Это увлекательное путешествие блогера Саши Замесина (Жидченко) по 7 африканским странам. Полные неожиданных поворотом и вольных трактовок африканской жизни, написанные в форме устного рассказа, эти мини-истории не оставят Вас равнодушными.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Африканские приключения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
АФРИКА. НАЧАЛО
ЗАМБИЯ
Замбия — государство в Южной Африке. Граничит на севере с Демократич. Республикой Конго и Танзанией, на востоке с Малави, на юго-востоке с Мозамбиком, на юге с Намибией, Ботсваной и Зимбабве, на западе с Анголой. Пл. 752,6 тыс. км2. Нас. 17,43 млн. чел. (2020). Столица — Лусака. Офиц. язык — английский. Денежная единица — квача. Адм.-терр. деление: 10 провинций.
Прилетели мы значит в Лусаку, столицу Замбии, международный аэропорт Кенета Куанда (в честь первого президента независимой Замбии). И выстроилась очередь за визой. Рядом со мной Стоял в очереди седой высокий европейский мужчина. Одет он был так, как президент — в костюме, с хорошо уложенной прической.
Я ему говорю — «У вас паспорт какой страны?». Он мне показывает, говорит: «Испания».
Я говорю «Вам виза нужна?». Он говорит: «Конечно». Я говорю: «А вы по делам едете или путешествовать?» Он говорит: «У меня там вот бизнес совместный с какой-то конторой. Да, но я уже в основном отдыхаю, я уже отошёл от дел». Говорит: «А ты откуда?». «Я из России» — и тут он мне начал про политику говорить.
И тут очередь моя подошла, я подошёл, даю паспорт, плачу за визу 50 долларов. Купюры у меня были только по 100, и мне дают сдачу 3 бумажки — 20, 20 и 10 — то есть не одной бумажкой, а тремя. И так долго они делали эту визу. Вообще, уже там, по-моему, француженке за соседним окошком сделали, она ушла, а я все стою. Там уже новые люди подошли, и им тоже визу сделали. А меня всё мурыжат. Ну ладно, шлепнули штамп, наклеили мне эту визу в паспорт, ручкой от руки написали что-то, забрали свои 50 баксов, и всё, я пошёл.
У меня всё ещё спрашивали: «Куда ты поедешь?». Я говорю: «Мне надо в Ливингстон, смотреть водопад Виктория». Они говорят: «А как ты поедешь? Ты что, на самолёте туда полетишь?».
Я говорю: «там же автобус». А я до этого на интернет-форумах читал, что есть автобус. И эта африканочка как-то удивилась. «Неужели есть автобус?». Этим она меня, конечно, расстроила. Но в тот момент я даже не понял, почему она так удивилась?». Оказалось, не всё так просто, как в интернете пишут. На форумах же не пишут, что вот ты пришёл с аэропорта, вот тебе автобус сразу, он тебя ждёт прямо сразу у входа. Ничего подобного там не будет, автобус найти там надо в центре города, а это целое дело.
О, через какое Приключения пришлось пройти! Я выхожу из аэропорта. Вот и ничего! Никакого офиса туристической информации. Просто огромный зал, все, кто выходит из аэропорта, уезжают сразу домой, садятся в какие-то свои машины. Так все и разъехались куда-то, остался я один, спросить не у кого.
Когда я вышел из здания аэропорта, меня удивило обилие зелени вокруг. Очень красиво, хоть и зима в Африке сейчас. Клумбы, кустарники — настоящая красивая саванна африканская, а налево коридорчик под навесом, видимо от солнца, и он ведёт в другой терминал. По нему я прошёл в терминал А, но там шел какой-то ремонт, всё на реконструкции, отовсюду извёстка сыпется, вокруг лестницы-стремянки. Я пошёл обратно, и по дороге спросил у одной женщины (габаритных форм африканка, у неё были чёрные точки на лице). Я говорю: «Скажите, а где здесь туристический информационный центр?». А она — «без понятия», и прошла дальше. Так я у другой женщины-африканки спросил (уже в костюме, как бы сотрудница аэропорта, тоже крупных форм африканка». Она говорит: «Ты знаешь, я тебя отведу сейчас, но мне надо сначала деньги в банкомате снять, ты меня подожди тут. А я сейчас тебя отведу».
