредственно следующие за реформами 1867, 1903, 1919, 1932, 1944, 1990 и 2000 годов).

Судя по официальным сообщениям, в новом тысячелетии органы власти Российской Федерации вновь стали уделять возрождению морской мощи страны повышенное внимание: в 1999 г. правительством принято постановление «О мерах по совершенствованию морской деятельности РФ» и Кодекс торгового мореплавания РФ (ФЗ №81); в 2001 г. были утверждены Концепция развития внутреннего водного транспорта РФ (на период до 2015 г.) и Морская доктрина РФ (на период до 2020 г.), принята Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России»; Указами президента страны утверждены Военная доктрина РФ, Концепция национальной безопасности РФ, федеральная целевая программа «Мировой океан», «Основы политики РФ в области военно-морской деятельности до 2010 года»; в марте 2004 г. (в результате административной реформы в стране) вновь создан единый орган государственного управления на транспорте — Министерство транспорта и связи РФ (с мая того же года — Министерство транспорта РФ), а также Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот); 22 ноября 2008 г. правительством была утверждена Транспортная стратегия РФ (на период до 2030 г.). И это — лишь самый начальный этап.

Кроме того, еще с 1990-х гг. в России началось реформирование и всей общегосударственной образовательной системы, одним из секторов которой является подготовка кадров для военного, морского и рыбопромыслового флотов.

Морское образование занимает особенное, во многом весьма специфическое место в общей системе национального образования. При этом исторический опыт становления отечественного морского образования в восточной части России до настоящего времени так по достоинству и не оценен, почти не описан. Потому целью данного исследования стали обобщение и систематизация опыта становления и развития военного и гражданского морского образования Восточной России в конкретно-исторических условиях, исследование основных его тенденций и рассмотрение их в контексте истории развития общероссийской системы, выявление специфики условий Дальнего Востока, определение как общего, так и особенного в развитии здесь морского образования.

Очевидно, что для достижения своих целей в деле качественной подготовки и воспитания профессиональных кадров государственная власть должна проводить политику, которая, во-первых, зависит от потребностей страны в определенном уровне образования и культуры ее граждан, и, во-вторых, опирается на независимый и объективный анализ имеющегося в этой области исторического опыта. А для успешного проведения реформ необходимо учитывать множество аспектов организации и осуществления учебного дела в России — как положительные, так и отрицательные его стороны. При всех недостатках, имевшихся до революции и после нее, несомненно, были и позитивные тенденции и достижения, которые следовало бы изучать и использовать.

Специфика морского образования состоит и в том, что получаемые в результате специалисты работают в таких экстремальных условиях, когда от их опыта и знаний в значительной степени зависит жизнь других людей, а в гражданском флоте — еще и сохранность поручаемых им грузов. А значит, возрастает значение не только постоянно изменяющихся теоретических познаний, но и исторически более стабильных практических навыков, знания местных условий и особенностей кораблевождения в дальневосточных водах.

В современных экономических обстоятельствах этот регион оказался практически оторванным от европейской России, в том числе и в решении кадровых вопросов. Тихоокеанский военно-морской флот и морские пароходства региона постоянно испытывают нехватку специалистов. Причем, эта проблема, существовавшая и в более благоприятных условиях, вряд ли будет решена в ближайшие годы. Выпускники западных вузов ВМФ и ММФ, назначенные в регион, по объективным и субъективным причинам стремятся любым образом вернуться к себе домой, на запад страны. Так что обучение кадров для региона становится все более актуальным, и подготовке флотских специалистов из местного населения учебными заведениями Дальнего Востока в настоящее время нет существенной альтернативы.

Географические границы предлагаемого исследования включают пространство всего российского Зауралья, вплоть до побережья Тихого океана, а также Русской Америки. Столь обширные территориальные рамки позволяют рельефнее выявить общие закономерности и местные особенности. Важнейшей проблемой при этом является создание и развитие здесь собственного флота, инфраструктуры его базирования, а также обеспечение его обученными кадрами.

Не менее значимы роль и место морского образования в национальной системе образования (с одной стороны, это специфическое направление образования, с другой — часть общероссийской системы), взаимодействие и функционирование военного и гражданского флотов (и, соответственно, двух главных ветвей морского образования — военного и торгового), гражданских и военно-морских властей, мобилизационной подготовки и формирования резерва кадров флота в регионе.

Необходимо сказать, что в изучении истории морского образования всегда преобладали ведомственные интересы. Безусловно, военно-морское образование привлекало гораздо большее внимание, чем цивильное (торговое и рыбопромысловое), в связи с чем в большинстве научных трудов вопросам взаимодействия между этими двумя ветвями, в лучшем случае, уделяется лишь несколько общих фраз. Единственной фундаментальной работой, в которой это рассмотрено хотя бы схематично, является книга Н. И. Барбашева1, опубликованная более полувека назад. Несмотря на некоторые фактические неточности, эта монография до сих пор остается единственной работой, в которой комплексно рассматриваются вопросы истории развития и взаимодействия русского военно-морского и мореходного образования от его зарождения и до революции 1917 г.

Разработанность этой темы в научно-исторических исследованиях пока явно недостаточна, общая картина сохраняет много неточностей и ошибочных данных, в ней всё ещё присутствуют обширные незаполненные лакуны. Следует упомянуть в этом ряду и две книжки Н. А. Колотова2, тоже опубликованные достаточно давно и к настоящему времени значительно устаревшие.

Нужно отметить также, что для источников по ранней истории морского образования вообще характерна отрывочность и бессистемность сведений, а по отдельным хронологическим отрезкам (например, Гражданской войны и советского периода 1920-х и 1940-х гг.) даже официальные отчеты изобилуют статистическими данными о классовом и партийном составе, но гораздо реже содержат сведения о соответствии развития морского образования потребностям региона.

Считаю необходимым с благодарностью упомянуть и о том, что значительная часть сведений о военно-морской составляющей этого процесса почерпнута из кандидатской диссертации Н.Н. Крицкого («Подготовка командных кадров военно-морского флота на Дальнем Востоке России (вторая половина XIX — первая половина ХХ вв.», 2002 г.), благодаря любезно предоставленному им мне разрешению их использовать (кое-что, правда, пришлось, перепроверив, исправить и дополнить).

Полагаю, что данная работа даст читателям возможность увидеть предпосылки, условия, особенности и динамику роста всего комплекса морского образования (гражданского и военного) в Восточной (Азиатской, Тихоокеанской) России на всех исторических этапах её становления, развития и совершенствования.

Ну, а те, кому будет не хватать здесь карт и картинок, точных ссылок и списка многочисленных источников, могут обратиться к более полной и фундаментальной, базовой для этого научно-популярного текста нашей монографии «ДЛЯ МОРСКОГО ПУТИ» (Владивосток: изд. МГУ им. адм. Г. И. Невельского, 2015. 464 стр. Тир. 500)3.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Избранное-2. История обучения мореходов в Восточной России и Русской Америке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Барбашев Н. И. К истории мореходного образования в России. М.: АН СССР, 1959.

2

Колотов Н. А. История морского образования на Дальнем Востоке. М.: Морской транспорт, 1962; Колотов Н. А. Дальневосточное высшее инженерное морское училище имени адмирала Г. И. Невельского (Краткий очерк). Владивосток: Дальиздат, 1977.

3

Её можно скачать здесь: https://disk.yandex.ru/i/HdQC5WzekQfJx?fbclid=IwAR1jDwKDQobCo34CDTK09HZzsPdM2NP38SlXUdSCSy-rP2QBJd4RtCX2R2E

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я