Дневник школьного учителя, который ведёт откровенный разговор с 10-классниками. Изложен в форме школьного учебника, но благодаря неординарному стилю читается как худ. произведение. За оригинальными пед. приёмами, шутками, фантасмагоричными постановками проступает замысел учителя — подготовка смены старшего поколения.Затронуты самые острые вопросы, главный из которых, разоблачение инф. врага, его целей и применяемых технологий. Для свободного чтения школьников, студентов, их родителей, учителей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Информационная война и школа: опыт сопротивления. Записки учителя» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
От автора
Ученикам
Юный друг, эта книга могла бы быть школьным учебником. Например, под названием «Обществознание» или «ОБЖ». С приставкой «новое». Вникая в содержание, ты действительно, столкнулся бы с новизной информации и вовсе незнакомыми вещами, о которых в школе не говорят. А если говорят, то ругают. «Природное мировоззрение», «закалка духа», «аристократическое мышление», «системный анализ» могут вызвать недоумение или насмешки. Но не спеши следовать подобным эмоциям. Жизнь совсем-совсем не проста, а современный период гораздо коварнее Палеозойского. Прояви самостоятельное мышление! Вдумчивость — разве это не прекрасно? Думай, сопоставляй, анализируй! Обрати свои вопросы к тем, кто может ответить тебе с любовью. Удивляйся и снова думай: листая урок за уроком — они тебе помогут.
Этот учебник крепко привязан к жизни. Если ты всерьёз задумывался о ней, ты найдёшь в нём многие ответы. Подходы к изучению наших общих проблем могут показаться необычными: через астрономию, географию, историю, психологию, этимологию, философию. Их цель — показать мир единым, а не разобранным на отдельные учебные предметы; расширять кругозор; и — что не делается в школе — поднимать твой дух!
Информация всегда была силой. А ещё — синонимом денег и власти. Поэтому, если ты не наследный принц Брухтании, с тобой не будут так запросто ей делиться. Что же касается этих «нестандартных» уроков, то твои московские сверстники внимали им и приобрели много полезного для себя, что помогло стать им, по крайней мере, думающими и нескучными людьми.
Эпоха, в которой ты живёшь, имеет много названий. Одно из них творческое: «Эпоха информационных ветров». Хочется пожелать тебе Попутного ветра!
Людям главного возраста
То есть, главным воспитателям: ведь школа уже не воспитывает. Конечно, если она у вас не какая-нибудь особенная. В последние десятилетия школа специализируется на странностях. Воспитание тихо умерло, обучение и развитие идёт вопреки канонам и достижениям нашей родной педагогики. Школьные выпускники не радуют.
Эх, причины, причины! С ними бы разобраться, но одни заняты, другие брезгуют, третьи, вообще, в причины не верят.
Если вы давно не молоды, вы испытали преобразовательную мощь советской школы. Гениальные умы и умелые руки вывели тогда нашу школу на первое место в мире. Образование создало ум, воспитало душу и развило наши способности. Что это было?
Памятная конструкция:
Образование — это просторные и светлые классы.
Образование — это ореол святости первой учительницы.
Образование — область передовой отечественной педагогики.
Образование — преображение детской души в гармоничную и светлую.
Образование — грандиозный штат сотрудников, вездесущих вплоть до полярной станции, таёжного военного городка и поднебесного аула.
А теперь:
Богатые отвернулись и отдали детей в частные школы.
Умудрённые обратили внимание на альтернативные учебные заведения или ушли на семейное обучение.
Страждущие набрали репетиторов.
Смешливые разглагольствуют о «фабрике дегенератов», «детях — овощах», « (вечной) инфантильности», «эгоистах и потребителях». И повторяют веселую шутку о том, что советский двоечник умнее современного отличника. Шутку ли?
Равнодушные, как всегда, брюзжат, но ничего не делают.
Детей жалко.
Если Вы обладатель строгого и вдумчивого взгляда, то, наверняка, заметили, что школа не единственная беда, обрушившаяся на дочь или на внука. АИС, агрессивная информационная среда, — фактор глобальной беды; среда, сконструированная не нами и не для наших детей. Дети же, конечно, не видят в ней врага и наивно считают, что она имеет право на их воспитание. Если их не спасут старшие поколения, то наступят совсем плохие времена.
В первую очередь, книга предназначена для родителей — единственной реальной силы, способной выстоять против информационной войны и вывести из-под удара своих детей.
Учителям
Дорогие коллеги! Перед Вами авторская экспериментальная учебная программа по информационной безопасности для обучающихся старших классов, изложенная вольным стилем. 34 урока — один урок в неделю. Она может быть использована в качестве учебно-методического пособия учителями гуманитарных предметов, педагогами дополнительного образования
Автор — не профессиональный учитель. Представленный материал — это отражение не только школьного опыта (основная деятельность — обучение ОБЖ), но и полученного во время военной службы и в путешествиях по России и за её пределами.
Спектр рассмотренных вопросов довольно широк. Все они посвящены развитию духовного здоровья детей, которое рассматривается как основной фактор информационной безопасности. Работа же с духовными ценностями подразумевает широкий кругозор и глубокое понимание учителем, а затем учеником, основ мироздания, идущих глобальных процессов и их движущих сил.
Как показала практика, описанные педагогические приёмы увлекают учеников и поэтому имеют высокую эффективность. Интерес детей рождает дух уроков, новизна и оригинальность подачи материала. Каждый урок — яркое пятно в жизни детей.
Уроки не одинаковы. Стиль постепенно раскрепощается. Знания растут как кораллы, разветвляются. Рамки и шаблоны отодвигаются. На уроки приходят гости: люди и звери. Ученики — всегда в исследовании: то в роли журналистов, то — сценаристов, то — путешественников, то — космонавтов.
Таблицы, изречения знаменитостей и даже выдержки из текста урока — в помощь учителю для составления электронных презентаций. Домашние задания развивают начатое на уроке. Многие из них имеют выраженную творческую направленность и способствуют мотивации ученика к углублению знаний, проектной и исследовательской деятельности.
Дорогие соратники! Наши подопечные находятся на переднем крае информационной сверхжестокой войны. Если дух уроков поможет воспитать хотя бы одного ученика правильно, и вложенная информация зажжёт его сердце, то Мир может измениться!
Сокращения, используемые в тексте
АИС — агрессивная информационная среда
ВБ — Великобритания
ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения
ГМ — головной мозг
ГМО — генно-модифицированный организм
ЗОЖ — здоровый образ жизни
ИБ — информационная безопасность
ИИ — искусственный интеллект
ИВ — информационная война
МС — манипуляция сознанием
ОБЖ — Основы безопасности жизнедеятельности, школьный предмет
ОО — образовательная организация (по старому — «школа»)
ЧМ — человек массы
ФГОС — федеральные государственные образовательные стандарты
Особенности изложения
«Вы» (с большой буквы) — обращение к ученикам, присутствующим на уроке.
«вы» (с маленькой буквы) — обращение к читателю.
Слова с ключевым значением могут быть подчёркнуты (для лучшего понимания).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Информационная война и школа: опыт сопротивления. Записки учителя» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других