Я подумал про себя, что она сейчас и полчаса может ходить снимать деньги в банкомат, и автобус уйдет, ведь ехать до Ливингстона из Лусаки 6—7 часов, а если мой автобус уедет, я потеряю целый день. Поэтому мне надо было сегодня уехать, уже час дня или даже 2 уже было, и я пошёл сам в этот терминал. Сам, думаю, поищу, и зашёл в том терминале в одно место, в другое — но нету ничего в том терминал D, ремонт идёт. Увидел одного парня в красной куртке, как будто сотрудник аэропорта. Я спросил у этого африканца: «А где здесь туристический информационный центр? Мне надо ехать до Ливингстона». И тут я обратил внимание, что на нем вроде не куртка сотрудника аэропорта, что может быть это просто пассажир.
Но он мне ответил: «Подожди, я сейчас помогу». И он меня отвёл в какой-то отдел, а там сидит полный африканец в костюме, и он говорит: «А куда ты хочешь?». И я снова им говорю, что надо обязательно доехать до Ливингстона. На это он отвечает: «просто тебе нужно доехать до автовокзала, он находится в центре города, в Лусаке, но туда можно доехать только на такси». Сколько стоит такси? Говорит: «30 долларов». Я говорю: «нет, на такси я не поеду. А автобус есть?». Я же думаю про себя «вот 30 долларов там, 30 долларов тут, и денег не останется, и впечатлений не будет. Не надо так быстро соглашаться на такси, если есть способ доехать дешевле и с приключениями! Значит надо ехать дешевле, иначе все деньги спустишь сразу и останешься ни с чем. Тогда я еще не знал, что у меня останется в конце поездки даже 500 долларов в запасе. Знай бы я это тогда, я бы, конечно, согласился бы на такси, и может быть бы доехал. Ну а мы не ищем лёгких путей!
И он мне начал расписывать на листке бумаги: «тебе надо начать идти по трассе, там найдёшь другую трассу, на той трассе остановки нету, но просто будешь стоять, и как увидишь маршрутку, сразу останавливай, и ты доедешь до деревни под названием Чарльстон, а оттуда нужно будет пересесть на другой автобус и доехать там уже до центра города. И вот там ты уже найдёшь автовокзал Центральный».
Я, поняв всю сложность маршрута, спросил: «можете меня проводить?» И этот африканец, который меня привел в этот офис, согласился меня проводить. И мы пошли по дороге. Он спрашивал всех сотрудников аэропорта, которые нам попадались навстречу или садились в машину на парковке, едут ли они в центр. Но, видимо, никто в центр не собирался.
Перед тем, как отправиться в центр, я зашёл деньги поменять — 70 долларов на местные деньги «квачи». Курс примерно такой — одна квача — это 4 российских рубля. Примерно столько же стоит южноафриканский ренд — один к 4 рублям. И как раз там мне вручили одну чуть порванную купюру в 20 долларов, которую потом нигде не принимали — ох, сколько мне с ней досталось проблем. Но тогда я этого не заметил.
Жарко было, но не так, как в это же время (июль) в Москве. Примерно градусов 25. Но в целом — нормально, комфортно. Мы пошли от аэропорта по просёлочной дороге, вышли на трассу. Там, на большом шоссе машины ездили, и мы начали останавливать их автостопом. Он всех останавливал, руку держал, но никто не останавливался.
Я ему говорю: «никто не останавливается, потому что я белый?».
Он говорит: «нет, что ты! Для меня тоже никто не останавливается».
В итоге одна их машин остановилась. На «пикапе» ехал африканец. И на нем была курточка, как будто он сотрудник аэропорта.
Мы сели в машину, а водитель говорит: «Ну сколько заплатишь?». Я говорю: 20 квачей (потому что маршрутка тоже стоит 15—20 квачей). Он говорит: «хорошо, поехали». 20 квачей — это 80 рублей примерно я ему заплатил, чтобы добраться до этой деревни, где нам нужно было пересесть.
Там мы вышли а и сразу оказались на рынке. Рядом куры, петухи, козы. Тут африканцы, там африканцы. Очень колоритный такой базар. Я начинаю все вокруг фотографировать, и так немножко боюсь, а мой попутчик мне говорит: «когда ты в Замбии, не бойся. Здесь с нами, ты можешь фотографироваться что угодно. Здесь безопасно».
Мы с ним сели в маршрутку — такой очень старый раздолбанный маленький микроавтобус. Всё разбито. Маршрутки в Африке не едут, пока там не набьется столько людей, что уже не будет воздуха. Очень тесно.
