25 больших идей мировой литературы

Александр Грибанов

Я написал эту книгу именно для того, чтобы предоставить на суд читателя те мысли, которые отметил для себя, прочитав разные замечательные книги. Хочу, чтобы вы за короткий срок познакомились с произведениями выдающихся личностей и их большими идеями, которые актуальны по сей день. Философия, религия, глубинная психология, художественная проза, научно-популярная литература, автобиография, эзотерическое знание – здесь представлены многие достойные, на мой взгляд, книги этих жанров.

Оглавление

6. БОЛЬШИНСТВО НАШИХ ПОСТУПКОВ МЫ СОВЕРШАЕМ БЕССОЗНАТЕЛЬНО

На рубеже 19 и 20 века в научном сообществе образовалась новая наука — психология (наука о душе). Она со всей смелостью взялась за изучение закономерности жизни души, то есть психики человека. Глубинная психология или психоанализ решает многие личностные проблемы человека, работая с тайнами и закоулками души. Пожалуй, самое значимое открытие психоанализа заключалось в том, что большая часть нашей психической деятельности — бессознательна. Это значит, что многие наши мысли, чувства, эмоции не осознаются нашим умом. Лишь малую часть всего этого мы можем сознательно отследить. Получается, мы постоянно живем на автомате, которым управляют наши бессознательные влечения, желания, стереотипы и убеждения.

Зигмунд Фрейд «Психопатология обыденной жизни» (1901)

«Психопатология обыденной жизни» — одно из основных исследований основателя психоанализа Фрейда, в котором он описывает так бессознательные психологические процессы, как оговорки, забывание, ошибки, описки. В целом оговорки по Фрейду и прочие «ошибочные действия» могут поведать нам порой то, что иной человек хотел бы скрыть даже от самого себя.

«Случайно складывающиеся удачные комбинации слов дают примеры обмолвок, играющие роль прямо-таки убийственных разоблачений, а иной раз производящие прямо-таки комический эффект.»47

Важным открытием австрийского психолога заключалось в том, что травматические события в жизни человека, сильные переживания и подавленные желания не исчезают из психики, а уходят в сферу бессознательного, продолжая воздействовать на поведение. Это открытие позволило разрешить конфликт между тем, что говорит сознание, и неосознанными побуждениями, а говоря другими словами, найти, по сути, лекарство для души. Это открытие повлияло не только на психологию, но и на медицину и философскую антропологию.

Антропологический персонаж Фрейда — это человек, вытолкнутый из природы, переживающий постоянный конфликт сознания и бессознательного, рационального и иррационального. Открытие Фрейда, что люди не настолько контролируют свой разум, как они привыкли полагать, ассоциировались с нападками на идею свободы воли человека, что неизбежно привело к резким осуждениям идеи.

Стать более сознательным человеку мешает собственная слабость: «Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит»

Иоланда Якоби — Психологическое учение К. Г. Юнга (1988)

Юнг — является швейцарским психоаналитиком, продолживший дело Фрейда в изучении бессознательных установок личности. Он создал свое учение о структуре психики человека, о психических силах — архетипах. Это учение в доступном виде разъясняет Иоланда Якоби — ученица Юнга.

Чтобы правильно понять теорию Юнга, мы должны, прежде всего, принять его точку зрения, согласно которой все психические явления совершенно реальны: «Для Юнга психическая субстанция так же реальна, как и тело. Будучи неосязаемой, она, тем не менее, непосредственно переживается; ее проявления можно наблюдать. Психическая субстанция — это особый мир со своими законами, структурой и средствами выражения».48

Психика включает в себя всё многообразие психических процессов: «Под „психической субстанцией“ (Psyche) Юнг понимает не только то, что мы обычно зовем „душой“ (Seele), но и совокупность всех психических процессов — как осознанных, так и бессознательных. Следовательно, психическая субстанция — это нечто заведомо более обширное и всеобъемлющее, нежели душа; последняя для Юнга есть всего лишь некий „ограниченный функциональный комплекс“».49

Психическая субстанция состоит из двух взаимодополняющих и в то же время противопоставленных друг другу областей: сознания и бессознательного. Сознание — лишь маленький островок среди бескрайного океана бессознательных сил и потребностей.

