Дневник школьного учителя, который ведёт откровенный разговор с 10-классниками. Изложен в форме школьного учебника, но благодаря неординарному стилю читается как худ. произведение. За оригинальными пед. приёмами, шутками, фантасмагоричными постановками проступает замысел учителя — подготовка смены старшего поколения.Затронуты самые острые вопросы, главный из которых, разоблачение инф. врага, его целей и применяемых технологий. Для свободного чтения школьников, студентов, их родителей, учителей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Информационная война и школа: опыт сопротивления. Записки учителя» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
УРОК 1
Знакомство и объединение
«Слабость заставила меня утратить всякое самообладание; я уже не вижу, в чём же мой долг, укажи мне верный путь».
Глянец учебника красив. Штамп: «Одобрено Министерством образования». Название впечатляет: «Основы безопасности жизнедеятельности». Полистаешь — рябит в глазах от красного цвета: автор знает, как привлечь внимание! Так, темы следующие… Впрочем, не стоят любопытства ни читателей, ни учеников. Видимо, сделан так специально, чтобы не отвлекать внимание от других, более важных в выпускных классах, предметов.
Жизнь течёт рядом, параллельным курсом. Странная жизнь, с вопросами. Учебник бубнит своё, на вопросы не отвечает. Некоторое время они будут по инерции носить его на урок.
Через два года — самостоятельная жизнь, через два таких учебника.
С некоторым набором стандартных знаний по безопасности ученики подходят к десятому классу. Первый урок, знакомство, энтузиазм учителя, введение в предмет, первая тема. Они думали, что будет так. Но знакомство затянулось.
— Паспорт!
— Что? — такого не ожидал никто.
— Паспорт безопасности. Коллективный паспорт класса. Психологический портрет — если хотите. Поведайте-ка о том, что беспокоит Вас. Приступайте. Полёт мысли — свободный. Сдерживают только края тетрадной страницы.
В чём, собственно, они видят угрозу своей безопасности? И не только своей? Двадцать пять ценнейших точек зрения, появившиеся в тетрадях, обобщим и вернём авторам как «Анализ опасностей от 10-го «а». И он будет недалёк от реального положения вещей. И — сообщает практика — вполне отличен от идей чиновников образования. Вот к чему пришли сообща.
По классу пронёсся ветерок интереса: не часто балуют такими формами обучения. Таким запомнится первый урок. Безделья не было. Класс трудился как конструкторское бюро — пока на этапе выявления проблематики.
Таблица ширилась на экране, информировала каждого о том, чему он не уделил внимания в своём индивидуальном анализе, и намекала на ценность коллективного труда. Она нравилась совпадением многих точек зрения. Парадокс! Печальная информация воспринималась конструктивно, положительно! А вот таблица от 10-го «б»! Те тоже неплохо поработали.
С тех пор «Свод опасностей» мы бережно храним, обращаемся к нему как к учебному пособию на последующих уроках. Подсознательно брезгуя запачкаться и воспринимая эти язвы на теле страны и общества как рабочую категорию.
В учебнике, заботливо проштампованном Министерством образования, подобных таблиц мы не увидели.
А теперь попробуем скорректировать детский рейтинг опасностей. Взглянем на цифры, определяющие место России по различным показателям среди стран Мира во втором десятилетии XXI века. (Источники рейтингов — особая тема. Их разработчикам, всевозможным зарубежным организациям, и методикам исчисления слепо доверять явно не стоит. Поэтому будем ориентироваться не столько на цифры, сколько на их математический порядок и сами показатели: их важность и злободневность).
Действительно, вторая таблица вызывает меньше доверия. Чувства неприятные навевает. Но между собственным творчеством и данными статистики просматривается некоторое сходство. Кто дал стране право на такую удручающую статистику? Кто бы ни дал — не имеет!
— Может нам ресурсов не хватает?
— Да мы по ресурсам самая богатая страна в мире!
Воскликнувший прав. Как в целом, так и на душу населения, — 1 место в мире. А ВВП — 11 место, что тоже неплохо.
Налицо парадокс и — толчок к размышлению. Действительно, мало кого такое положение дел может оставить равнодушным.
Так мы знакомились. Учитель — с озабоченностью учеников. Ученики — со страной. Осью урока стали две таблицы. Первая вызывала чувство солидарности, вторая — вопросы. Первая будет диктовать темы дальнейших уроков, вторая — постепенно получать ответы.
Завершая первую встречу, отдадим должное ученикам: они и без данных статистики неплохо разобрались с опасностями. Видно, что их беспокоит не то, о чём разглагольствует учебник, а духовное и социальное неблагополучие общества. Заметили характерный факт? — «Духовное обнищание, следование чужим ценностям» дети поставили на второе место.
Классическая схема обучения сегодня была отвергнута. Можно учиться самим, учиться у жизни и друг у друга.
Таков первый урок — завязка действия. С надеждой на благополучную развязку — через много лет, за пределами этой книги. А двигатель всего сюжета — родные когда-то знания, которые будем кропотливо восстанавливать. Впереди уроки, которых очень не хватает нашему старшекласснику.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Информационная война и школа: опыт сопротивления. Записки учителя» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других