Я сначала смотрю: там сзади три или четыре места, а сидит 5 человек, и ещё такие маленькие сиденья. Пускай, думаю, полсиденья пустуют, никак нельзя туда садиться. А мне пришлось сесть, парень, который во время езды висит на двери и всех зазывает (как билетёр кондуктор), сказал, что я туда помещаюсь нормально. Ну ладно, все, ликуя, как набились сюда, поехали. А он на каждой остановке который через каждые 100 метров открывает дверь и начинает свистеть и орать, кричать, руками махать, чтобы ещё пассажиров взять. Куда уж там брать ещё пассажиров? — думал я, итак, все бока сжало.
Ну вот это кажется нам дикостью, а в Африке норма жизни повседневной. Мы едем едем, едем, едем, и никак доехать не можем. Долго…
Чтобы скоротать время я начал фотографировать все подряд вокруг, снимать на видео. Позади меня стела очень колоритная африканка с пышными волосами, в военной форме, высокая, стройная. Она была самая симпатичная во всей нашей маршрутке — такие глаза. И когда я начал фотографировать все в окна, она начинает смеяться, я отворачиваюсь на неё, тут же улыбаюсь и говорю ей, что я в первый раз в Замбии. Мне повезло, что у них английский официальный язык, так как они были колонией Великобритании. С английским хотя бы понимали меня.
Наконец, мы заехали в центр города, и оказались на бесконечном рынке. Со всех сторон в окна суют какие-то свои бутылки, кукурузу, чипсы, чехлы на смартфоны. Ой, а мусора сколько! Тут у меня случился культурный шок — я вообще не ожидал такого вот, такая Дикая Африка, прямо настоящая! А все мои попутчики в маршрутке спокойные, они привыкли уже, ибо каждый день в этой атмосфере живут, это для меня просто всё дико, неудобно, непривычно.
Я смотрю: мы уже едем куда-то не туда, а я же по карте вижу, где терминал, по своему приложению. Я про это говорю своему попутчику: «Нам бы автовокзал не проехать. Нам же надо выходить». «Да, давай выйдем» — сказал он, и мы вышли. В итоге за себя и за него заплатил 15 квачей, отдал парню-кондуктору. Мы оказались в эпицентре этого базара посреди Лусаки.
Вся торговля происходит прямо на земле. Одежду стелют на асфальт или тротуар, кроссовки, сумки, зонты, трусы. Тут же что-то жарят, парят прямо на костре, в общем вот это всё такое необычное. Жесть! Мусор повсюду. И мы кое-как протискивались через эту толпу в узком проходе между торговыми лавками и расстеленным на полу шмотьем. А толпа не заканчиваются никак, мы с одного базара переходим через мост, там под мостом железнодорожные пути, а на этих путях железнодорожных огромная свалка.
Это, конечно, шокирует неподготовленного человека — огромная свалка, центр города, рядом башня Замбии, визитная карточка страны и самое большое здание тут. Считается, что это самая красивая достопримечательность, и вроде как вокруг должно быть чисто, но вокруг такая всеобщая разруха, как в Индии. Иногда казалось, что даже Индия по сравнению с Замбией — это просто Англия какая-то.
Повсюду непередаваемый запах мочи. Но к этому надо привыкнуть, ведь главная ценность Африки не в повсеместном мусоре, а в добрых людях. Наконец, мы оказались на этом автобусном терминале, начали спрашивать, где автобус на Ливингстон? Они нам говорят, что автобусы уже все уехали, и на Ливингстон будут только завтра. Я всё же им говорю, что должны быть еще, и я про них в интернете читал, но время было потеряно, на часах почти 16—00 и скоро должно было темнеть.
Спрашивал: Сколько стоит? Они мне всё объяснили: что есть автобусы в 5—6 утра.
Я говорю: мне самый быстрый.
Они говорят: есть автобус в 6:00 утра, а билет стоит 300 квачей (1200 рублей на наши деньги).
А вокруг меня уже собралось куча местных африканцев, ребятни, подростков. Все друг и друга спрашивают, что мне нужно, и буду ли я что-то покупать.
Я говорю своему попутчику: надо теперь гостиницу найти, где можно переночевать. И мы всей толпой пошли в местную гостиницу, прямо здесь, на базаре, в одном из переулков.
Мы пришли в помещение со стеклянными дверьми, запахом краски внутри, крутой лестницей прямо сразу напротив входа и столом — ресепшн, где был африканец, который озвучил мне условия — около 300 квачей за сутки. На вопрос, есть ли ВайФай, он меня обнадежил, что есть. Но я решил посмотреть вторую гостиницу, которую видел в своем приложении на айфоне, — какой-то гостевой дом, хостел. Мы двинулись туда.