«Наше „Я“ принимает участие в обеих областях, оно расположено между двумя областями, которые не только дополняют, но и компенсируют друг друга. Но если мы попытаемся оценить соотношение этих двух областей, мы увидим, что сознание составляет лишь очень малую часть нашей психической субстанции. Согласно антропологическим данным, сознание — плод относительно поздней дифференциации. Оно подобно островку в безграничном океане бессознательного».50

Бессознательное бывает не только личным, но и коллективным: «Коллективное бессознательное не зависит от исторической эпохи, от влияний, обусловленных общественной или этнической принадлежностью, и представляет собой хранилище типичных, исконно присущих всем людям реакций на универсальные ситуации — такие, как тревога, угроза, борьба с превосходящей силой, отношения полов, отношения между детьми и родителями, ненависть и любовь, рождение и смерть, власть светлого и темного начал и т. п.»51.

Альфред Адлер «Понять природу человека» (1911)

Адлер был основателем новой ветви в психоанализе, названной индивидуальной психологии. Он рассматривал жизнь человека как целостность, относясь к каждой реакции, каждому движению и импульсу, как к проявленной части жизненной установки. Адлер считал, что у каждого из нас есть конкретный жизненный стиль — набор реакций и взглядов, который закладывается социальным окружением в детстве.

Введением в индивидуальную психологию и является книга «Понять природу человека», в которой Адлер рассказывает о характере, поведении, чувстве превосходства и низкой самооценке, важности сотрудничества, работе, дружбе, любви и браке.

Немало место в книге уделяется проблеме бессознательных установок, формирующих поведение личности: «Мы можем обнаружить поведенческую установку человека в его бессознательном. В его сознании мы имеем дело лишь с отражением, чем-то вроде фотографического негатива. Тщеславная женщина в большинстве случаев обычно не осознает, что проявляет тщеславие; она ведет себя таким образом, чтобы явить себя миру в образе очаровательной скромницы. Чтобы быть тщеславным, вовсе не обязательно знать, что ты тщеславен. Более того: знание о собственном тщеславии будет работать против целей этой женщины, поскольку в таком случае она не сможет дальше быть тщеславной. Весь процесс происходит скрыто от глаз. Если вы попробуете поговорить с тщеславным человеком о его тщеславии, вам окажется очень трудно поддерживать беседу на эту тему. Ваш собеседник может проявлять склонность избегать больного вопроса, или разговор будет топтаться на месте. Это говорит в пользу нашего мнения: он желает продолжать играть свою роль и немедленно занимает оборонительную позицию, когда кто-то пытается разоблачить его маленький обман».52

Людей можно подразделить на два типа: те, кто знает о своем бессознательном больше среднего, и те, кто знает меньше.

«Во многих случаях мы также обнаруживаем, что индивидуум второго типа сосредоточивается на узкой сфере деятельности, в то время как духовный кругозор индивидуумов первого типа значительно шире и их отличает широта интересов к людям, вещам, событиям и идеям».53

Мы часто себя недооцениваем и часто не видим явные недостатки нашей личности: «На самом деле неважно, что вы думаете о себе и что о вас думают другие. Важно ваше отношение к обществу в самом широком смысле, поскольку оно определяет все желания, все интересы и все поступки каждого индивидуума… Для людей вообще характерно хвататься за мысли, оправдывающие их социальную установку, и отвергать любую идею, которая могла бы помешать ее выполнению. Люди решаются делать только то, что, согласно их мировоззрению, имеет для них ценность. Мы признаем все, что для нас полезно; все, что нам не подходит, отсылается в наше бессознательное».54

Примечания

47

Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение,1990

48

Якоби И. Психологическое учение К. Г. Юнга. М.: Практика, 1996

49

Там же

50

Юнг К. Г. Дух и жизнь. М.: Практика, 1996.

51

Там же

52

http://www.litmir.me/br/?b=115324

53

Там же

54

Там же

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я