1. книги
  2. Исторические приключения
  3. Александр Валентинович Надысев

Виват, русский единорог

Александр Валентинович Надысев (2024)
Обложка книги

Откуда появился единорог? И как это мифическое животное, почитаемое в Западной Европе, вдруг стало символом артиллерийской мощи России? Как и почему? Вот об этом и повествует Александр Надысев в своей книге «Виват, русский единорог!» А так же он описывает приключения братьев Даниловых, которые честно служили отечеству, преодолевая возможные и невозможные препятствия, находили и защищали своих любимых спутниц жизни. Всё это происходило в XVIII веке во времена правления императрицы Елизаветы Петровны на фоне войн, во время которых российская армия наращивала свою мощь, вооружившись новейшими «секретными гаубицами», и наводила ужас на врагов.Императрица Елизавета Петровна решила «утереть нос» Фридриху II и велела изобрести ещё более грозную гаубицу! Вот тогда пруссаки по-настоящему почувствовали губительную силу новых гаубиц, прозванных «единорогами», которые стали символом мощи артиллерии России на многие годы.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Виват, русский единорог» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 4. Не так просто!

Ранним утром три брата отправились в артиллерийскую школу. Они увидели, как к школе подкатила карета, и к ней подошёл какой-то офицер. Дверка кареты открылась, и какой-то иностранец в чёрной шляпе с красным пером получил от офицера свёрток.

«Странно это, — подумал Егор, и, подгоняя братьев, которые загляделись на роскошную карету, прикрикнул:

— Что раззявились, идём к директору школы.

Они нашли кабинет директора и без стука вошли.

Директор, отставной капитан, похожий на немца, увидев капрала с рослыми детинами, вначале опешил, но оправившись, спросил:

— Что надо?

Вперёд выступил капрал Егор Данилов. В голове его мелькнуло; «Да это тот самый немец, который передавал пакет», и по-военному доложил:

— В соответствии с высочайшим указом от 1735 года, прошу зачислить дворянского сына Михаила Данилова в Артиллерийскую школу с полным довольствием.

Капитан вскочил со стула и вспылил:

— Мест нет!

— Как это нет? А указ императрицы? — придвинулся к нему капрал.

— У меня в школе 700 учеников, ногу поставить некуда.

— Ах, так! — вскричал капрал, и обернулся к братьям. — Подите-ка за дверь, а нам с капитаном надобно переговорить!

Лишь братья закрыли за собой дверь, как Егор навис над капитаном.

— Я донесу на вас, — пригрозил он и, понизив голос, тихо сказал. — Я видел, как вы в карету передавали свёрток иностранцу. Что было в том свёртке? А? Ну, говорите же!

— Не, не, — запротестовал капитан. — Я передавал всего лишь годовой отчёт.

Директор побагровел, привстал со стула и заблеял:

— Прошу вас, не надо никуда докладывать, ведь никому не нужны неприятности, — и вдруг спохватился. — Призовите своих братьев, и я их запишу в школу обоих.

— То, то, — заулыбался Егор, — только нужно записать моего младшего брата Михаила, а Василий уже учится в вашей школе.

Капитан спешно внёс в список — «Михаил Васильевич Данилов с довольствием», и братья очень довольные вышли из кабинета.

— Сразу нашлось место для моего брата, — проворчал Егор и обратился к Михаилу, — а тебе директор жалование обещал выдать.

Довольный Егор оставил братьев в школе и, попрощавшись с ними, уехал. Они остановились в коридорчике, и Василий принялся знакомить брата со школой:

— В нашей школе, которая располагается при артиллерийском дворе, нет никакого порядка. Нас учеников около 700 дворянских детей, бедных и знатных и все роятся в четырёх просторных светлицах, между которыми есть сени, куда мы с Егором вошли. Школа охраняется отставным солдатом Тихоном, его все уважают. А за светлицами располагаются кабинеты учителей и квартира директора с заветной каморой, в которой находится касса школы. Вот здесь мы с тобой и стоим.

И он прибавил:

— Нам ученикам, как и учителям школы, выдаётся ежемесячное жалование и раз в год школьная форма.

— Здорово, — только успел проговорить Михаил, как вдруг дверь кабинета распахнулась, и из неё вышел весь красный директор.

— Вы ещё здесь? — раскричался он. — Марш в класс, там из вас Алабушев всю дурь вытравит!

Он ещё что-то кричал, а затем затолкал братьев в класс. А там действительно ногу поставить было некуда. Ученики, толкаясь меж собой, решали задачки по арифметике, а учитель Прохор Алабушев расхаживал между ними и раздавал подзатыльники. Он встретил братьев и сразу пообещал розги, ежели что! И они оба сразу углубились в решения задач. Михаил только восхищался братом: «Как он всё знает и может объяснить, а я совсем ничего не понимаю, но буду стараться изо всех сил!»

Когда же школьный колокол известил об окончании занятий, то ученики с невообразимым шумом стали выскакивать на улицу. Сторож Тихон еле успевал удерживать двери, распахнутые настежь, и качал головой:

— Вот нехристи неугомонные! А сколь в них энергии?

И схватив одного ученика за ухо, проговорил нравоучительно:

— Не спеши!

Занятия в школе шли своим порядком, но Василий, чураясь младшего брата, всё же перезнакомил его со своими друзьями. И вот они после уроков гурьбой побежали на полковой двор, близь Сухаревской башни. Среди ребят затесался задиристый паренёк Жеребцов. Он то и приглянулся Михаилу, а Жеребцов тоже тянулся к Михаилу, потому что восхищался его умением рисовать. Конечно, на артиллерийский двор их не пустили, но в щели забора они всё же сумели рассмотреть блестевшие на солнце пушки.

— Это гаубицы, — пояснил Василий. — Грозное орудие противу пехоты.

— А вот там что?

— Там вдали леса для подъема изделий из ямы. Нас сюда пару раз водили и то наспех, — нахмурился Василий и, увидев, как Михаил зарисовывает гаубицу, заметил. — Ты, Михаил, можешь изображать своих единорогов сколько хочешь, но не рисуй гаубицы, ведь это дело секретное!

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я