Я думал, вдруг в хостеле может кто-то ещё будет жить, европейцы там какие-нибудь, с которыми можно обсудить, как дальше они строят путь, получить какие-то советы. Я хоть с ними пообщаюсь, поговорю. И мы пошли искать ещё по рынку тот хостел, пришли туда, а там то же самое. Только африканцы и никакого хостела — отдельные комнаты, да еще и нет Вай-Фая — сказала наполовину африканка, а наполовину азиатка из окошечка с решеткой в мрачном коридоре. Ну а раз там тоже такие номера отдельные, ещё дороже, и вай-фая нет, я говорю попутчику и всем новым сопровождающим, что надо возвращаться обратно.
Так с нами уже целая толпа африканцев ходила по улице. На самом деле, они получали свою небольшую комиссию за то, что меня привели, что мне билет на автобус продали, либо что в гостиницу меня заселили.
Я поблагодарил того африкканца Патрика, который со мной везде ездил (тот, в красной футболке) и с аэропорта меня везде сопровождал. Я ему говорю: сколько тебе надо? 15 квачей стоит билет. Я ему дал 20 квачей, чтобы доехать домой. Записал на всякий случай его WhatsApp, хотя не знаю зачем, ведь у него был кнопочный телефон. И всё, он уехал.
Я заплатил деньги, мне дали большое черное полотенце с надписью Ferrari, розовый рулон туалетной бумаги, одноразовые зубную щётку с пастой, кусочек мыла. На наши деньши этот ночлег обошелся в 1000 рублей где-то. Я поднялся в номер: в общем-то нормальный: стены побеленные, туалет чистый, новый и даже работает, плазменный телевизор.
Отправил домой фотку этого номера, чтоб не волновались, снял видео для своего блога. Ну и поскольку wi-fi работал, решил написать профессору Н. Пушкаревой, друзьям, родителям. На улице, перед входом в эту гостиницу, напротив кирпичной стены, с стабильным запахом помоев. Уже, кстати, стемнело.
Мне предстояло на автовокзале сделать еще одно важное дело — купить билет на автобус из Ливингстона в Йоханнесбург. В подобных путешествиях все надо продумывать заранее, чтобы не зависнуть на неделю в какой-нибудь африканской деревне. Поэтому мне пришлось идти в кассы посреди рынка и все узнавать насчет билетов у одной очень приветливой полной африканки с черными волосами и стрижкой каре. Офис этой автобусной компании «Маджонг» был похож на коробку или фанерный сарай. Она сидела за столом на фоне карты Замбии, а рядом с ней стояла ее сумочка. С маникюром она что-то листала постоянно в смартфоне.
Первым делом она сказала: «Привет, я так долго ждала здесь тебя, дорогой!». И начала мне перечислять варианты: в Йоханнесбург автобус ходит дважды в неделю, в среду и субботу, а билет дорого на автобус стоит — порядка 90 долларов где-то получается, или полторы тысячи квачей.
Заранее я удостоверился, что самолёт стоит гораздо дороже — примерно 17000 руб., 300 или 400 долларов, а ехать сутки тоже не очень хотелось из Лусаки в Йоханнесбург. Но если ехать из Ливингстона, то по цене это столько же, а по времени чуть поменьше — не сутки, а около 18 часов. Но даже в этом случае ехать всю ночь придётся. Я думал-думал, рассчитывал дни в блокноте. Мне так не хотелось на этом автобусе ехать, но я смотрю авиабилеты — очень дорогие, аэропорт за тридевять земель от Ливингстона, где, как до него добраться тоже неизвестно. Я не стал рисковать и выбрал автобус. Говорю этой женщине — поеду с вами, только вы мне объясните, где в Ливингстоне я смогу этот автобус найти, где мне на него сесть. Она говорит: я тебе сейчас дам контакт моего представителя нашей автобусной конторы. Его зовут Муденда. Ты с ним спишешься по Ватсапу, он тебя встретит.
Да, я потом встретился с ним, это вообще настоящий «Муденда». Да ладно, в общем я купил у неё билет, дал ей 100 долларов она мне дала сдачу в квачах. Тут подошла ее дочка — очень симпатичная, но тоже немного полного телосложения. И она говорит: я тоже поеду в Йоханнесбург, но не на этом же автобусе с тобой, а на том, что едет через Зимбабве — Хараре. Это будет два разных автобуса, оба едут в одно и тоже время из Лусаки в Йоханнесбург.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Африканские приключения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других